Презентация - Сжатое изложение - Текст и вариант сжатия (рекомендации)


Сжатое изложение - Текст и вариант сжатия (рекомендации)Сжатое изложение - Текст и вариант сжатия (рекомендации)Сжатое изложение - Текст и вариант сжатия (рекомендации)Сжатое изложение - Текст и вариант сжатия (рекомендации)Сжатое изложение - Текст и вариант сжатия (рекомендации)Сжатое изложение - Текст и вариант сжатия (рекомендации)Сжатое изложение - Текст и вариант сжатия (рекомендации)Сжатое изложение - Текст и вариант сжатия (рекомендации)Сжатое изложение - Текст и вариант сжатия (рекомендации)Сжатое изложение - Текст и вариант сжатия (рекомендации)Сжатое изложение - Текст и вариант сжатия (рекомендации)Сжатое изложение - Текст и вариант сжатия (рекомендации)Сжатое изложение - Текст и вариант сжатия (рекомендации)Сжатое изложение - Текст и вариант сжатия (рекомендации)Сжатое изложение - Текст и вариант сжатия (рекомендации)Сжатое изложение - Текст и вариант сжатия (рекомендации)Сжатое изложение - Текст и вариант сжатия (рекомендации)Сжатое изложение - Текст и вариант сжатия (рекомендации)Сжатое изложение - Текст и вариант сжатия (рекомендации)Сжатое изложение - Текст и вариант сжатия (рекомендации)Сжатое изложение - Текст и вариант сжатия (рекомендации)Сжатое изложение - Текст и вариант сжатия (рекомендации)Сжатое изложение - Текст и вариант сжатия (рекомендации)Сжатое изложение - Текст и вариант сжатия (рекомендации)Сжатое изложение - Текст и вариант сжатия (рекомендации)Сжатое изложение - Текст и вариант сжатия (рекомендации)Сжатое изложение - Текст и вариант сжатия (рекомендации)Сжатое изложение - Текст и вариант сжатия (рекомендации)Сжатое изложение - Текст и вариант сжатия (рекомендации)Сжатое изложение - Текст и вариант сжатия (рекомендации)Сжатое изложение - Текст и вариант сжатия (рекомендации)Сжатое изложение - Текст и вариант сжатия (рекомендации)Сжатое изложение - Текст и вариант сжатия (рекомендации)Сжатое изложение - Текст и вариант сжатия (рекомендации)Сжатое изложение - Текст и вариант сжатия (рекомендации)Сжатое изложение - Текст и вариант сжатия (рекомендации)Сжатое изложение - Текст и вариант сжатия (рекомендации)Сжатое изложение - Текст и вариант сжатия (рекомендации)Сжатое изложение - Текст и вариант сжатия (рекомендации)Сжатое изложение - Текст и вариант сжатия (рекомендации)






Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Работа над ошибками

Слайд 2

БУДУ - БУДУЩЕЕ СЛЕДУЮ - СЛЕДУЮЩЕЕ
ПИШИ ПРАВИЛЬНО!
Я

Слайд 3

Грамматическая ошибка
От глагола несов. вида  деепричастие несов. вида От глагола сов. вида  деепричастие сов. вида Ошибка: не предвидев обмана

Слайд 4

Грубые орфографические ошибки
Искусство участвовать

Слайд 5

Сжатое изложение
Текст и вариант сжатия

Слайд 6

Текст для прослушивания

Если понимать воображение как способность отражать жизнь в образах внутреннего мира, то надо признать, что этой способностью наделены не только люди творческих профессий. Воображение в таком смысле слова присуще каждому человеку, мало того, им наделены даже животные. Совсем другое дело, если мы говорим о способности преображать мир в сознании с помощью фантазии, то есть о способности усмотреть внутренним взором то, чего пока нет в реальной жизни. Такое воображение - основное условие творчества, и присуще оно исключительно человеку. Именно такое воображение рождает гениальные научные открытия и великие произведения искусства. Значение этой человеческой способности невозможно переоценить. Она не просто приоткрывает нам окно в мир будущего, но позволяет прямо участвовать в форми­ровании, моделировании этого мира, строить его по нашему желанию. То, что сегодня является плодом человеческого воображения, завтра будет воплощено в реальность. Воображение - это начало пути к достижению великой цели, первый шаг к осуществ­лению мечты. (141слово) (по материалам Интернета)

Слайд 7

Воображение
Это ценнейшая способность, благодаря которой мы можем представлять будущее и способны моделировать, строить его.
Как способность отражать жизнь в образах внутреннего мира
Как способность преображать мир в сознании с помощью фантазии
Наделены все люди и даже животные
Наделен только человек
1 часть текста ( 1 абзац)
2 часть текста ( 2 абзац)
3 часть текста ( 3 абзац)
В одном значении
В другом значении
Структура изложения, смысловая связь его частей

Слайд 8

Текст для прослушивания. Генеральная (ключевая) информация.

Если понимать воображение как способность отражать жизнь в образах внутреннего мира, то надо признать, что этой способностью наделены не только люди творческих профессий. Воображение в таком смысле слова присуще каждому человеку, мало того, им наделены даже животные. Совсем другое дело, если мы говорим о способности преображать мир в сознании с помощью фантазии, то есть о способности усмотреть внутренним взором то, чего пока нет в реальной жизни. Такое воображение - основное условие творчества, и присуще оно исключительно человеку. Именно такое воображение рождает гениальные научные открытия и великие произведения искусства. Значение этой человеческой способности невозможно переоценить. Она не просто приоткрывает нам окно в мир будущего, но позволяет прямо участвовать в форми­ровании, моделировании этого мира, строить его по нашему желанию. То, что сегодня является плодом человеческого воображения, завтра будет воплощено в реальность. Воображение - это начало пути к достижению великой цели, первый шаг к осуществ­лению мечты. (141слово) (по материалам Интернета)

Слайд 9

1 абзац
Если понимать воображение как способность отражать жизнь в образах внутреннего мира, то надо признать, что этой способностью наделены не только люди творческих профессий. Воображение в таком смысле слова присуще каждому человеку, мало того, им наделены даже животные. 37 слов
Если под воображением понимать способность отражать жизнь в образах внутреннего мира, то этим обладают не только люди творческих профессий. Такое воображение имеют все люди и даже животные. 27 слов

Слайд 10

2 абзац
Совсем другое дело, если мы говорим о способности преображать мир в сознании с помощью фантазии, то есть о способности усмотреть внутренним взором то, чего пока нет в реальной жизни. Такое воображение - основное условие творчества, и присуще оно исключительно человеку. Именно такое воображение рождает гениальные научные открытия и великие произведения искусства. 50 слов
Если же говорить о способности преображать мир в своем сознании с помощью фантазии, то такое воображение присуще только человеку. И оно является основным условием творчества. Такое воображение рождает гениальные научные открытия и великие произведения искусства. 34 слова
Если же говорить о способности преображать мир в своем сознании с помощью фантазии, то такое воображение, являясь основным условием творчества, присуще только человеку. Именно оно рождает гениальные научные открытия и великие произведения искусства. 32 слова
Исключаем уточняющую конструкцию (начинается со слов ТО ЕСТЬ)

Слайд 11

3 абзац
Значение этой человеческой способности невозможно переоценить. Она не просто приоткрывает нам окно в мир будущего, но позволяет прямо участвовать в форми­ровании, моделировании этого мира, строить его по нашему желанию. То, что сегодня является плодом человеческого воображения, завтра будет воплощено в реальность. Воображение - это начало пути к достижению великой цели, первый шаг к осуществ­лению мечты. 54 слова
Благодаря этой способности, значение которой трудно переоценить, … ИЛИ Благодаря этой ценнейшей способности мы не только можем представить будущее, но еще и способны моделировать его по своему желанию с тем, чтобы завтра воплотить в жизнь. Воображение - первый шаг к осуществ­лению мечты. 32 слова

Слайд 12

Логические ошибки
Логическая ошибка - нарушение правил или законов логики, признак формальной несостоятельности определений, рассуждений, доказательств и выводов. Логические ошибки включают широкий спектр нарушений в построении развернутого монологического высказывания на заданную тему, начиная с отступлений от темы, пропуска необходимых частей работы, отсутствия связи между частями и заканчивая отдельными логическими несообразностями в толковании фактов и явлений. К характерным логическим ошибкам экзаменуемых относятся: 1) нарушение последовательности высказывания; 2) отсутствие связи между частями высказывания; 3) неоправданное повторение высказанной ранее мысли; 4) раздробление микротемы другой микротемой; 5) несоразмерность частей высказывания; 6) отсутствие необходимых частей высказывания и т. п.; 7) нарушение причинно-следственных связей; 8) нарушение логико-композиционной структуры текста. Текст представляет собой группу тесно взаимосвязанных по смыслу и грамматически предложений, раскрывающих одну микротему. Текст имеет, как правило, следующую логико-композиционную структуру: зачин (начало мысли, формулировка темы), средняя часть (развитие мысли, темы) и концовка (подведение итога). Следует отметить, что данная композиция является характерной, типовой, но не обязательной. В зависимости от структуры произведения или его фрагментов возможны тексты без какого-либо из этих компонентов. Текст, в отличие от единичного предложения, имеет гибкую структуру, поэтому при его построении есть некоторая свобода выбора форм. Однако она не беспредельна. При написании изложения или сочинения необходимо логично и аргументированно строить монологическое высказывание, делать обобщения. При написании изложения необходимо логично и последовательно строить монологическое высказывание.

Слайд 13

Ме́рить -рю, -ришь ме́рять ( разг.) -яю, -яешь; несов., перех.

Слайд 14

Ошибки, связанные с нарушением речевых, грамматических норм
Речевые ошибки Речевая (в том числе стилистическая) ошибка - это ошибка не в построении, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова. По преимуществу это нарушения лексических норм, например: Штольц - один из главных героев одноименного романа Гончарова «Обломов»; Они потеряли на войне двух единственных сыновей. Само по себе слово одноименный (или единственный) ошибки не содержит, оно лишь неудачно употреблено, не «вписывается» в контекст, не сочетается по смыслу со своим ближайшим окружением.

Слайд 15

К речевым (в том числе стилистическим) ошибкам относится:
употребление слова в несвойственном ему значении; употребление иностилевых слов и выражений; неуместное использование экспрессивных, эмоционально окрашенных слов; немотивированное применение диалектных и просторечных слов и выражений; смешение лексики разных исторических эпох; нарушение лексической сочетаемости (слова в русском языке сочетаются друг с другом в зависимости от их смысла; от традиций употребления, вызванных языковой практикой (слова с ограниченной сочетаемостью); употребление лишнего слова (плеоназм); повторение или двойное употребление в словесном тексте близких по смыслу синонимов без оправданной необходимости (тавтология); необоснованный пропуск слова; бедность и однообразие синтаксических конструкций; порядок слов, приводящий к неоднозначному пониманию предложения.

Слайд 16

Разграничение видов речевых (в том числе стилистических) ошибок особенно важно при оценивании работ отличного и хорошего уровня. В то же время следует помнить, что соблюдение единства стиля - самое высокое достижение пишущего. Поэтому отдельные стилистические погрешности, допущенные школьниками, предлагается считать стилистическими недочетами. Речевые ошибки следует отличать от ошибок грамматических (об этом см. далее). Речевые ошибки: нарушения, связанные с неразвитостью речи: плеоназм, тавтология, речевые штампы, немотивированное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов; неудачное использование экспрессивных средств, канцелярита; неразличение (смешение) паронимов; ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов, не устраненная контекстом многозначность.

Слайд 17

К наиболее частотным речевым ошибкам относятся следующие:
1) Неразличение (смешение) паронимов: Хищное (вместо хищническое) истребление лесов привело к образованию оврагов; В конце собрания слово представили (вместо предоставили) известному ученому; В таких случаях я взглядываю в «Философский словарь» (глагол взглянуть обычно имеет при себе дополнение с предлогом на: взглянуть на кого-нибудь или на что-нибудь, а глагол заглянуть, который необходимо употребить в этом предложении, имеет дополнение с предлогом в).

Слайд 18

К наиболее частотным речевым ошибкам относятся следующие:
2) Ошибки в выборе синонима: Имя этого поэта знакомо во многих странах (вместо слова известно в предложении ошибочно употреблен его синоним знакомо); Теперь в нашей печати отводится значительное пространство для рекламы, и это нам не импонирует (в данном случае вместо слова пространство лучше употребить его синоним место; иноязычное слово импонирует также требует синонимической замены). 3) Ошибки при употреблении антонимов в построении антитезы: В третьей части текста не веселый, но и не мажорный мотив заставляет нас задуматься (антитеза требует четкости и точности в сопоставлении контрастных слов, я не веселый и мажорный не являются даже контекстуальными антонимами, поскольку не выражают разнополярных проявлений одного и того же признака). 4) Нарушение лексической сочетаемости: В этом книжном магазине очень дешевые цены; Леонид вперед меня выполнил задание; Узнав об аварии, начальник скоропостижно прибыл на объект.

Слайд 19

Наиболее распространённые речевые ошибки приведены в таблице:
№ п/п Вид ошибки Примеры
1 Употребление слова в несвойственном ему значении Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Мысль развивается на продолжении всего текста.
2 Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом Мое отношение к этой проблеме не поменялось. Были приняты эффектные меры.
3 Неразличение синонимичных слов В конечном предложении автор применяет градацию.
4 Употребление слов иной стилевой окраски Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею.
5 Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.
6 Неоправданное употребление просторечных слов Таким людям всегда удается объегорить других.
7 Нарушение лексической сочетаемости Автор увеличивает впечатление. Автор использует художественные особенности (вместо средства).
8 Употребление лишних слов, в том числе плеоназм Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов. Молодой юноша, очень прекрасный.
9 Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология) В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.
10 Неоправданное повторение слова Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного.

Слайд 20

Наиболее распространённые речевые ошибки приведены в таблице:
11 Бедность и однообразие синтаксических конструкций Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.
12 Неудачное употребление местоимений Данный текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю. У меня сразу же возникла картина в своем воображении.

Слайд 21

Грамматические ошибки
Грамматическая ошибка - это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы - словообразовательной, морфологической, синтаксической. Для обнаружения грамматической ошибки не нужен контекст, и в этом ее отличие от ошибки речевой, которая выявляется в контексте. Не следует также смешивать ошибки грамматические и орфографические. Грамматические ошибки состоят в ошибочном словообразовании, ошибочном образовании форм частей речи, в нарушении согласования, управления, видовременной соотнесенности глагольных форм, в нарушении связи между подлежащим и сказуемым, ошибочном построении предложения с деепричастным или причастным оборотом, однородными членами, а также сложных предложений, в смешении прямой и косвенной речи, в нарушении границ предложения. Например: подскользнуться вместо поскользнуться, благородность вместо благородство (здесь допущена ошибка в словообразовательной структуре слова, использована не та приставка или не тот суффикс); без комментарий вместо без комментариев, едь вместо поезжай, более легче (неправильно образована форма слова, т.е. нарушена морфологическая норма); заплатить за квартплату, удостоен наградой (нарушена структура словосочетания: не соблюдаются нормы управления); Покатавшись на катке, болят ноги; В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю (неправильно построены предложения с деепричастным оборотом (1) и с однородными членами (2), т.е. нарушены синтаксические нормы).

Слайд 22

Наиболее типичные грамматические ошибки, связанные с употреблением глагольных форм, наречий, частиц:
1) ошибки в образовании личных форм глаголов: Им двигает чувство сострадания (норма для употребленного в тексте значения глагола движет); 2) неправильное употребление временных форм глаголов: Эта книга дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно (следует ...даст.., научит... или ...дает..., учит...); 3) ошибки в употреблении действительных и страдательных причастий: Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста (следует стекавшие); 4) ошибки в образовании деепричастий: Вышев на сцену, певцы поклонились (норма выйдя); 5) неправильное образование наречий: Автор тута был не прав (норма тут); 6) ошибки, связанные с нарушением закономерностей и правил грамматики, возникающие под влиянием просторечия и диалектов.

Слайд 23

Кроме того, к типичным грамматическим можно отнести и синтаксические ошибки, а именно:
1) нарушение связи между подлежащим и сказуемым: Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения (правильно это художественная сторона произведения)', Чтобы приносить пользу Родине, нужно смелость, знания, честность (вместо нужны смелость, знания, честность)', 2) ошибки, связанные с употреблением частиц: Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника', отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится (обычно частицы ставятся перед теми членами предложения, которые они должны выделять, но эта закономерность часто нарушается в сочинениях): В тексте всего раскрываются две проблемы (ограничительная частица всего должна стоять перед подлежащим: ... всего две проблемы)', 3) неоправданный пропуск подлежащего (эллипсис): Его храбрость, (?) постоять за честь и справедливость привлекают автора текста', 4) неправильное построение сложносочиненного предложения: Ум автор текста понимает не только как просвещенность, интеллигентность, но и с понятием «умный» связывалось представление о вольнодумстве.

Слайд 24

№ п/п Вид ошибки Примеры
1 Ошибочное словообразование Трудолюбимый, надсмехаться
2 Ошибочное образование формы существительного Многие чуда техники, не хватает время
3 Ошибочное образование формы прилагательного Более интереснее, красивше
4 Ошибочное образование формы числительного С пятистами рублями
5 Ошибочное образование формы местоимения Ихнего пафоса, ихи дети
6 Ошибочное образование формы глагола Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы
7 Нарушение согласования Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом.
8 Нарушение управления Нужно сделать свою природу более красивую. Повествует читателей.
9 Нарушение связи между подлежащим и сказуемым Большинство возражали против такой оценки его творчества.
10 Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях Он написал книгу, которая эпопея. Все были рады, счастливы и веселые.
11 Ошибки в построении предложения с однородными членами Страна любила и гордилась поэтом. В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю.
12 Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом Читая текст, возникает такое чувство...
13 Ошибки в построении предложения с причастным оборотом Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.
11
Наиболее распространённые грамматические ошибки приведены в таблице:

Слайд 25

Русский язык. 9 класс ГВЭ (устная форма)
14 Ошибки в построении сложного предложения Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве. Человеку показалось то, что это сон.
15 Смешение прямой и косвенной речи Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента.
16 Нарушение границ предложения Когда герой опомнился. Было уже поздно.
17 Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.
Наиболее распространённые грамматические ошибки приведены в таблице:

Слайд 26

Перевод баллов в оценку:
 0—14 баллов — отметка «2» 15—24 баллов — отметка «3» 25—33 баллов (из них не менее 4 баллов по критериям ГК1-ГК4) — отметка «4» 34—39 баллов (из них не менее 6 баллов по критериям ГК1-ГК4) — отметка «5»

Слайд 27

Последовательность работы на экзамене
Рекомендации

Слайд 28

После написания изложения
Выполнить тестовые задания.   Определить основную мысль предложенного для анализа текста. Несколько раз прочитать текст, стараясь ответить на следующие вопросы: - Что описывает автор? Какую ситуацию изображает? - Кто главный герой/герои текста? - Если в центре внимания автора один герой, то изменяется ли он? Если да, как изменяется? Какую истину он для себя открывает? Является ли главный герой рассказчиком? - Если героев несколько, то как они общаются между собой? Какой момент в их общении становится кульминационным/переломным? Как раскрываются их характеры и мировоззрение? - Какова цель автора? Для чего он описывает ситуацию, героя или взаимодействие героев? - Что волнует (печалит, радует, вдохновляет) автора? - Какую мысль он раскрывает? В каких словах текста эта мысль звучит?   Отметить в тексте самые важные для раскрытия авторской идеи слова или предложения и сформулировать для себя основную мысль текста.

Слайд 29

Правила оценивания сжатого изложения
Рекомендации ФИПИ

Слайд 30

По этому критерию оценивается умение правильно выделить всю главную информацию исходного текста (все основные микротемы) и передать её без искажений. Необходимо учитывать при этом, что основное содержание (или главная информация) текста – это то содержание, без которого был бы неясен или искажён авторский замысел.
ИК1. АДЕКВАТНОСТЬ И ПОЛНОТА ПЕРЕДАЧИ ЭКЗАМЕНУЕМЫМ ОСНОВНОГО СОДЕРЖАНИЯ ПРОСЛУШАННОГО ТЕКСТА

Слайд 31

Применение критерия ИК1
Экзаменуемый может совсем пропустить одну из важных для понимания исходного текста микротем, не обратив на неё внимания, или может упустить микротему, неточно поняв её. Неточно понятая микротема свидетельствует о том, что часть главного содержания исходного текста осталась для экзаменуемого недоступной, следовательно, оценка по критерию ИК1 должна быть снижена.

Слайд 32

Применение критерия ИК1
В работе возможно некоторое расширение информации исходного текста за счёт прибавления экзаменуемым не содержащейся в прослушанном тексте микротемы, которая может быть как связана, так и не связана по смыслу с исходным текстом. Такое прибавление микротемы часто ведёт к искажению авторского замысла всего текста в целом. В этом случае количество баллов по критерию ИК1 снижается.

Слайд 33

Применение критерия ИК1
Нередко экзаменуемые передают все важные для восприятия исходного текста микротемы, однако при этом нарушают абзацное членение текста. Это не должно вести к снижению количества баллов по критерию ИК1.

Слайд 34

ФИПИ
Вопрос: если ученик допускает ошибку при использовании такого приёма сжатия, как исключение (исключает не второстепенную, а главную информацию), это ведёт к снижению баллов по критерию ИК2? И отражается ли это одновременно ещё и на выставлении баллов по критерию ИК1, ведь часть микротемы в таком случае не передана учеником? Ответ: Исключение главной информации ведёт к снижению баллов по ИК1.

Слайд 35

Применение критерия ИК3
Оценивая логическую связь между единицами текста изложения учащегося, нужно иметь в виду, что она не должна противоречить логике исходного текста. В то же время, оценивая речевую связность и правильность абзацного членения изложения, необходимо рассматривать эти параметры применительно к тексту работы учащегося, то есть к созданному экзаменуемым тексту изложения, а не сопоставлять текст, написанный выпускником, с оригиналом.

Слайд 36

Применение критерия ИК1
Фактические ошибки, не ведущие к искажению основного содержания и смысла исходного текста или какой-либо его микротемы, не учитываются при выставлении оценки по критерию ИК1.

Слайд 37

Применение критерия ИК2
При оценке сжатия текста необходимо оценивать не только наличие приёмов компрессии в изложении, но и правильность их применения. При правильном использовании приёмов компрессии исходного текста в экзаменационном изложении сохраняется адекватность авторской мысли и возможность её восприятия читателем.

Слайд 38

Применение критерия ИК2
По этому критерию не оценивается полнота передачи содержания исходного текста (это уже оценено по критерию ИК1), а оценивается только умение экзаменуемого лаконично передавать основное содержание прослушанного текста, правильно используя основные приёмы сжатия. ФИПИ рекомендует отслеживать объёмы сжатия.

Слайд 39

Применение критерия ИК2
Важно! Исключать можно только второстепенную информацию!

Слайд 40

Источник материала
Спецификация экзаменационных материалов для проведения государственного выпускного экзамена по РУССКОМУ ЯЗЫКУ (устная форма) для обучающихся по образовательным программам ОСНОВНОГО общего образования. Пробный экзамен РЯ в 9 классе (ОГЭ)
Подготовила Бурмистрова Р.А.