Презентация - Жизнь и творчество Льва Николаевича Толстого

Жизнь и творчество Льва Николаевича ТолстогоЖизнь и творчество Льва Николаевича ТолстогоЖизнь и творчество Льва Николаевича ТолстогоЖизнь и творчество Льва Николаевича ТолстогоЖизнь и творчество Льва Николаевича ТолстогоЖизнь и творчество Льва Николаевича ТолстогоЖизнь и творчество Льва Николаевича ТолстогоЖизнь и творчество Льва Николаевича ТолстогоЖизнь и творчество Льва Николаевича ТолстогоЖизнь и творчество Льва Николаевича ТолстогоЖизнь и творчество Льва Николаевича ТолстогоЖизнь и творчество Льва Николаевича ТолстогоЖизнь и творчество Льва Николаевича ТолстогоЖизнь и творчество Льва Николаевича ТолстогоЖизнь и творчество Льва Николаевича ТолстогоЖизнь и творчество Льва Николаевича ТолстогоЖизнь и творчество Льва Николаевича ТолстогоЖизнь и творчество Льва Николаевича ТолстогоЖизнь и творчество Льва Николаевича ТолстогоЖизнь и творчество Льва Николаевича ТолстогоЖизнь и творчество Льва Николаевича ТолстогоЖизнь и творчество Льва Николаевича Толстого






Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Жизнь и творчество Льва Николаевича Толстого (1828 – 1910)

Слайд 2

"Радостный период детства"
Толстой был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его мать, урожденная княжна Волконская, умерла, когда Толстому не было еще двух лет, но по рассказам членов семьи он хорошо представлял себе "ее духовный облик": некоторые черты матери (блестящее образование, чуткость к искусству, склонность к рефлексии и даже портретное сходство) Толстой придал княжне Марье Николаевне Болконской ("Война и мир"). Отец Толстого, участник Отечественной войны, запомнившийся писателю добродушно-насмешливым характером, любовью к чтению и к охоте (послужил прототипом Николая Ростова), тоже умер рано (1837). Воспитанием детей занималась дальняя родственница Т. А. Ергольская, имевшая огромное влияние на Толстого: «Она научила меня духовному наслаждению любви». Детские воспоминания всегда оставались для Толстого самыми радостными: семейные предания, первые впечатления от жизни дворянской усадьбы послужили богатым материалом для его произведений, отразились в автобиографической повести "Детство".
Силуэт матери и портрет отца писателя.

Слайд 3

Казанский университет
Весной 1847, подав прошение об увольнении из университета "по рас-строенному здоровью и домашним обстоятельствам", Толстой уехал в Ясную Поляну с твердым намерением изучить весь курс юридических наук (чтобы сдать экзамен экстерном), "практическую меди-цину", языки, сельское хозяйство, историю, географическую статистику, написать дис-сертацию и "достигнуть высшей степени совершенства в музыке и живописи".
Когда Толстому было 13 лет, семья переехала в Казань, в дом родственницы и опекунши детей П. И. Юшковой. В 1844г. Толстой поступил в Казанский университет на отделение восточных языков философского факультета, затем перевелся на юридический факультет, где проучился неполных два года: занятия не вызывали у него живого интереса, и он со страстью предался светским развлечениям.

Слайд 4

«Война и свобода»
После лета в деревне, разочарованный неудачным опытом хозяйствования на новых, выгодных для крепостных условиях (эта попытка запечатлена в повести "Утро помещика", 1857), осенью 1847 Толстой уехал сначала в Москву, затем в Петербург, чтобы держать кандидатские экзамены в университете. Образ его жизни в этот период часто менялся: то он сутками готовился и сдавал экзамены, то страстно отдавался музыке, то намеревался начать чиновную карьеру, то мечтал поступить юнкером в конногвардейский полк.
Религиозные настроения, доходившие до аскетизма, чередовались с кутежами, картами, поездками к цыганам. В семье его считали "самым пустяшным малым", а сделанные тогда долги ему удалось отдать лишь много лет спустя.

Слайд 5

В 1851 старший брат Николай, офицер действующей армии, уговорил Толстого ехать вместе на Кавказ. Почти три года Толстой прожил в казачьей станице на берегу Терека, выезжая в Кизляр, Тифлис, Владикавказ и участвуя в военных действиях (сначала добровольно, потом был принят на службу). Кавказская природа и патриархальная простота казачьей жизни, поразившая Толстого по контрасту с бытом дворянского круга и с мучительной рефлексией человека образованного общества, дали материал для
автобиографической повести "Казаки" (1852-63). Кавказские впечатления отразились и в рассказах "Набег" (1853), "Рубка леса" (1855), а также в поздней повести "Хаджи-Мурат" (1896-1904, опубликована в 1912). Вернувшись в Россию, Толстой записал в дневнике, что полюбил этот "край дикий, в котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи – война и свобода". На Кавказе Толстой написал повесть "Детство" и отправил ее в журнал "Современник", не раскрыв своего имени (напечатана в 1852 под инициалами Л. Н.; вместе с позднейшими повестями "Отрочество" (1852-54) и "Юность" (1855-57) составила автобиографическую трилогию). Литературный дебют сразу принес Толстому настоящее признание.

Слайд 6

Крымская кампания
В 1854 Толстой получил назначение в Дунайскую армию, в Бухарест. Скучная штабная жизнь вскоре заставила его перевестись в Крымскую армию, в осажденный Севастополь, где он командовал батареей на 4-м бастионе, проявив редкую личную храбрость (награжден орденом св. Анны и медалями). В Крыму Толстого захватили новые впечатления и литературные планы (собирался в т. ч. издавать журнал для солдат), здесь он начал писать цикл "севастопольских рассказов", вскоре напечатанных и имевших огромный успех (очерк "Севастополь в декабре месяце" прочитал даже Александр II). Первые произведения Толстого поразили литературных критиков смелостью психологического анализа и развернутой картиной "диалектики души" (Н. Г. Чернышевский). Некоторые замыслы, появившиеся в эти годы, позволяют угадывать в молодом артиллерийском офицере позднего Толстого-проповедника: он мечтал об "основании новой религии" – "религии Христа, но очищенной от веры и таинственности, религии практической".

Слайд 7

В кругу литераторов и за границей
В ноябре 1855 Толстой приехал в Петербург и сразу вошел в кружок "Современника" (Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, А. Н. Островский, И. А. Гончаров и др.), где его встретили как "великую надежду русской литературы" (Некрасов). Толстой принимал участие в обедах и чтениях, в учреждении Литературного фонда, оказался вовлеченным в споры и конфликты писателей, однако чувствовал себя чужим в этой среде, о чем подробно рассказал позднее в "Исповеди" (1879-82): "Люди эти мне опротивели, и сам себе я опротивел". Осенью 1856 Толстой, выйдя в отставку, уехал в Ясную Поляну, а в начале 1857 – за границу. Он побывал во Франции, Италии, Швейцарии, Германии (швейцарские впечатления отражены в рассказе "Люцерн"), осенью вернулся в Москву, затем – в Ясную Поляну.
Народная школа
В 1859 Толстой открыл в деревне школу для крестьянских детей, помог устроить более 20 школ в окрестностях Ясной Поляны, и это занятие настолько увлекло Толстого, что в 1860 он вторично отправился за границу, чтобы ознакомиться со школами Европы. Толстой много путешествовал, провел полтора месяца в Лондоне (где часто виделся с А. И. Герценом), был в Германии, Франции, Швейцарии, Бельгии, изучал популярные педагогические системы, в основном не удовлетворившие писателя. Собственные идеи Толстой изложил в специальных статьях, доказывая, что основой обучения должна быть "свобода учащегося" и отказ от насилия в преподавании. В 1862 издавал педагогический журнал "Ясная Поляна" с книжками для чтения в качестве приложения, ставшими в России такими же классическими образцами детской и народной литературы, как и составленные им в начале 1870-х гг. "Азбука" и "Новая Азбука". В 1862 в отсутствие Толстого в Ясной Поляне был проведен обыск (искали тайную типографию).

Слайд 8

«Сила войска зависит от его духа». Л.Н. Толстой
В сентябре 1862 Толстой женился на восемнадцатилетней дочери врача Софье Андреевне Берс и сразу после венчания увез жену из Москвы в Ясную Поляну, где полностью отдался семейной жизни и хозяйственным заботам. Однако уже с осени 1863 он захвачен новым литературным замыслом, который долгое время носил название "Тысяча восемьсот пятый год". Время создания романа было периодом душевного подъема, семейного счастья и спокойного, уединенного труда. Толстой читал воспоминания и переписку людей александровской эпохи (в том числе материалы Толстых и Волконских), работал в архивах, изучал масонские рукописи, ездил на Бородинское поле, продвигаясь в работе медленно, через множество редакций (в копировании рукописей ему много помогала жена, опровергая тем самым шутки друзей, будто бы она еще так молода, что играет в куклы), и лишь в начале 1865 напечатал в "Русском вестнике" первую часть "Войны и мира". Роман читался взахлеб, вызвал множество откликов, поразив сочетанием широкого эпического полотна с тонким психологическим анализом, с живой картиной частной жизни, органично вписанной в историю. Горячие споры спровоцировали последующие части романа, в которых Толстой развивал фаталистическую философию истории. Сам Толстой характеризовал свой замысел как попытку "писать историю народа" и считал невозможным определить его жанровую природу ("не подойдет ни под какую форму, ни романа, ни повести, ни поэмы, ни истории").
«Война и мир»
И. Н. Крамской. Портрет Л. Н. Толстого, 1873 г.

Слайд 9

"Анна Каренина" (1873-77)
В 1870-е гг., живя по-прежнему в Ясной Поляне, продолжая учить крестьянских детей и развивать в печати свои педагогические взгляды, Толстой работал над романом о жизни современного ему общества, построив композицию на противопоставлении двух сюжетных линий: семейная драма Анны Карениной рисуется по контрасту с жизнью и домашней идиллией молодого помещика Константина Левина, близкого самому писателю и по образу жизни, и по убеждениям, и по психологическому рисунку. Начало работы совпало с увлечением прозой Пушкина: Толстой стремился к простоте слога, к внешней безоценочности тона, прокладывая себе дорогу к новому стилю 1880-х гг., в особенности к народным рассказам. Лишь тенденциозная критика интерпретировала роман как любовный. Смысл существования "образованного сословия" и глубокая правда мужицкой жизни – этот круг вопросов, близкий Левину и чуждый большинству даже симпатичных автору героев (включая Анну), прозвучал остро публицистично для многих современников, прежде всего для Ф. М. Достоевского, высоко оценившего "Анну Каренину" в "Дневнике писателя". "Мысль семейная" (главная в романе, по словам Толстого) переведена в социальное русло, беспощадные саморазоблачения Левина, его мысли о самоубийстве читаются как образная иллюстрация духовного кризиса, пережитого самим Толстым в 1880-е гг., но назревшего в ходе работы над романом.
«... Брак истинный только тот, который освещает любовь». Л.Н. Толстой
И.Е.Репин. Портрет Л.Н.Толстого

Слайд 10

Перелом (1880-е гг.)
Ход переворота, совершившегося в сознании Толстого, нашел отражение в художественном творчестве, прежде всего в переживаниях героев, в том духовном прозрении, которое преломляет их жизнь. Эти герои занимают центральное место в повестях "Смерть Ивана Ильича" (1884-86), "Крейцерова соната» (1887-89, опубликована в России в 1891), "Отец Сергий" (1890-98, опубликована в 1912), драме "Живой труп" (1900, не завершена, опубликована в 1911), в рассказе "После бала" (1903, опубликован в 1911). Исповедальная публицистика Толстого дает развернутое представление о его душевной драме: рисуя картины социального неравенства и праздности образованных слоев, Толстой в заостренной форме ставил перед собой и перед обществом вопросы смысла жизни и веры, подвергал критике все государственные институты, доходя до отрицания науки, искусства, суда, брака, достижений цивилизации. Новое миропонимание писателя отражено в "Исповеди" (опубликована в 1884 в Женеве, в 1906 в России), в статьях "О переписи в Москве" (1882), "Так что же нам делать?" (1882-86, опубликована полностью в 1906), "О голоде" (1891, опубликована на английском языке в 1892, на русском – в 1954), "Что такое искусство?" (1897-98), "Рабство нашего времени" (1900, полностью опубликована в России в 1917), "О Шекспире и драме" (1906), "Не могу молчать" (1908). Социальная декларация Толстого опирается на представление о христианстве как о нравственном учении, а этические идеи христианства осмыслены им в гуманистическом ключе как основа всемирного братства людей. Этот комплекс проблем предполагал анализ Евангелия и критические штудии богословских сочинений, которым посвящены религиозно-философские трактаты Толстого "Исследование догматического богословия" (1879-80), "Соединение и перевод четырех Евангелий" (1880-81), "В чем моя вера" (1884), "Царство Божие внутри вас" (1893). Бурной реакцией в обществе сопровождались высказываемые Толстым призывы к прямому и безотлагательному следованию христианским заповедям. В особенности широко обсуждалась его проповедь непротивления злу насилием, ставшая импульсом к созданию целого ряда художественных произведений: драмы "Власть тьмы, или Коготок увяз, всей птичке пропасть" (1887) и народных рассказов, написанных в намеренно упрощенной, "безыскусной" манере. Наряду с близкими по духу произведениями В. М. Гаршина, Н. С. Лескова и других писателей, эти рассказы выпускались издательством "Посредник", основанном В. Г. Чертковым по инициативе и при ближайшем участии Толстого, который определял задачу "Посредника" как "выражение в художественных образах учения Христа", "чтобы можно было прочесть эту книгу старику, женщине, ребенку и чтоб и тот, и другой заинтересовались, умилились и почувствовали бы себя добрее".
«Власть одного человека над другим губит прежде всего властвующего». Л.Н. Толстой

Слайд 11

В рамках нового миропонимания и представлений о христианстве Толстой выступал против христианской догматики и критиковал сближение церкви с государством, что привело его к полному разобщению с православной церковью. В 1901 последовала реакция Синода: всемирно признанный писатель и проповедник был официально отлучен от церкви, что вызвало громадный общественный резонанс.
Толстой за работой.
«Духовенство и сознательно и преимущественно бессознательно старается для своей выгоды держать народ в диком суеверии». Л.Н. Толстой

Слайд 12

"Воскресение" (1889-99)
Последний роман Толстого воплотил весь спектр проблем, волновавших его в годы перелома. Главный герой, Дмитрий Нехлюдов, духовно близкий автору, проходит путь нравственного очищения, приводящий его к деятельному добру. Повествование построено на системе подчеркнуто оценочных противопоставлений, обнажающих неразумность общественного устройства (красота природы и лживость социального мира, правда мужицкого быта и фальшь, господствующая в жизни образованных слоев общества). Характерные черты позднего Толстого – откровенная, выдвинутая на первый план "тенденция" (в эти годы Толстой – сторонник нарочито тенденциозного, дидактического искусства), резкий критицизм, сатирическое начало – проявились в романе со всей наглядностью.
«Есть один несомненный признак, разделяющий поступки людей на добрые и злые: увеличивает поступок любовь и единение людей – он хороший; производит вражду и разъединение – он дурной». Л.Н. Толстой.
М.В. Нестеров. Портрет Л. Н. Толстого. 1907 г.

Слайд 13

Уход и смерть
Годы перелома круто изменили личную биографию писателя, обернувшись разрывом с социальной средой и приведя к семейному разладу (провозглашенный Толстым отказ от владения частной собственностью вызывал резкое недовольство членов семьи, прежде всего жены). Пережитая Толстым личная драма нашла отражение в его дневниковых записях. Поздней осенью 1910, ночью, тайно от семьи, 82-летний Толстой, сопровождаемый лишь личным врачом Д. П. Маковицким, покинул Ясную Поляну. Дорога оказалась для него непосильной: в пути Толстой заболел и вынужден был сойти с поезда на маленькой железнодорожной станции Астапово. Здесь, в доме начальника станции, он провел последние семь дней своей жизни. За сообщениями о здоровье Толстого, который к этому времени приобрел уже мировую известность не только как писатель, но и как религиозный мыслитель, проповедник новой веры, следила вся Россия. Похороны Толстого в Ясной Поляне стали событием общероссийского масштаба.
Могила Л. Н. Толстого

Слайд 14

Яснополянский музей
В 1911 г. Софья Андреевна Толстая дважды обращалась к Николаю II с просьбой принять Ясную Поляну под охрану государства, но получила отказ. Было решено назначить вдове писателя пенсию, которая отчасти шла на содержание усадьбы. С. А. Толстая всеми силами и средствами старалась хранить Ясную Поляну, оберегая неприкосновенность кабинета и спальни мужа, обстановки всего дома; ею были сделаны многочисленные записи на предметах быта и фотографиях, при ее участии началось описание личной библиотеки Л. Н. Толстого; она привела в систему хранившиеся в усадьбе письма и оказывала помощь исследователям, работавшим над биографией писателя. Активное участие в жизни усадьбы принимали дети Л. Н. Толстого: Сергей Львович (автор первого путеводителя по Ясной Поляне, 1914) и Александра Львовна. 27 мая 1919 г. Народный комиссариат просвещения выдал Александре Львовне Толстой охранную грамоту на Ясную Поляну, в которой удостоверялось, что усадьба и все находящиеся в доме Толстого вещи, имеющие «исключительную культурно-историческую ценность и являющиеся национальным достоянием, находятся под охраной государства». В 1921 г., во многом – стараниями Александры Львовны, усадьба Л. Н. Толстого была превращена в музей. 10 июня 1921 г. вышло постановление ВЦИК о новом статусе Ясной Поляны. Хранитель музея должен был создать в Ясной Поляне культурно-просветительный центр с библиотекой, школой, организовывать чтение лекций, спектакли, выставки, экскурсии. «Комиссаром-хранителем» музея была назначена Александра Львовна Толстая. В 1921 г. музей посетили 3147 человек.
Лев Николаевич и Софья Андреевна.

Слайд 15

Дом-музей Толстого в Москве.
толстовских музеев. Подготовкой вещей к эвакуации занимался хранитель музея Сергей Иванович Щеголев. 13 октября 110 ящиков с экспонатами дома Толстого были отправлены в Москву, а затем в Томск. Ясная Поляна была оккупирована в течение 45 дней. При отступлении немцы подожгли дом Толстого. К счастью, пожар удалось потушить, и в усадьбе немедленно начались восстановительные работы. Первая реставрация была завершена к маю 1942 г. В мае 1945 г. экспонаты дома Толстого вернулись на свои прежние места. Но восстановление Ясной Поляны продолжалось еще долгое время. Новый этап в истории музея начался в 90-е годы, когда его директором стал праправнук Л. Н. Толстого – В. И. Толстой. Сегодня, по-прежнему уделяя внимание традиционным направлениям деятельности музея, Ясная Поляна осваивает новые: так например разрабатываются альтернативные туристические программы, развивается культурный туризм на базе Ясной Поляны, но с выходом за ее пределы; реализуется мощный потенциал в области просвещения; происходит возрождение народных традиций, расширение рекламной и издательской деятельности, внедрение новых технологий, развитие сотрудничества с зарубежными странами. В структуру музея включается целый ряд филиалов.
С 1925 г. шла напряженная подготовка к столетнему юбилею Л. Н. Толстого (1928). К юбилею во флигеле Кузминских открылась первая выставка («Толстой в Ясной Поляне»), начали выходить тома 90-томного собрания сочинений Л. Н. Толстого, в Ясной Поляне открылась школа имени Л. Н. Толстого. А. Л. Толстая сыграла огромную роль в создании музея и его развитии в 20-е годы. Но в 1929 г. она была вынуждена навсегда покинуть Советский Союз. В 1941 г. над Ясной Поляной нависла угроза оккупации. Было решено эвакуировать вещи из дома Толстого. Эвакуацию организовала внучка Л. Н. Толстого Софья Андреевна Толстая-Есенина, которая в 1941 г. стала директором объединенных

Слайд 16

Карта Ясной Поляны
1 - Башни въезда 3 - Большой пруд 5 - Нижний пруд 7 - Средний пруд 9 - Кузня и плотницкая 10 - Конюшня и каретный сарай 11 - Дом Волконского 14 - Кучерская и садовый домик 15 - Житня и рига 16 - Флигель Кузминских 17 - Дом-музей Л. Н. Толстого 18 - Могила Л. Н. Толстого 33 - Любимая скамейка Л. Н. Толстого 36 - Колодец 46 - Деревня Ясная Поляна

Слайд 17

Зал
Наиболее известный среди них – портрет Л. Н. Толстого, созданный И. Н. Крамским в Ясной Поляне осенью 1873 г. В 1904 году С. А. Толстая, с увлечением начав заниматься живописью, скопировала этот портрет. Копия оказалась удачной и свидетельствует о несомненном художественном даровании жены Л. Н. Толстого. Другой портрет Толстого был написан И. Е. Репиным в его первый приезд в Ясную Поляну в августе 1887 г.
Эта комната служила одновременно гостиной и столовой для семьи Толстых и называлась «залой». За большим столом к обеду собиралась вся семья. Здесь любили читать вслух, играть в шахматы, часто звучала классическая музыка (Шопен, Гайдн, Вебер, Моцарт, Чайковский), старинные русские романсы, песни; к празднику Рождества Христова наряжали елку и устраивали маскарад. Здесь же принимали гостей, среди которых бывали, например, писатели И. С. Тургенев, А. П. Чехов, А. А. Фет, В. Г. Короленко, композиторы С. И. Танеев, А. Б. Гольденвейзер, художники И. Н. Крамской, И. Е. Репин, Н. Н. Ге… Работы последних – портреты Л. Н. Толстого и членов его семьи – являются истинным украшением зала.

Слайд 18

Кабинет Л. Н. Толстого
Четыре комнаты в доме писателя в разные годы служили ему рабочим кабинетом. Эта комната была кабинетом в общей сложности около 15 лет. По времени, самым первым (с 1856 г. по 1862г.) и самым последним (с лета 1902 до 1910 года). При переводе кабинета из одной комнаты в другую по просьбе Толстого всегда переносили диван и письменный стол, за которым в этом доме писатель создал около 200 произведений, среди них романы «Война и мир» и «Анна Каренина».
«Прочитав письма, Лев Николаевич нажимал на хвост металлической черепахи, стоящей на его письменном столе, и раздавался звонок; это означало, что Лев Николаевич намерен продиктовать мне ответы на письма. Я немедленно приходил с карандашом и бумагой» Н.Н.Гусев «Два года с Толстым»

Слайд 19

Гостиная
Комната связана с именем жены писателя, Софьи Андреевны. Здесь она принимала гостей, переписывала произведения мужа. «Душенька моя, голубчик, самая лучшая на свете!» – в этих словах Толстого, обращенных к жене Софье Андреевне в письме 20 июня 1867 года, – ключ к пониманию роли и значения этой замечательной женщины в его жизни. Почти полвека рядом с ним был чуткий, заботливый и нежный друг, внимательная и усердная помощница во всех делах, мать тринадцати детей, хозяйка дома. Личность одаренная, незаурядная. Всякое дело, за которое принималась Софья Андреевна, она делала творчески, основательно, внося в него частичку своей души. Друзья и близкие отмечали, что у Софьи Андреевны «19 талантов». Она хорошо рисовала, лепила, писала стихи и рассказы, учила детей, шила, вязала, фотографировала, вела хозяйство. Особое место в ее жизни занимала работа по переписыванию черновиков произведений Толстого и изданию его произведений.

Слайд 20

Спальня
Единственная комната в доме, никогда не менявшая своего назначения и служившая Л. Н. Толстому спальней. Старинная мебель – шифоньер, умывальник – принадлежали еще отцу писателя. Старые вещи были ценны для Толстого тем, что навевали милые, «честные семейные воспоминания». Здесь же портреты людей, которых он особенно любил: отца, жены, дочерей. А рядом – одежда Толстого, напоминающая крестьянскую, многие личные вещи писателя: гантели для занятий гимнастикой, хлыст для верховой езды, палка-стул…
Писатель любил гулять в окрестностях Ясной Поляны, часто совершал длительные путешествия пешком. В 1881г. ходил в Оптину Пустынь; в 1886, 1888 и1889 гг. – из Москвы в Ясную Поляну. «Уставать, – писал он, – и даже очень сильно на воздухе или на пахоте есть положительное благо во всех отношениях…»

Слайд 21

Эта большая комната с «каменным балконом в сад» с 1871 по 1887 г. была кабинетом Л.Н.Толстого. Здесь был написан роман «Анна Каренина», шла работа над «Азбукой» и другими произведениями. Младшая дочь писателя, Александра Львовна, в книге «Отец» пишет: «Кабинет был разгорожен пополам книжными полками, в середине перегородки дверь, над дверью перекладина. В свой кабинет Толстой поставил свой письменный стол, кожаную мебель, кожаный диван, на котором рождались его дети, а в нише, в углублении, стоял бюст его любимого старшего брата Николая». В этой комнате 9 (21) ноября был установлен для прощания гроб с телом Л. Н. Толстого.
Комната для приезжающих
Комната под сводами
Эта комната некогда служила кладовой, однако при Толстом кладовой уже не было, и здесь стала топиться печка. Под сводами всегда царила тишина. Может быть, поэтому Толстой работал в этой комнате около 20 лет. В начале 60-х годов здесь создавались первые главы «Войны и мира». Позднее здесь же Толстой работал над произведениями для театра («Власть тьмы», «Живой труп») и философскими трактатами («Что такое искусство?», «Царство Божие внутри вас»). Здесь он писал главы «Воскресения», свои знаменитые повести «Отец Сергий», «Крейцерова соната», завершал «Смерть Ивана Ильича», начинал «Хаджи-Мурата». С 1902 г. здесь жили дочери писателя.

Слайд 22

Библиотечная
Летом, если в кабинете становилось жарко, Толстой переходил заниматься в эту комнату. Здесь хранится большая часть книг его библиотеки. Личная библиотека Л. Н. Толстого насчитывает 23 тысячи печатных единиц. Это русские и иностранные издания с 17 в. по 1910 г. – книги, журналы, газеты, картографический и изобразительный материал (атласы, альбомы по искусству), нотные альбомы. Одни из них Толстой унаследовал от родителей, другие приобрёл сам, третьи получил в подарок. Здесь множество книг по истории, философии, религии, эстетике, фольклору... Некоторые книги содержат дарственные надписи выдающихся современников Толстого. На страницах многих книг пометы писателя: подчеркивания в тексте, отчеркивания на полях ногтем или карандашом или дважды загнутые уголки страниц; иногда – словесные пометы или оценки по пятибалльной системе, от нуля до пяти с тремя плюсами. Каждая книга благодаря шифровке, сделанной когда-то С. А. Толстой, до сих пор стоит на своем «старом» месте.