Презентация - Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» (поэтика заглавия пьесы)


Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» (поэтика заглавия пьесы)Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» (поэтика заглавия пьесы)Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» (поэтика заглавия пьесы)Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» (поэтика заглавия пьесы)Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» (поэтика заглавия пьесы)Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» (поэтика заглавия пьесы)Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» (поэтика заглавия пьесы)Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» (поэтика заглавия пьесы)Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» (поэтика заглавия пьесы)Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» (поэтика заглавия пьесы)Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» (поэтика заглавия пьесы)Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» (поэтика заглавия пьесы)Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» (поэтика заглавия пьесы)Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» (поэтика заглавия пьесы)Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» (поэтика заглавия пьесы)Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» (поэтика заглавия пьесы)Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» (поэтика заглавия пьесы)Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» (поэтика заглавия пьесы)Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» (поэтика заглавия пьесы)Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» (поэтика заглавия пьесы)Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» (поэтика заглавия пьесы)Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» (поэтика заглавия пьесы)Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» (поэтика заглавия пьесы)Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» (поэтика заглавия пьесы)

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума». Поэтика заглавия пьесы
Автор: Мартемьянова И.К.

Слайд 2

Цели урока:
понять поэтику заглавия комедии; проанализировать, раскрывает ли заглавие идею или основной конфликт пьесы.

Слайд 3

1. Теоретическая разминка (Осмысление данных определений)
Заглавие – название, наименование литературного произведения. Обычно в заглавие выносится либо имя главного героя, либо идея произведения, либо основной конфликт. Заглавие – название литературного произведения, издания, серии, определяющее тему, идею, предмет, центральный образ.

Слайд 4

2. Аналитический вопрос: к какому виду относится заглавие комедии «Горе от ума»? (Дополните схему примерами…)

Слайд 5

3. Задание-эксперимент
Назовите русскую пословицу – «перевертыш» заглавию комедии «Горе от ума».

Слайд 6

Ключ к заданию-эксперименту:
«Дуракам счастье».

Слайд 7

4. Комментированное сопровождение учителя…
Но разве Чацкого окружают одни дураки? Много ли глупцов в пьесе? Разобраться в этом помогают художественные приемы и детали: реплика; монолог; диалог; психологический портрет.

Слайд 8

5.Теоретическая разминка: восстановите пропуски в определениях
Реплика (в переводе с латинского …) – краткий ответ действующего лица в произведении, … фраза в диалоге, возникшая как отклик на слова партнера. Монолог (в переводе с греческого …) – речь действующего лица в произведении, обращенная к собеседнику или ….

Слайд 9

5.Теоретическая разминка: Восстановите пропуски в определениях (Продолжение)
Диалог (в переводе с греческого …) – … между двумя или несколькими лицами. В литературном произведении в … раскрываются характеры, изображаются действия героев, описываются происходящие события. Психологический портрет («портрет» в переводе с греческого …) – описание внутреннего мира героя, персонажа литературного произведения.

Слайд 10

Ключ к теоретической разминке
Реплика (в переводе с латинского – «возражаю») – краткий ответ действующего лица в произведении, ответная фраза в диалоге, возникшая как отклик на слова партнера. Монолог (в переводе с греческого – «один» + «слово») – речь действующего лица в произведении, обращенная к собеседнику или самому себе. Диалог (в переводе с греческого – «беседа») – разговор между двумя или несколькими лицами. В литературном произведении в диалоге раскрываются характеры, изображаются действия героев, описываются происходящие события. Психологический портрет («портрет» в переводе с греческого – «изображение») – описание внутреннего мира героя, персонажа литературного произведения.

Слайд 11

6. Литературный коллоквиум
Узнайте персонажей пьесы по их психологическому портрету: 1) «Человек он светский, Отъявленный мошенник, плут… При нем остерегись, переносить горазд, И в карты не садись: продаст!» 2) «Тогда не то, что ныне: При государыне служил Екатерине. А в те поры все важны! в сорок пуд… Раскланяйся, тупеем не кивнут. Вельможа в случае, тем паче, Не как другой, и пил и ел иначе». 3) «А впрочем, он дойдет до степеней известных, Ведь нынче любят бессловесных…»

Слайд 12

6. Литературный коллоквиум (Продолжение)
Определите, кому принадлежат реплики: «Счастливые часов не наблюдают…»; «Ученостью меня не обморочишь…»; «Служить бы рад, прислуживаться тошно…»

Слайд 13

Ключ к литературному коллоквиуму
Узнайте персонажей пьесы по их психологическому портрету: Загорецкий; Максим Петрович; Молчалин. Определите, кому принадлежит реплика: Софье; Скалозубу; Чацкому.

Слайд 14

7. Творческая работа «Литературное рисование»
Форма работы: групповая. Задание для 1-ой группы: «нарисовать» психологический портрет Фамусова. Задание для 2-ой группы: «нарисовать» психологический портрет Софьи. Задание для 3-й группы: «нарисовать» психологический портрет Чацкого. Задание для 4-ой группы: «нарисовать» психологический портрет Молчалина.

Слайд 15

«Литературное рисование»
Психологический портрет Фамусова Фамусов – целостная натура. Он раскрыт всесторонне – и как помещик, и как чиновник, и как отец. По своим взглядам он «старовер». Фамусов – поклонник дворянской Москвы, ее обычаев. У себя дома он гостеприимный, радушный хозяин, остроумный и находчивый рассказчик, любящий отец, властный барин. На службе он строгий начальник, покровитель своих родственников. Он не лишен практического житейского ума, добродушия, но в то же время ворчлив, вспыльчив. Льстив перед теми, в ком заинтересован или кого побаивается. Особенности его натуры с замечательной полнотой выражаются в репликах, диалогах, где встречаются народные слова («откудава», «бьют баклуши», «в ус никого не дуют» и др.); попадаются иноязычные слова (симфония, карбонарий и др.). Как ласково обращается Фамусов к дочери: «Софьюшка», «мой друг», «дочка». Также не прочь и пофилософствовать. Каков полет мысли, какова глубина философских размышлений этого государственного мужа!
Куда как чуден создан свет! Пофилософствуй – ум вскружится; То бережешься, то обед: Ешь три часа, а в три дни не сварится!

Слайд 16

«Литературное рисование»
Психологический портрет Софьи Реплики Софьи полностью раскрывают ее образ, ясно показывая, что, несмотря на то, что ей 17 лет, – это не застенчивая девушка, а полновластная хозяйка дома, привычная к общему подчинению. Она с малых лет росла без матери и чувствует себя госпожой. Отсюда ее властный тон, ее самостоятельность. Вместе с тем она себе на уме, насмешлива, мстительна: несомненно, она девушка с большим характером. В ее речи есть что-то и от крепостных, с которыми ей постоянно приходится иметь дело, и, с другой стороны, от французских книг и мадам. Именно Софья в комедии говорит ключевые, определяющие основной конфликт пьесы слова о разных типах ума, об их столкновении (сравнивая Молчалина с Чацким): Конечно, нет в нем этого ума, Что гений для иных, а для иных чума, Который скор, блестящ и скоро опротивит, Который свет ругает наповал, Чтоб свет о нем хоть что-нибудь сказал; Да этакий ли ум семейство осчастливит?

Слайд 17

«Литературное рисование»
Психологический портрет Чацкого Чацкий – передовой человек своего времени, с волевым характером, цельный в чувствах, борец за идею. Идеал Чацкого – независимая, свободная личность, чуждая рабской приниженности. Он вступает в борьбу с фамусовским обществом. Критикует все старые, «отжившие» устои жизни. Но общество признает его сумасшедшим. «Безумный по всему», – выносит приговор фамусовский мир устами шута Загорецкого. К Чацкому начинают относиться снисходительно, даже проявляют внимание, как к больному, слабоумному. Почему? Чацкий-сумасшедший обществу не так страшен. Не так страшны и его речи, монологи: Теперь пускай из нас один, Из молодых людей, найдется – враг исканий, Не требуя ни мест, ни повышенья в чин, В науки он вперит ум, алчущий познаний; Или в душе его сам бог возбудит жар К искусствам творческим, высоким и прекрасным, – Они тотчас: разбой! пожар! И прослывет у них мечтателем! опасным!!

Слайд 18

«Литературное рисование»
Психологический портрет Молчалина Речевая манера Молчалина раскрывает нам внутренний мир героя: его стремление к карьере, умение подслужиться, лицемерие. Он немногословен, «не богат словами». Это объясняется боязнью высказать свое суждение. В его речи нет иностранных слов и выражений. Молчалин старается выбирать слова деликатные, не простонародные, прибавляет почтительно «с»: «с бумагами-с», «нет-с». Он говорит преимущественно короткими фразами; слова и интонации подбирает в строгой зависимости от того, с кем беседует. С Фамусовым, своим начальником, он обращается почтительно, с Хлестовой – льстиво и вкрадчиво, с Софьей – с великой скромностью, с Чацким – с насмешкой, а с Лизой он не стесняется в выражениях.

Слайд 19

8. Комментированное сопровождение учителя…
«Литературное рисование» психологических портретов помогло нам увидеть главное: пьеса А.С. Грибоедова построена не на столкновении ума и глупости (это было бы слишком слабо, слишком упрощенно для «высокой» комедии), она строится на конфликте различных типов ума.
Типы ума:
ум критический
ум «для себя»

Слайд 20

9. Игра-задание «Оторвите лепесток». Охарактеризуйте свое отношение к уму героя, персонажа, указанного на лепестке
Чацкий
Софья
Скалозуб
Молча- лин
Фамусов

Слайд 21

10. Творческое задание: письменный ответ на вопрос
Какой «тип ума» вы предпочитаете? Обоснуйте свой ответ. Обсуждение.

Слайд 22

11. Заключительное слово учителя
Столкновение в комедии «Горе от ума» различных типов ума – столкновение Чацкого с фамусовским обществом – показывает их полнейшую несовместимость. Они живут как бы в разных измерениях. Свет видит в Чацком сумасшедшего, почитая себя разумным, нормальным. Чацкий же, конечно, свой мир, свои убеждения считает нормой и в окружающих видит лишь средоточие пороков. Прием комического – «разговор глухих» – помогает нам понять, как попытаться избежать этого конфликта: для начала – научиться слушать и слышать друг друга…

Слайд 23

12. Домашнее задание
«Нарисуйте» литературный психологический портрет Вашего любимого героя.

Слайд 24

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!