Презентация - Методическая разработка урока истории для 6-го класса «Культура Древней Руси»

Методическая разработка урока истории для 6-го класса «Культура Древней Руси»Методическая разработка урока истории для 6-го класса «Культура Древней Руси»Методическая разработка урока истории для 6-го класса «Культура Древней Руси»Методическая разработка урока истории для 6-го класса «Культура Древней Руси»Методическая разработка урока истории для 6-го класса «Культура Древней Руси»Методическая разработка урока истории для 6-го класса «Культура Древней Руси»Методическая разработка урока истории для 6-го класса «Культура Древней Руси»Методическая разработка урока истории для 6-го класса «Культура Древней Руси»Методическая разработка урока истории для 6-го класса «Культура Древней Руси»Методическая разработка урока истории для 6-го класса «Культура Древней Руси»Методическая разработка урока истории для 6-го класса «Культура Древней Руси»Методическая разработка урока истории для 6-го класса «Культура Древней Руси»Методическая разработка урока истории для 6-го класса «Культура Древней Руси»Методическая разработка урока истории для 6-го класса «Культура Древней Руси»Методическая разработка урока истории для 6-го класса «Культура Древней Руси»Методическая разработка урока истории для 6-го класса «Культура Древней Руси»Методическая разработка урока истории для 6-го класса «Культура Древней Руси»Методическая разработка урока истории для 6-го класса «Культура Древней Руси»Методическая разработка урока истории для 6-го класса «Культура Древней Руси»Методическая разработка урока истории для 6-го класса «Культура Древней Руси»Методическая разработка урока истории для 6-го класса «Культура Древней Руси»Методическая разработка урока истории для 6-го класса «Культура Древней Руси»Методическая разработка урока истории для 6-го класса «Культура Древней Руси»Методическая разработка урока истории для 6-го класса «Культура Древней Руси»Методическая разработка урока истории для 6-го класса «Культура Древней Руси»Методическая разработка урока истории для 6-го класса «Культура Древней Руси»Методическая разработка урока истории для 6-го класса «Культура Древней Руси»Методическая разработка урока истории для 6-го класса «Культура Древней Руси»Методическая разработка урока истории для 6-го класса «Культура Древней Руси»Методическая разработка урока истории для 6-го класса «Культура Древней Руси»Методическая разработка урока истории для 6-го класса «Культура Древней Руси»Методическая разработка урока истории для 6-го класса «Культура Древней Руси»Методическая разработка урока истории для 6-го класса «Культура Древней Руси»Методическая разработка урока истории для 6-го класса «Культура Древней Руси»Методическая разработка урока истории для 6-го класса «Культура Древней Руси»Методическая разработка урока истории для 6-го класса «Культура Древней Руси»Методическая разработка урока истории для 6-го класса «Культура Древней Руси»Методическая разработка урока истории для 6-го класса «Культура Древней Руси»Методическая разработка урока истории для 6-го класса «Культура Древней Руси»Методическая разработка урока истории для 6-го класса «Культура Древней Руси»Методическая разработка урока истории для 6-го класса «Культура Древней Руси»Методическая разработка урока истории для 6-го класса «Культура Древней Руси»Методическая разработка урока истории для 6-го класса «Культура Древней Руси»Методическая разработка урока истории для 6-го класса «Культура Древней Руси»Методическая разработка урока истории для 6-го класса «Культура Древней Руси»Методическая разработка урока истории для 6-го класса «Культура Древней Руси»Методическая разработка урока истории для 6-го класса «Культура Древней Руси»Методическая разработка урока истории для 6-го класса «Культура Древней Руси»Методическая разработка урока истории для 6-го класса «Культура Древней Руси»






Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Культура Древней Руси
Методическая разработка урока истории для 6-го класса.

Слайд 2

Цели урока: Образовательные обеспечить усвоение знаний о происхождении и особенностях древнерусской культуры.
Воспитательные 1) способствовать восприятию отечественных культурных традиций и ценностей прошлого в их связи с настоящим; способствовать развитию чувства прекрасного; 2) формировать чувство гордости за национальную культуру. Развивающие способствовать развитию исторического мышления на базе материала школьного учебника, формировать умение использовать дополнительную литературу, самостоятельно работать с ней, вести поисковую работу; умение использовать данный исторический материал на занятиях творческих объединений; Формировать творческие способности учащихся, чувство цвета и формы; умение излагать свою точку зрения, делать краткие конспективные записи для подготовки своего ответа.

Слайд 3

Задачи урока: 1.Пробудить у учащихся интерес к истории формирования древнерусской культуры. 2. Формировать умения: - излагать грамотно свои мысли; - развивать монологическую речь; - прослеживать причинно-следственные связи; - творчески подходить к выполнению домашнего задания; - работать самостоятельно; - работать в нестандартной обстановке.

Слайд 4

Ход урока
1. Оргмомент. 2. Опрос домашнего задания: доклад творческих групп; оценка качества творческих работ учащихся, представленных на выставке; тестирование. 3. Объяснение нового материала с использованием мультимедийной презентации. 4. Закрепление пройденного материала. 5. Итог урока. 6. Оценки за урок. 7. Домашнее задание.

Слайд 5

План изучения новой темы:
1.Что такое «Культура». 2.Происхождение древнерусской культуры. 3.Фольклор. 4.Литература. 5.Архитектура и изобразительное искусство. 6.Художественное ремесло.

Слайд 6

Тип урока: комбинированный
Приёмы и методы Словесный: беседа, объяснение материала, рассказ. Наглядный: демонстрация видеофрагментов. Самостоятельная работа с учебником, с дополнительной литературой Выполнение творческих работ (ИЗО, лепка, аппликация, эссе).

Слайд 7

Оборудование урока:
История России. учебник. ч.I под ред. А.А, Данилова и Л.Г. Косулиной, 2006 г; Мультимедийная презентация; Выставка творческих работ учащихся.

Слайд 8


КУЛЬТУРА РУСИ ХIV - XV вв.

Слайд 9

КУЛЬТУРА – все виды и результаты преобразовательной деятельности человека и общества
ВЛИЯНИЯ ЦЕНТРЫ
УСЛОВИЯ ТРАДИЦИИ И ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ
Феофан Грек Андрей Рублёв Афанасий Никитин Аристотель Фиорованти
ФОЛЬКЛОР ЛЕТОПИСАНИЕ ИСТОРИЧ. ЛИТЕРАТУРА ЖИТИЯ И ХОЖДЕНИЯ ЗОДЧЕСТВО РОСТ МОСКВЫ ИКОНОПИСЬ
ВОЗРОЖДЕНИЕ САМОБЫТНОСТЬ СЛИЯНИЕ ТРАДИЦИЙ ШЕДЕВРЫ
ПАТРИОТИЗМ ПОЛИЭТНИЧЕСКАЯ СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ ОТСТАВАНИЕ
ХIV – XV вв. СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
КУЛЬТУРА РУСИ XIV-XV вв.

Слайд 10

ПОНЯТИЯ
КУЛЬТУРА - все виды и результаты преобразовательной деятельности человека и общества. ФРЕСКА — это живопись водяными красками по сырой штукатурке. Первые фрески были выполнены греческими мастерами. КАНОН – правило, норма, образец. Свод догм. ЖИТИЕ – описание жизни христианских святых. СЛОВО – торжественное, поучающее обращение.
Схема

Слайд 11

КУЛЬТУРА РАЗВИВАЛАСЬ В УСЛОВИЯХ :
Упадка государственного строя из-за татарского ига. Возвышения Москвы и Великого княжества Литовского. Постоянной военной опасности от внешних врагов. Становления самодержавия. Превращения Руси в оплот мирового православия.
Схема

Слайд 12

УГАСШЕЙ ВИЗАНТИИ
ТАТАРСКОГО ИГА
ТРАДИЦИЙ ДОМОНГОЛЬСКОЙ РУСИ
НАРОДОВ РОССИИ
ПОЛЬШИ ЛИТВЫ
ВЛИЯНИЯ
Схема

Слайд 13

ЦЕНТРЫ КУЛЬТУРЫ
ГОРОДА
ПСКОВ
НОВГОРОД
МОСКВА
Схема
ТВЕРЬ

Слайд 14

СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ
Становление самодержавия потребовало соответствующей «культурной оправы». Русская православная церковь, после падения Византии стала оплотом мирового православия, и также широко финансировала культуру. Знать стремилась украсить свой быт произведениями искусства.
Схема

Слайд 15

Борьба с иноземными завоевателями вызвала новый подъем устного народного творчества. Созданные народом легенды, былины, сказания звали русских людей к борьбе за свержение ненавистного ига. Одно из самых известных произведений этого периода — «Сказание о невидимом граде Китеже» — легендарное повествование о городе, ушедшем на дно озера, но не сдавшемся врагу.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Схема

Слайд 16

Летописание
Летописание не утратило в этот период своего значения, несмотря на разрушение почти всех его центров, за исключением Новгорода, где оно не прерывалось. Уже в конце XIII — начале XIV в. возникли новые летописные центры (Тверь, Москва), начался подъем летописного жанра. В этот период летописание имело свои особенности. Обострение политической борьбы обусловило существенные отличия в политических концепциях местных летописных сводов. Но при всем различии политических тенденций и стиля изложения во всех летописях XIV—XV вв. отчетливо проявляется их общерусский характер. Патриотизм и идея единства русских земель являются отличительной чертой всего русского летописания. Возвышение Москвы предопределило и особую роль московского летописания. После Куликовской битвы его содержание определяется идеей единства русских земель под главенством Москвы. Эта идея лежит в основе как Троицкой летописи начала XV в. — общерусского летописного свода московского происхождения, так и Московского летописного свода конца XV в., призванного обосновать историческую роль Москвы.
Схема

Слайд 17

ИСТОРИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Наиболее распространенным литературным жанром этого периода были исторические повести. В них рассказывалось о деятельности реальных исторических лиц, конкретных исторических фактах и событиях. Нередко повести становились частью летописного текста. Борьбе с иноземными завоевателями до Куликовской битвы посвящены повесть «О битве на Калке», «Повесть о разорении Рязани Батыем», повести об Александре Невском, «Повесть о Щелкане», рассказывающая о восстании в Твери в 1327 г. Победе 1380г. посвящен целый цикл исторических повестей: «О побоище на Дону», «Сказание о Мамаевом побоище», «Задонщина». . Интерес к всемирной истории, стремление определить свое место среди народов мира вызвало появление хронографов — своеобразной всемирной истории того времени. В середине XV в. был составлен первый русский хронограф, в котором история Руси представлена в связи с Всемирной историей.
Схема

Слайд 18

ЖИТИЯ
Расцвет житийной литературы того времени также в значительной степени связан с процессом объединения русских земель и с необходимостью обосновать богоизбранность Москвы. Талантливые писатели Пахомий Логофет и Епифаний Премудрый составили жизнеописания крупнейших церковных деятелей Руси: митрополита Петра, перенесшего центр митрополии в Москву; Сергия Радонежского, поддержавшего московского князя в борьбе за престол и в борьбе с татаро-моноголами. Житийная литература в этот период представлена жизнеописаниями не только подвижников церкви, но и канонизированных государственных деятелей, что сближает ее с историко-героическими произведениями.
Сергий Радонежский
Схема

Слайд 19

«Хождение за три моря»
Дальнейшее развитие получила литература о путешествиях — «хождения». В последней четверти XV в. появилась новая разновидность этого жанра — светские хождения, наиболее яркий ее образец — записки тверского купца Афанасия Никитина, описывающие его путешествие в Индию («Хождение за три моря»). Это было первое в средневековой европейской литературе описание Индии, ее хозяйства, обычаев, религии.
Схема

Слайд 20


КАМЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
Схема
Развитие градостроительства на Руси было приостановлено монголо-татарским завоеванием. Разрушенные в ходе сражений города долгое время невозможно было восстановить вследствие тяжелого экономического положения и отсутствия опытных мастеров. Но древние традиции в области зодчества не прервались. Новый подъем русской архитектуры начался в конце XIV — начале XV в. Первым городом Северо-Восточной Руси, возобновившим каменное строительство, стала Тверь. Тверские мастера опирались на архитектурные традиции, установившиеся во владимиро-суздальском зодчестве. Разгром города после восстания 1327 г. надолго ослабил его и приостановил развитие каменного строительства. Новгород и Псков меньше других русских земель пострадали от монголо-татарского нашествия и ранее других восстановили каменное строительство в широком масштабе. Новый стиль Новгорода отличался обилием декоративных украшений. В Пскове новые декоративные решения не получили большого распространения. Вся архитектура города носила облик крепости. Объединение русских земель вокруг Москвы способствовало взаимопроникновению и взаимообогащению их архитектурных традиций. Начался процесс слияния местных архитектурно-художественных школ в единую общерусскую архитектурную школу.

Слайд 21

«МОСКВА НЕ СРАЗУ СТРОИЛАСЬ»
Начало каменного строительства в Москве относится ко второй четверти XIV в. Московская архитектурная школа складывалась на основе традиций владимиро-суздальского зодчества, но впоследствии проявилось влияние и других архитектурных школ: псковской, черниговской, новгородской. Крупнейшей работой этого времени стало строительство Московского Кремля, история которого начинается еще в XII в., когда на , Боровицком холме были построены деревянные стены, разрушенные монголо-татарами в 1237 г. При Иване Калите территория Кремля была расширена, построены новые дубовые стены, создан первоначальный архитектурный ансамбль Соборной площади с каменными храмами. Первые белокаменные стены Московского Кремля были возведены в 1367 г. Создание ансамбля Московского Кремля, в основном сохранившегося до наших дней, завершилось в конце XV—начале XVI в. и стало символом могущества и величия столицы Российского централизованного государства. Величию Москвы служили Успенский собор (Аристотель Фиорованти) и Грановитая палата (Марк Фрязин)
Схема
Далее

Слайд 22

НАЗАД
Московский кремль в ХII в

Слайд 23

НАЗАД
Московский кремль при Иване Калите

Слайд 24

НАЗАД
Московский кремль при Дмитрии Донском

Слайд 25

НАЗАД
Московский кремль при Иване III

Слайд 26

НАЗАД
УСПЕНСКИЙ СОБОР
АРИСТОТЕЛЯ ФИОРОВАНТИ

Слайд 27

иконопись
В это время шёл процесс слияния местных художественных школ в единую общерусскую живописную школу. Как и в предшествующий период, определяющее влияние на развитие живописи оказывала церковь. Основным направлением в развитии живописи по-прежнему была иконопись, что в значительной степени объясняется преобладанием на Руси деревянных храмов, не приспособленных для стенной росписи. Новгородская иконописная школа характеризуется лаконичными композициями (на иконах, как правило, изображался один святой), четкостью рисунка, чистотой красок, высокой техникой. Псковская иконопись отличалась от новгородской смелостью композиции, типами ликов, более тяжелыми фигурами. Ведущее положение с XIV в. занимала Московская школа, сложившаяся на основе Ростово-Суздальской и вобравшая в себя лучшие достижения всех русских школ. Большое значение в живописи приобретала личность художника. Авторский стиль наиболее талантливых живописцев преодолевал влияние местных традиций. Творчество таких художников-иконописцев, как Феофан Грек, Даниил Чёрный, Андрей Рублев, Дионисий вышло за рамки отдельных живописных школ. Огромный вклад в развитие русской живописи внес гениальный художник Феофан Грек (ок. 1340 — после 1405 г.), приехавший из Византии.
Схема
Далее

Слайд 28

Даниил Чёрный и Андрей Рублёв – мастера иконописи.
НАЗАД

Слайд 29

АНДРЕЙ РУБЛЁВ
Наивысший расцвет Московской школы связывают с Андреем Рублевым, канонизированным Русской православной церковью. Произведения Андрея Рублева отличают глубокая человечность и возвышенная одухотворенность образов в сочетании с мягкостью и лиризмом. Самое известное его произведение, ставшее одной из вершин мирового искусства, — икона «Троица», написанная для иконостаса Троицкого собора Троицко-Сергиевой Лавры. Кисти Рублева принадлежат также дошедшие до нас фресковая роспись Успенского собора во Владимире, другие иконы и фрески.
Схема

Слайд 30

ФЕОФАН ГРЕК
Огромный вклад в развитие русской живописи внес гениальный художник Феофан Грек (ок. 1340 — после 1405 г.), приехавший из Византии. Его произведения (фрески, иконы) отличаются монументальностью, выразительностью образов, смелой и свободной живописной манерой. В творчестве Феофана Грека выделяются два периода: бунтарский новгородский и более спокойный московский. В Новгороде сохранились фрагменты его росписи церкви Спаса на Ильине. В Москве Феофан Грек расписал церковь Рождества Богородицы, Архангельский собор в Кремле и вместе с Андреем Рублевым и старцем Прохором — Благовещенский собор в Кремле (сохранилась часть иконостаса Благовещенского собора работы Феофана Грека).
Схема

Слайд 31

ОБОЗНАЧИЛИСЬ ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ РУСИ
Доминирующая роль патриотической тематики Зарождение светских и реалистических черт Слияние в общерусской культуре национальных струй Общий средний уровень её развития Культурное отставание России от Европы
Схема

Слайд 32

ИТОГИ
Завоевание Руси монголо-татарами существенно замедлило темпы культурно-исторического процесса, но не прервало его, не нарушило преемственность в развитии русской культуры так называемого домонгольского периода и периода ее восстановления и нового расцвета. Русская культура сохранила национальный характер. Большую роль в передаче традиций и культурно-исторического опыта сыграли земли, не подвергшиеся разгрому, такие как Новгород и Псков. Насильственное вмешательство чужеродной культуры не уничтожило национальную самобытность и самостоятельность русской культуры. Конец XIV—XV в. характеризовался началом длительного процесса слияния местных литературных, архитектурных, художественных школ в единую национальную общерусскую школу. Продолжался процесс складывания русской народности. Наиболее выдающимися шедеврами этого периода являются ансамбль Московского кремля, икона Андрея Рублёва «Троица» и «Хождение за три моря» Афанасия Никитина.
Схема

Слайд 33

Закрепление:
Учащиеся повторяют по записям в тетрадях определения понятий «культура», «духовная культура», «материальная культура», источники формирований древнерусской культуры, характеризуют древнерусский фольклор, литературу, искусство, художественное ремесло, выполняют тестовые задания. Домашнее задание: 1.Прочитать параграф №7, записи в тетрадях. 2.Подготовиться к проверочной работе.

Слайд 34

Итоговое тестирование
Культура – это 1 2 3 4 5
Тест № 2

Слайд 35

КУЛЬТУРА - все виды и результаты преобразовательной деятельности человека и общества.
назад

Слайд 36

Культура — это живопись водяными красками по сырой штукатурке.
назад

Слайд 37

Культура – правило, норма, образец. Свод догм.
назад

Слайд 38

КУЛЬТУРА – описание жизни христианских святых
назад

Слайд 39

КУЛЬТУРА – торжественное, поучающее обращение
назад

Слайд 40

Что здесь лишнее и почему?
Заговоры Летописи Жития Былины
Тест № 3

Слайд 41

Ты не прав!!!
назад

Слайд 42

Подумай ещё!
назад

Слайд 43

Неверно!!!
назад

Слайд 44

Правильно! Молодец!!!
назад

Слайд 45

Феофан Грек - это
Скульптор Живописец Зодчий Архитектор

Слайд 46

Ты не прав! Обидно!
Ну найди правильный ответ!
назад

Слайд 47

Ой! Ой! Ой! Невнимательно слушал учителя!!!
Не серди меня!
назад

Слайд 48

Подумай ещё!!!
назад

Слайд 49

Верно! Ты умница!!!
назад