Презентация - Серебряный век русской поэзии 1892-1917 гг.

Серебряный век русской поэзии 1892-1917 гг.Серебряный век русской поэзии 1892-1917 гг.Серебряный век русской поэзии 1892-1917 гг.Серебряный век русской поэзии 1892-1917 гг.Серебряный век русской поэзии 1892-1917 гг.Серебряный век русской поэзии 1892-1917 гг.Серебряный век русской поэзии 1892-1917 гг.Серебряный век русской поэзии 1892-1917 гг.Серебряный век русской поэзии 1892-1917 гг.Серебряный век русской поэзии 1892-1917 гг.Серебряный век русской поэзии 1892-1917 гг.Серебряный век русской поэзии 1892-1917 гг.Серебряный век русской поэзии 1892-1917 гг.Серебряный век русской поэзии 1892-1917 гг.Серебряный век русской поэзии 1892-1917 гг.Серебряный век русской поэзии 1892-1917 гг.Серебряный век русской поэзии 1892-1917 гг.Серебряный век русской поэзии 1892-1917 гг.Серебряный век русской поэзии 1892-1917 гг.Серебряный век русской поэзии 1892-1917 гг.Серебряный век русской поэзии 1892-1917 гг.Серебряный век русской поэзии 1892-1917 гг.Серебряный век русской поэзии 1892-1917 гг.Серебряный век русской поэзии 1892-1917 гг.Серебряный век русской поэзии 1892-1917 гг.Серебряный век русской поэзии 1892-1917 гг.Серебряный век русской поэзии 1892-1917 гг.Серебряный век русской поэзии 1892-1917 гг.Серебряный век русской поэзии 1892-1917 гг.Серебряный век русской поэзии 1892-1917 гг.Серебряный век русской поэзии 1892-1917 гг.Серебряный век русской поэзии 1892-1917 гг.Серебряный век русской поэзии 1892-1917 гг.Серебряный век русской поэзии 1892-1917 гг.Серебряный век русской поэзии 1892-1917 гг.Серебряный век русской поэзии 1892-1917 гг.Серебряный век русской поэзии 1892-1917 гг.Серебряный век русской поэзии 1892-1917 гг.Серебряный век русской поэзии 1892-1917 гг.Серебряный век русской поэзии 1892-1917 гг.Серебряный век русской поэзии 1892-1917 гг.Серебряный век русской поэзии 1892-1917 гг.Серебряный век русской поэзии 1892-1917 гг.Серебряный век русской поэзии 1892-1917 гг.Серебряный век русской поэзии 1892-1917 гг.Серебряный век русской поэзии 1892-1917 гг.Серебряный век русской поэзии 1892-1917 гг.Серебряный век русской поэзии 1892-1917 гг.Серебряный век русской поэзии 1892-1917 гг.Серебряный век русской поэзии 1892-1917 гг.Серебряный век русской поэзии 1892-1917 гг.Серебряный век русской поэзии 1892-1917 гг.Серебряный век русской поэзии 1892-1917 гг.Серебряный век русской поэзии 1892-1917 гг.Серебряный век русской поэзии 1892-1917 гг.Серебряный век русской поэзии 1892-1917 гг.Серебряный век русской поэзии 1892-1917 гг.Серебряный век русской поэзии 1892-1917 гг.Серебряный век русской поэзии 1892-1917 гг.Серебряный век русской поэзии 1892-1917 гг.Серебряный век русской поэзии 1892-1917 гг.







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

И серебряный месяц ярко Над серебряным веком стыл А.А.Ахматова

Слайд 2

Серебряного века силуэт...
Серебряный век – явление русской культуры, основанное на глубинном единстве всех его творцов

Слайд 3

Конец девятнадцатого века…Начало двадцатого… Рубеж веков… Ощущение кризиса, потрясений, катастрофичности…
Двадцатый век…еще бездомней, Еще страшнее жизни мгла, Еще чернее и огромней Тень Люциферова крыла. И отвращение от жизни, И к ней безумная любовь, И страсть, и ненависть к отчизне… И черная земная кровь Сулит нам , раздувая вены, Все разрушая рубежи, Неслыханные перемены, Невиданные мятежи…
А.А.Блок

Слайд 4

Хроника ключевых событий эпохи
1890 – начало эпохи экономического роста, реформы Витте. 1894 – начало царствования Николая 2. 1902 – массовое создание политических партий. 1903 – второй съезд РСДРП 1904 – 1905 – русско-японская война. 1905 – 1907 – первая русская революция. 1906 – создание 1 Государственной Думы; – аграрная реформа Столыпина. 1914 – начало Первой мировой войны. 1917 – Февральская революция; свержение самодержавия; Октябрьская революция….

Слайд 5

Серебряным веком русской культуры называют исторически непродолжительный период на рубеже 19 – 20 веков, отмеченный необыкновенным творческим подъёмом в области поэзии, гуманитарных наук, живописи, музыки, театрального искусства.

Слайд 6

Серебряный век (1892-1917)
?
Оцуп Н.А.
По силе и энергии, по обилию удивительных созданий поэзия этого периода является достойным продолжением «золотого века»
Русский культурный Ренессанс
Бердяев Н.А.

Слайд 7

Настроения Серебряного века русской культуры нашли глубокое, проникновенное отражение в творчестве художников. Всмотримся в полотна живописцев этой эпохи...

Слайд 8

Михаил Врубель Великое мастерство, трагизм, героический дух и неповторимый декоративный дар делают Врубеля художником на все времена.
Демон поверженный. Иллюстрация к поэме Лермонтова «Демон» 1902

Слайд 9

Борисов-Мусатов пришёл в искусство на рубеже двух веков, в эпоху чрезвычайно сложную и исключительно богатую крупными творческими индивидуальностями и нашёл в искусстве неповторимый самобытный путь.

Слайд 10

Петров-Водкин искал живописную форму «философской картины мира».

Слайд 11

Начало века дало такое количество талантливых поэтов, что их число можно было бы сравнить с россыпью сотен звезд на черном бархате ночного неба

Слайд 12

Слайд 13

Листва закипает, как наши двадцатые, Когда Маяковский с Асеевым в дружестве Писали стихи о любви и о мужестве, Неугомонные и угловатые; Когда Пастернак в бормотанье восторженном, Стремительном, миротворяще-встревоженном, Слагал свои строки и тут же выбрасывал, Сквозь жизнь пробираясь движением брассовым;

Слайд 14

Когда над Есениным рдяными красками Пылали все зори рязанские истово, И Хлебников числа свои перелистывал И впроголодь пел, детворою обласканный. Листва закипает, как годы начальные, Уже отдаленные дымкой забвения, И новые к жизни идут поколения, Но листья кипят, будто годы те дальные, Те годы начальные, годы двадцатые: Мы нищие были, мы были богатые. Лев Озеров, "Двадцатые"

Слайд 15

Русский поэтический «серебряный век», традиционно вписываемый в начало XX , на самом деле истоками своими уходит в столетие XIX. Интересующий нас феномен забродил в недрах XIX столетия задолго до того, как был чётко осознан современниками. Как справедливо пишет один из критиков русского поэтического «серебра»: «Девяностые годы начали листать черновики книг, составивших вскоре библиотеку двадцатого века... С девяностых годов начался литературный посев, принёсший всходы». Интерес к той исторической и культурной эпохе, за которой прочно закрепилось имя «серебряного века», сегодня велик необычайно. Исследователи даже склонны называть его духовным и религиозным Ренессансом, видя в нём своеобразный аналог европейского Возрождения.

Слайд 16

Предвестники
..В восьмидесятые-девяностые годы русская поэзия утратила свою былую высоту, былую напряженность и силу, она выцветала и блекла... Мотивы усталости, опустошенности, глубокого уныния пронизывали все, что появлялось в поэзии тех лет... Н. В. Банников. Серебряный век русской поэзии. Москва, Просвещение, 1993.
НО НЕ ТЕБЕ В любви, как в ревности, не ведая предела,— Ты прав,— безжалостной бываю я порой, Но не с тобой, мой друг! С тобою я б хотела Быть ласковой и нежною сестрой. Сестрою ли?..О, яд несбыточных мечтаний, Ты в кровь мою вошел и отравил ее! Из мрака и лучей, из странных сочетаний — Сплелося чувство странное мое. Не упрекай меня, за счастие мгновенья Другим, быть может, я страданья принесу, Но не тебе, мой друг!— тебе восторг забвенья И сладких слез небесную росу.
Мирра Александровна Лохвицкая (1869-1905)

Слайд 17

Константин Константинович Случевский (1837-1904 )
Владимир Соловьёв (1853-1900)
Константин Михайлович Фофанов (1862-1911)

Слайд 18

Владимир Сергеевич Соловьев (1853 — 1900)
Хоть мы навек незримыми цепями Прикованы к нездешним берегам, Но и в цепях должны свершить мы сами Тот круг, что боги очертили нам. Все, что на волю высшую согласно, Своею волей чуждую творит, И под личиной вещества бесстрастной Везде огонь божественный горит.

Слайд 19

Федор Сологуб (Федор Кузьмич Тетерников) (1863 — 1927).
Я — бог таинственного мира, Весь мир в одних моих мечтах. Не сотворю себе кумира Ни на земле, ни в небесах. Моей божественной природы Я не открою никому. Тружусь, как раб, а для свободы Зову я ночь, покой и тьму.

Слайд 20

Разное понимание роли и места человека в мироздании
реализм
модернизм

Слайд 21

Модернизм - художественно-эстетическая система, сложившаяся в начале 20 века, воплотившаяся в системе относительно самостоятельных художественных направлений и течений, характеризующихся ощущением дисгармонии мира, разрывом с традициями реализма, бунтарско-эпатирующим мировосприятием, преобладанием мотивов утраты связи с реальностью, одиночества и иллюзорной свободы художника, замкнутого в пространстве своих фантазий, воспоминаний и субъективных ассоциаций.

Слайд 22

Слайд 23

Символисты
Символизм — первое и самое значительное из модернистских течений в России. По времени формирования и по особенностям мировоззренческой позиции в русском символизме принято выделять два основных этапа. Поэтов, дебютировавших в 1890-е годы, называют «старшими символистами» (В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб и др.). В 1900-е годы в символизм влились новые силы, существенно обновившие облик течения (А. Блок, А. Белый, В. Иванов и др.). Принятое обозначение «второй волны» символизма — «младосимволизм». «Старших» и «младших» символистов разделял не столько возраст, сколько разница мироощущений и направленность творчества.
Врубель.Зимняя канавка. 1901

Слайд 24

Символизм ( Д.Мережковский)
Символ- основная эстетическая категория
Тематика произведений: отрицание действительности ( мир- зверинец, тюрьма, келья); жизнь- сон, игра теней; самообожествление; метание человека от мрака к свету (мотив качелей); одиночество; Вечная Женственность, Душа мира

Слайд 25

«Старшие символисты»
Д.Мережковский
З. Гиппиус
В. Брюсов
К. Бальмонт

Слайд 26

Дмитрий Сергеевич Мережковский (1865г - 1941г)
Поэт Сладок мне венец забвенья темный, Посреди ликующих глупцов Я иду отверженный, бездомный И бедней последних бедняков. Но душа не хочет примиренья И не знает, что такое страх; К людям в ней — великое презренье, И любовь, любовь в моих очах: Я люблю безумную свободу! Выше храмов, тюрем и дворцов Мчится дух мой к дальнему восходу, В царство ветра, солнца и орлов!

Слайд 27

Константин Дмитриевич Бальмонт (1867г. - 1942г.) русский поэт, прозаик, критик, переводчик.
Я мечтою ловил уходящие тени, Уходящие тени погасавшего дня, Я на башню всходил, и дрожали ступени, И дрожали ступени под ногой у меня. И чем выше я шел, тем ясней рисовались, Тем ясней рисовались очертанья вдали, И какие-то звуки вдали раздавались, Вкруг меня раздавались от Небес и Земли.
Чем я выше всходил, тем светлее сверкали, Тем светлее сверкали выси дремлющих гор, И сияньем прощальным как будто ласкали, Словно нежно ласкали отуманенный взор. И внизу подо мною уже ночь наступила, Уже ночь наступила для уснувшей земли, Для меня же блистало дневное светило, Огневое светило догорало вдали.

Слайд 28

Юноша бледный со взором горящим, Ныне даю я тебе три завета. Первый прими: не живи настоящим, Только грядущее – область поэта. Помни второй: никому не сочувствуй, Сам же себя полюби беспредельно. Третий храни: поклоняйся искусству, Только ему, безраздумно, бесцельно. В. Брюсов

Слайд 29

«Младшие символисты»
А.Блок
А.Белый

Слайд 30

Александр Блок
Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века – Всё будет так. Исхода нет. Умрешь - начнешь опять сначала И повторится всё, как встарь: Ночь, ледяная рябь канала, Аптека, улица, фонарь.

Слайд 31

Иннокентий Анненский
ПЕРВЫЙ ФОРТЕПЬЯННЫЙ СОНЕТ Есть книга чудная, где с каждою страницей Галлюцинации таинственно свиты: Там полон старый сад луной и небылицей, Там клен бумажные заворожил листы, Там в очертаниях тревожной пустоты, Упившись чарами луны зеленолицей, Менады белою мятутся вереницей, И десять реет их по клавишам мечты. Но, изумрудами запястий залитая, Меня волнует дев мучительная стая: Кристально чистые так бешено горды. И я порвать хочу серебряные звенья... Но нет разлуки нам, ни мира, ни забвенья, И режут сердце мне их узкие следы...

Слайд 32

Поэты-символисты Иннокентий Анненский Константин Бальмонт Юргис Балтрушайтис Андрей Белый Александр Блок Валерий Брюсов Зинаида Гиппиус Александр Добролюбов Вячеслав Иванов Иван Коневской Дмитрий Мережковский Николай Минский Сергей Соловьев Федор Сологуб
Символизм пытался создать новую философию культуры, стремился, пройдя мучительный период переоценки ценностей, выработать новое универсальное мировоззрение. Преодолев крайности индивидуализма и субъективизма, символисты на заре нового века по-новому поставили вопрос об общественной роли художника, начали движение к созданию таких форм искусства, переживание которых могло бы вновь объединить людей. При внешних проявлениях элитарности и формализма символизм сумел на практике наполнить работу с художественной формой новой содержательностью и, главное, сделать искусство более личностным, персоналистичным.

Слайд 33

Футуристы
Объявляя классику и всю старую литературу как нечто мертвое, отжившее и не соответствующее современности, футуристы утверждали свое право на произвольное слово, слово-новшество, "самовитое" слово, над которым не тяготеет его бытовое значение и смысл которого связан только с звучанием...
Основные признаки футуризма: — бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы; — отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремленное в будущее; — бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат; — поиски раскрепощенного «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка; — культ техники, индустриальных городов; — пафос эпатажа.

Слайд 34

Футуризм ( будущее)
Манифест «Пощечина общественному вкусу»: «Мы отрицаем правописание»; «Мы расшатали синтаксис»; «Нами уничтожены знаки препинания» «Мы новые люди новой жизни»
Сборники: «Рыкающий Парнас», «Дохлая Луна», «Доители изнуренных жаб»
Группы: «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Будетляне»

Слайд 35

Футуристы
И Северянин
В.Хлебников
В.Маяковский

Слайд 36

Бобэоби пелись губы, Вээоми пелись взоры, Пиээо пелись брови, Лиэээй пелся облик Гзи-гзи-гзэо пелась цепь. Так на холсте каких-то соответствий Вне протяжения жил лицо. В. Хлебников

Слайд 37

Владимир Маяковский
НАТЕ! Через час отсюда в чистый переулок Вытечет по человеку ваш обрюзгший жир, А я вам открыл столько стихов шкатулок, Я - бесценных слов мот и транжир. Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста Где-то недокушанных, недоеденных щей; Вот вы, женщина, на вас белила густо, Вы смотрите устрицей из раковин вещей. Все вы на бабочку поэтиного сердца Взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош. Толпа озвереет, будет тереться, Ощетинит ножки стоглавая вошь. А если сегодня мне, грубому гунну, Кривляться перед вами не захочется – и вот Я захохочу и радостно плюну, Плюну в лицо вам я - бесценных слов транжир и мот.

Слайд 38

Игорь Северянин
КАЧАЛКА ГРЕЗЕРКИ Как мечтать хорошо Вам В гамаке камышовом Над мистическим оком – над бестинным прудом! Как мечты - сюрпризерки Над качалкой грезёрки Истомленно лунятся: то - Верлен, то - Прюдом! Что за чудо и диво! То Вы - леди Годива, Через миг - Иоланта, через миг Вы - Сафо!.. Стоит Вам повертеться – И загрезится сердце: Все на свете возможно, все для Вас ничего! Покачнетесь Вы влево – Королев королева, Властелинша планеты голубых антилоп, Где от вздохов левкоя Упоенье такое, Что загрезит порфирой заурядный холоп!
Покачнетесь Вы вправо – Улыбнется Вам Слава, И дохнет Ваше имя, как цветы райских клумб; Прогремит Ваше имя, И в омолненном дыме Вы сойдете на Землю,- мирозданья Колумб! А качнетесь Вы к выси, Где мигающий бисер, Вы постигнете тайну: вечной жизни процесс. И мечты-сюрпризерки Над качалкой грезёрки Воплотятся в капризный, но бессмертный эксцесс!

Слайд 39

Центрифуга
«Центрифуга» была самым длительным по времени футуристическом объединением. В него входили С. Бобров, Б. Пастернак и Н. Асеев,  Божидар (Б. Гордеев), Г. Петников, И. Аксенов и другие. Как поэтическая группа они просуществовали до конца 1917-го, а книги под маркой «Центрифуги» продолжали выходить до 1922 года.
x x x Любить иных — тяжелый крест, А ты прекрасна без извилин, И прелести твоей секрет Разгадке жизни равносилен. Весною слышен шорох снов И шелест новостей и истин. Ты из семьи таких основ. Твой смысл, как воздух, бескорыстен. Легко проснуться и прозреть, Словесный сор из сердца вытрясть И жить, не засоряясь впредь, Все это — не большая хитрость. Б. Пастернак 1931

Слайд 40

Акмеисты
...Акмеизм (от греческого слова "акме" - высшая степень чего-либо, цветущая сила) возник на отрицании мистических устремлений символистов... Акмеисты провозглашали высокую самоценность земного, здешнего мира, его красок и форм, звали "возлюбить землю" и как можно меньше говорить о вечности, о трансцендентном, о непознаваемом...
Сергей Городецкий (1884-1967)
Михаил Зенкевич (1891-1973)
Георгий Иванов (1894-1958)

Слайд 41

«Акмеисты»
«Цех поэтов»
А.Ахматова
Н.Гумилев
О.Мандельштам

Слайд 42

Акмеизм( ясность, вершина)
Основные принципы акмеистов: отказ от мистической туманности, принятие мира во всем его многообразии, звучности, яркости; обращение к прошлому (образы из мифов , из русской истории) освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности; стремление придать слову определенное, точное значение;

Слайд 43


Основные принципы акмеистов: — предметность и четкость образов, отточенность деталей; — обращение к человеку, к «подлинности» его чувств; — поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала; — перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре».

Слайд 44

* * * Пленник чужой! Мне чужого не надо, Я и своиx-то устала считать. Так отчего же такая отрада Эти вишневые видеть уста? Пусть он меня и xулит и бесславит, Слышу в словаx его сдавленный стон. Нет, он меня никогда не заставит Думать, что страстно в другую влюблен. И никогда не поверю, что можно После небесной и тайной любви Снова смеяться и плакать тревожно И проклинать поцелуи мои. 1917

Слайд 45

Николай Гумилёв
* * * Ты говорил слова пустые, А девушка и расцвела, Вот чешет кудри золотые, По-праздничному весела. Теперь ко всем церковным требам Молиться ходит о твоем. Ты стал ей солнцем, стал ей небом, Ты стал ей ласковым дождем. Глаза темнеют, чуя грозы. Неровен вздох ее и част. Она пока приносит розы, Но захоти, и жизнь отдаст.

Слайд 46

Я знаю веселые строки таинственных стран Про черную деву, про страсть молодого вождя, Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман, Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя. И как я тебе расскажу про тропический сад, Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав. Ты плачешь? Послушай… далеко, на озере Чад Изысканный бродит жираф Н. Гумилев

Слайд 47

Осип Мандельштам
* * * Еще не умер ты, еще ты не один, Покуда с нищенкой-подругой Ты наслаждаешься величием равнин И мглой, и холодом, и вьюгой. В роскошной бедности, в могучей нищете Живи спокоен и утешен. Благословенны дни и ночи те, И сладкогласный труд безгрешен. Несчастлив тот, кого, как тень его, Пугает лай и ветер косит, И беден тот, кто сам полуживой У тени милостыню просит.
Осип Эмильевич Мандельштам Художник Лев Бруни. 1916 год.

Слайд 48

Имажинисты
Имажинизм (от фр. и англ. image — образ) — литературно-художественное течение, возникшее в России в первые послереволюционные годы на основе литературной практики футуризма. Это направление было создано через два года после революции, но по всей своей содержательной направленности ничего общего с революцией не имело.

Слайд 49

Основные признаки имажинизма: — главенство «образа как такового»; — образ — максимально общая категория, подменяющая собой оценочное понятие художественности; — поэтическое творчество есть процесс развития языка через метафору; — эпитет есть сумма метафор, сравнений и противоположений какого-либо предмета; — поэтическое содержание есть эволюция образа и эпитета как самого примитивного образа; — текст, имеющий определенное связное содержание, не может быть отнесен к области поэзии, так как выполняет скорее идеологическую функцию; стихотворение же должно представлять собой «каталог образов», одинаково читаться с начала и с конца.

Слайд 50

Шершеневич Вадим
РИТМИЧЕСКИЙ ЛАНДШАФТ Занозу тела из города вытащил. В упор, Из-за скинутой с глаза дачи, Развалился ломберный кругозор, По-бабьему ноги дорог раскарячив. Сзади: золотые канарейки церквей, Наотмашь зернистые трели субботы. Надо мною: пустыня голобрюхая, в ней Жавороночная булькота. Все поля крупным почерком плуг Исписал в хлебопашном блуде. На горизонте солнечный вьюк Качается на бугре - одногорбом верблюде. Как редкие шахматы к концу игры, Телеграфа столбы застыли... Ноги, привыкшие к асфальту жары, Энергично кидаю по пыли. Как сбежавший от няни детеныш - мой глаз Жрет простор и зеленую карамель почек, И я сам забываю, что живу, крестясь На электрический счетчик.

Слайд 51

Крестьянская поэзия
..Народная песня, сказка, былина, духовный стих, Библия, смыкаясь с Пушкиным и Некрасовым, порождали оригинальную и красочную образную ткань их стихотворений, дышали в их строках...
Левитан.Золотая осень. Слободка, 1889

Слайд 52

Сергей Есенин
* * * Да! Теперь - решено. Без возврата Я покинул родные края. Уж не будут листвою крылатой Надо мною звенеть тополя. Низкий дом без меня ссутулится, Старый пёс мой давно издох. На московских изогнутых улицах Умереть, знать, сулил мне Бог. Я люблю этот город вязевый, Пусть обрюзг он и пусть одрях. Золотая дремотная Азия Опочила на куполах. А когда ночью светит месяц, Когда светит... чёрт знает как! Я иду, головою свесясь, Переулком в знакомый кабак.
Шум и гам в этом логове жутком, Но всю ночь напролёт, до зари, Я читаю стихи проституткам И с бандитами жарю спирт. Сердце бьётся всё чаще и чаще, И уж я говорю невпопад: - Я такой же, как вы, пропащий , Мне теперь не уйти назад. Низкий дом без меня ссутулится, Старый пёс мой давно издох. На московских изогнутых улицах Умереть, знать, сулил мне Бог. 1922
Левитан.Осень. Мельница. Плес, 1888

Слайд 53

ОБЭРИУ
Так называли себя представители литературной группы поэтов, писателей и деятелей культуры, организованной при Ленинградском Доме печати, директор которого Н. Баскаков довольно доброжелательно относился к представителям «левого» искусства. Этот термин произошел от сокращенного названия «Объединение реального искусства» (ОБЭРИУ), причем буква «у» была добавлена в аббревиатуру как принято сейчас выражаться, «для прикола», что как нельзя нагляднее демонстрирует суть творческого мировоззрения участников группы. Они были противниками официоза и литературной приглаженности. Но первые эксперименты с рифмой и ритмом, а главное — со смыслами слов имели успех лишь в узком дружеском кругу. Их опусы не только не печатали, но и подвергали насмешкам и освистанию на выступлениях.

Слайд 54

Даниил Хармс
* * * Так начинается голод: с утра просыпаешься бодрым, потом начинается слабость, потом начинается скука, потом наступает потеря быстрого разума силы, потом наступает спокойствие. А потом начинается ужас.
Молитва перед сном 28 марта 1931 года в 7 часов вечера Господи, среди бела дня Накатила на меня лень. Разреши мне лечь и заснуть, Господи, И пока я сплю накачай меня, Господи Силою твоей. Многое знать хочу, Но не книги и не люди скажут мне это. Только ты просвети меня, Господи, Путем стихов моих. Разбуди мня сильного к битве со смыслами, быстрого к управлению слов и прилежного к восхвалению имени Бога во веки веков».

Слайд 55

.. В поэзии они не признавали никаких школ...
Иван Бунин(1870-1953)
Владислав Ходасевич(1886-1939)
Марина Цветаева (1892-1941)

Слайд 56

Потому что поэзия – это всплеск чувств, озарение, сердечная боль, безумство, апатия …… и всегда потрясение. Сколько бедствий, катастроф вобрал в себя период начала века! Надежды и разочарования, взлёты и падения, обретения и потери… А что ждало человека впереди? Этого не знал никто. Только поэты предчувствовали будущее. Предчувствие обретало форму стиха. Так как стих был ярко индивидуален
Поэзия занимает в культуре ведущее место

Слайд 57

все эти творцы — современники, их объединяет время, сама эпоха; они убеждены, что участвуют в духовном обновлении России; всем им свойственно ощущение внутреннего хаоса и смятения, душевной дисгармонии; их сближает и беззаветное поклонение искусству, преданное служение ему...
ВЫВОДЫ:

Слайд 58

Критерии для сопоставления Символизм Акмеизм Футуризм
1.Отношение к миру
2.Роль поэта
3.Отношеие к слову
4.Особенности формы
5.Близкий род искусства
Cравнительная таблица модернистских течений рубежа 19-20 веков

Слайд 59

Критерии для сопоставления Символизм Акмеизм Футуризм
1.Отношение к миру Мир не познаваем Мир познаваем Мир надо переделать
2.Роль поэта Поэт- пророк разгадывает тайны бытия, слова Поэт возвращает слову ясность, простоту Поэт разрушает старое
3.Отношеие к слову Слово многозначно И символично Четкая определен-ность слова Свобода в обраще-нии со словом
4.Особенности формы Намеки, иносказа-ния Конкретная образность Обилие неологиз-мов, искажений слов
5.Близкий род искусства Музыка Живопись,архитек-тура, скульптура Живопись
Cравнительная таблица модернистских течений рубежа 19-20 веков

Слайд 60

Слайд 61

Использованные ссылки
http://risunok.kulichki.net/history/bek/serebryany_vek.html http://www.litera.ru/stixiya/vek/ http://vrubel-world.ru/vrubel-art/81.php http://blog.trud.ru/users/rodich2007/post79156053/ http://locman.hutor.ru/u/normal_bang006(1).jpg http://www.vokrugsveta.ru/chronograph/700/ http://www.slovo.ws/bio/rus/Mayakovski_Vladimir_Vladimirovich/569.jpg http://www.ostashkov.net/infusions/blog/index.php?readmore=391 http://isaak-levitan.ru/master/31.php http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-21951/