Презентация - Русский языку 5 класс «Имя существительное» (2 урока повторения)

Русский языку 5 класс «Имя существительное» (2 урока повторения)Русский языку 5 класс «Имя существительное» (2 урока повторения)Русский языку 5 класс «Имя существительное» (2 урока повторения)Русский языку 5 класс «Имя существительное» (2 урока повторения)Русский языку 5 класс «Имя существительное» (2 урока повторения)Русский языку 5 класс «Имя существительное» (2 урока повторения)Русский языку 5 класс «Имя существительное» (2 урока повторения)Русский языку 5 класс «Имя существительное» (2 урока повторения)Русский языку 5 класс «Имя существительное» (2 урока повторения)Русский языку 5 класс «Имя существительное» (2 урока повторения)Русский языку 5 класс «Имя существительное» (2 урока повторения)Русский языку 5 класс «Имя существительное» (2 урока повторения)Русский языку 5 класс «Имя существительное» (2 урока повторения)Русский языку 5 класс «Имя существительное» (2 урока повторения)Русский языку 5 класс «Имя существительное» (2 урока повторения)Русский языку 5 класс «Имя существительное» (2 урока повторения)Русский языку 5 класс «Имя существительное» (2 урока повторения)Русский языку 5 класс «Имя существительное» (2 урока повторения)Русский языку 5 класс «Имя существительное» (2 урока повторения)Русский языку 5 класс «Имя существительное» (2 урока повторения)Русский языку 5 класс «Имя существительное» (2 урока повторения)Русский языку 5 класс «Имя существительное» (2 урока повторения)









Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Имя существительное
5 класс
2 УРОКА

Слайд 2

Распределите слова по двум столбикам: 1) с ор­фограммой-согласной; 2) с орфограммой-гласной.
Сочу..ствовать, путеше..ствие, прит..жение, пов..р, хлес..нуть, ж..ри, восх..ждение, трос..ник, нагр..ватель, опас..ный, во..зал, ед..ница, укр..титель.
Словарная работа.

Слайд 3

Проверка
Сочувствовать путешествие хлестнуть тростник опасный вокзал
Притяжение повар жюри восхождение нагреватель единица укротитель
С ОР­ФОГРАММОЙ-СОГЛАСНОЙ
С ОР­ФОГРАММОЙ-ГЛАСНОЙ
*
Х
͜
͜
- непроизносимая согласная
- нет непроизносимой согласной

Слайд 4

Слайд 5

Выборочный диктант.
Выпишите только имена существительные, выделите в них суф­фиксы. Красоваться, красивый, красота, красиво; грубить, грубость, грубый, грубо; подобреть, доброта, добрый; ослабеть, слабо, сла­бый, слабость; плавать, плавательный, плавучий, плавание, за­плыв; радоваться, радость, радостный, радостно; поместить, по­мещение, вместительный; настоять, настоятельный, настоятельно, стоянка.

Слайд 6

Игра «Кто больше?»
Назовите себя именем существи­тельным. В школе я .., в библиотеке — .., в магазине — .., на улице — .., в вагоне — .., в поликлинике — .., дома — .., на стадионе — .., на лекции — .., на сцене — … .
В зрительном зале …, в чужой стране …
В русском языке есть много существительных для обозначения «лица».
Добавьте самостоятельно 2-3 понятия.

Слайд 7

Важно знать!!!
Ещё древнегреческие учёные заметили, что существительные име­ют основную (прямую, И.п.) форму и косвенную (другие падежи). В косвенной форме слова как бы отклоняются от прямой, отсюда название — склонение. Но делают это существительные по-разному, отсюда типы склонений.
Изменение по падежам называется склонением.

Слайд 8

СКЛОНЕНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
1 скл. 2 скл. 3 скл.
Женский и мужской род с окончанием -а, -я.  Мужской род с и средний род с окончанием -о, -е. Женский род с и мягкой основой или основой на шипящий
ПОЛЯНА, ЗЕМЛЯ ДЯДЯ, ПАПА ДОМ , ПЛАЩ СОЛНЦЕ , УТРО СИРЕНЬ НОЧЬ

Слайд 9

Упражнение 55
Упр. 55, стр. 20 РТ БОГДАНОВОЙ, Ч. 1

Слайд 10

Буквы Е-И в падежных окончаниях имен существительных
Скл. Падеж 1 скл. 2 скл. 3 скл.
Р.п. -и(-ы) — -и
Д.п. -е — -и
П.п. -е -е -и
Слова-ключи РУКА ПЛЕЧО ГРУДЬ
Внимание! Написание е – и в безударном окончании существительных можно проверить подстановкой слов с ударными окончаниями (ключевыми словами): для I склонения – рука́, для II склонения – плечо́, для III склонения – грудь (здесь в сомнительных случаях всегда пишется -и).

Слайд 11

Важно знать!!!
Слова падают той или иной формой, поэтому мы говорим о па­дежах.
Именительный — «именует», называет предмет.
И.п. КТО? ЧТО?
Предложный — назван М. В. Ломоносовым по «предлогу».
Родительный — указывает родовую принадлежность.
Р.п. КОГО? ЧЕГО?
Дательный — связан с глаголом «дать».
Д.п. КОМУ? ЧЕМУ?
Винительный — связан с глаголом «винить».
В.п. КОГО? ЧТО?
Творительный — связан с глаголом «творить», обозначением орудия.
Т.п. КЕМ? ЧЕМ?
П.п. О КОМ? О ЧЁМ?
КОСВЕННЫЕ

Слайд 12

Упражнение 58
Упр. 58, стр. 21 РТ БОГДАНОВОЙ, Ч. 1

Слайд 13

Упражнение 59
Упр. 59, стр. 21 РТ БОГДАНОВОЙ, Ч. 1

Слайд 14

Склонение имён существительных
1-е склонение 2-е склонение 2-е склонение 2-е склонение 2-е склонение 2-е склонение 3-е склонение
Р. Д. П. земля земле земле о земле стол ­- - о столе конь - - о коне воробей - - о воробье окно - - об окне копьё - - о копье степь степи степи о степи
Р. Д. П. армия армии армии об армии - - - - - - жребий - - о жребии - - - здание - - о здании - - - -
Женский и мужской род с окончанием -а, -я. МАМА, ПАПА Мужской род с -  и средний род с окончанием -о, -е. ВРАЧ, СТОЛ, ПОЛЕ, ПОЛОТНО Мужской род с -  и средний род с окончанием -о, -е. ВРАЧ, СТОЛ, ПОЛЕ, ПОЛОТНО Мужской род с -  и средний род с окончанием -о, -е. ВРАЧ, СТОЛ, ПОЛЕ, ПОЛОТНО Мужской род с -  и средний род с окончанием -о, -е. ВРАЧ, СТОЛ, ПОЛЕ, ПОЛОТНО Мужской род с -  и средний род с окончанием -о, -е. ВРАЧ, СТОЛ, ПОЛЕ, ПОЛОТНО Женский род с -  и мягкой основой. ДОЧЬ, ЛАДОНЬ

Слайд 15

СКЛОНЕНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ НА -ИЯ, -ИЙ, -ИЕ
Падеж -ия -ий -ие
Р.п. Д.п. П.п. -ии -ии -ии - - -ии - - -ии
Внимание! Существительные на -ия, -ий, -ие в косвенных падежах оканчиваются на -ИИ.

Слайд 16

??
В чём особенность существитель­ных 3 склонения? (Зелень, степь, дверь, тишь, рожь и др.) В чём особенность склонения существитель­ных на -ия, -ий, -ие?

Слайд 17

Упражнение 57 РТ Б. Вставьте пропущенные буквы. Укажите над существительными склонение.
Ок...зать помощ..., чу...ствуешь дрож..., схв...тить мыш..., осв...щает луч..., охр...няеш... рож..., видиш... из-за туч..., сп...саеш... доч..., т...чить карандаш..., посадка рощ..., решение задач....
С Ь или без Ь?

Слайд 18

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Слайд 19

Кто меня внимательно слушал?
Восстановите недостающие признаки.

Слайд 20

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО ПЛАН РАЗБОРА I. Часть речи. Общее значение. II. Морфологические признаки. Начальная форма (И.п., ед.ч.). Постоянные признаки: - собственное или нарицательное; - одушевленное или неодушевленное; - род; - склонение. Непостоянные признаки: - падеж; - число. III.Синтаксическая роль.

Слайд 21

Домашнее задание
Упражнение Перепишите, раскрывая скобки. Определите склонение существительных и их падеж. Графически обозначьте окончания. Томиться в (неволя), играть на (рояль), слух о (поражение), стоять на (площадь), думать об (осуществление) (идея), путешествовать по (Азия), в тихом (уединениет), идти по (тропинка), играть роль в (развитие) сюжета, успокоиться при (мысль), стреляться на (дуэль), приехать к (папа), побывать в (общество), подготовиться к (ревизия), участвоватьт в (экскурсия).
ЛИСТОК

Слайд 22

Использовано
Рудяков А.Н.., Фролова М.Г., Маркина-Гурджи М. Г. Русский язык : учеб. для 5 кл. общеобразоват. учеб. завед. с обуч. на рус. яз. — К.: Грамота, 2013. — 272 с.: ил. ДРУГИЕ ИСТОЧНИКИ
ВЫПОЛНИЛА ПРЕЗЕНТАЦИЮ БУРМИСТРОВА Р. АН.