Презентация - Литературные направления и группировки в 20-е годы

Литературные направления и группировки в 20-е годыЛитературные направления и группировки в 20-е годыЛитературные направления и группировки в 20-е годыЛитературные направления и группировки в 20-е годыЛитературные направления и группировки в 20-е годыЛитературные направления и группировки в 20-е годыЛитературные направления и группировки в 20-е годыЛитературные направления и группировки в 20-е годыЛитературные направления и группировки в 20-е годыЛитературные направления и группировки в 20-е годыЛитературные направления и группировки в 20-е годыЛитературные направления и группировки в 20-е годыЛитературные направления и группировки в 20-е годыЛитературные направления и группировки в 20-е годыЛитературные направления и группировки в 20-е годыЛитературные направления и группировки в 20-е годыЛитературные направления и группировки в 20-е годыЛитературные направления и группировки в 20-е годыЛитературные направления и группировки в 20-е годы







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Литературные направления и группировки в 20-е годы.
« Когда меня спрашивают сейчас, как я могу кратко определить ощущение того времени, я отвечаю: «Холодные, мокрые ноги и восторг». Ноги мокрые от прохудившихся подметок, восторг от того, что впервые в жизни стало видимо кругом во всю ширину света. Но восторг этот не был всеобщим. Не надо думать также, что те, которые были по существу частью происходящей действительности и верили друг другу, не спорили между собой. Их спор – это знак времени, это знак творческих возможностей, тех поднятых революцией сил, которые хотели себя осуществить, утвердить свои взгляды. Свое понимание строящейся советской культуры». Е.Книпович Книпович Евгения Фёдоровна. (1898-1988) советский литературовед, литературный критик. Автор многочисленных статей, книг о Гейне, А.Фадееве и воспоминаний об А.Блоке.

Слайд 2

Цели:
Обзор с использованием материала учебника дать наиболее полное и всестороннее освещение литературного процесса 20-х годов; показать живой литературный процесс, наметить те проблемы, которые стоят в литературе этого периода, проблемы, разговор о которых будет продолжен при изучении монографических тем курса. Обсуждая конкретные сюжеты, судьбы, идеи вывести современного школьника к рассмотрению глубочайших философских проблем, связанных с выбором жизненной позиции: человек и время, личность и государство, искусство и власть, свобода воли и государственная необходимость. Воспитывать развитие свободной, сознающей себя и окружающее ответственную личность.

Слайд 3

План.
1. Литературные группы 20-х годов. Пролеткульт и «Кузница»; ЛЕФ; Перевал; РАПП. 2. Обзор публицистики 20-х годов. М.Горький «Несвоевременные мысли»; И.Бунин «Окаянные дни»; Письма Короленко.

Слайд 4

Словарь:
Литературный процесс – литературная жизнь определенной страны и эпохи, включающая эволюцию жанров, тематики и различное использование классического наследия, переосмысление вечных тем, возникновение или угасание тех или иных общностей. Основные понятия, характеризующие литературный процесс, – художественные системы, литературные течения, направления, творческие методы.

Слайд 5

Пролеткульт
и "Кузница"

Слайд 6

Стихотворные лозунги, призывы, символизировавшие в быту новый стиль жизни:
Пролеткульт - это культурно-просветительные организации, студии литераторов, художников, актёров.
«Кузница»-группа поэтов, вышедшая из Пролеткульта.
Д.Бедный
Ю.Лебединский

Слайд 7

Идейный руководитель Пролеткульта – А.А. Богданов (1873-1928).
«Пионеры, бейте тревогу – наши родители молятся Богу!» «Мы отпустим мать на грядку и пойдём на детплощадку!» «От поповской рясы отвлечём детские массы.» «Все излишки – в сберкассу.» «Смерть куличу и пасхе…»
Цель организаций: Создать эстетическую систему, которая противостоит буржуазной. «выработка самостоятельной духовной культуры».

Слайд 8

Названия книг Пролеткульта:
нарочито пролетарские названия журналов: «Горн», «Гудки», «Грядущее», «Твори!», «Кузница», «Железный путь»
«Мы» и «Железный мессия» В. Кириллова, «Мускулы тяжести просят» (1918) В. Александровского, «Железные цветы» (1919), «Завод весенний» (1919) и «Железное цветенье» (1923) М. Герасимова, «Поэзия рабочего удара» (1918) А. Гастева.

Слайд 9

Образы-символы пролетарской поэзии 1917-1921 годов:
Коллективная личность, скреплённая единством мировоззрения, тем, мотивов, приёмов, была для «кузнецов» важнее индивидуальной.
«кузницы», «легионы труда», «порванные цепи», «тревожный набат», «ураган воли»…

Слайд 10


ЛЕФ «Левый фронт искусства» (1923-1929г.) Включило в свой состав поэтов теоретиков предреволюционного футуризма во главе с: С. Маяковским О. Бриком Б. Арватовым Н. Чужаком В. Каменским А. Кручёных

Слайд 11

ЛЭФ
Теоретики этого течения утверждали союз искусства с производством, пропагандировали веру в технический прогресс, а в искусстве- «литературу факта», репортажа, монтирования документов вместо вымысла, отменяемого как пережиток прошлого.
1. Прямое отрицание искусства: «Надо ежедневно плевать на алтарь искусства» 2. Литература факта Содержание=форме=бытию. Отрицание художественного вымысла. Литература уравнивалась с ремеслом. 3. Понятие «метод» не возникало. Мировоззрение: главное для художника – выполнение социального заказа, он предполагает уход от творческой индивидуальности.

Слайд 12

В своих «Приказах по армии искусств» Маяковский порой в угоду программе течения призывал то «пулями по стенке музеев тенькать», то в небеса шарахать железобетон, то вообще отвергал всякое личностное, интимное начало в творчестве: «Улицы - наши кисти, площади – наши палитры…»
Теоретик левого фронта Осип Брик написал в разрушительной статье «Дренаж искусству»: «Буржуазное искусство было болотным туманом, сквозь который причудливо просвечивали очертания реальности. Пролетариат должен осушить эти болота. Пусть туман не мешает ему видеть живую жизнь. Она лучше всяких болотных миражей. Конец искусству? Нет, только необходимый дренаж. Реальность, а не призрак. Вот лозунг грядущего искусства коммуны»(Искусство коммуны. 1918.№1)

Слайд 13

«Перевал»- Марксистская литературная группа
Возникла в Москве в 1923 – 1924 годах. Противопоставление другим группам: Уважительное отношение к классикам («У них нужно учиться») Психологизм – главное понятие. Художник максимально должен использовать интуицию

Слайд 14

Лидер – А.К. Воронский (1884 - 1943) Представители: А. Весёлый, М. Голодный, М. Светлов, Э. Багрицкий, И. Катаев, А. Малышкин, М. Пришвин.
Отстаивали свободу писателей; Защищали право писателя на выбор темы, жанра.

Слайд 15

Идея и художественный образ «Перевала».
Искренность творца, т.е. свобода, нравственность творчества. Большое внимание к эстетике, а не к партийным директивам. Выступали за изображение полноценного человека. Крайность: Психологизм рассматривался на уровне подсознательного, интуитивного.
Художественный образ гораздо выше, сложнее, многозначнее любой голой идеи, схемы.

Слайд 16

РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей)
во главе группы – Леопольд Авербах – любимец Троцкого. Главное: Ориентация на массового пролетарского читателя, утверждение партийной пролетарской литературы. ЦЕЛИ: управлять литературным процессом заменить вдохновение социальным заказом стремление рассадить писателей по классовым нишам, «скамейкам»

Слайд 17

Руководство РАППа:
А. Фадеев А. Серафимович Д. Фурманов позже в РАПП придет В.Маяковский, порвав с ЛЕФом
Фурманов
Маяковский
РАПП был распущен в 1932 году, вскоре стало очевидно, что эта верхушка организации, как и ее лидер Леопольд Авербах, «стала проклятьем для литературы» (И. В. Сталин).

Слайд 18

Журналы и основные идеи РАППа
«На посту» «На литературном посту» (журналы были пропитаны ненавистью и доносительством, теоретики РАППа чаще всего упорно вселяли в них чувство «идейной неполноценности», вечного отставания от жизни, отступлений от «генеральной линии»).
Отрицание классического искусства. «Нет литературы советской, нет литературы вообще, есть литература буржуазная и пролетарская» Радов. Писатель не пролетарского происхождения – «попутчик». Категории добра и зла рассматриваются на классовом уровне. Человек – схема. Главное, чтобы содержание было классово выражено. Уравнивают марксистское мировоззрение с художественным методом.

Слайд 19

Домашнее задание:
Тема революции в произведениях писателей «новой волны» с опорой на общую нравственно-историческую проблематику. (Обзор с использованием материала учебника): Общая характеристика «Разгрома» А. Фадеева(стр. 329-335), «Конармии» И.Бабеля(стр. 341-348), «Донских рассказов» М. Шолохова.