Презентация - Культура Киевской Руси в X-XII веке

Культура Киевской Руси в X-XII векеКультура Киевской Руси в X-XII векеКультура Киевской Руси в X-XII векеКультура Киевской Руси в X-XII векеКультура Киевской Руси в X-XII векеКультура Киевской Руси в X-XII векеКультура Киевской Руси в X-XII векеКультура Киевской Руси в X-XII векеКультура Киевской Руси в X-XII векеКультура Киевской Руси в X-XII векеКультура Киевской Руси в X-XII векеКультура Киевской Руси в X-XII векеКультура Киевской Руси в X-XII векеКультура Киевской Руси в X-XII векеКультура Киевской Руси в X-XII векеКультура Киевской Руси в X-XII векеКультура Киевской Руси в X-XII векеКультура Киевской Руси в X-XII веке






Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Культура Киевской Руси в X-XII веке

Слайд 2

КУЛЬТУРА – это вся преобразовательная деятельность человека, выраженная в материальных и духовных памятниках и ценностях.

Слайд 3

ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ:
Дошедшие до нас памятники связаны главным образом с церковью и христианской идеологией Наличие анонимности в работе (художник не должен оставлять своё имя на творении, т.к. это эгоистично по отношению к Богу) Оказания влияния на древнерусскую культуру Византии и принятие христианства Но в тоже время слабая связь с культурой Западной Европы Не появление чего-то одного, а множество направлений в культуре Др. Руси (устного народного творчества, литературы, зодчества, живописи и др.)

Слайд 4

Направления культуры Древней Руси: (на примере фольклора)
Направление культуры Название вида направления и его особенности Пример
Устное народное творчество или фольклор Былины – поэтические воспоминания народа о различных эпохах его истории. Главный герой БОГАТЫРЬ и основная тема – освобождение земли Русской и защита ее. Илья Муромец- могучий воин, Добрыня Никитич- рассудительный воин, Микула Селянинович – пахарь-земледелец

Слайд 5

ПИСМЕННОСТЬ:
Азбука – великий шаг каждого народа. Он нуждается в своей письменности, книгах и литературе. Рождение славянской письменности это заслуга греческих миссионеров Кирилла и Мефодия, который придумали «кириллицу» (А- «аз», Б- «буки», В- «веди», Д- «добро» и т. д.)

Слайд 6

Кирилл и Мефодий.
Кирилл (в миру Константин, по прозвищу Философ), и Михаил (после пострижения в монахи - Мефодий), братья из г. Солуни просветители славян, создатели славянской азбуки, проповедники христианства. Канонизированы и почитаются как святые и на Востоке, и на Западе. В православии почитаются как святые равноапостольные.

Слайд 7

Кириллица
Кириллом во второй половине IX века был создан глаголический алфавит (глаголица), на котором были написаны первые переводы церковных книг для славянского населения Моравии и Паннонии. На рубеже IX-Х веков на территории Первого Болгарского царства в результате синтеза издавна распространенного здесь греческого письма и тех элементов глаголицы, которые удачно передавали особенности славянских языков, возникла азбука, получившая позднее название кириллица. В дальнейшем этот более легкий и удобный алфавит вытеснил глаголицу и стал единственным у южных и восточных славян.

Слайд 8

Остромирово Евангелие
Остроми́рово Ева́нгелие — древнейшая русская рукописная книга, написанная в середине XI века[1]. Ценнейший памятник старославянского языка русского извода. Рукопись хранится (с 1806 года) в Российской национальной библиотеке. «Остромирово Евангелие» — древнейший точно датированный объёмный рукописный памятник, созданный на Руси. В нём, кроме особенностей общерусских, отражены и такие языковые особенности, которые со временем стали характерными для украинского языка.
Остромирово Евангелие. Лист 2.

Слайд 9

Остромирово Евангелие
Рукопись особо интересна тем, что в её конце переписчик подробно рассказал об обстоятельствах её изготовления и о времени работы:
Слава Тебе, Господи, Царь небесный, что сподобил меня написать Евангелие сие. Начал же писать его в лето 6564, а закончил в лето 6565. Написал же Евангели сие рабу Божию, нареченному в крещении Иосифом, а по-мирски — Остромиром, родственнику князю Изяславу, в то время, когда Изяслав князь предержал власть и отца своего Ярослава и брата своего Владимира. Сам же Изяслав князь держал стол отца своего Ярослава в Киеве, а стол брата своего поручил управлению родственнику своему Остромиру в Новгороде. Много же лет даруй [, Господи,] приобретшему Евангелие сие на утешение многим душам христианским, да и ему Господь благословение святых евангелистов, Иоанна, Матфея, Луки, Марка и святых праотцов Авраама, и Исаака, и Иакова, самому ему, и жене его Феофане и чадам его, и женам чад их. Здравствуйте же многие годы, соблюдая поучение свое. Аминь. Я, Григорий диакон, написал Евангелие, и если кто лучше сего напишет, то пусть не зазирает меня, грешника. Начал же писать месяца октября в 21 день, на память Илариона, а окончил месяца мая в 12 день на память Епифана. Молю же всех почитающих, не проклинайте, не исправляя; прочитайте, что и святой апостол Павел говорит: «Благословите, а не проклинайте». Аминь.

Слайд 10

В Остромировом Евангелии — три большие иллюстрации, на которых изображены апостолы Марк, Иоанн и Лука (составители Евангелия).
Евангелист Иоанн
Евангелист Лука
Евангелист Марк

Слайд 11

Письменность

Слайд 12

Летописи
Одним из основных жанров творчества стало летописание – погодное изложение событий. Летописи являются ценнейшими памятниками всей духовной культуры средневекового общества. Составление летописей преследовало вполне определённые политические цели, являлось дело государственным. Летописец не только описывал исторические события, он должен был дать им оценку, отвечающую интересам князя-заказчика.
Древнейшая дошедшая до нас летопись, основанная на более ранних летописных записях, датируется 1113г. Она вошла в историю под названием «Повесть временных лет» и, как принято считать, была создана монахом Киево-Печерского монастыря Нестером.

Слайд 13

Летописи

Слайд 14

Софийский собор в Киеве,1037г.
является первым значительным памятником древнерусского зодчества храм был сооружен на месте битвы киевлян с печенегами, окончившейся полным разгромом кочевников первоначальная София Киевская была деревянной, и только несколько лет спустя Ярослав Мудрый начал возводить на ее месте монументальный каменный храм.

Слайд 15

Собор Святой Софии. Новгород
Собор Святой Софии – главный православный храм Великого Новгорода, возведенный в 1045–1050 годах. Является древнейшим сохранившимся храмом на территории России, построенным славянами.

Слайд 16

Золотые ворота. Киев
Собор Михаила Архангела в Смоленске (1191-1194)

Слайд 17

Художественное ремесло
изготовление замков, оружия, кольчуг ювелирные изделия гончарные изделия

Слайд 18

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !!!