Презентация - Роль формирующего оценивания в развитии всех видов речевой деятельности


Роль формирующего оценивания в развитии всех видов речевой деятельностиРоль формирующего оценивания в развитии всех видов речевой деятельностиРоль формирующего оценивания в развитии всех видов речевой деятельностиРоль формирующего оценивания в развитии всех видов речевой деятельностиРоль формирующего оценивания в развитии всех видов речевой деятельностиРоль формирующего оценивания в развитии всех видов речевой деятельностиРоль формирующего оценивания в развитии всех видов речевой деятельностиРоль формирующего оценивания в развитии всех видов речевой деятельностиРоль формирующего оценивания в развитии всех видов речевой деятельностиРоль формирующего оценивания в развитии всех видов речевой деятельностиРоль формирующего оценивания в развитии всех видов речевой деятельностиРоль формирующего оценивания в развитии всех видов речевой деятельностиРоль формирующего оценивания в развитии всех видов речевой деятельностиРоль формирующего оценивания в развитии всех видов речевой деятельностиРоль формирующего оценивания в развитии всех видов речевой деятельностиРоль формирующего оценивания в развитии всех видов речевой деятельностиРоль формирующего оценивания в развитии всех видов речевой деятельностиРоль формирующего оценивания в развитии всех видов речевой деятельностиРоль формирующего оценивания в развитии всех видов речевой деятельностиРоль формирующего оценивания в развитии всех видов речевой деятельностиРоль формирующего оценивания в развитии всех видов речевой деятельностиРоль формирующего оценивания в развитии всех видов речевой деятельностиРоль формирующего оценивания в развитии всех видов речевой деятельностиРоль формирующего оценивания в развитии всех видов речевой деятельностиРоль формирующего оценивания в развитии всех видов речевой деятельностиРоль формирующего оценивания в развитии всех видов речевой деятельностиРоль формирующего оценивания в развитии всех видов речевой деятельностиРоль формирующего оценивания в развитии всех видов речевой деятельностиРоль формирующего оценивания в развитии всех видов речевой деятельностиРоль формирующего оценивания в развитии всех видов речевой деятельностиРоль формирующего оценивания в развитии всех видов речевой деятельностиРоль формирующего оценивания в развитии всех видов речевой деятельностиРоль формирующего оценивания в развитии всех видов речевой деятельностиРоль формирующего оценивания в развитии всех видов речевой деятельностиРоль формирующего оценивания в развитии всех видов речевой деятельностиРоль формирующего оценивания в развитии всех видов речевой деятельностиРоль формирующего оценивания в развитии всех видов речевой деятельностиРоль формирующего оценивания в развитии всех видов речевой деятельностиРоль формирующего оценивания в развитии всех видов речевой деятельностиРоль формирующего оценивания в развитии всех видов речевой деятельностиРоль формирующего оценивания в развитии всех видов речевой деятельностиРоль формирующего оценивания в развитии всех видов речевой деятельностиРоль формирующего оценивания в развитии всех видов речевой деятельности






Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Роль формирующего оценивания в развитии всех видов речевой деятельности
Автор-составитель – и.о.зав. кафедрой гуманитарного образования АКИПКРО, канд.филол.наук, доцент Староселец Ольга Александровна, ostaroselec@yandex.ru

Слайд 2

Формирующее оценивание
Глоссарий терминов Болонского процесса определяет формирующее оценивание («formative assessment») как процедуры оценки, интегрированные в процесс обучения, результаты которых учитываются при итоговой оценке.

Слайд 3

1967 г. Майкл Скривен (Michael Scriven):
«Формирующее оценивание относится ко всем видам деятельности, которые осуществляют учителя и учащиеся. Оно обеспечивает обратную связь, позволяющую регулировать обучение и учение в интересах учащегося» (Black P. and William D.)

Слайд 4

Понятие «формирующий»
в последние годы стало периодически появляться в научной литературе в таких категориях, как «формирующая педагогика» (Н. В. Орехова), «формирующая» образовательная парадигма» (Л. И. Колесникова).

Слайд 5

ФГОС предъявляют к процессу оценивания следующие требования:
оценивание достигаемых образовательных результатов (личностных, метапредметных, предметных); оценивание процесса их формирования; оценивание осознанности каждым обучающимся особенностей развития его собственного процесса обучения  

Слайд 6

Базовыми принципами оценивания в стандартах нового поколения являются следующие принципы:
оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику; оценивание может быть только критериальным, основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям; критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся, они могут вырабатываться ими совместно; система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.

Слайд 7

формирующее (внутреннее) оценивание
«Если представить учеников в образе растений, то внешнее (суммирующее) оценивание растений есть процесс простого измерения их роста. Результаты измерений могут быть интересны для сравнения и анализа, но сами по себе они не влияют на рост растений. Внутреннее (формирующее) оценивание, наоборот, сродни подкормке и поливу растений, являя собой то, что напрямую влияет на их рост».     Smith A., Lovatt M., Wise D. Accelerated Learning. – Network Educational Press Ltd, 2003  

Слайд 8

Формирующее (формативное) оценивание
– это целенаправленный непрерывный процесс наблюдения за учением ученика. Оно основывается на оценивании в соответствии с критериями и предполагает обратную связь.

Слайд 9

Целью
формирующего оценивания является корректировка деятельности учителя и учащихся в процессе обучения на основе промежуточных результатов, полученных в процессе обучения.

Слайд 10

Методы и приемы формирующего оценивания
Письменные комментарии (письменная обратная связь) - это «хорошие слова» или комплименты. Комплимент формирует у школьника уверенность в себе. Это важное качество помогает ему успешно учиться. При оценке письменной работы отмечаются не только ошибки и погрешности в выполнении работы, но и все удачные места, делаются поощрительные записи.

Слайд 11

Критериальное самооценивание
включает широкий набор методик: от простейших сигнальных, таких, как светофор или цветовые дорожки, до достаточно точных и разнообразных оценочных рубрик, в том числе для сложной и тонкой самодиагностики. Наиболее простым инструментом можно считать знакомую многим методику цветовых дорожек или светофора.

Слайд 12

Цветовые дорожки
Красный цвет — это сигнал тревоги: я этого не могу, мне трудно, жёлтый — неуверенности: я не совсем в этом разобрался, зелёный — благополучия: мне всё ясно, я с этим справлюсь.

Слайд 13

Светофор -
другой вариант той же методики, даёт возможность посылать учителю сигналы в реальном времени, по ходу урока. У детей для этого есть три карточки тех же трёх цветов. Отвечая на вопрос учителя, получив задание, дети оценивают свои возможности и поднимают красную, жёлтую или зелёную карточку, сообщая о том, насколько им по силам предложенная задача. Зажигая вместе с детьми светофор в наиболее важных моментах урока, учитель может быстро сориентироваться и увидеть, готов ли класс продолжить движение, достигнуты ли желаемые результаты, реализованы ли цели урока.

Слайд 14

Приемы критериального оценивания: «Закончи предложение»
Какие новые знания вы получили? Начните свой ответ со слов: Я узнал… Я теперь знаю… Мне было интересно… Я хочу еще узнать…

Слайд 15

Лист самооценки (заполняется в конце курса, четверти, в конце изучения темы)
да нет 1.Регулярно выполнял (а) домашние задания 2.По необходимости консультировался (ась) с учителем 3.Улучшал (а) свои знания и исправлял (а) оценки 4.Регулярно вел (а)записи в тетради 5.Знаю, как работать со справочной литературой 6.Умею конспектировать тему 7.Умею самостоятельно находить материал по заданной теме 8.Делал (а) устное сообщение 9.Участвовал (а) в беседах по изучаемому материалу 10.Я задавал вопросы, если мне встречалось непонятное слово. 11.Я могу рассказать о том, что я сегодня узнал на уроке.

Слайд 16

Карта самоотчета

Слайд 17

Самооценка по каждой работе

Слайд 18

Лист достижений______________________________________________________________
Вид работы Оценка
Орфографическая разминка.
Составление схемы, алгоритма
Найди в тексте слова на данную орфограмму (самопроверка)
Упражнение 647(1) (взаимопроверка)
Перфокарта «Проверь себя»
Дифференцированное творческое задание
Итог

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Критериальное взаимооценивание
Может использоваться для оценки того или иного учебного действия со стороны учителя, самого ученика или его товарищей. Критерии оценивания заранее устанавливаются учениками и учителем. Показатели их достижения также определяются очень чётко, так как оценивание предполагает, что выступления учеников будут оцениваться в баллах. Сложив баллы, полученные по каждому критерию, ученики получают суммарную балльную оценку и могут более точно оценить свои выступления и сравнить работы разных групп.

Слайд 22

Методика «Карты понятий»
«Карта понятий» – это диаграмма, состоящая из узловых точек (каждая из которых помечена определённым понятием), связанных прямыми линиями, которые также помечены. Узловые точки-понятия расположены на разных иерархических уровнях, соответствующих движению от наиболее общих к конкретным специальным понятиям. Рассматривая карту от вершины к основанию, преподаватель может: 1) проникнуть в то, как ученики воспринимают научные темы; 2) проверить уровень понимания учеников и возникшее у них ложное толкование понятий; 3) оценить сложность установленных учеником структурных взаимосвязей. Варианты использования Составление карт в группе. Заполнение карт. Выборочное заполнение карты понятий. Карта для выборочных понятий. Картирование-выращивание. Направленный выбор при составлении карт

Слайд 23

Рейтинговое оценивание
Рейтинг отражает участие школьников в любых интеллектуальных, творческих и спортивных состязаниях, проводимых как в школе, так и за её пределами. За каждое достижение определенного уровня ученику начисляются баллы в рейтинговой таблице. Рейтинговая оценка способствует: повышению учебной мотивации и ответственности, росту социальной активности, ориентации на успех, формированию более адекватной самооценки.  Система оценивания должна выстраиваться таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.  100 - бальная шкала. Для перевода рейтинга в четырехбалльную оценку предлагается следующая шкала: от 1 до 49 - неудовлетворительно (2), от 50 до 69- удовлетворительно (3), от 70 до 84 - хорошо (4), от 85 до 100 - отлично (5).  

Слайд 24

Методика «Карта оценки групповой презентации»
Используется при оценке результатов совместной деятельности учащихся. Ученикам предлагается заполнить определённую форму, когда они будут смотреть презентацию группы. Ученикам нужно посмотреть на приведённые ниже характеристики и дать свой отзыв на работу группы. При оценке результатов предлагается использовать следующие варианты ответов: «+» – отличная работа (трудно улучшить); «=» – хорошая работа (хорошо, но вы видите способ улучшить); «—» – слабая работа (многое нужно улучшить).

Слайд 25

Методика «Самооценка совместной работы»
Ученикам предлагают не выбирать готовый ответ, а формулировать его в развёрнутом виде . Это позволяет ученику осознать то, как он участвовал в разработке плана группового проекта: насколько был продуктивен, успешен, принят группой и полезен. Работа с этой методикой помогает формировать как коммуникативные умения учащихся, а так и навыки решения проблем и планирования своей деятельности. Как вариант методики самооценки можно использовать составление отзыва на работы других учеников . Предлагаемая форма используется при оценке презентаций проектных и исследовательских работ, но может применяться и в других учебных ситуациях по усмотрению учителя.

Слайд 26

Техники формирующего оценивания
«Волшебная линеечка» - на полях тетрадей ученики чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа (внизу – не справился, посередине – выполнил, но допустил ошибку, вверху – справился без ошибок). При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше.

Слайд 27

Волшебная линеечка

Слайд 28

Одноминутное эссе –
это техника, которая используется учителем с целью предоставления учащимся обратной связи о том, что они узнали по теме. Для написания одноминутного эссе учитель может задать следующие вопросы: Что самое главное ты узнал сегодня? Какие вопросы остались для тебя непонятными? В зависимости от обучающей среды и формата одноминутное эссе может быть использовано по-разному: Во время урока: урок разбивается на несколько этапов, отслеживается поэтапное усвоение материала учащимися. В конце урока, чтобы проинформировать учащихся о том, что они будут делать на следующем уроке.  

Слайд 29

«Вопросник» (подведение итога)
Групповая работа На стол каждой группы кладутся карточки с вопросами: «Что нового вы сегодня узнали?», «Какая информация была наиболее интересной?», «Что было трудным?», «Что мешало работе и почему?» Каждый из участников группы выбирает только один вопрос и на небольшом листе бумаги пишет ответ.  

Слайд 30

Методика «Недельные отчёты»
Использование методики «Недельные отчёты» позволяет обеспечивать быструю обратную связь, с помощью которой ученики сообщают, чему они научились за неделю и какие трудности у них возникли. «Недельные отчёты» – это опросные листы, которые ученики заполняют раз в неделю, отвечая на 3 вопроса: 1. Чему я научился за эту неделю? 2. Какие вопросы остались для меня неясными? 3. Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?  

Слайд 31

Использование позволяет
Учителю: обеспечить понимание учениками того, как они учатся; исследовать, насколько хорошо ученики понимают содержание и логические связи изучаемого материала; документировать возникающие у учеников вопросы и выбрать наиболее типичные; дать ученикам обратную связь относительно содержания и уровня сложности тех вопросов, которые они считают существенными; проследить развитие письменных навыков учеников и их умения строить рассуждение; обеспечить возможность зафиксировать и измерить эмоциональное удовлетворение учеников или уровень их затруднений при изучении данного материала.
Ученику: тренироваться в письменной коммуникации, то есть выражать в письменной форме свои мысли; задать существенные для него вопросы; проанализировать собственные знания и процесс учения.  

Слайд 32

Техника «Сигналы рукой»
Учитель останавливает объяснение и просит учащихся показывать ему сигналы рукой, свидетельствующие о понимании или непонимании материала. Для этого учитель предварительно договаривается с учащимися об этих сигналах: ƒ Я понимаю __________и могу объяснить (большой палец руки направлен вверх) ƒ Я все еще не понимаю _________ (большой палец руки направлен в сторону) ƒ Я не совсем уверен в _______________(помахать рукой) Посмотрев на сигналы, учитель предлагает некоторым учащимся высказаться: (1) тем, кто не понял, задает вопрос: «Что именно вам непонятно?»; (2) слово предоставляется тем, кто не очень уверен в правильности ответа; (3) слово предоставляется тем, кто все понял.
Учитель задает уточняющие вопросы: «Что именно вы поняли?» Обязательно предлагается выслушать несколько ответов. По итогам полученных ответов учитель принимает решение либо о повторном изучении, закреплении темы, либо о продолжении изучения темы. В случае повторного объяснения, закрепления темы учитель должен использовать еще одну проверочную мини-работу. Данный шаг важен для того, чтоб понять, происходят ли изменения в понимании темы у учащихся, испытывающих проблемы, и определить свои шаги по дальнейшей работе.

Слайд 33

Внутренний и внешний круг
Учащиеся образуют два круга: внутренний и внешний. Дети стоят лицом друг к другу и задают друг другу вопросы по пройденной теме. Учащиеся из внешнего круга передвигаются и создают новые пары. Продолжается та же работа с вопросами.

Слайд 34

Мини-обзор (проводится в конце урока)
В течение последних минут урока учитель просит учеников ответить на половинке листка бумаги на следующие вопросы: «Какой момент был наиболее важным в том, что вы сегодня изучали?» и «Какой момент остался наименее ясным?». Педагог, просмотрев ответы, отмечает наиболее полезные комментарии. На следующем уроке акцентирует внимание на тех пунктах, которые высветились благодаря комментариям учеников.
Вариант мини-обзора:   1.Что изучали? Назовите тему урока. 2.С какими заданиями ты справлялся без помощи учителя, одноклассника? 3. Определите наиболее важное в этом уроке. 4.Что вызвало трудности, осталось неясным? 5.Что хотелось бы узнать по теме дополнительно? 6.Что у меня получилось лучше всего? 7.Что мне необходимо усовершенствовать?

Слайд 35

Цепочка заметок
Ученики передают друг другу конверт, на котором учитель написал один вопрос, по поводу происходящего на уроке. Получив конверт, ученик пишет ответ и кладёт его в конверт. Учитель, просмотрев все ответы, определяет наилучшие критерии для категоризации ответов, для того, чтобы выделить определённые паттерны ответов.

Слайд 36

Тестовые вопросы, составленные учениками
Составление тестов представляет собой индивидуальную творческую работу учащегося, которая проявляет не только его знания, подготовленность, но и мотивацию. Использование тестов наиболее эффективно на этапе закрепления материала, когда тема уже пройдена. Но этот метод выполняет свои функции и в ситуации, когда новая тема только заявлена. Своими вопросами по новой теме учащиеся демонстрируют учителю свой стартовый уровень знаний, свою заинтересованность в их расширении и углублении. Оценить качество вопросов, учитель может взять наиболее интересные за основу и организовать обсуждение в классе. Можно также использовать вопросы для экзамена, предварительно их обработав.
Задачи методики: Повысить качество выполнения домашнего задания. Выявить уровень понимания учащимися материала и разобрать моменты, вызвавшие затруднение, как следствие – подготовить учащихся к проверочной работе по теме. Развивать критическое мышление. Строить обучение на основе сотрудничества учителя и учеников, повысить активную роль детей в процессе обучения.

Слайд 37

Методика «Портфолио»
Цели и сущность портфолио. Портфолио является формой аутентичного, или истинного, оценивания образовательных результатов, то есть оценки по продукту, созданному учащимся в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности. Существенное значение портфолио придаёт планированию и самооцениванию учащимся своих достижений. Портфолио позволяет решить две задачи: 1. Проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе обучения, вне сравнения с достижениями других учеников. 2. Оценить его образовательные достижения и дополнить (заменить) результаты тестирования и других традиционных форм контроля.  

Слайд 38

Портфолио документов
включает коллекцию работ, собранных за определённый период обучения. Работы демонстрируют прогресс учащегося в какой-либо учебной сфере. Этот портфолио может содержать любые материалы, в том числе планы и черновики, которые показывают, каких успехов добился ученик в процессе обучения с момента, как он поставил перед собой определённую цель, и до того, как он её достиг. Поэтому в портфолио могут быть представлены как успешные, так и неудачные, пробные работы.

Слайд 39

Портфолио процесса или оценочный
Отражает все фазы и этапы обучения. Позволяет показать весь процесс обучения в целом, то, как учащийся интегрирует специальные знания и навыки и достигает прогресса, овладевая определёнными умениями, как на начальном, так и на высоком уровне. Кроме того, этот портфолио демонстрирует процесс рефлексии учащимся собственного учебного опыта и включает дневники самонаблюдения и различные формы самоотчёта и самооценки.

Слайд 40

Показательный портфолио
Позволяет лучше всего оценить достижения учащегося по основным предметам школьной программы. Может включать только лучшие работы, отобранные в ходе совместного обсуждения учеником и педагогом. Обязательным требованием является полное и всестороннее представление работы. Как правило, в этот портфолио входят разнообразные аудио и видео записи, фотографии, электронные версии работ. Представленные материалы могут сопровождаться письменными комментариями учащегося, обосновывающими выбор представленных им работ. В портфолио можно включить материалы проектов и исследований, художественные работы, естественнонаучные эксперименты достижения в музыкальной области, которые наиболее целостно представляют умения и возможности ученика.  

Слайд 41

Портфолио подготовленности
  Некоторые школы используют портфолио как средство определения готовности ученика к выпуску. Школьникам требуется представить определённое количество материалов, которые демонстрируют их компетентность и достижения в нескольких предметных областях. Как правило, это итоговые работы по тем предметам, по которым обычно пишутся тесты или сдаются устные экзамены: язык, математика, общественные и естественные науки. О подготовленности ученика могут свидетельствовать также эссе, исследовательские или проектные работы по основным предметам и предметам по выбору: технология, музыка, изобразительное искусство.

Слайд 42

Портфолио можно оценивать
неформально (экспертная оценка), привлекая для оценки педагогов, родителей и соучеников. Другой вариант оценивания – это формализация и стандартизация критериев оценки, согласованных с общепринятыми учебными показателями, например такими основными учебными умениями, как решение проблем и коммуникативные умения.  

Слайд 43

Литература
Михайлова Е.К.«Братск, Россия ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык» — международный информационно-аналитический журнал №2 (09). Сентябрь 2014 (http://ce.if-mstuca.ru/) Пинская М.А. Формирующее оценивание: оценивание в классе: учеб. пособие / М.А. Пинская. – М.: Логос, 2010. – 264 с. Фишман И.С., Голуб Г.Б. Ф68 Формирующая оценка образовательных результатов учащихся: Методическое пособие. Самара: Издательство «Учебная литература», 2007. 244 с.