Презентация - Дневник молодого Толстого: особенности жанра и стиля

Дневник молодого Толстого: особенности жанра и стиляДневник молодого Толстого: особенности жанра и стиляДневник молодого Толстого: особенности жанра и стиляДневник молодого Толстого: особенности жанра и стиляДневник молодого Толстого: особенности жанра и стиляДневник молодого Толстого: особенности жанра и стиляДневник молодого Толстого: особенности жанра и стиляДневник молодого Толстого: особенности жанра и стиляДневник молодого Толстого: особенности жанра и стиляДневник молодого Толстого: особенности жанра и стиляДневник молодого Толстого: особенности жанра и стиляДневник молодого Толстого: особенности жанра и стиляДневник молодого Толстого: особенности жанра и стиляДневник молодого Толстого: особенности жанра и стиляДневник молодого Толстого: особенности жанра и стиляДневник молодого Толстого: особенности жанра и стиляДневник молодого Толстого: особенности жанра и стиляДневник молодого Толстого: особенности жанра и стиляДневник молодого Толстого: особенности жанра и стиляДневник молодого Толстого: особенности жанра и стиляДневник молодого Толстого: особенности жанра и стиляДневник молодого Толстого: особенности жанра и стиляДневник молодого Толстого: особенности жанра и стиляДневник молодого Толстого: особенности жанра и стиляДневник молодого Толстого: особенности жанра и стиляДневник молодого Толстого: особенности жанра и стиляДневник молодого Толстого: особенности жанра и стиля







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

МОУ «Лицей» г. Щёкино

Слайд 2

Дневник молодого Толстого: особенности жанра и стиля.

Слайд 3

Цели работы
1.Изучить языковые и жанровые особенности дневниковых записей молодого Толстого. 2.Представить ход мышления великого писателя, восприятие действительности молодым человеком. 3.Проследить становление личности Л.Н. Толстого.

Слайд 4

Из дневника Толстого за 26 марта 1857 года "Встал поздно, нездоровый, читал, и вдруг пришла простая и дельная мысль, уехать из Парижа. Пришли Тургенев и Орлов, с ними зашел к последнему, шлялся, укладывался, обедал с Тургеневым и навязавшимся Крюднером у Дюрана, оттуда на минуточку зашел к Тургеневу, он к Виардо, я к Львовым. Княжна была. Она мне очень нравится и, кажется, я дурак, что не попробую жениться на ней. Ежели бы она вышла замуж за очень хорошего человека и они были бы очень счастливы, я могу прийти в отчаяние. Поболтал потом с честной и милой институткой и пошел спать спокойнее, чем вчера"

Слайд 5

Дневники Толстого
«Олитературивание» повествования»

Слайд 6

1847 " Во мне начинает проявляться страсть к наукам; хотя из страстей человека эта есть благороднейшая, но не менее того я никогда не предамся ей односторонне, т.е. совершенно убив чувство и не занимаясь приложением, единственно стремясь к образованию ума и наполнению памяти. Односторонность есть главная причина несчастий человека"

Слайд 7

14 июня 1850 г. "Опять принялся я за дневник и опять с новым рвением и новой целью. Который уж это раз? не помню. Все равно, может, опять брошу, за то приятное занятие и приятно будет перечесть, также как приятно было перечесть старые. мало ли бывает в голове мыслей, и которые кажутся весьма замечательными; а как рассмотришь, выйдет пустошь; иные же точно дельные - вот для этого то и нужен дневник. По дневнику весьма удобно судить о самом себе".

Слайд 8

"Последние три года, проведенный мной так беспутно, иногда кажутся мне очень занимательными, поэтическими и частью полезными; постараюсь пооткровеннее и поподробнее вспомнить и записать их. Вот еще третье назначение доля дневника"

Слайд 9

17 марта 1847 г "И это пустое обстоятельство дало мне толчок, от которого я стал на ту ступень, на которой я уже давно поставил ногу; но никак не мог перевалить туловище (от того, должно быть, что не обдумавши поставил левую ногу вместо правой"

Слайд 10

8 декабря 1850 года "Почти через два месяца берусь я за перо, чтобы продолжать свой дневник. Ах, трудно человеку развить из самого себя хорошее под влиянием одного только дурного" . "5 дней писал я дневник, а 5 месяцев в руки не брал. Постараюсь вспомнить, что я делал в это время и почему я так отстал видимо от занятий. Большой переворот сделался во мне в это время; спокойная жизнь в деревне, прежние глупости и необходимость заниматься своими делами принесли свой плод"

Слайд 11

"Оставь действовать разум, он укажет тебе на твое назначение, он даст тебе правила, с которыми смело иди в общество. Все, что сообразно с первенствующею способностью человека - разумом, будет равно сообразно со всем, что существует, разум отдельного человека есть часть всего существующего, а часть не может расстроить порядок целого. Целое же может убить часть. Для этого образуй свой разум так, чтобы он был сообразен с целым, с источником всего, а не с частью, с обществом людей; тогда твой разум сольется в одно с этим целым, и тогда общество, как часть, не будет иметь влияния на тебя"

Слайд 12

«…цель жизни человека есть всевозможное способствование к всестороннему развитию всего существующего. /…/ И так я, кажется, без ошибки за цель моей жизни могу принять сознательное стремление к всестороннему развитию всего существующего". Результатом "разумного развития" должно стать следующее: "бессмертная душа, развившись, перейдет в существо высшее и соответствующее ей. Теперь же жизнь моя будет стремлением деятельным и постоянным к этой одной цели"

Слайд 13

«…легче написать 10 томов Философии, чем приложить какое-либо начало к практике"

Слайд 14

"Я много переменился; но еще не достиг той степени совершенства (в занятиях), которого бы мне хотелось достигнуть. - Я не исполнял того, что себе предписываю, что исполняю, то исполняю не хорошо, не изощряю памяти" - и тут же: "Для того пишу здесь себе некоторые правила, которые, как мне кажется, много мне помогут, ежели я буду им следовать"

Слайд 15

"Терпение и прилежание, и я уверен, что я достигну всего, чего хочу"

Слайд 16

изучить весь курс юридических наук изучить практическую и часть теоретической медицины изучить языки: французский, русский, немецкий, итальянский, латинский, английский изучить теоретические и практическое сельское хозяйство, историю, географию и статистику написать диссертацию достичь средней степени совершенства в музыке и живописи составить сочинения из всех предметов, которые будет изучать

Слайд 17

"Я написал вдруг много правил и хотел им всем следовать; но силы мои были слишком слабы для этого"
"Исполняй все то, что ты определил быть исполнену "
"Пускай не было бы хорошего влияния, но не было бы и дурного, и тогда бы в каждом существе дух взял бы вверх над материей.."

Слайд 18

«…каждый настоящий день выступает в них по отношению к прошедшему дню в роли следователя и прокурора одновременно».
июнь 1850 г "Второй день ленюсь, не исполняю назначенного. Отчего? Не понимаю". "Мне кажется, что я стал лениться от того, что слишком много начал, поэтому вперед не буду переходить к другому занятию, покуда не выполню назначенного. Для того, чтобы я не мог отговариваться тем, что не успел составить систему, буду вписывать в дневник как правила общие, так и правила по части музыки и хозяйства" ."Не отчаиваюсь, буду себя принуждать"

Слайд 19

«Перестал я делать Испанские замки и планы, для исполнения которых не достанет никаких сил человеческих. Главное же и самое благоприятное для этой перемены убеждений то, что я не надеюсь больше одним своим рассудком дойти до чего -либо и не презираю больше форм, принятых всеми людьми. Прежде все, что обыкновенно, казалось недостойным меня, теперь же, напротив, я почти никакого убеждения не признаю хорошим и справедливым до тех пор, пока не вижу приложения и исполнения на деле оного и приложения многими. Странно - как мог я пренебрегать тем, что составляет главное преимущество человека - способностью понимать убеждения других и видеть на других исполнения на деле. Как моя я дать ход своему рассудку без всякой поверки, без всякого приложения? Одним словом, и самым простым, я перебесился и постарел».

Слайд 20

"Ни малейшей неприятности или колкости не пропускать никому, не отплативши вдвое"
"Нахожу для дневника, кроме определения будущих действий, полезную цель - отчет каждого дня, с точки зрения тех слабостей, от которых хочешь исправиться"

Слайд 21

27 марта 1895 г "Дневники моей холостой жизни я прошу уничтожить не потому, что я хотел бы скрыть от людей свою дурную жизнь, - жизнь моя была обычная дрянная жизнь беспринципных молодых людей, - но потому, что эти дневники, в которые я записывал только то, что меня мучило сознанием греха, производят одно одностороннее впечатление и представляют: А впрочем, пускай остаются мои дневники, как они есть, из них видно, по крайней мере, то, что несмотря на пошлость и дрянность моей молодости, я все-таки не был оставлен Богом и хоть под старость стал хоть немного понимать и любить его" .

Слайд 22


"Скверно, скверно и скверно"

Слайд 23

22 марта "Хорошую можно написать книгу - жизнь Татьяны Александровны"
"Я ищу все какого-то расположения духа, взгляда на вещи, образа жизни, которого я ни найти, ни определить не умею. Хотелось бы мне больше порядка в умственной деятельности, больше самой деятельности, больше вместе с тем свободы и непринужденности"
"Ночь ясная, свежий ветерок продувает палатку и колеблет свет нагоревшей свечи. Слышен отдаленный лай собак в ауле, перекличка часовых. Пахнет засыпающими дубовыми и чинаровыми плетьми, из которых сложен балаган "
" Встал поздно. Пришел Алексеев. Читал, работать поленился. Спал после обеда, приехал Садо; я ему очень обрадовался; но не решился насчет отдачи денег за выстрел. Не отдам, а возьму лошадь. Вечером ленился. Завтра в Хамамат-Юрт: охота и возиться с татарами, постараюсь внушить им уважение. Давно уже не бывал я в опасности - скучно. Завтра пойду на дорогу"
"Главное, я ничего похожего на эту грусть, которую испытываю, не нахожу нигде: ни в описаниях, ни даже в своем воображении"
«Разочарованности тоже нет, меня забавляет все"

Слайд 24

«Как смел я думать, что можно знать пути Провидения. Оно источник разума, и разум хочет постигнуть: Ум теряется в этих безднах премудрости, а чувство боится оскорбить Его. Благодарю Его за минуту блаженства, которая показала не ничтожность и величие мое. Хочу молиться; но не умею; хочу постигнуть; но не смею - предаюсь на волю Твою! Зачем писал я все это? Как плоско, вяло, даже бессмысленно выразились чувства мои: а были так высоки!"

Слайд 25

Осознанием этого завершается первый "сюжет" Дневника молодого Толстого. Конфликт этих двух начал останется сквозным для всего Дневника писателя, но в дальнейшем он станет основой лишь одной из многочисленных "сюжетных линий" дневникового повествования, сложно переплетаясь с теми из них, которые станут главными в тот или иной период его ведения.

Слайд 26

Литература
1.Шикин В.Н. Дневник Литературный энциклопедический словарь. М.: Сов. .энциклопедия, 1987. С.98. 2.Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений: В 90 тт. (Юбилейное). Т.47. С.122. 3.Морозенко Л.Н. У истоков нового этапа в развитии психологизма: Ранние дневники Толстого и Чернышевского 4. Л.Н.Толстой и русская литературно-общественная мысль. -Л.: Наука, Ленингр. отд-ие, 1979. С. 113.

Слайд 27

Авторы:
Учитель информатики Фролова Т.В.
Учитель русского языка и литературы Толкачёва О.Л.
Учащиеся 10 «А» класса Поташника Ольга, Власова Оксана Максимова Кристина