Презентация - Динамика формирования смыслового чтения в начальной школе на примере учебника «Литературное чтение» под редакцией Н.Ф. Виноградовой

Динамика формирования смыслового чтения в начальной школе на примере учебника «Литературное чтение» под редакцией Н.Ф. ВиноградовойДинамика формирования смыслового чтения в начальной школе на примере учебника «Литературное чтение» под редакцией Н.Ф. ВиноградовойДинамика формирования смыслового чтения в начальной школе на примере учебника «Литературное чтение» под редакцией Н.Ф. ВиноградовойДинамика формирования смыслового чтения в начальной школе на примере учебника «Литературное чтение» под редакцией Н.Ф. ВиноградовойДинамика формирования смыслового чтения в начальной школе на примере учебника «Литературное чтение» под редакцией Н.Ф. ВиноградовойДинамика формирования смыслового чтения в начальной школе на примере учебника «Литературное чтение» под редакцией Н.Ф. ВиноградовойДинамика формирования смыслового чтения в начальной школе на примере учебника «Литературное чтение» под редакцией Н.Ф. ВиноградовойДинамика формирования смыслового чтения в начальной школе на примере учебника «Литературное чтение» под редакцией Н.Ф. ВиноградовойДинамика формирования смыслового чтения в начальной школе на примере учебника «Литературное чтение» под редакцией Н.Ф. ВиноградовойДинамика формирования смыслового чтения в начальной школе на примере учебника «Литературное чтение» под редакцией Н.Ф. ВиноградовойДинамика формирования смыслового чтения в начальной школе на примере учебника «Литературное чтение» под редакцией Н.Ф. ВиноградовойДинамика формирования смыслового чтения в начальной школе на примере учебника «Литературное чтение» под редакцией Н.Ф. ВиноградовойДинамика формирования смыслового чтения в начальной школе на примере учебника «Литературное чтение» под редакцией Н.Ф. ВиноградовойДинамика формирования смыслового чтения в начальной школе на примере учебника «Литературное чтение» под редакцией Н.Ф. ВиноградовойДинамика формирования смыслового чтения в начальной школе на примере учебника «Литературное чтение» под редакцией Н.Ф. ВиноградовойДинамика формирования смыслового чтения в начальной школе на примере учебника «Литературное чтение» под редакцией Н.Ф. ВиноградовойДинамика формирования смыслового чтения в начальной школе на примере учебника «Литературное чтение» под редакцией Н.Ф. ВиноградовойДинамика формирования смыслового чтения в начальной школе на примере учебника «Литературное чтение» под редакцией Н.Ф. ВиноградовойДинамика формирования смыслового чтения в начальной школе на примере учебника «Литературное чтение» под редакцией Н.Ф. ВиноградовойДинамика формирования смыслового чтения в начальной школе на примере учебника «Литературное чтение» под редакцией Н.Ф. ВиноградовойДинамика формирования смыслового чтения в начальной школе на примере учебника «Литературное чтение» под редакцией Н.Ф. ВиноградовойДинамика формирования смыслового чтения в начальной школе на примере учебника «Литературное чтение» под редакцией Н.Ф. ВиноградовойДинамика формирования смыслового чтения в начальной школе на примере учебника «Литературное чтение» под редакцией Н.Ф. ВиноградовойДинамика формирования смыслового чтения в начальной школе на примере учебника «Литературное чтение» под редакцией Н.Ф. ВиноградовойДинамика формирования смыслового чтения в начальной школе на примере учебника «Литературное чтение» под редакцией Н.Ф. ВиноградовойДинамика формирования смыслового чтения в начальной школе на примере учебника «Литературное чтение» под редакцией Н.Ф. ВиноградовойДинамика формирования смыслового чтения в начальной школе на примере учебника «Литературное чтение» под редакцией Н.Ф. ВиноградовойДинамика формирования смыслового чтения в начальной школе на примере учебника «Литературное чтение» под редакцией Н.Ф. ВиноградовойДинамика формирования смыслового чтения в начальной школе на примере учебника «Литературное чтение» под редакцией Н.Ф. ВиноградовойДинамика формирования смыслового чтения в начальной школе на примере учебника «Литературное чтение» под редакцией Н.Ф. Виноградовой







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Вебинар проводит: Виноградова Наталья Федоровна - член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, Лауреат Премии Президента РФ в области образования, зав. Сектором начального образования ИСМО РАО
ДИНАМИКА ФОРМИРОВАНИЯ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА ПРИМЕРЕ УЧЕБНИКА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» ПОД РЕДАКЦИЕЙ Н.Ф.ВИНОГРАДОВОЙ (авторы Н.Ф.Виноградова, И.С.Хомякова, И.В.Сафонова, В.И. Петрова)

Слайд 2

Что такое смысловое чтение
Понимание цели чтения (поставленной учебной задачи) – метапредметное УД Выбор вида чтения в зависимости от цели – предметное УД. Определение типа текста и особенностей построения и стиля разных текстов (художественный, научно-познавательный, учебный и др.) – предметное УД. Поиск информации для решения поставленной учебной задачи – метапредметное УД. Различение основной (главной) и второстепенной информации – метапредметное УД.
2

Слайд 3

Как работает учитель над конкретной учебной задачей?
Выясняет, как поняли дети учебную задачу? («Какой результат нужно получить?»). Вместе с детьми составляет последовательность (алгоритм) действий. Шаг первый (с чего начнем?) Шаг второй (следующее наше действие (шаг)…
3

Слайд 4

Например, дети в процессе работы с текстом подходят к определению литературоведческого понятия «сравнение». Емеля шел по мягкому желтому мху, как по ковру. Проанализируем, что здесь сравнивается: - Земля, заросшая мхом, и ковер. - Какой признак взят для сравнения? - Мягкость, приятность…
4

Слайд 5

5
Какой вывод можно сделать: при сравнении один объект сравнивается с другим по какому-то признаку. 2) Определим слова, которые связывают объекты сравнения Олень, как стрела, понесся вперед. Крестьянские избы выглядели, точно черные точки. Мальчик прыгал, словно мячик. Какой вывод можно сделать: объекты сравнения связываются словами словно, как, точно.

Слайд 6

Другой пример Подчеркни в тексте сравнения Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя. То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит, То, как спутник запоздалый, К нам в окошко застучит.   Белая береза под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром…»
6

Слайд 7

После выполнения задания: Учитель: какие действия ты совершал, чтобы выполнить поставленную задачу? Ученик: внимательно прочитал стихотворение первое. Посмотрел, если в тексте слова «как, точно, словно». Нашел их. Проверил, относятся ли они к сравнению – что с чем сравнивается? Подчеркнул сравнение. Сделаем вывод: успех осознанности чтения, прежде всего, в том, что ученик знает, не только, что делать, но и как делать.
7

Слайд 8

Приоритетный метод формирования смыслового чтения
Мотивированное чтение: постановка задачи перед чтением, «удержание» учебной задачи в процессе чтения, совместное с детьми осуществление контроля – соответствие результата учебной задаче.
8

Слайд 9

Постановка задачи перед чтением: Подчеркивается цель чтения. Сравните два способа предъявления учебной задачи: Прочитай текст. Ответь на вопросы. Вопрос: ученик предполагал, зачем он читает текст? Он читал текст просто так, чтобы ознакомиться и каждый замечал при чтении что-то свое и поэтому не сразу мог ответить на вопросы по тексту. Нужно было снова читать текст уже с учетом вопросов.
9

Слайд 10

Другой способ постановки учебной задачи: Например, стихотворение А.С. Пушкина «К няне» 1. Читая текст, постарайся понять, какие чувства переживает герой-автор. 2. Обсудим вместе: Как поэт относится к няне? Какие воспоминания о няне у него остались? Можем ли мы оценить чувства поэта к своей няне? Еще один прием мотивированного чтения: В задании определяется способ решения учебной задачи (своеобразная подсказка).
10

Слайд 11

Дополни песенки, чтобы они стали колыбельными. Какое условие тебе нужно учесть, чтобы песенка была складной? Запиши. _______________________ Не ложися на краю, Придет серенький волчок И укусит за бочок. __________________________ Купим сыну валенки, Наденем на ножки, Пустим по дорожке… Условие: _____________________________________________

Слайд 12

12
1 класс. Сравним два описания кота. Чем они отличаются? Какое из них более выразительное? Васька – котичек-коток, Васька – серенький лобок. Лапки бархатные, ноготок остер. Вот кот Васька, у него серый лоб. Лапы мягкие, ногти острые

Слайд 13

4 класс Проанализируй очерк о биографии художника. Восстанови его последовательность (поставь номер абзаца). Уже первая картина И.И. Левитана «Осенний день. Сокольники», которая была представлена на студенческой выставке, принесла художнику признание – полотно было куплено известным коллекционером П.М. Третьяковым и помещена в знаменитой Третьяковской галерее, где и находится до сих пор. Желание рисовать возникло у Исаака в раннем детстве, он ходил с братом на этюды, интересовался выставками картин. В сентябре 1873 года Левитан поступает в Московское училище живописи. Семья из-за бедности не могла платить за обучение, но юноша показывал прекрасные успехи в учении и поэтому был освобожден от оплаты. Левитан родился 30 августа 1860 года в небогатой семье, где воспитывались четверо детей. Исаак Ильич не любил рассказывать о своем детстве, так как семья жила скудно. Отец будущего художника сам занимался обучением детей грамоте.
13

Слайд 14

Какие действия должен совершить ученик? Понять учебную задачу: восстановить последовательность. Прочитать текст. Обратить внимание на особенности текста: в данном случае текст биографический. Вспомнить, что биография составляется во временной последовательности. Проанализировать с этой точки зрения текст и выстроить правильную последовательность.
14

Слайд 15

Постановка проблемной задачи или проблемного вопроса – еще один способ формирования осознанного принятия учебной задачи. 1) Сравни два текста. Отметь, к какому из них подойдет заголовок «Вместе тесно, а врозь скучно». 1. Говорит брат сестре: «Не тронь моего волчка!» Отвечает сестра брату: «А ты не тронь моих кукол!» Дети расселись по разным углам, но скоро им обоим стало скучно…  2. Брату волчок подарили. Он пригласил сестру посмотреть, как игрушка забавно крутится. Посадили и кукол: пусть смотрят на волчок. Заводят волчок по очереди: то брат, то сестра. Всем весело!  к первому ко второму 2)* Объясни свой ответ.
15

Слайд 16

Следующий компонент мотивированного чтения как смыслового – удержание учебной задачи Как проходит процесс удержания учебной задачи? Это особенно необходимо при чтении с продолжением. 1) Прежде всего, «работает» на удержание задачи «Разговор перед чтением». Например: «По разному складываются судьбы людей. Писатель Владимир Галактионович Короленко рассказывает о слепом мальчике, талантливом музыканте, жизнь которого изменилась после знакомства со сверстницей. Читая текст, обрати внимание, как произошло это знакомство. Обсудим вместе: Почему не складывалась первая беседа мальчика с незнакомкой? (Вспомните разговор перед чтением).
16

Слайд 17

2) Создание «мостика» между чтениями одного текста (чтение с продолжением) Перед следующим отрывком «Слепого музыканта» учитель строит «мостик»: Как вы думаете, подружились ли дети? Состоялись ли еще их встречи после первого знакомства? Какие переживания помогли им понять друг друга? Хотите об этом узнать? Прочитайте дальше повесть «Слепой музыкант».
17

Слайд 18

Успех смыслового чтения во многом зависит от умения контролировать свои действия. Обязательная структурная единица урока – самоконтроль. После выполнения задания – предложение «Проверь себя». Способы самоконтроля: Приемы: а) Сравни свой ответ с правильным. б) Обсуди с соседом по парте результат работы. Оцените работу друг друга. в) доложи свои результаты классу.
18

Слайд 19

Примеры. 1. Проанализируй текст: как он построен? Закончи предложение. – Не гавкать! – Тихо! – Что за гам! – Да прекратите лай! – Эй, будет вам!... Этот текст построен как _______________________. Проверь себя. Умеешь ли ты анализировать особенности построения текста? Сверь свой ответ с ответом соседа по парте. Удалось ли вам выполнить задание правильно?
19

Слайд 20

2. Используя информацию, данную в тексте, напиши значение слов «спорый» и «грибной». Спорый дождь льется отвесно, сильно. Он всегда приближается с набегающим шумом. Недаром про него говорят «спорый» – быстрый, скорый. Особенно хорош спорый дождь на реке. Каждая его капля выбивает в воде круглое углубление… Мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч. Лужи от этого дождя всегда теплые. Он не звенит, а шепчет что-то свое, усыпительное… Да и солнышко ему радуется…
20

Слайд 21

Проверь себя: подпиши фото. Доложи результаты своей работы классу. Представь доказательства. Спорый дождь - ____________________ Грибной дождь - ___________________
21

Слайд 22

Проанализируй текст: какая его часть обычно не используется в письме. Запиши номер абзаца. Дорогая бабушка! Наконец-то я на Черном море! Исполнилась моя мечта! Много купаюсь! Видела дельфинов, они выпрыгивали из воды недалеко от берега. Площадь Чёрного моря — 422 000 км² (по другим данным — 436 400 км²). Очертания Чёрного моря напоминают овал с наибольшей осью около 1150 км. Наибольшая глубина — 2210 м, средняя — 1240 м. Характерной особенностью Чёрного моря является полное (за исключением ряда  бактерий) отсутствие жизни на глубинах более 150—200 м из-за насыщенности глубинных слоёв воды сероводородом… В подарок я привезу тебе ракушку, которую я нашла на берегу. Прислонишь ее к уху и услышишь, как шумит море. Обнимаю. Твоя Катя.   Абзац № ___________________. Оцени себя. Удалось ли тебе выполнить задание? Обсуди особенности разных текстов с одноклассниками. Верный ответ на с.
22

Слайд 23

Особенно важен контроль при чтении текста «про себя»
Структурная единица урока в этом случае: Проверь себя: ответь на вопросы… Ученик докладывает классу свои раздумья по этому поводу. Сам оценивает: справился ли он с поставленной задачей. В первом классе оценка только словесная, во втором – отметки от 2 до 5, в третьем-четвертом можно вводить балльную.
23

Слайд 24

Контроль может быть осуществлен с помощью тестовых заданий. Примеры: 1. Дети получают задание определить, какой это текст. Читают текст-описание. Предложи доказательства. Зимой солнышко уходит от нас далеко-далеко, землю засыпает снег и сковывают морозы. Медленно-медленно возвращается к нам солнышко, трудно ему растопить снег. Бросает оно горячие искры в снежные сугробы… Это повествование Это рассуждение Это описание
24

Слайд 25

ОтметьV, какой это текст. Как сделать детскую настольную игру-ходилку? Уровень сложности: Несложно 1 шаг. Тема игры – морской сюжет. Формат ватманской бумаги А 2. 2 шаг. Намечаем на ватмане ориентиры: где что будет расположено: подводная пещера, пляж, пристань, таинственный островок, грузовой порт…
25

Слайд 26

Отметь V, какая пословица отражает главную мысль истории. Лгун Мальчик стерег овец и, будто увидав волка, стал звать: «Помогите, волк! волк!» Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так и два и три раза, случилось — и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать: «Сюда, сюда скорей, волк!» Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает,— не послушали его. Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все стадо. Шила в мешке не утаишь. Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят. Что лживо, то и гнило.  Оцени себя. Умеешь ли ты сравнивать основную мысль текста и пословиц? Можешь ли определять, какая пословица соответствует главной мысли текста?
26

Слайд 27

Отметь V, какие задачи можно решить с помощью этого текста.   Лисички – Кто вы? – Мы лисички, Дружные сестрички. Ну а вы-то кто же? – Мы лисички тоже. – Как, с одной-то лапкой? – Нет, еще со шляпкой. - Посмешить - Сообщить информацию о многозначности слов - Дать научные сведения - Использовать как загадку Проверь себя. Умеешь ли ты анализировать текст для решения учебной задачи. Объясни одноклассникам свой выбор.
27

Слайд 28

Еще один способ формирования самоконтроля – контроль и оценка работ одноклассников. Эти задания даются параллельно с оценкой своих работ. Косвенно – так выполнил работу твой одноклассник, проверь и оцени ее. Прямо – оценим работу нашего одноклассника, обратим внимание на это:…
28

Слайд 29

Сделаем вывод: Смысловое чтение как общеучебное метапредметное умение формируется сначала на уроках литературного чтения, а затем работа продолжается на всех других уроках. Как формировать смысловое чтение в процессе изучения литературного чтения мы подробно представил и в своей линии учебников.
29

Слайд 30

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Виноградова Наталья Федоровна - член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, Лауреат Премии Президента РФ в области образования, зав. Сектором начального образования ИСМО РАО 127422 Москва, ул. Тимирязевская, д.1, стр. 3 Тел/факс: (499) 641-5529; (495) 234-0753 E-mail: metod@vgf.ru (методическая служба) info@vgf.ru (Издательский центр)