Презентация - Роль односоставных предложений в создании речевой характеристики героев комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»


Роль односоставных предложений в создании речевой характеристики героев комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»Роль односоставных предложений в создании речевой характеристики героев комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»Роль односоставных предложений в создании речевой характеристики героев комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»Роль односоставных предложений в создании речевой характеристики героев комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»Роль односоставных предложений в создании речевой характеристики героев комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»Роль односоставных предложений в создании речевой характеристики героев комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»Роль односоставных предложений в создании речевой характеристики героев комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»Роль односоставных предложений в создании речевой характеристики героев комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»Роль односоставных предложений в создании речевой характеристики героев комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»Роль односоставных предложений в создании речевой характеристики героев комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»Роль односоставных предложений в создании речевой характеристики героев комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»Роль односоставных предложений в создании речевой характеристики героев комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»Роль односоставных предложений в создании речевой характеристики героев комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»Роль односоставных предложений в создании речевой характеристики героев комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»Роль односоставных предложений в создании речевой характеристики героев комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»Роль односоставных предложений в создании речевой характеристики героев комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»Роль односоставных предложений в создании речевой характеристики героев комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Муниципальное бюджетное Общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8 г.Куса»
   XIII научно-практическая конференция «Наш первый шаг в науку»   Работу выполнил: Севостьянова Ксения, 8 класс Руководитель: Анисимова Г.А.

Слайд 2

Роль односоставных предложений в создании речевой характеристики героев комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

Слайд 3


Тема нашего исследования «Роль односоставных предложений в создании речевой характеристики героев Н.В.Гоголя «Ревизор» выбрана неслучайно. В русском языке наряду с простыми двусоставными предложениями существуют односоставные предложения. Известно, что различные виды односоставных предложений неодинаково распространены в речи. Интересно понаблюдать за ролью односоставных предложений, изученных в этом году, в художественном тексте. В качестве материала мы выбрали пьесу Н.В.Гоголя «Ревизор» ,также включенную в программу 8 класса.

Слайд 4

Цель исследования
исследование комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» на наличие односоставных предложений; определение позиции автора  через синтаксические языковые средства, а именно, односоставные предложения; показать значение речи персонажей как одной из важнейших характеристик героя.
Задачи исследования:
обобщить изученный на уроках русского языка материал об односоставных предложениях; исследовать использование автором односоставных предложений в художественном драматическом произведении; найти реплики, состоящие из односоставных предложений, определить влияние данного вида предложений на поэтику произведения, характеристику персонажа, выражение основной мысли.

Слайд 5

Гипотеза -  односоставные предложения, как никакие другие, показывают богатство языковых средств русского языка, помогают передать душевное состояние героя, способны привлечь внимание читателей к наиболее важному в пьесе.
Выполненную работу мы  считаем актуальной, так как она способна привлечь внимание к творчеству Н.В.Гоголя. Изучение данной темы помогает раскрыть  богатство языковых средств русского языка. Таким образом, данная работа нашла своё практическое применение и на уроках литературы при изучении пьесы Н.В.Гоголя «Ревизор», и при изучении односоставных предложений на уроках русского языка в 8 классе.

Слайд 6

Односоставные предложения — это простые предложения, состоящие из одного главного члена - подлежащего или сказуемого, которого вполне достаточно, чтобы выполнить роль основы предложения. Идея так называемой «грамматической оппозиции»  «двусоставное/односоставное предложение» в русском синтаксисе  принадлежит  академику Алексею Александровичу Шахматову. На уровне современного русского языка над изучением грамматической формы односоставных предложений  работают многие ученые-филологи. К их числу принадлежит и Вера Васильевна Бабайцева, автор учебных пособий и научных статей по современному русскому языку.   Односоставные предложения, благодаря лаконичности и выразительности, широко использовались и используются русскими и современными поэтами и писателями.

Слайд 7

Классификация односоставных предложений А.А.Шахматовым
Большое внимание односоставным предложениям в русском языке уделил  А.А. Шахматов. Называя одночленные предложения односоставными, А.А. Шахматов в соответствии с общим пониманием коммуникации как психологической основы предложения дает новое толкование предложению с одним главным членом. Признание двусоставного предложения в качестве образцовой модели предложения приводит А.А. Шахматова к определению односоставной структуры по аналогии с двусоставным предложением, т.е. к сближению ее главного члена то с подлежащим, то со сказуемым. Отсюда и непоследовательность в шахматовской классификации односоставных предложений Что же касается определения круга односоставных предложений, деления их на группы, а также отграничения некоторых видов односоставных предложений (например, номинативных) от схожих по форме синтаксических явлений, то в этом отношении еще не достигнуто единство во взглядах.

Слайд 8

Группы односоставных предложений
Группы односоставных предложений

Слайд 9

Односоставные по структуре предложения - это полные предложения. У них не пропущен второй член: второй главный член не нужен для понимания смысла предложения.

Слайд 10

Глава 2 2.1 Использование односоставных предложений в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».
Драматические произведения отличаются от других видов литературы в первую очередь тем, что они предназначены для постановки на сцене. Они состоят из диалогов и монологов персонажей, а в них-то и используются чаще всего односоставные предложения. Новаторство Н.В.Гоголя проявилось как в новых принципах развития сюжета и построении комедии, так и в необычайно выразительной индивидуализации речи персонажей . Но в первую очередь наше внимание было сосредоточено на том, какие односоставные предложения использует при этом автор и какова их роль в изображении героев. Сегодня мы постараемся обобщить свои наблюдения, подвергнув анализу каждое действие комедии.

Слайд 11

Первое действие.
В речи Городничего, в его начальственном тоне преобладают односоставные определенно-личные предложения как простые, так и в составе сложных с глаголом-сказуемым в форме 1-го или 2-го лица (Спешу, между прочим, уведомить …) Когда же в речи Городничего появляются нотки страха, в его репликах начинают преобладать безличные и неопределенно-личные предложения. (Да если спросят,…то не позабыть сказать..)

Слайд 12

Второе действие.
Большим своеобразием отличается речь Хлестакова, которому приходится меняться в своей роли несколько раз. Речь определяется ситуацией, в зависимости от которой в ней преобладает либо страх, либо гонор. В разговоре Хлестакова со слугой преобладают определенно-личные предложения, что показывает его господское высокомерие (Эй, Осип, ступай посмотри комнату, лучшую, да обед спроси ). В речи же Осипа появляются неопределенно-личные предложения, показывающие его зависимость и подчинение (Да зачем же бы мне валяться? Чего изволите? Несут обед) В речи Хлестакова реплики «вслух» и «в сторону» различаются: в репликах появляются безличные и неопределенно-личные предложения, когда он размышляет о том, что с ним произошло (Ужасно как хочется есть!  А при всем том страх хотелось бы с ним еще раз сразиться) 

Слайд 13

ТРЕТЬЕ ДЕЙСТВИЕ
Хлестаков начинает врать о том, кем бы он хотел себя видеть на самом деле и как он видится себе в мечтах. Чтобы как можно ярче раскрыть образ героя, автор насыщает его речь безличными, неопределенно-личными, определенно-личными предложениями с глаголом-сказуемым в форме 1 и 2 лица ед. ч. изъявительного наклонения (Ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия. Скажите, пожалуйста, нет ли у вас каких-нибудь развлечений, обществ, где бы можно было, например, поиграть в карты?) Определенно-личные предложения используется в диалоге Хлестакова с Анной Андреевной – женой Городничего, только при этом глагол-сказуемое используется больше в форме 2лица, мн.ч. повелительного наклонения (Помилуйте, я никак не смею принять на свой счет…Скажите как! Скажите, так это вы были Брамбеус)

Слайд 14

ЧЕТВЁРТОЕ ДЕЙСТВИЕ
В этом действии происходит «саморазоблачение» героев. При этом в большом количестве используются определенно-личные предложения с глаголом в форме 2 лица мн.ч. повелительного наклонения и безличные предложения (Воля ваша, Аммос Федорович, нам нужно бы кое-что предпринять. Смотрите…Слушайте…)

Слайд 15

ПЯТОЕ ДЕЙСТВИЕ
В этом действии речь Городничего полна грубых слов, бранных выражений, оскорбительных оборотов, герой  окончательно скинул маску почтенного начальника города. Им используются и определенно-личные предложения, и назывные, особенно для оскорбления купцов, Бобчинского и Добчинского (Сплетни сеете, сороки короткохвостые! -Пачкуны проклятые! -Колпаки! -Сморчки короткобрюхие!)

Слайд 16

Итак, в ходе исследовательской работы были достигнуты все поставленные цели. Вследствие проделанной работы мы пришли к выводу о том, что речь каждого действующего лица в комедии «Ревизор» в точности соответствует его типическому значению, благодаря использованию огромного количества односоставных предложений , с помощью которых автору удалось показать эмоциональное состояние говорящего и его отношение к окружающим. Создавая образы своей комедии с применением односоставных предложений, Н.В.Гоголь разрешил важную для писателя-реалиста (особенно драматурга ) задачу речевой характеристики героев, то есть задачу индивидуализации языка действующих лиц.

Слайд 17

Благодарю за внимание!