Презентация - Проект «Разговор мой с книгою - в картинке»

Проект «Разговор мой с книгою - в картинке»Проект «Разговор мой с книгою - в картинке»Проект «Разговор мой с книгою - в картинке»Проект «Разговор мой с книгою - в картинке»Проект «Разговор мой с книгою - в картинке»Проект «Разговор мой с книгою - в картинке»Проект «Разговор мой с книгою - в картинке»Проект «Разговор мой с книгою - в картинке»Проект «Разговор мой с книгою - в картинке»Проект «Разговор мой с книгою - в картинке»Проект «Разговор мой с книгою - в картинке»Проект «Разговор мой с книгою - в картинке»Проект «Разговор мой с книгою - в картинке»Проект «Разговор мой с книгою - в картинке»Проект «Разговор мой с книгою - в картинке»Проект «Разговор мой с книгою - в картинке»Проект «Разговор мой с книгою - в картинке»Проект «Разговор мой с книгою - в картинке»Проект «Разговор мой с книгою - в картинке»Проект «Разговор мой с книгою - в картинке»Проект «Разговор мой с книгою - в картинке»Проект «Разговор мой с книгою - в картинке»Проект «Разговор мой с книгою - в картинке»Проект «Разговор мой с книгою - в картинке»Проект «Разговор мой с книгою - в картинке»Проект «Разговор мой с книгою - в картинке»Проект «Разговор мой с книгою - в картинке»







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

      МБОУ Ершичская средняя школа Школьная научно-практическая конференция «Мир вокруг нас»  
«Разговор мой с книгою – в картинке» (Мир детской иллюстрации) (Научно-исследовательский проект)   Подготовили: Поленок Александра, Прокопенкова Екатерина, учащиеся 5 «Б» класса   Руководитель: Бокатая В.А., учитель литературы с. Ершичи 1915 год  

Слайд 2

Цели и задачи проекта:
- повышение значимости детского иллюстрирования при обучении вдумчивому, осмысленному чтению литературных произведений; - приобщение учащихся к осознанному и внимательному чтению художественных произведений посредством создания графических образов (через рисование, иллюстрирование прочитанного); - формирование навыков исследовательской и поисковой работы, работы с информационными источниками, анализа статистических и социологических данных; - развитие коммуникативных навыков; - выявление профориентационных запросов учащихся (журналистика, социология, полиграфия, художественное творчество, педагогика); -создание текстов-описаний и альбома иллюстраций

Слайд 3

Объект исследования:
иллюстрации учащихся к изучаемым художественным произведениям по общеобразовательной программе «Литература» - 5 класс

Слайд 4

Основные методы исследования
1. Изучение научных источников (словарей, энциклопедии, Интернет-ресурсов, учебной литературы). 2. Анализ имеющихся иллюстративных работ учащихся к литературным произведениям. 3. Элементы сравнения и ссылка на аналогию при работе над иллюстрациями и репродукциями картин художников-профессионалов 4. Анкетирование (опросы) учащихся 5-х классов, в том числе авторов работ (иллюстраций). 5. Наблюдение (самонаблюдение) за процессом создания иллюстраций в ходе прочтения произведения. 6.Синтез и обобщение собранного материала. 7.Интервью

Слайд 5

Сроки работы над проектом и его реализация
1.Выбор, обсуждение и формулировка темы проекта – март 2015 2.Сбор и обработка материала по теме - до 12 апреля 2015 3.Подготовка презентации по проекту и её печатного варианта – до 18 апреля 2015 4.Редактирование текста проекта и подготовка окончательного варианта – до 25 апреля 5.Защита проекта на общешкольной НПК «Мир вокруг нас» -27 апреля 2015

Слайд 6

Содержание проекта
I.Введение. Иллюстрация как вид детского творчества. II. Основная часть. 1. Виды детского иллюстрирования. 2. Краткий обзор заданий для работы с иллюстрациями по курсу «Литература» в 5 классе. 3. Иллюстрации к литературным произведениям учащихся Ершичской средней школы (анализ – описание ученических иллюстраций: 5-е классы, 2014-2015 учебный год). 4. Некоторые советы юным иллюстраторам литературных произведений (из авторского опыта). III. Краткие выводы. IV.Использованные источники V.Приложения

Слайд 7

Межпредметные связи: литература, русский язык, изобразительное искусство, технология

Слайд 8

Практический выход
1) компьютерная презентация для кабинета методической работы с печатной копией; 2) альбом детских иллюстраций к произведениям русской литературы, изучаемым в 5 классе для кабинета литературы; 3) советы юным иллюстраторам книг.

Слайд 9

Введение. Иллюстрация как вид детского творчества
Кто из детей не любит рисовать? Ответ может быть только один: все дети, как только чуть-чуть научились держать карандаш в руке, что-нибудь рисуют… Мир маленького художника слишком эмоционален, он полон воображения, удивительной фантазии и вымысла, наполнен образами, которые взрослому не всегда понятны, но ребенок в созданной им картинке отразил себя и свое впечатление именно так, а не иначе… А как обогащается это соприкосновение детей с миром, когда они впервые прикасаются к миру художественной литературы!

Слайд 10

1.Виды детского иллюстрирования.
1)Изображение отдельных предметов и действий для проверки слов и ситуаций 2) Рисунки к отдельным фразам 3)Зарисовка отдельных ситуаций, картин, описанных в произведении писателем – самый распространенный вид нашего школьного иллюстрирования

Слайд 11

2.Краткий обзор вопросов и заданий для работы с иллюстрациями
После каждого изучаемого литературного произведения есть постоянная рубрика «Литература и изобразительное искусство», которая предлагает нам, учащимся очень интересные и вполне посильные задания для работы с иллюстрациями. Мы попытались сгруппировать некоторые из этих заданий, что помогает убедиться в том, как эти задания формируют не только наше умение понимать картинку, но и умение связать зрительный образ с тем образом, который возникает у нас и при чтении художественного текста

Слайд 12

Вот эти задания.
А. Поиск эпизода, отрывка, сцены, монолога, диалога героев в соответствии с иллюстрацией Б.Сравнительный анализ В.Формирование собственного мнения (личностная ориентация). Побуждение к творчеству …всесторонняя работа с иллюстративным материалом на уроках литературы не только интересна сама по себе, но эта работа создает условия нам, учащимся, проявить и свои способности в рисовании, создает предпосылки к развитию фантазии, к формированию умения переводить зрительные образы в словесные и наоборот. Кроме того, мы каждый раз убеждаемся в том, как тесно связаны между собою разные виды искусства: художественная литература и изобразительное искусство. Но каждый раз это помогает нам убедиться в главном: оба вида искусства учат нас видеть, понимать и чувствовать красоту мира, который вокруг нас.

Слайд 13

3. Иллюстрации к литературным произведениям учащихся: 5-е классы, 2014-2015 учебный год).
Представим несколько работ с элементами анализа. При подборе этих работ мы руководствовались следующими критериями: -что изображено? -как изображено? -какова позиция юного иллюстратора по отношению к изображаемому?

Слайд 14

Иллюстрация к русской народной сказке «Иван- Царевич и Серый Волк». Автор – Васьковский Владимир, 5б класс.
Для юного иллюстратора очень важно было показать на рисунке три основные момента этой мудрой народной сказки: - ночное небо с яркими, золотыми звездами и месяцем (это загадка, тайна, волшебство, которое всегда есть в сказке); - прекрасный зеленый сад с молодильными яблоками на ветках (то, ради чего и отправился сказочный герой в путь-дорогу); - и, наконец, заветная жар-птица (последнее желание царя) с сияющим опереньем. На рисунке Владимира жар-птица находится в правом нижнем краю листа, так сказка может развернуться от конца к её началу.

Слайд 15

Иллюстрация к русской народной сказке «По щучьему веленью… Автор-Бороденков Вадим, 5б класс
На рисунке Бороденкова Вадима к известной весёлой сказке «По щучьему веленью» в самом центре располагается та самая печь-самоходка, на которой лежит беспечный и задорный Емеля, без особых усилий отправившийся в путь-дорогу за счастьем, которое так и плывет ему в руки, как некогда приплыла к нему и волшебная рыба Щука. Обращает на себя внимание то, как тщательно, почти с инженерной точностью линий и овалов Вадим вырисовывает именно печь: силуэт её ровен и безупречен. Автор подчеркивает этим основательность и надежность домашнего очага, печь топится (дым над трубой), в ней варится обед, она теплая, Емеле не нужно полностью накрываться роскошным одеялом, поэтому оно немного сползает с печки. Так с помощью этой картинки юный автор нам сказал, что народ всегда мечтал о достатке и благополучии.

Слайд 16

Иллюстрация к сказке А.С.Пушкина «Сказка о золотом Петушке». Автор -Курсаков Николай, 5б класс
3. Курсаков Николай, 5б класс, иллюстрирует уже литературную сказку. Это всем знакомая «Сказка о золотом Петушке» А.С.Пушкина. Работа выполнена красками, что делает рисунок особенно ярким, красочным, как и само пушкинское произведение. Герой сказки, Петушок, выглядит настоящим красавцем: солнечные перья, особенно в роскошном хвосте, пламенно алый гребень, мощные лапы со шпорами. Петушок – в самом центре рисунка. Он возвышается над замком Царя, клюв широко раскрыт – Петушок горланит о приближении опасности. Автор рисунка сумел передать озабоченность крылатого стражника: он весь напряжен, подавшись вперед мощной грудью, крылья приподняты, глаз зорко косит по сторонам, как бы не пропустить врагов.

Слайд 17

Иллюстрация к пушкинской «Сказке о попе и работнике его Балде». Автор – Зятев Николай, 5б класс
Еще одно пушкинское произведение «Сказка о попе и работнике его Балде» удачно проиллюстрировал Зятев Николай, 5б класс. Автору этой работы удалось передать добродушный юмор пушкинской сказки: и Балда, и жадноватый поп показаны милыми, ироничными мужичками. Правда, Балда несколько возвышается над попом, но на то он и наделен авторской симпатией.

Слайд 18

Иллюстрация к сказке А.Погорельского «Чёрная курица, или подземные жители». Автор – Поленок Александра, 5б класс
Сразу обращает на себя внимание царственная, великолепная фигура Чёрной Курицы, она не только большая размером, она потрясающе красива: алый гребень-корона, острый и длинный, отливающий золотым перламутром клюв, аккуратно сложенные крылья-руки, расцветка пера, как у лесной красавицы кукушки. А вот фигура кухарки с ножом в руках, несмотря на ее розовый наряд, совсем непривлекательная, вся она такая некрасивая, сникнувшая, растерянная перед маленьким, но таким уверенным в своей правоте и храбрым защитником Чёрной Курицы – Алёшей. Вовсе не случайны на рисунке в левом верхнем углу силуэт храма и солнца над ним: автор рисунка согласна с писателем в том, что вера в добро и справедливость, раскаяние в совершенном грехе обязательно выведут человека к свету.

Слайд 19

Иллюстрация к рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Автор – Стаховец Денис, 5б класс
По признанию следующего иллюстратора, Стаховца Дениса, 5б класс, рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» - одно из лучших произведений по программе «Литература» в 5 классе. Рассказ, помещенный в хрестоматии, достаточно иллюстрированный. Но Денис нашел свой зрительный образ мужественного и несгибаемого героя рассказа – Жилина. На рисунке изображен эпизод первого побега Жилина. Кавказские горы, грозные, враждебные, опасные, а он, изможденный тяжелым пленом, в колодках на ногах, присел отдышаться, чтобы продолжить путь домой. Жилин не знает, что за первым же выступом скалы чеченцы настигнут его, но об этом он не думает, взгляд его устремлен вперед, на Родину…

Слайд 20

Екатерину Прокопенкову, 5б класс, так впечатлили страницы Сказа П.Бажова «Медной горы Хозяйка», что она нарисовала несколько иллюстраций к этому замечательному произведению. К тому же, Екатерин поразили и иллюстрации мастеров Палеха к бажовскому сказу. Мы остановимся на созданном Катей портрете Хозяйки медной горы. Конечно, она очень красива, и эта красота истинно русская: круглое лицо, русая коса, огромные изумрудные глаза. Взгляд открытый, пристальный и в то же время такой доверчивый. Корона на голове похожа больше на звездочку, Хозяйка медной горы, хоть и обладала сокровищами, попусту не тратилась на украшения без толку.

Слайд 21

Иллюстрация к ст. С.А.Есенина «За горами, за долами…» Автор – Корчевая Мария, 5а класс
Мы уже говорили о том, как непросто иллюстрировать поэтические тексты. Но вот отдельным ребятам это удалось как нельзя лучше. Так, Корчевая Мария, 5а класс, прекрасно справилась с иллюстрацией к стихотворению С.Есенина «За горами, за желтыми долами…» Каждая деталь в рисунке продумана Марией и прочувствована сердцем. Вот мы видим деревенский плетень и куст изумрудной крапивы, обсыпанный перламутровой утренней росой. Видно, что Мария прочитала много стихов Есенина, и образы поэта живы в ее памяти. Вьется тропинка по зеленому холму, она поднимается ввысь, прямо к храму с золотыми куполами. Мария знает, что тропка к святому месту не может быть прямой, она всегда трудная, поэтому и извилистая, да и поэт Есенин не раз говорил об этом. И солнце ярко-красной опарой встает из-за зеленого бора. А все это – образ «родины кроткой», воспетой Сергеем Есениным, в диалог с которым о родимой земле вступила Маша созданной зрительной картинкой на простом листе бумаги.

Слайд 22

Иллюстрация к ст. С.А.Есенина «Я покинул родимый дом…» Автор – Гришунов Алексей, 5а класс
«Многоговорящей» и сюжетной получилась иллюстрация Гришунова Алексея, 5а класс, к стихотворению С.Есенина «Я покинул родимый дом». Конечно, Алексей не мог не нарисовать белоствольные символы есенинской Руси – березы, они сразу бросаются в глаза своим «березовым ситцем». Не забыл Алеша и «липу вековую» (справа). Здесь и месяц, отразившийся в пруду, и камыши, и зеленая трава у дома с голубым дымком над крышей. Но как трогательны две фигурки старичков, сидящих поздним вечером у дома на лавочке. Глаза у героев картинки полны тревожного ожидания. Очевидно, это отец и мать, напряженно всматриваясь вдаль, надеются на встречу с сыном, так давно уже покинувшего родимый дом…

Слайд 23

4.Некоторые советы юным иллюстраторам литературных произведений (из авторского опыта).
Создание иллюстраций к полюбившейся книге не такое уж простое дело, как может показаться на первый взгляд. Сколько раз, признаемся, мы жаловались, что ничего не получается. Учитывая собственный опыт иллюстрирования, начиная с 1 класса, а также результаты анкетирования пятиклассников, мы решили рискнуть и составить краткие советы юным иллюстраторам. (См. стр. 14-15 в полной текстовой версии проекта)

Слайд 24

5.Краткие выводы. В ходе работы над проектом, мы пришли к выводу о том, что внимательное и осознанное чтение художественных текстов помогает нам становиться не только умнее, интеллектуальнее, но и формирует наши навыки в общении с людьми, учит быть открытыми миру. Одной из форм такой открытости является наше детское иллюстрирование прочитанных книг.

Слайд 25

В заключение приведём слова замечательного детского писателя Самуила Яковлевича Маршака о талантливом читателе: «Литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели. Именно на них, на этих талантливых, чутких, обладающих творческим воображением читателей, и рассчитывает автор, когда напрягает все свои душевные силы в поисках верного образа, верного поворота действия, верного слова Художник-автор берет на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением художник-читатель»    

Слайд 26

Использованные источники
1. Большой российский энциклопедический словарь. Репринтное издание. – М.:Научное издательство БРЭ, 2008 2. Википедия (Интернет-ресурсы) 3. Иллюстрации учащихся 5а и 5б классов МБОУ Ершичская средняя школа за 2014-2015 учебный год Коровин В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 5 класс. –Учебник в 2-х частях – М.: Просвещение, 2011.

Слайд 27

Список приложений к проекту
1. Список художников, рисунки и репродукции которых помещены в учебник «Литература». 5 класс 2-3. Анкета для учащихся 5-х классов и результаты анкетирования 4. Интервью с выпускницей школы, юной художницей Марией Максаковой 5. Альбом иллюстраций учащихся 5-х классов к изучаемым литературным произведениям (2014-2015 учебный год) 6. Задания участникам проекта 7. Советы юным иллюстраторам книг.