Презентация - ОГЭ «Итоговая консультация»


ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»ОГЭ «Итоговая консультация»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

консультация по русскому языку
Саглай Ирина Владимировна

Слайд 2

С1

Слайд 3

1.Сосредоточьтесь перед первым прослушиванием текста. Приготовьте черновик, проверьте, как пишет ручка. Можно записывать текст хорошо заточенным карандашом.  2.Настройтесь на то, что записывать текст необходимо с большими пробелами. Не жалейте бумаги: в пропущенные пробелы вы при втором прослушивании текста вставите то, что не успели записать в первый раз. 3. Записывайте все, что успели, сокращайте слова. Если что-то не успели записать, не расстраивайтесь: при втором чтении дополните. 4.Эффективно используйте те минуты, которые вам дают для осмысления текста между двумя чтениями. Постарайтесь дописать сокращенные слова. Но главное: пробежав по всем записям глазами, постарайтесь осознать, о чем этот текст. 5. При втором чтении текста вписывайте в оставленные пробелы то, что не записали в первый раз. Если останется место, не беда: это же черновик. 6. После прочтения текста постарайтесь соединить все, что вы записали, прочитайте то, что у вас получилось. Если мысль при чтении « не прыгает», все читается легко, значит, вы хорошо записали текст.
Изложение

Слайд 4

7.Приступайте к сокращению текста. Постарайтесь при этом учесть все три способа сокращения: •Способ замены. Например, у вас в тексте идет предложение: «Мужчины и женщины, старики и подростки вышли на охрану родного города». Выделенные слова вы заменяете так:  «Все жители вышли на охрану родного города». •Способ исключения. В этом случае вы можете исключить лексические повторы, некоторые однородные члены, фрагменты предложения, имеющие менее существенное значение. Например: «Камни Кремля могут  звучать. У каждой стены и купола особый звук, а все вместе они сливаются в богатырскую симфонию, исполняемую огромным оркестром из труб золотых куполов Кремля». Исключив ряд слов, вы можете создать такое предложение: «Каждый камень, стена, купол Кремля имеет свой звук, который сливается в единую богатырскую симфонию». •Способ слияния. Это образование сложного предложения путем слияния двух простых, повествующих об одном и том же. Например: «Призвание – это маленький росточек таланта, превратившийся в крепкое, могучее дерево на благодатной почве трудолюбия. Без трудолюбия, без самовоспитания этот маленький росток может засохнуть на корню». Из двух предложений делаем одно: «Призвание – это маленький росточек таланта, который без трудолюбия может засохнуть».
Изложение

Слайд 5

8. Сократив текст, перечитайте его. Если все читается на одном дыхании, если вы нигде не запнулись, значит, создали хорошее изложение. Проверьте, где вы написали с красной строки. Наличие абзацев – важный элемент работы. 9. Подчеркните все слова, написание которых вызывает у вас  сомнение. Возьмите орфографический словарь и проверьте правильность написания этих слов. 10. После этого можете переписывать работу в чистовик.
Изложение

Слайд 6

А1

Слайд 7

Чтобы выполнить это задание, внимательно прочитайте, а затем обдумайте текст. Вторым вашим действием будет поиск правильного ответа на поставленный вопрос. Не спешите, проверяйте правильность выбранного варианта ответа в тексте.
А1

Слайд 8

В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему рассказчику становится "не по себе" при взгляде на собеседника, отца мальчика?»
1) Собеседник рассказчика был довольно странным человеком. 2) Глаза собеседника говорили об огромном горе, которое пережил этот человек. 3) Рассказчика насторожила разница во внешнем облике отца и сына. 4) Рассказчик потрясён тем, что услышал от отца мальчика.
А1

Слайд 9

А2

Слайд 10

Выполняя это задание, используйте метод замены. Вместо слова "жмутся" подставьте сначала первый вариант ответа, затем второй... Посмотрите, подумайте, какой подходит больше по смыслу. Его и выбирайте!
А2

Слайд 11

Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «отметил» (предложение 34).
1) обозначил меткой 2) обратил внимание на что-либо 3) отпраздновал 4) наградил кого-либо
А2

Слайд 12

А3

Слайд 13

Чтобы справиться с выполнением данного задания, необходимо повторить основные средства выразительности.   В задании А3 будут только метафоры, олицетворения, сравнения, гиперболы или фразеологизмы.
А3

Слайд 14


А3
Это слово в переносном смысле. Чаще всего выражается глаголами, существительными
Например: Ночь металась за окнами, то распахиваясь стремительным белым огнём, то сжимаясь в непроглядную тьму.
Метафора

Слайд 15

А3
Наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека.
Олицетворение
Например: Заговорили наши орудия. Вечор, ты помнишь, вьюга злилась.

Слайд 16

А3
Образное определение предмета или действия. Чаще всего выражаются прил. и нар.
Эпитет
Например: Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она.
НО: не являются эпитетами прил., указывающие на отличительные признаки предметов и не дающие их образной характеристики. Например: дубовый листок (дубовый – НЕ эпитет), осенний день (осенний – НЕ эпитет)

Слайд 17

А3
Сопоставление одного предмета с другим. Сравнение может быть представлено: а) формой сравнительного оборота, присоединяемого с помощью союзов КАК, ТОЧНО, СЛОВНО, БУДТО, КАК БУДТО, ЧТО (в значении союза КАК)
Сравнение
Например: Хорошо и тепло, как зимой у печки, И берёзы стоят, как большие свечки.
б) сравнительным придаточным предложением Например: Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду, словно бабочек лёгкая стая с замираньем летит на звезду.
в) существительным в Т.п. Например: Морозной пылью серебрится его бобровый воротник.

Слайд 18



А3
Преувеличение.
Гипербола
Например: Я тебе миллион раз говорил.

Слайд 19

А3
Устойчивые сочетания слов с переносным значением.
Фразеологизмы
Например: за тридевять земель как кошка с собакой вешать лапшу на уши

Слайд 20

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
1) Вскоре я увидел, как из-за крайних дворов хутора, раскинувшегося далеко в стороне, вышел на дорогу мужчина. 2) Он вёл за руку маленького мальчика, судя по росту – лет пяти-шести, не больше. 3) Вот такие глаза были у моего случайного собеседника. 4) Глядя мне прямо в глаза светлыми, как небушко, глазами, чуть-чуть улыбаясь, мальчик смело протянул мне розовую холодную ручонку.
А3

Слайд 21

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Шустрый такой парнишка, а вдруг чего-то притих, задумался и нет-нет да и взглянет на меня из-под длинных своих, загнутых кверху ресниц, вздохнёт. 2) Такая мелкая птаха, а уже научился вздыхать. 3) Прижался ко мне и весь дрожит, будто травинка под ветром. 4) Как я тогда руля не упустил, диву можно даться!
А3

Слайд 22

Укажите предложение, в котором содержится эпитет.
Помните, он корчил рожи, а вы ему сказали, что у него способности? Здесь жила Мария Петровна, его учительница по математике, как же он сразу о ней не подумал, не вспомнил! - Мария Петровна, - тихо сказал Павел Георгиевич, - вы меня узнаёте? Когда Сафонов вошёл в родной городок, окраины встретили его длинными тенями от старых тополей; ветви яблонь, обогретых солнцем, свешивались через заборы.
А3

Слайд 23

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Они не первый год отдыхали в приморском санатории, считали себя старожилами и не допускали чужаков в свою ватагу. 2) Третье лето тут живу, а ничего подобного не слыхал! 3) Тогда я кинулся к пропасти – ребята за мной – и что было мочи заорал в клубящуюся глубь. 4) Из облачной мути вновь выдвинулась скала Чёртов палец и преградила нам дорогу.
А3

Слайд 24

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.
1) Немец уже понял, что чья-то не менее упорная сила не уступает ему, что у машиниста железная воля, расчёт удивительный и точный, что не так-то легко его переиграть. 2) Небо сияло, была хрустальная ровная осень, чем-то похожая на далёкий октябрь в родной Баварии. 3) Но будто кто-то вынул из-под него поезд в последнюю секунду. 4) Мотор зло взревел, самолёт снизился, в последний раз с бессильной ненавистью прошёлся над поездом и развернулся в сторону аэродрома.
А3

Слайд 25

А4

Слайд 26

А4
Фонетический анализ слова

Слайд 27

1. Перед звонкими согласными глухие озвончаются: сбить — [з]бить; экзамен - э[г]замен. 2. Перед глухими согласными звонкие оглушаются: всходы — [ф]сходы; подходить - по[т]ходить. 3. Звонкие согласные оглушаются в конце слов: вездеход — вездехо[т], рассказ — расска[с].
А4
ПОМНИ!!!!

Слайд 28

А4
ПОМНИ!!!!

Слайд 29

1. Звонкие и глухие согласные могут быть твердыми и мягкими. 2. Всегда мягкие — Й, Ч, Щ 3. На мягкость предыдущих согласных влияют буквы Е, Ё, Ю, Я, И, а также Ь: рябь — [р’ап’], весна — [в’и]сна. 4. Всегда твердые согласные Ж, Ш, Ц
А4
ПОМНИ!!!!

Слайд 30

А4
При выполнении задания А4 не ленитесь, делайте фонетическую транскрипцию . Не торопитесь!!!
В слове СЕРЬЁЗНОГО звуков больше, чем букв. СЕРЬЁЗНОГО – 10 букв [ c’ир’й’ознава]- 10 звуков

Слайд 31

Укажите ошибочное суждение.
1) В слове ШОФЁР все согласные звуки глухие. 2) В слове ОЖИДАЯ звуков больше, чем букв. 3) В слове СНЕЖКИ происходит оглушение согласного звука. 4) В слове ХОЛОДНАЯ 4 слога.
А4

Слайд 32

Укажите ошибочное суждение.
1) В слове ЛЕГКО буква Е обозначает мягкость предшествующего согласного. 2) В слове ВЗДЫХАТЬ все согласные имеют пару по твёрдости-мягкости. 3) В слове ГОЛОДНЫЙ все согласные звонкие. 4) В слове ПОЕХАЛ буква О обозначает звук [о].
А4

Слайд 33

Укажите ошибочное суждение.
1) В слове СЛЁЗКА буква Ё обозначает два звука. 2) На конце слова ТОПАЗ происходит оглушение согласного. 3) В слове ЕЩЁ звуков больше, чем букв. 4) В слове ЗАГАРОМ все согласные звуки звонкие.
А4

Слайд 34

А5

Слайд 35


А5
Для успешного выполнения этого задания выучите все корни с чередованием. Обратите внимание и на исключения! Выполняя тренировочное упражнение, НЕ ТОРОПИТЕСЬ! Есть вероятность в спешке допустить ошибку.
Правописание корней

Слайд 36

А5
изгАрь пригАрь плЫвун
рОстовой подрОстковый скАчок
порОвну рАвнина

Слайд 37

Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
1) крепчайшего 2) шофёр 3) коснулась 4) удивлённо
А5

Слайд 38

Укажите слово с чередующейся гласной в корне слова.
1) родившийся 2) вырастала 3) ореховый 4) устремился
А5

Слайд 39

Укажите слово с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением.
1) корабль 2) единую 3) откликается 4) интересно
А5

Слайд 40

Укажите слово с непроверяемой безударной гласной в корне.
1) наклонился 2) потихоньку 3) шофёром 4) ножонками
А5

Слайд 41

Укажите слово с непроизносимой согласной в корне слова.
1) вздёрнула 2) стекляшками 3) блеснуло 4) честное
А5

Слайд 42

А6

Слайд 43

А6
А6
Правописание приставок
Правописание гласной в приставках рас - рос, раз - роз. Помните, что под ударением пишется О, а в безударном положении - А. Например: рОспись, но рАсписание.
В приставках,

Слайд 44

А6
А6
В приставках, оканчивающихся на З и С, написание конечной согласной зависит от произношения:  перед глухими согласными произносят [с] и пишут «с», перед звонкими согласными произносят [з] и пишут «з». Например: РАС-ПИЛИТЬ (П - глухая), РАЗ-БУДИТЬ (Б - звонкая).
без-, бес- воз-, вос- вз-, вс- из-, ис- низ-, нис- раз-, рас- роз-, рос- черес-, чрез-

Слайд 45

А6
А6
ПОМНИ!!!
Ошибка 1. Если после приставки, оканчивающейся на З-С, стоит гласная или Ъ, то на правописание данной приставки ни гласная, ни Ъ не влияют, т.к. З или С слышится в этом случае отчётливо.  НАПИМЕР:  РАЗузнать и БЕЗъядерный.

Слайд 46

А6
А6
ПОМНИ!!!
Ошибка 2. Правописание приставки С- в словах не зависит от звонкости или глухости следующего за ней согласного. Приставка С- относится к группе неизменяемых приставок.   Например, в словах СДЕЛАТЬ и СПРЫГНУТЬ пишется одна и та же приставка С-, несмотря на то что в первом слове после приставки стоит звонкая согласная, а во втором - глухая.

Слайд 47

А6
А6
ПОМНИ!!!
Ошибка 3. Приставку на З-С можно не заметить, если слово имеет две приставки.  Например, в слове НЕВОСТРЕБОВАННЫЙ после приставки НЕ- стоит приставка ВОС-, написание которой зависит от глухости следующего после неё согласного. 

Слайд 48

А6
А6
ПОМНИ!!!
Ошибка 4. Не путайте слова с приставками на З-С со словами, у которых корень созвучен с данными приставками.  Например: 1. приставка БЕС- (БЕСпокоить) и корень -БЕС- (БЕСиться) 2. приставка НИЗ- (НИЗвергнуть) и корень -НИЗ- (НИЗкорослый) 3. приставка РАЗ- (РАЗбить) и корень -РАЗ- (РАЗительный), корень -РАЗН- (РАЗНица) 4. приставка РАС- (РАСтереть) и корень -РАСТ- (РАСТение)

Слайд 49

А6

Слайд 50

В каком слове правописание согласной в приставке зависит от последующего согласного?
1) спросил 2) вздыхать 3) отходит 4) никого
А6

Слайд 51

В каком слове правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует звонкий согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая звонкий согласный звук»?
1) отзвук 2) считали 3) вздёрнутый 4) звали
А6

Слайд 52

В каком слове есть неизменяемая приставка, в которой при произношении происходит озвончение?
1) непрестанный 2) бесконечное 3) здоров 4) отбитым
А6

Слайд 53

В каком слове правописание приставки определяется её значением – «про- странственная близость»?
1) пределы 2) приморского 3) присоединил 4) прервёт
А6

Слайд 54

В каком слове правописание приставки зависит от качества последующего согласного?
1) непрестанный 2) бесконечное 3) здоров 4) отбитым
А6

Слайд 55

А7

Слайд 56

А7
Правописание суффиксов

Слайд 57

А1

Слайд 58

А7

Слайд 59

В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется -НН-»?
1) послевоенная 2) удивлённо 3) присыпанные 4) длиннополая
А7

Слайд 60

В каком слове правописание суффикса является исключением из правила?
1) гружённый хлебом 2) послевоенное 3) спокойно 4) деревянном
А7

Слайд 61

В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В наречиях на -О и -Е пишется столько Н, сколько в прилагательных и причастиях, от которых они образованы»?
1) синее 2) медленно 3) каменное 4) поверженного
А7

Слайд 62

В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах кратких страдательных причастий пишется одна буква Н»?
1) тщетно 2) радостный 3) интересно 4) решено
А7

Слайд 63

В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах отымённых прилагательных -ЕНН-, -ОНН-/-ЁНН- пишется НН»?
1) длинным 2) населённым 3) таинственными 4) неизменно
А7

Слайд 64

В1

Слайд 65

В1
СИНОНИМЫ - это слова одной и той же части речи, близкие по значению.   Например: ученик - школьник, бежать - мчаться, трудный – сложный. СТИЛИСТИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНЫЕ СЛОВА - это слова, не прикрепленные к определенному стилю речи, имеющие стилистические синонимы (книжные, разговорные, просторечные), на фоне которых они лишены стилистической окраски.
Задание В1 экзаменационного теста ориентировано на умение заменять указанное слово синонимом (реже - синонимичным выражением). Как правило, синоним должен быть стилистически нейтральным. Что это значит?

Слайд 66

В1
голый — нагой;  доказательство — аргумент;  душистый — благовонный — благоуханный; есть — вкушать, жрать;  жаловаться — сетовать;  заботиться — радеть; 
Слово бродить является нейтральным по сопоставлению с книжным блуждать и просторечными шататься, шляться; будущий — по сопоставлению с книжным грядущий;  взгляд — по сопоставлению с взор;  глаза — по сопоставлению с очи

Слайд 67

В1
На первый взгляд, задание В1 несложное. Но у многих учеников оно вызывает трудности, т.к. русский язык настолько богат, что одно слово может иметь не один и не два, а несколько десятков синонимов. Поэтому нередко в ответах приводится не один вариант, а два или даже три возможных.

Слайд 68

Замените разговорное слово «отмахали» в предложении 5 стилистически ней- тральным синонимом. Напишите этот синоним.
В1
(5)Мы отмахали уже немалую часть пути, когда я решил узнать имя моей приятельницы.
Ответ: прошли

Слайд 69

Замените разговорное слово «украдкой» в предложении 34 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
В1
(34)Я, украдкой рассматривая отца и сынишку, с удивлением отметил про себя одно, странное, на мой взгляд, обстоятельство.
Ответ: скрытно, тайком, тайно, незаметно

Слайд 70

Замените разговорное слово «шустрый» в предложении 17 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
В1
(17)Шустрый такой парнишка, а вдруг чего-то притих, задумался и нет-нет да и взглянет на меня из-под длинных своих, загнутых кверху ресниц, вздохнёт.
Ответ: бойкий, проворный, живой, быстрый резвый, подвижный, ловкий, расторопный

Слайд 71

В2

Слайд 72

В2
способ связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах рода, числа и падежа, что и главное слово. Например: тенистый сад , после долгой разлуки, опавшие листья.
Согласование
Зависимое слово – прилагательное, причастие, местоимение, числительное

Слайд 73

В2
способ связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определённом косвенном падеже с предлогом или без предлога. Например: купить журнал, разговаривать с ним.
Управление
При управлении зависимое слово может быть выражено: существительным (разбить вазу), местоимением-существительным (сказать ему), количественным числительным (разделить на пять) и другими частями речи, употреблёнными в значении существительного (ухаживать за больным).

Слайд 74

В2
способ связи, при котором зависимое неизменяемое слово (или форма слова) связывается с главным только по смыслу и интонационно. Например: идти прихрамывая, очень рад.
Примыкание
При примыкании зависимое слово может быть выражено: наречием (громко плачет), инфинитивом (готов помочь), деепричастием (работать не переставая), формой сравнительной степени прилагательного или наречия (мальчик постарше, подойти ближе)

Слайд 75

При замене словосочетания на синонимичное действуем следующим образом: определить главное слово в словосочетании, его оставим без изменения, зависимое слово изменим, причем меняем часть речи так, чтоб слово оставалось однокоренным с исходным
В2

Слайд 76

Замените словосочетание «на деревянном крыльце», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
В1
Ответ: на крыльце из дерева

Слайд 77

Замените словосочетание «с доверчивостью прижался», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.
В2
Ответ: прижался доверчиво

Слайд 78

Замените словосочетание «с восхищением сказать», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.
В2
Ответ: сказать восхищенно

Слайд 79

Замените словосочетание «хребты гор», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
В2
Ответ: хребты горные

Слайд 80

Замените словосочетание «звонко плеснуть», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
В2
Ответ: плеснуть со звоном

Слайд 81

В3

Слайд 82

В3
Итак, ответом на задание В3 может быть слово или перечень слов. Напоминаю: все слова в бланке записываются печатными заглавными буквами в соответствии собразцом написания чёрной гелевой ручкой, начиная с первой клетки каждая буква записывается в отдельной клетке между словами клетка не пропускается запятая ставится в отдельной клетке
Грамматическая основа предложения

Слайд 83

В3
Если в грамматической основе есть однородные подлежащие или сказуемые, то между ними в бланке ставьте тот знак препинания (запятая) или союз, который стоит в предложении. 
Например: Дети весело резвились на площадке, прыгали и бегали.  В бланке пишем так:  детирезвились,прыгалиибегали.

Слайд 84

НФГ (глагол в неопределённой форме) не всегда входит в состав сказуемого, а может быть и второстепенным членом предложения,
В3
 например: Ребята пришли в музей посмотреть новую экспозицию.  В данном предложении сказуемым является глагол пришли, а нфг посмотреть - это обстоятельство цели, т.к. отвечает на вопрос пришли с какой целью? посмотреть. Соседка попросила нас помочь при перевозке мебели.  В данном предложении сказуемым является глагол попросила, а помочь является дополнением, т.к. отвечает на вопрос попросила о чём? помочь.

Слайд 85

В3
Вводные слова, словосочетания и предложения не являются членами предложения, значит, не могут быть грамматической основой предложения, например:
Надеюсь, вы приедете вовремя.  (Надеюсь - вводное слово, вы придете -грамматическая основа) Я думаю, всё  у тебя получится.  (Я думаю - вводное предложение, всё получится - грамматическая основа)

Слайд 86

В3
Приложение не является подлежащим или сказуемым, оно является определением, например: 
Вот наша Леночка, отличница и активистка.  (Отличница и активистка - это приложение, Леночка - подлежащее)

Слайд 87

В3
 Обращение не является членом предложения, следовательно, не может быть подлежащим, например:
Друзья, прекрасен наш союз!  (Друзья - обращение, союз прекрасен -грамматическая основа)

Слайд 88

В3
Дополнение в В.п. не является подлежащим, например:
Дом возводят строители.  (Дом - это дополнение, т.к. стоит в В.п. возводят кого? что? дом, также слово дом не связано со сказуемым возводят по смыслу, потому что дом не может совершать указанное действие, строители возводят - грамматическая основа)

Слайд 89

В3
1. Не делайте ошибок в словах! 2. Запоминайте номер предложения, из которого вам надо выписать грамматическую основу! 3. Внимательно читайте задание! 
Запомните также эти простые правила:
В некоторых тестах задание может быть сформулировано так: Выпишите грамматическую основу безличного предложения 2.  То есть нужно выписать грамматическую основу не всего предложения, а из его части (безличного предложения), например: Кормили плохо, вечно хотелось есть. (Данное предложение сложное, состоит из двух простых: кормили плохо - 1-ое простое, оно неопределённо-личное, вечно хотелось есть - 2-ое простое, оно безличное. Таким образом, выписываем грамматическую основу 2-го предложения - хотелось есть)

Слайд 90

Выпишите грамматическую основу предложения 23.
В3
(23)Сняв со спины тощий вещевой мешок, устало присаживаясь рядом со мною, отец сказал:
Ответ: отец сказал

Слайд 91

Выпишите грамматическую основу предложения 28.
В3
(28)И сразу у меня на душе стало легко и как-то светло.
Ответ: стало легко и светло

Слайд 92

Выпишите грамматическую основу предложения 21.
В3
(21)Марки небось тоже собираешь?
Ответ: собираешь

Слайд 93

Выпишите грамматическую основу предложения 14.
В3
(14)Наконец тропинка раздалась в каменистую дорогу, бело сверкающую тонким, как сахарная пудра, песком, и вывела нас на широкий пологий уступ.
Ответ: тропинка раздалась и вывела

Слайд 94

Выпишите грамматическую основу предложения 4.
В3
(4)Какая-то птица, распластав недвижные, будто омертвелые, крылья, медленно, кругами, падала в бездну.
Ответ: птица падала

Слайд 95

Выпишите грамматическую основу предложения 34.
В3
(34)Я хочу оставить тебе свою коллекцию эха.
Ответ: я хочу оставить

Слайд 96

В4

Слайд 97

В4
Задание В4 связано с темой "Обособленные члены предложения".  Обособленными могут быть согласованные определения, приложения, обстоятельства, дополнения.

Слайд 98

В4
Согласованное определение - это определение, которое связано с определяемым словом при помощи согласования (деревянный забор, наш подъезд, второй этаж,летящий шар).
Несогласованное определение - это определение, которое связано с определяемым словом при помощи управления и примыкания (улица города, юбка в клеточку, её ученики, бумага потолще, прогулка верхом, ребёнок лет пяти, обещаниелюбить).

Слайд 99

В4
Найдите в данных предложениях обособленные несогласованные определения.
1.Квадратный, широкоплечий, с огромной кудрявой головой, он явился под вечер. 2.Князь Андрей, в плаще, верхом на вороной лошади, стоял за толпой и смотрел на Алпатыча. 3. Была ещё последняя надежда — с наступлением ночи прорваться в степь.

Слайд 100

В4
ПРИЛОЖЕНИЕ – это определение, которое выражено существительным.
Приложение по-новому характеризует предмет, дает ему другое название или указывает настепень родства, национальность, звание, профессию, возраст и т. д. Приложение всегда употребляется в том же падеже, что и существительное, к которому оно относится.

Слайд 101

Например: Следом за Деевым прошёл к саням и Сапожков (И.п), железнодорожник (И.п.). (приложение железнодорожник нераспространённое, относится к существительному Сапожков) Хозяин (И. п.), суровый мужик (И. п.), не рад был ни гостям, ни наживе.(приложение суровый мужик распространённое, относится к существительному хозяин)
В4
Приложение может обособляться не только запятой, но и тире: Например:  На маяке жил только сторож — старый глухой швед. Например: За столом сидели хозяйка дома, её сестра — подруга моей жены, двое незнакомых мне лиц, моя жена и я.
Внимание! Приложения, написанные через дефис и заключённые в кавычки, обособленными НЕ ЯВЛЯЮТСЯ! Например: Девочки-подростки на другом углу площади уже выводили хороводы.   Мы смотрели балет "Лебединое озеро".

Слайд 102

А1
Обособленные обстоятельства - это обстоятельства, которые выделены интонационно и пунктуационно. Обстоятельства отвечают на вопросы ГДЕ? КУДА? КОГДА? ОТКУДА? ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? и КАК?
Обособленные обстоятельства могут быть выражены: 1. одиночным деепричастием (Пошумев, река успокоилась) 2. деепричастным оборотом (Мужики, увидев помещика, сняли шапки) 3. сравнительным оборотом (Голова у нее острижена, как у мальчишки) 4. оборотом с предлогом НЕСМОТРЯ НА - обстоятельство уступки (На улицах, несмотря на яркое солнце, горели фонари. ) 5. существительными с производными предлогами БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, ВВИДУ, ВСЛЕДСТВИЕ, ПРИ УСЛОВИИ, ПО ПРИЧИНЕ и т.п. (В комнате Елены, благодаря плотным занавескам, было почти темно.  Дети, вопреки морозу, вышли погулять. Детям, по причине малолетства, не определили никаких должностей)

Слайд 103

В4
НЕ ПУТАЙТЕ!
Деепричастные обороты с вводными словами: Судя по всему, наше путешествие затянется. По совести говоря, мне не хочется об этом рассказывать. (вводные слова подчёркнуты) Деепричастные обороты с придаточными определительными: Вот книга, прочитав которую вы узнаете много интересного. Перед старыми заводами возникали десятки проблем, не решив которые невозможно пе¬рейти к новым методам постройки кораблей. (придаточные определительные подчёркнуты)

Слайд 104

Среди предложений 1–6 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.
В4
(1)В первую послевоенную весну на Верхнем Дону посчастливилось мне встретиться с настоящим человеком. (2)Был полдень. (3)Солнце светило так горячо, что я уже пожалел о том, что надел в дорогу солдатские ватные штаны и стёганку. (4)Это был первый после зимы по-настоящему тёплый день. (5)Ожидая лодку, сидел я на поваленном плетне и бездумно следил за проплывающими в блёклой синеве белыми облаками. (6)Вскоре я увидел, как из-за крайних дворов хутора, раскинувшегося далеко в стороне, вышел на дорогу мужчина.
Ответ: 6

Слайд 105

Среди предложений 1–4 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
В4
(1)После войны, узнав о гибели всей своей семьи, уехал я в другой город к однополчанину, стал работать шофёром, перевозить хлеб на элеватор. (2)В это время я и познакомился с моим новым сынком. (3)Из рейса, бывало, вернёшься в город – понятно, первым делом в чайную… (4)И вот один раз вижу возле чайной этого парнишку, на другой день – опять вижу.
Ответ: 1

Слайд 106

Среди предложений 15–18 найдите предложения с обособленными распространенными определениями. Напишите номера этих предложений.
В4
(15)Тут, в гуще абрикосовых деревьев, ютилась сложенная из ракушечника сторожка лесничего. (16)Гремя цепями, навешенными на длинную проволоку, на нас вынеслись два огромных лохматых, грязно-белых пса, взвились на воздух, но, удушенные ошейниками, выкатили розовые языки, захрипели и шмякнулись на землю. – (17)Не бойся, они не достанут! – спокойно сказала Витька. (18)Наш поход вёл нас к скалам и пещерам, населённым таинственными голосами, не хватало лишь грозных стражей, драконов, преграждающих смельчакам доступ к тайне.
Ответ: 16,18

Слайд 107

Среди предложений 17–20 найдите предложения с обособленным обстоятельством. Напишите номера этих предложений.
В4
(17)Все эти закаменевшие существа, предметы, одетые камнем, перебрасывались словом, будто мячом, с мгновенной быстротой и резкой краткостью отражая звук. (18)Тут обитало «гороховое» эхо… (19)Но самым удивительным было эхо, о котором Витька ничего не сказала мне и к которому нам пришлось не идти, а ползти по круче. (20)Мы ползли, цепляясь за выступы, за сухой лишайник, за кусты орешника.
Ответ: 17,20

Слайд 108

Среди предложений 3–9 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.
В4
(3)Надо было подождать, когда поезд приблизится к выходу на открытое пространство между двумя лесами, и разбомбить его спокойно и безошибочно .(4)Самолёт развернулся, плавно сделал круг и, набрав высоту, нырнул в пике. (5) Расчёт оказался точным: два фонтана грязи и земли встали по обе стороны насыпи как раз там, где полагалось быть поезду. (6)Но, когда лётчик посмотрел вниз, он увидел, что поезд, немного не дойдя до открытого пространства, резко притормозил. (7)Бомбы легли зря. (8)Лётчик сделал ещё круг, чувствуя, что охота становится увлекательной. (9) Поезд выскочил тем временем на открытое пространство, располагавшееся между лесами.
Ответ: 9

Слайд 109

Среди предложений 33–40 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.
В4
(33)Поезду, как бы машинист снова ни схитрил, не спастись! (34)И тут проклятие сорвалось с обветренных губ фашиста: бомбы кончились… (35)Лётчик откинулся в изнеможении. (36)Небо сияло, была хрустальная ровная осень, чем-то похожая на далёкий октябрь в родной Баварии. (37)Поединок был окончен. (38)Лётчик ни в чём не мог себя упрекнуть, но хитрый русский там, внизу, похоже, победил, несмотря на всё преимущество немца. (39)Лётчик снизился, затем в последний раз с досадой прошёлся над поездом, и самолёт развернулся в сторону аэродрома. (40)Прощальное пике было совершено на малой скорости, но немец, конечно, не мог увидеть, что за ним следит пристальный глаз машиниста.
Ответ: 36

Слайд 110

В5

Слайд 111

В5
Вводные слова – слова, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к тому, что он сообщает.
Вводные слова можно изъять из предложения без изменения основной мысли синтаксической конструкции.

Слайд 112

Группа по значению Примеры
1. Уверенность Конечно, разумеется, бесспорно, несомненно, без сомнения, безусловно, действительно
2. Неуверенность Кажется, вероятно, очевидно, возможно, пожалуй
3. Различные чувства К счастью, к общей радости, к несчастью, к сожалению, к удивлению
4. Источник информации По сообщению…, по словам…, по мнению…, по моему мнению, по-моему
5. Порядок мыслей Во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец, следовательно, значит, итак, напротив, наоборот, например, так
6. Замечания о способах оформления мысли Одним словом, иначе говоря, лучше сказать
В5
Вводные слова и их значения

Слайд 113

Вводные слова Члены предложения
1. Кажется, шепчут колосья друг другу 1. Мир кажется мне книгой бесконечной
2. Вы, верно, едете в Ставрополь? 2. Задача решена верно
3. Бесспорно, огурец и с дом величиной диковинка 3. Ваше право на отпуск бесспорно
4. Правда, с годами мои стихи делались менее нарядными 4. Правда в огне не горит и в воде не тонет
5. Он, точно, немного странен 5. Все три раза он проводил поезда точно по расписанию
6. Дождь, казалось, зарядил надолго 6. Море на сотни миль вокруг казалось пустынным
В5
Отличия вводных слов от членов предложения

Слайд 114

В5

Слайд 115

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
В5
– Здорово,(1) браток! – Здравствуй. – Я пожал протянутую мне большую,(2) чёрствую руку. Мужчина наклонился к мальчику,(3) сказал: – Поздоровайся с дядей,(4) сынок. Он,(5) видать,(6) такой же шофёр,(7)как и твой папанька.
Ответ: 5,6

Слайд 116

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращениях.
В5
Высунулся я в окошко,(1) кричу ему: – Эй,(2) Ванюшка! Садись скорее на машину,(3) прокачу на элеватор, сгрузим хлеб,(4) а потом пообедаем. Он от моего окрика вздрогнул,(5) соскочил с крыльца,(6) на подножку вскарабкался и тихо так говорит: – А вы откуда знаете,(7) дядя,(8) что меня Ваней зовут?
Ответ: 2,7,8

Слайд 117

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при обращении.
В5
Я бегал по улицам и спрашивал всех велосипедистов: «Дядя,(1) у вас какая фирма?». Он говорил: «Дукс»,(2) или,(3) там,(4) «Латвелла»,(5) или «Оппель». Так я собирал все марки,(6) вот только «Эндфильда модели Ройяль» у меня не было…
Ответ: 1

Слайд 118

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном сочетании слов.
В5
Мы со знакомой девчонкой отправились в горы,(1) где,(2) по её словам,(3) обитало таинственное эхо. Тропинка,(4) ведущая на Большое седло,(5) вначале петляла среди невысоких холмов,(6) затем прямо и сильно тянула вверх,(7) сквозь густой пахучий ореховый лес.
Ответ: 2,3

Слайд 119

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при вводном слове.
В5
Витька наклонилась над обрывом и крикнула: – Кто была первая дева? И великан,(1) немного подумав,(2) отозвался со смехом: – Ева!.. В голосе этом не было ничего страшного,(3) несмотря на силу его и густоту. Видимо,(4) в пропасти обитал добрый великан,(5) не желавший нам зла.
Ответ: 4

Слайд 120

В6

Слайд 121

В6
Выделите грамматические основы. Посмотрите, не входят ли в состав сказуемого слова: рад, готов, должен, обязан, способен, вынужден; являться, казаться, становиться, стать, сделаться, оставаться, оказаться, считаться, выглядеть; надо, нужно, необходимо Если эти слова имеются в составе сказуемого, то ищите к ним продолжение ( еще одно слово), и тогда вы правильно определите границы сказуемого. Например: Я рад побывать на конференции. Надо мыть руки перед едой. 4. Выделите границы простых предложений в составе сложного. [ ] ( )
Количество грамматических основ

Слайд 122

Укажите количество грамматических основ в предложении 26. Ответ запишите цифрой.
В6
(26)Чуть отвернёшься, а он уже по луже бредёт или ледышку ест вместо конфеты.
Ответ: 2

Слайд 123

Укажите количество грамматических основ в предложении 47. Ответ запишите цифрой.
В6
(47)Как погляжу на Ванюшку, сердце отходит, становится мягче, а то ведь оно у меня закаменело от горя...
Ответ: 3

Слайд 124

Укажите количество грамматических основ в предложении 2. Ответ запишите цифрой.
В6
(2)Накануне штормило, волны, шипя, переползали пляж до белых стен приморского санатория.
Ответ: 2

Слайд 125

Укажите количество грамматических основ в предложении 22. Ответ запишите цифрой.
В6
(22)Впереди вдруг просветлело, я увидел склон, поросший низкой бурой травой, вдалеке тянулась кверху серая скала.
Ответ: 3

Слайд 126

Укажите количество грамматических основ в предложении 25. Ответ запишите цифрой.
В6
(25)Стены источали зелёное, красное, синее мерцание, из пещеры тянуло затхлостью склепа, и я невольно отшатнулся.
Ответ: 3

Слайд 127

В7

Слайд 128

В7
Сложносочиненное предложение [ ], и [ ].
Сложноподчиненное предложение [ ], ( )
Сочинительная и подчинительная связь
1)найти грамматические основы, установить смысловые отношения между частями сложного предложения, 3) найти союз или союзное слово в предложении, 4) по вопросу и союзу определить вид предложения.

Слайд 129

В7
Сочинительные союзы И А но да (=и, =но) однако также Зато или либо не то, не то не только, но и тоже ( и другие..)
Подчинительные союзы когда где если что чтобы потому что который как едва пока чем хотя несмотря на куда какой (и другие)
Сочинительная и подчинительная связь
Помни!!! Могут соединять однородные члены предложения
Помни!!! Могут располагаться в начале предложения.

Слайд 130

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
В7
Он положил на колени большие тёмные руки,(1) сгорбился. Я сбоку взглянул на него,(2) и мне стало что-то не по себе... Видали вы когда- нибудь глаза,(3) словно присыпанные пеплом,(4) наполненные такой неизбывной смертной тоской,(5) что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника.
Ответ: 2

Слайд 131

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
В7
Кинулся он ко мне на шею,(1) целует в щёки,(2) в лоб,(3) а сам так звонко и тоненько кричит,(4) что даже в кабинке глушно: – Папка родненький! Я знал! Я знал,(5) что ты меня найдёшь! Всё равно найдёшь!
Ответ: 4,5

Слайд 132

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
В7
Фу,(1) гадость! – она вздёрнула верхнюю губу,(2) показав два белых острых клычка. – Терпеть не могу,(3) когда убивают. – А знаешь,(4) что я ещё собирал? – сказал я,(5) подумав. – Велосипеды разных марок!
Ответ: 3,4

Слайд 133

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
В7
Когда же мы ступили в её темную прохладную тень,(1) она стала чудовищно громадной. Это был уже не Чёртов палец,(2) а Чёртова башня,(3) мрачная,(4) загадочная,(5) неприступная. Мы подошли к скале вплотную,(6) и Витька,(7) понизив голос,(8) сказала: – Вот тут…
Ответ: 1

Слайд 134

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
В7
– Ну что,(1) интересно было? – спросила Витька,(2) когда мы ступили на нашу улицу. Я вновь чувствовал себя в безмятежной привычности,(3) и Витька уже не казалась мне сказочной хозяйкой горных духов. Просто худая,(4) некрасивая девчонка. И перед этой-то девчонкой я праздновал труса!
Ответ: 3

Слайд 135

В8

Слайд 136

В8
При последовательном подчинении первое придаточное подчиняется главному предложению, а остальные — последовательно друг другу (вопросы задаются от одного предложения к другому последовательно)
Последовательное подчинение
Эта дорога проходит самыми глухими местами, где летом ни прохода, ни проезда, потому что на сотню верст разлеглись ржавое болото, озёра и лес.

Слайд 137

В8
При о д н о р о д н о м подчинении придаточные относятся к общему для них главному предложению и являются однородными
Однородное подчинение
Он хотел уверить себя, что никакой опасности нет, что отсутствие Кубика объяснится со временем какой-нибудь пустой случайностью, что верховые по дороге просто померещились мальчику от страха.

Слайд 138

В8
При параллельном подчинении разные вопросы задаются от главного предложения к придаточным
Параллельное подчинение или Неоднородное подчинение
Едва забрезжил рассвет, Степан запряг лошадь и поехал в лес, чтобы успеть запасти дров до бурана.

Слайд 139

В8
Алгоритм рассуждения
1. Найти сложное предложение (как правило, оно большое по объему). 2. Выделить в нем главное предложение и задать вопросы к придаточным. · Если к двум и более придаточным предложениям задаешь один и тот же вопрос от главного, то это однородное соподчинение. · Если это разные вопросы от главного, то параллельное. · Если вопросы задаются от каждого предыдущего к последующему — последовательное.

Слайд 140

1. Найдите главное предложение 2. Задайте вопросы к придаточным 3.От одной части или последовательно задаются вопросы? 4.Следовательно или параллельное подчинение, или однородное 5.Одинаковые вопросы или разные? Раз разные, то это параллельное подчинение
Если впервые окажешься в горах, то невольно присмиреешь от того величия, каким полны молчаливые отвесные скалы.
Отработаем алгоритм рассуждения
В8

Слайд 141

Среди предложений 1–5 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
В8
(1)В первую послевоенную весну на Верхнем Дону посчастливилось мне встретиться с настоящим человеком. (2)Был полдень. (3)Солнце светило так горячо, что я уже пожалел о том, что надел в дорогу солдатские ватные штаны и стёганку. (4)Это был первый после зимы по-настоящему тёплый день. (5)Ожидая лодку, сидел я на поваленном плетне и бездумно следил за проплывающими в блёклой синеве белыми облаками.
Ответ: 3

Слайд 142

Среди предложений 5-8 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
В8
(5)Этакий маленький оборвыш: личико всё в арбузном соку, покрытом пылью, грязный, как прах, нечёсаный, а глазёнки – как звёздочки ночью после дождя! (6)И до того он мне полюбился, что я уже, чудное дело, начал скучать по нему, спешу из рейса, чтобы поскорее его увидать. (7)А через несколько дней по дороге на элеватор, гружённый хлебом, подворачиваю я к чайной. (8)Парнишка мой там сидит на деревянном крыльце, ножонками болтает и, по всему видать, голодный.
Ответ: 6

Слайд 143

Среди предложений 3–7 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
В8
(3)Сейчас море стихло, ушло в свои пределы, обнажив широкую, с синим отливом, полосу песка, отделённую от берега валиком гальки. (4)Этот песок, влажный и такой твёрдый, что на нём не отпечатывался след, был усеян зелёно-голубыми камнями, гладкими, округлыми стекляшками, мёртвыми крабами, гнилыми водорослями, которые издавали едкий йодистый запах. (5)Я знал, что большая волна выносит на берег ценные камешки, и терпеливо, шаг за шагом, обследовал песчаную отмель и свежий намыв гальки. (6)Среди тёмных шершавых камней вдруг что-то нежно блеснуло: крошечная чистая слёзка. (7)Я вынул из-за пазухи папиросную коробку и присоединил слёзку к своей коллекции.
Ответ: 4

Слайд 144

Среди предложений 19–22 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
В8
(19)Но самым удивительным было эхо, о котором Витька ничего не сказала мне и к которому нам пришлось не идти, а ползти по круче. (20)Мы ползли, цепляясь за выступы, за сухой лишайник, за кусты орешника. (21)Из-под наших ног и рук осыпались камешки, увлекали за собой более крупные камни, позади нас творился непрестанный грохот. (22)Море уже не казалось отсюда гладью: беспредельное, неохватное, оно сливалось с небом, образуя с ним единую сферу – купол, царящий над всем зримым простором.
Ответ: 19

Слайд 145

В9

Слайд 146

Сложное предложение
Союзная связь
Бессоюзная связь
Сложносочиненные предложения
Сложноподчиненные предложения
В9

Слайд 147

В9

Слайд 148

Тире в бессоюзном предложении
Если [условие] ― [ ] Когда [время] ― [ ] противопоставление а [ ] ― [ ] так что [ ] ― [вывод]
Скажешь слово ― добавят десять. Дождь кончился ― мы отправились в путь. Лето припасает ― зима поедает. Дети стали большими ― им надо серьёзно учиться.
В9

Слайд 149

Двоеточие в бессоюзном предложении
потому что [ ] : [ причина ] что [ ] :[ дополняет ] а именно [ ] : [ поясняет ]
Пассажиры спешили : до отправления поезда оставалось пять минут. Я понимаю: успеть к теплоходу нельзя. Мы увидели неожиданную картину: на опушке стояли два волка.
В9

Слайд 150

Среди предложений 36–37 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
В9
(36)А отец выглядел иначе: прожжённый в нескольких местах ватник был небрежно и грубо заштопан, заплатка на выношенных защитных штанах не пришита как следует, а скорее наживлена широкими, мужскими стежками; на нём были почти новые солдатские ботинки, но плотные шерстяные носки изъедены молью, их не коснулась женская рука… (37)Пока мы ждали лодку, мужчина рассказал мне о своей жизни, и я узнал, что этот удивительный человек потерял всю семью, но нашёл силы, чтобы взять на себя заботу о мальчике-сироте, назвавшись его отцом.
Ответ: 36

Слайд 151

Среди предложений 26–30 найдите сложное предложение с союзной сочинительной, бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
В9
(26)Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! (27)Возьму его к себе в дети. (28)И сразу у меня на душе стало легко и как-то светло. (29)Наклонился я к нему, тихонько спрашиваю: – (30)Ванюшка, а ты знаешь, кто я такой?
Ответ: 26

Слайд 152

Среди предложений 34–37 найдите сложное предложение с союзной подчинительной и сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
В9
(34)Так я собирал все марки, вот только «Эндфильда модели Ройяль» у меня не было… – (35)Я говорил быстро, боясь, что девчонка прервёт меня какой-нибудь насмешкой, но она смотрела серьёзно, заинтересованно и даже перестала сеять песок из кулака. – (36)Я каждый день бегал на Лубянскую площадь, раз чуть под трамвай не угодил, а все-таки нашёл «Эндфильд Ройяль»! (37)Знаешь, у него марка лиловая с большим латинским «Р»…
Ответ: 35

Слайд 153

Среди предложений 44–48 найдите сложные предложения с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номера этих предложений.
В9
(44)Некоторые слова я произносил так тихо, что сам едва слышал их, но они неизменно находили отклик. (45)Я уже не испытывал ужаса, но всякий раз, когда невидимый шептал мне на ухо, у меня холодел позвоночник, а от рыдающего голоса сжималось сердце. – (46)До свидания! – сказала Витька и пошла прочь от волшебной скалы. (47)Я устремился за ней, но шёпот настиг меня, прошелестев ядовито-вкрадчиво слова прощания, и хохотнула морская даль, и голос вверху застонал: – (48)До свидания!..
Ответ: 44,45

Слайд 154

Среди предложений 1–6 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и бессоюзной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
В9
(1)Мы с моей новой знакомой, которую все звали Витькой, шли в сторону моря и вскоре оказались на каменистом выступе, нависшем над пропастью. (2)Здесь обитало эхо, которое, по её словам, она коллекционировала. (3)Справа и слева вздымались хребты гор, а под нами зияла бездна, в которой тонул взгляд. (4)Какая-то птица, распластав недвижные, будто омертвелые, крылья, медленно, кругами, падала в бездну. (5)Витька легла на живот у самого края обрыва и поманила меня. (6)Я распластался возле неё на твёрдой и тёплой каменистой глади, и леденящая притягательность бездны исчезла, стало совсем легко смотреть вниз.
Ответ:6

Слайд 155

С2

Слайд 156

С2
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами К.Г. Паустовского. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Слайд 157

В работе должен быть комментарий, в котором учащийся своими словами формулирует понимание исходного тезиса. 1.Со ссылкой на автора высказывания можно назвать предмет высказывания и что о нем говорится. 2. Ответить на вопрос: Что еще я об этом знаю? Какой информацией я могу дополнить высказывание, развить мысль его автора?
С2
Как объяснить смысл высказывания в сочинении? ( структура комментария)

Слайд 158

Алгоритм работы ученика
1. Осмысление лингвистического содержания высказывания на основе анализа его структуры и толкования терминов и наиболее трудных слов. 2. Построение комментария по объяснению лингвистического содержания высказывания о языке. 3. Аргументация основных положений комментария к высказыванию: поиск примеров-явлений языка в тексте, объяснение их роли в тексте. 4. Вывод по теме сочинения-рассуждения.
С2

Слайд 159

Образцы сочинений
С2

Слайд 160

«Пунктуационные знаки имеют свое определенное назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет свое определенное место в системе письма, имеет свой неповторимый «характер»», - говорила Светлана Ивановна Львова. До конца 15 века на Руси писали без пробелов между словами и знаков препинания. Конечно, понимать такой текст очень сложно. Теперь мы пишем с пробелами между словами, а вот знаки препинания ставим все-таки не всегда. А между тем от постановки знаков препинания зависит смысл сказанного. Наверняка, многие помнят знаменитую фразу «Казнить нельзя помиловать», от постановки запятой в которой зависит даже жизнь человека. Знаки препинания делятся на знаки завершения (точка, многоточие, вопросительный и восклицательные знаки), знаки разделения (запятая, двоеточие, тире, точка с запятой) и знаки выделения (запятая, тире, кавычки). Все они выполняют свою роль в предложении. В данном тексте в предложениях 2, 6 и 25 используется знак разделения – двоеточие. Это знак ставится в данных предложениях потому, что вторая часть бессоюзного предложения поясняет, раскрывает содержание первой. Предложение 11 восклицательное по интонации, оно заканчивается восклицательным знаком. Этот знак помогает понять, насколько тяжело Алексею было просыпаться. Во сне он видел себя «здоровым, быстрым». Он бежал с Олей по степи, счастливый и свободный. Но пробуждение возвращало его к страшной действительности: ног нет, бегать он не может! Таким образом, знаки препинания, действительно, как ноты, занимают определенное место и выполняют определенную роль в предложении.

Слайд 161

"Русский язык… богат глаголами и существительными, разнообразен формами, выражающими оттенки чувств и мыслей», - писал Лев Николаевич Толстой. Существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? Глаголы и существительные играют большую роль в нашей речи. С их помощью мы можем не только назвать предметы и их действия, мы можем описать предметы, пейзаж, события; можем описать различные чувства, выразить свои мысли; можем охарактеризовать человека. Попробуем это доказать это на примере предложенного текста. В данном отрывке говорится о новом учителе, пришедшем в 6 класс. Сначала этот учитель привлек детей своей мимикой: «он то улыбался неизвестно чему, то хмурился, то подергивал носом или губами» (предложение 2). Описать подвижное лицо учителя помогают глаголы улыбался, хмурился, подергивал. Но по-настоящему привлекал учитель не этим, а своей любовью к поэзии. «Поэзия – это сердце литературы», - говорил он. Данная метафора показывает, что поэзия, как ничто иное, способна передавать чувства и переживания человека. Поэзия (и чтение стихов, и написание их) - это потребность души. И эту потребность вселял учитель в своих учеников. В предложении 6 есть глагол «заглатывал». Это слово подчеркивает, с каким интересом слушал Миха учителя, какое важное открытие для себя он делает благодаря Виктору Юрьевичу. Да и другие ученики, несмотря на то, что называли увлечение учителя причудой, были поглощены стихами. «Почему не хлопали крышками парт, не срывались с воплями с мест, не кидались поспешно к двери, пихаясь локтями?» (предложение 15). Глаголы с отрицательной частицей НЕ показывают, какую власть приобрел над детьми учитель благодаря своей любви к своему делу. Таким образом, мы видим, что глаголы и существительные, действительно могут передать различные оттенки чувств и мыслей героев.

Слайд 162

«Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано», - писала Е.В.Джанжакова. Художественный текст – очень сложный и в то же время интересный мир. Автор художественного текста мыслит образами, которые воздействуют на чувства читателя, заставляют его задуматься над важными проблемами. Но часто писатель не проявляет свою позицию, свое отношение к изображенному им самим открыто. Поэтому чтобы в полной мере понять замысел автора, нужно, действительно, видеть не только то, что сказано, но и как сказано. Нужно видеть, например, в какой форме стоят слова, в каком окружении они находятся, как построены предложения и т.д. Так, в данном случае для анализа предложен отрывок из известного рассказа Л.Андреева «Кусака». В словах девочки и других детей, приехавших на дачу, много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «хорошенький носик», «выразительные глазки» (предложение 17), «Кусачка» (предложения 18, 27). Они могут свидетельствовать о любви, заботе, внимании детей к собаке. Тем более, что сама девочка говорит: «Я тебя люблю, Кусачка, я тебя очень люблю» (предложение 16). Но обращая внимание только на то «что сказано», мы сделаем не совсем правильные выводы.

Слайд 163

В тексте множество однокоренных слов к слову «ласка»: «приласкать» и его формы (предложение 1, 19, 20), «ласково» (предложение 15), лаская (предложение 21), «ласкать» и его формы (предложение 22, 25), «ласкающей» (предложение 25), «ласка» (предложение 25, 34, 35), «ласкаться» (предложение 35). Эти слова помогают автору описать отношение людей к собаке и состояние самой Кусаки, неожиданно обретшей хозяев. Но не так, как это может показаться на первый взгляд. Повтор этих слов не случаен у автора. Если говорить об отношении людей, то этот настойчивый повтор звучит слишком навязчиво и может уже сейчас намекнуть читателю о фальшивых чувствах этих «добрых дачников», а позднее он усилит ощущение горя, когда Кусаку предадут эти самые ласкающие ее сейчас люди. Если говорить о чувствах собаки, то мы можем обратить внимание на сравнение в предложении 25: «ей было больно от непривычной ласки, словно от удара» и на метафору в предложении 35: «Но страх, наверное, еще не совсем выпарился огнем ласк». Данные сравнение и метафора помогают понять, насколько тяжелы и непривычны для собаки были эти ласки, насколько не привыкла она к такому отношению. Таким образом, читая художественный текст, мы, действительно, должны быть внимательны не только к тому, что сказано, но и обращать внимание на то, как это сказано.

Слайд 164

1. Тренировочные работы по РУССКОМУ ЯЗЫКУ. СтатГрад 2013 г. 2. Презентации по подготовке к ГИА Егораевой Г.Т. 3. Презентации Крюковой М.А., учителя МОУ «СОШ № 99» г. Омска 4.http://uchimcauchitca.blogspot.ru/2012/06/4.html#links 5. http://xn----7sbanj0abzp7jza.xn--p1ai/index.php/dlya-uchenikov/gia-dlya-9-klassov/vypolnenie-zadanij-chasti-a/75-vypolnenie-gia 6. Сочинения Марины Егоровны Бойковой (http://www.proshkolu.ru/user/marinalom/blog/407338/#comment4757974)
Использованные ресурсы