Презентация - Пунктуация «Сравнительные обороты»

Пунктуация «Сравнительные обороты»Пунктуация «Сравнительные обороты»Пунктуация «Сравнительные обороты»Пунктуация «Сравнительные обороты»Пунктуация «Сравнительные обороты»Пунктуация «Сравнительные обороты»Пунктуация «Сравнительные обороты»Пунктуация «Сравнительные обороты»Пунктуация «Сравнительные обороты»Пунктуация «Сравнительные обороты»Пунктуация «Сравнительные обороты»Пунктуация «Сравнительные обороты»Пунктуация «Сравнительные обороты»Пунктуация «Сравнительные обороты»Пунктуация «Сравнительные обороты»Пунктуация «Сравнительные обороты»Пунктуация «Сравнительные обороты»Пунктуация «Сравнительные обороты»Пунктуация «Сравнительные обороты»Пунктуация «Сравнительные обороты»Пунктуация «Сравнительные обороты»Пунктуация «Сравнительные обороты»Пунктуация «Сравнительные обороты»Пунктуация «Сравнительные обороты»Пунктуация «Сравнительные обороты»Пунктуация «Сравнительные обороты»Пунктуация «Сравнительные обороты»Пунктуация «Сравнительные обороты»Пунктуация «Сравнительные обороты»Пунктуация «Сравнительные обороты»Пунктуация «Сравнительные обороты»







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

пунктуация «сравнительные обороты»
8класс

1

Слайд 2

Она смотрела на него с таким страхом, как и в первый раз.
МОУ СОШ 63 Горюнова Л А
2

Слайд 3

Дождь за окном потрескивал, как поленья в костре. 3) Корабль, словно щепку, бросало на волнах
МОУ СОШ 63 Горюнова Л А
3

Слайд 4

. Всегда обособляются обороты, начинающиеся сочетаниями как и, как правило, как исключение, как всегда, как сейчас, как нарочно, как теперь и др., кроме тех, что включаются в состав сказуемого
Как сейчас, помню тихий июльский день   Как правило, в этих местах бывают обильные дожди
МОУ СОШ 63 Горюнова Л А
4

Слайд 5

. Если обороты со сравнительной степенью наречий и союзом чем: (не) больше чем; (не) меньше чем; (не) раньше чем; (не) позже чем содержат сравнение предметов или явлений, тогда перед сравнительным союзом ставится запятая
Этот арбуз весит не больше, чем предыдущий. Я приду к тебе не раньше, чем вчера.
МОУ СОШ 63 Горюнова Л А
5

Слайд 6

В оборотах не кто иной, как и не что иное, как ставится запятая.  Это задание мог выполнить не кто иной, как он Вдали виднелось не что иное, как небольшая башня.
МОУ СОШ 63 Горюнова Л А
6

Слайд 7

НО! не обособляются
Мы наступали. Сербы сражались как львы  (сравните: по-львиному) Тропинка извивалась как змея (сравните: змеей) Ученик у доски ,не зная решения задачи, стоял красный как рак.
МОУ СОШ 63 Горюнова Л А
7

Слайд 8

Сравнительные обороты со словом КАК, которые можно заменить синонимичным словом в качестве
Он [Гайдар] прошел по жизни как удивительный рассказчик, трогавший до слез детские сердца, и вместе с тем как проницательный и суровый товарищ и воспитатель (в качестве рассказчика) Я не люблю себя как писателя (в качестве писателя)
МОУ СОШ 63 Горюнова Л А
8

Слайд 9

Снежинки падали почти как воздушные шарики, легко и непринужденно.
МОУ СОШ 63 Горюнова Л А
9

Слайд 10

)
Сначала найдите предложения, в которых есть обособленные приложения с союзом КАК, передающие оттенок причины (можно поставить вопрос почему?)Затем найдите предложения с необособленными оборотами с союзом КАК, которые можно заменить оборотом со словами в качестве. Объясните пропущенные знаки препинания . 1) Богат хорош собою Ленский везде был принят как жених. (А. Пушкин) 2) Как поэт нового времени Батюшков не мог в свою очередь не заплатить дани романтизму. (В. Белинский) 3) Ему как человеку робкому и необщительному прежде всего бросалось в глаза то, что у него никогда не было... (А. Чехов) 4) Мне как лицу высокопоставленному не подобает ездить на конке. (А. Чехов) 5) Как стилист Чехов недосягаем. (М. Горький) 6) Вы как инициатор должны играть главную роль. (В. Панова)
МОУ СОШ 63 Горюнова Л А
10

Слайд 11

Тест по теме: «Обособление сравнительных оборотов» 1. Укажите предложение, в котором сравнение выражается наречием образа действия. 1) Небо было синее, как море. 2) Сощурив по-лисьи глаза, Маришка покачала головой. 3) Пургою снежной ворвалась Жанна в его жизнь. 4) Река, словно разъярённый зверь, металась в своих берегах.
МОУ СОШ 63 Горюнова Л А
11

Слайд 12

2. Укажите предложение, в котором сравнение выражается существительным творительного падежа. 1) Небо было синее, как море. 2) Сощурив по-лисьи глаза, Маришка покачала головой. 3) Пургою снежной ворвалась Жанна в его жизнь. 4) Река, словно разъярённый зверь, металась в своих берегах.
МОУ СОШ 63 Горюнова Л А
12

Слайд 13

3. Укажите предложение, в котором сравнение выражается сложносочинённым предложением с придаточным сравнения. 1) Ветер здесь чист и прохладен, будто ключевая вода. 2) Она зашипела, как змея, и кинулась на противника. 3) Только лес шумел вольно, широко, словно река неутомимо перекатывала свои воды. 4) Переваливаясь с ноги на ногу, он по-медвежьи пошёл мимо господ.
МОУ СОШ 63 Горюнова Л А
13

Слайд 14

4. Укажите предложение, в котором сравнение выражается сравнительным оборотом. 1) Ветер здесь чист и прохладен, будто ключевая вода. 2) Кобра чёрной лентой ползла средь кустов можжевельника. 3) Только лес шумел вольно, широко, словно река неутомимо перекатывала свои воды. 4) Переваливаясь с ноги на ногу, он по-медвежьи пошёл мимо господ.
МОУ СОШ 63 Горюнова Л А
14

Слайд 15

5. В каком случае синтаксическая конструкция с союзом как выделяется запятыми (знаки препинания не расставлены)? 1) Как лань промчалась Светка и уселась на лавочку. 2) Как бабушку Екатерину Матвеевну по-прежнему не воспринимали. 3) Все говорили что они похожи как две капли воды.     4) Улыбка её как лучик солнца.
МОУ СОШ 63 Горюнова Л А
15

Слайд 16

6. В каком случае синтаксическая конструкция с союзом как не выделяется запятыми (знаки препинания не расставлены)? 1) Было тихо и тепло как в хороший весенний день. 2) Олега как правило оставляли с бабушкой. 3) Он был таким же как и его дед. 4) Дождь лил как из ведра.
МОУ СОШ 63 Горюнова Л А
16

Слайд 17

7. В каком случае синтаксическая конструкция с союзом как выделяется запятыми (знаки препинания не расставлены)? 1) Как лидера Эдика не приняли. 2) Олега как правило оставляли с бабушкой. 3) Лиля как стройная берёзка. 4) Дождь лил как из ведра.
МОУ СОШ 63 Горюнова Л А
17

Слайд 18

8. Определите причину выделения запятыми сравнительного оборота с союзом как в предложении:  И она осталась висеть на дубовых ветвях, как на могучих руках. 1) Союз как соотносится с указательными словами так, такой, тот. 2) Союз как имеет значение подобия (уподобления). 3) Союз как выступает в сочетании как правило, как обычно, как всегда… 4) Союз как в сочетаниях не что иное, как; не кто иной, как.
МОУ СОШ 63 Горюнова Л А
18

Слайд 19

9. Определите причину, по которой оборот с союзом как запятой не выделяется в предложении:  Мальчишки разговаривали с девочкой как старые знакомые (В. Железников). 1) Оборот имеет значение «в качестве». 2) Оборот имеет значение образа действия. 3) Оборот имеет значение отождествления. 4) Оборот является фразеологизмом.
МОУ СОШ 63 Горюнова Л А
19

Слайд 20

10. Определите постановку знаков препинания в предложении, имеющем оборот с союзом КАК в предложении:  Под ближними дубами как жар горят умытые росой щиты. (М. Рапов). 1) Сравнительный оборот на письме выделяется запятыми. 2) Оборот с союзом как запятыми не выделяется.
МОУ СОШ 63 Горюнова Л А
20

Слайд 21

11. Сколько запятых следует поставить в данном предложении? Эти звери были не что иное как большие крысы кроты хорьки и подобные им (А. Погорельский). 1) Одна запятая. 2) Две запятые. 3) Три запятые. 
МОУ СОШ 63 Горюнова Л А
21

Слайд 22

12. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при сравнительном обороте: В квартире напротив дверь была открыта, (1) и оттуда, (2) как пар, (3) летела белая пыль извести. (Г.Матвеев)
МОУ СОШ 63 Горюнова Л А
22

Слайд 23

13. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при сравнительном обороте: Пиликали скрипки, (1) рычали трубы, (2) мимо струились нескончаемые гаммы, (3) перегоняя друг друга. То был как бы музыкальный срез этого трудолюбивого, (4) словно улей, (5) дома. (Л.Платов
МОУ СОШ 63 Горюнова Л А
23

Слайд 24

14. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при сравнительном обороте: Близкий рассвет обрадовал нас. С надеждой смотрели мы, (1) как расширяется его полоса, (2) наливается розовым чайным тоном. Только остров на озере был черен и густ, (3) как бархат. Не островом казался он сейчас, (4) а спиною дракона, (5) выставившего гребень из воды. (Ю.Коваль)
МОУ СОШ 63 Горюнова Л А
24

Слайд 25

15. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при сравнительном обороте: Великан-налим подпрыгнул, (1) извиваясь, (2) слегка пополз, (3) точно тюлень, (4) и застыл, (5) прямой и толстый, (6) как колода. (Е.Дубровский)
МОУ СОШ 63 Горюнова Л А
25

Слайд 26

16. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при сравнительном обороте: По сторонам валялся спиленный лес, (1) выкорчеванные пни топорщились тёмными корнями, (2) словно высохшие спруты. Меж деревьев белел грязный подтаявший снег. Тягач, (3) свирепо урча, (4) кренился то в одну, (5) то в другую сторону, (6) заваливаясь в глубокие колдобины. (Н.Горбачев
МОУ СОШ 63 Горюнова Л А
26

Слайд 27

17. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при сравнительном обороте: Сперва Решетников просто рассматривал закат, (1) удивляясь, (2) как это он не заметил раньше всей его красоты. Но вскоре смутные, (3) ускользающие мысли неясной чередой поплыли в его голове под низкий, (4) мощный гул моторов, (5) торжественный, (6) как органный аккорд. (Л.Соболев)
МОУ СОШ 63 Горюнова Л А
27

Слайд 28

18. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите в порядке возрастания цифры, обозначающие запятые при сравнительном обороте: А пароход подходил все ближе. Чёрный, (1) кряжистый, (2) точно скала, (3) он все же казался малым для этой реки, (4) терялся в её светлой равнине, (5) хотя рёв его, (6) подобно урагану, (7) сотрясал кедры на горах. (Р.Фраерман)
МОУ СОШ 63 Горюнова Л А
28

Слайд 29

19. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при сравнительном обороте: Мне приходилось ночевать в стогах в октябре, (1) когда трава на рассвете покрывается инеем, (2) как солью. Я вырывал в сене глубокую нору, (3) залезал в нее и всю ночь спал в стогу, (4) будто в запертой комнате. (К.Паустовский)
МОУ СОШ 63 Горюнова Л А
29

Слайд 30

10. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите в порядке возрастания цифры, обозначающие запятые при сравнительном обороте: Ученики неохотно разошлись по своим местам. Но головы их, (1) как подсолнухи к солнцу, (2) неудержимо поворачивались в сторону Маши, (3) а глаза с завистью следили за тем, (4) как девочка читает письмо. (А.Мусатов)                                                                    
МОУ СОШ 63 Горюнова Л А
30

Слайд 31

1. - 2) 2. - 3) 3. - 3) 4. - 1) 5. - 1) 6. - 4) 7. - 2) 8. - 2) 9. - 4) 10. - 1) 11. - 3) 12. - 2), 3) 13. - 4), 5) 14. - 3) 15. - 3), 4),6) 16. - 2) 17. - 6) 18. - 2), 3), 6), 7) 19. - 2), 4) 20. - 1), 2)  
МОУ СОШ 63 Горюнова Л А
31