Презентация - Обществознание 10 класс «Познание» (раздел III, 1 занятие)


Обществознание 10 класс «Познание» (раздел III, 1 занятие)Обществознание 10 класс «Познание» (раздел III, 1 занятие)Обществознание 10 класс «Познание» (раздел III, 1 занятие)Обществознание 10 класс «Познание» (раздел III, 1 занятие)Обществознание 10 класс «Познание» (раздел III, 1 занятие)Обществознание 10 класс «Познание» (раздел III, 1 занятие)Обществознание 10 класс «Познание» (раздел III, 1 занятие)Обществознание 10 класс «Познание» (раздел III, 1 занятие)Обществознание 10 класс «Познание» (раздел III, 1 занятие)Обществознание 10 класс «Познание» (раздел III, 1 занятие)Обществознание 10 класс «Познание» (раздел III, 1 занятие)Обществознание 10 класс «Познание» (раздел III, 1 занятие)

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

ПОЗНАНИЕ
Раздел III 1 занятие

Слайд 2

I. Познание мира
Познание – это активное отражение или воспроизведение действительности в сознании человека, т.е. обусловленный прежде всего практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление , расширение и совершенствование. Два уровня познания:
Чувственное, основные формы: Ощущение – это отражение отдельных свойств предмета, явлений, процессов воздействующих на органы чувств. Восприятие – это процесс формирования целостного образа, отражающий предметы, явления и их свойства, чувственно-конкретный образ. Представление - чувственное отражение предметов и явлений, сохраняющихся в сознании и позволяющих воспроизводить их мысленно.
Рациональное (абстрактное или логическое мышление), основные формы: Понятие – это мысль, отражающая общие и существенные свойства предметов, явлений и процессов. Суждение – мысль, утверждающая или отрицающая что- либо о предмете, явлении, процессе. Умозаключение – операция мышления, при которой формируются новые суждения. Умозаключения бывают: индуктивные, дедуктивные, полученные по аналогии.

Слайд 3

II. Истина , ее критерии
Истина – процесс адекватного (верного, правильного) отражения действительности в сознании человека. Объективная – отражает реальное положение вещей, окружающий мир такой, какой он существует вне и независимо от нашего сознания. Абсолютная – полное, исчерпывающее, точное знание, не опровергаемое последующим развитием науки. Относительная – знание, характеризующее ограниченность и несовершенство наших представлений о действительности. Зависит от реальных исторических условий. Абсолютная и относительная истины – истины объективные. Истина всегда конкретна, она связанна с определенным местом и временем. Критерии: Чувственный опыт Разум Теория Практика – материальная предметно-чувствительная деятельность человека

Слайд 4

III. Виды познания
Житейское – констатирует, как протекает то или иное событие. В его основе лежит чувственное познание. Научное – достоверное обобщение фактов. Практические знания – продукт многовековой практической деятельности человека, в процессе которой накапливались определенные знания. Художественное – целостное отражение мира и человека в нем, строится на образе. Социальное – субъект и объект познания совпадают, это общество.

Слайд 5

IV. Научное познание.
Научное познание – процесс получения объективного, истинного знания. Признаки: непротиворечивость, доказательность, проверяемость, системность. Формы : вопрос, проблема, гипотеза, теория, концепция. Методы: Эмпирические: эксперимент, сравнение, наблюдение. Теоретические: анализ, синтез, обобщение. Уровни: Эмпирический – выражает объективные факты, установленные в результате экскрементов и наблюдений. Теоретический – выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение за видимыми проявлениями скрытых, внутренних связей и отношений.

Слайд 6

V. Социальное познание
Особенности: Субъект и объект познания – общество- совпадают Сложность изучаемого объекта Возможность наблюдений и эксперимента ограничена Принципы: Рассматривать социальную деятельность в развитии Изучать общественные явления в их многообразных связях, во взаимозависимости Выявлять общее и особенное Главный источник знаний: Социальная действительность Исторический опыт Общественная практика

Слайд 7

VI. Теории общественного развития
Формационный подход – основатель К. Маркс, согласно его теории основой развития общества является экономическая сторона общественной жизни. Цивилизационный подход – согласно которому все сферы жизни общества - экономика, политика, культура, мораль, религия, право, этнические ценности – являются одинаково необходимыми элементами исторического процесса. Однако главную роль в общественном развитии играет сам человек, его потребности, интересы, социальные и нравственные нормы, мотивы и идеалы. Культурологический подход – говорит о том, что решающим фактором развития общества является культура. Чем больше люди осознают свои потребности и интересы, тем большее значение для них приобретают духовные виды деятельности, духовные ценности. Деятельность культурного человека основана на его осознанном стремлении к свободе. Исторический процесс – это последовательная череда сменяющих друг друга событий, в которой проявилась деятельность многих поколений людей.

Слайд 8

1. Формационный подход
Общественно – экономическая формация – это общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, взятое в единстве всех его сторон, с присущем ему способом производства, экономическим строем и возвышающейся над ним настройкой.
п
Структура Надстройка – это совокупность идеологических отношений, взглядов и учреждений(философия, религия, мораль, государство, право, политика и др.), возникающая на основе определенного экономического базиса, органически связанная с ним и активно воздействующая на него. способ Базис – экономический строй(совокупность производственных отношений)

Производственные силы – средства производства и люди, обладающие производственным опытом, навыками к труду производства

Слайд 9

Виды общественно – экономических формаций
Первичная (архаичная) Первобытно – общинная Рабовладельческая Вторичная (экономическая) Феодальная Капиталистическая Третичная Коммунистическая: социализм, коммунизм

Слайд 10

2. Цивилизационный подход
Термин «цивилизация» в мировой исторической и философской литературе употребляется: Как определение стадии в развитии локальных культур(Шпенглер) Как синоним культуры (Тойнби) Как ступень исторического развития(Морган, Энгельс, Тоффлер) Как уровень(ступень)развития того или иного региона либо отдельного этноса

Слайд 11

Направлении в теории цивилизации
Стадиальный подход
Локальный подход
Цивилизация - единый процесс, проходящий через определенные стадии Доиндустриальная (до 18 века) Индустриальная (19-20вв.) Постиндустриальная (современность)
Локальная цивилизация – большая социокультурная общность, которая существует длительное время, имеет относительно устойчивые пространственные границы, вырабатывает специфические формы экономической, социально-политической, духовной жизни и осуществляет свой, индивидуальный путь исторического развития

Слайд 12

Сравнительный анализ цивилизационного и формационного подходов
Цивилизационный и формационный подходы к определению основных этапов развития человечества в основном не противоречат друг другу. Теория формаций определяет уровень развития общества в зависимости от социально-экономического базиса, рассматривает материальное производство в качестве основы общественной жизни и главного фактора общественного прогресса. Она утверждает, что закономерности развития носят всеобщий характер, общественные законы определяют путь развития общества. Цивилизационный подход делает акцент на роль духовно-идеальных факторов и обосновывает их ведущую роль в историческом процессе. В центре находится человек и его роль в развитии материальной и духовной культуры. Формационная теория основывается на своем основополагающем научно-исследовательском принципе об определяющей роли материального производства в жизни общества. Цивилизационный же подход утверждает, что каждая цивилизация уникальна, неповторима, а понятие прогресса относительно. Он может охватывать отдельные сферы общества. Сравнительный анализ двух подходов позволяет сделать вывод о том, что их не надо рассматривать как взаимоисключающие друг друга. К ним надо подходить с точки зрения дополнительности, принимая во внимание положительные моменты в каждом из них.