Презентация - К вопросу о прародителе огня в карело-финских заговорах


К вопросу о прародителе огня в карело-финских заговорахК вопросу о прародителе огня в карело-финских заговорахК вопросу о прародителе огня в карело-финских заговорахК вопросу о прародителе огня в карело-финских заговорахК вопросу о прародителе огня в карело-финских заговорахК вопросу о прародителе огня в карело-финских заговорахК вопросу о прародителе огня в карело-финских заговорахК вопросу о прародителе огня в карело-финских заговорахК вопросу о прародителе огня в карело-финских заговорахК вопросу о прародителе огня в карело-финских заговорахК вопросу о прародителе огня в карело-финских заговорахК вопросу о прародителе огня в карело-финских заговорах

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

К вопросу о прародителе огня в карело-финских заговорах
Автор презентации - Протасова Мария, учащаяся 11 касса МОУ «Нововилговской средней школы №3» Руководитель - преподаватель-организатор ОБЖ Трофимюк Е.А 2012 год

Слайд 2

Согласно логике мифологического мышления человек только тогда получает полную власть над предметом, когда располагает знаниями о его рождении. "Поскольку сущность вещей в значительной мере отождествлена с их происхождением, то знание происхождения является ключом к использованию вещи, а знание о прошлом отождествляется с мудростью".

Слайд 3

В карельских, финских заговорах от огня, как и у многих народов, огонь рождается на небесах: его высекает кузнец Илмаринен и Вяйнямейнен или же огонь "качают" на небесах в золотой люльке на серебряных подвесках в брюхе золотой овцы.

Слайд 4

Современный исследователь фольклора М. Кууси считает, что в рунах о рождении огня имеются два важных начальных эпизода, содержащих соответственно два разных сюжета: качание огня в люльке, высекание огня на небе. Из них первый - долее ранний и подражает руне "Рождение медведя":
Miss on otso synnytetty, mesikammen kaannytetty? Tuol on otso synnytetty, mesikaamea kaannytetty: luona kuun, tykona paivan, otavaiaen olkapailla. Sielt on maahan laskettuna kultaisessa katkyessa, vitjoissa hopeisissa.
Где родился косолапый, где на свет он появился? Там родился косолапый, там на свет он появился: рядом с месяцем, у солнышка, на плечах Большой Медведицы. Оттуда был на землю спущен в золотой колыбельке, на серебряных нитях.

Слайд 5

Высек огонь Илмаринен, сверкнул Вяйнямейнен. Кроме кузнеца Илмаринена и Вяйнямейнена прародителями огня в заговорах от огня названы громовержец Укко и Орел, Илманлинту. Верховный бог Укко (Питкямейнен, Иуликяйнен, Иайя) упоминается в списке финских божеств. По древним представлениям финнов Укко - седобородый старик в голубых одеждах (иногда огненной шубе), вооруженный стрелами и луком, молотом, топором, дубинкой, мечом и т.п., разъезжает по каменной небесной дороге, поражает молнией и громом злых духов, после чего люди находят на земле так называемые "громовые когти" или же "когти Укко", по форме напоминающие деревянные или каменные клинки. Интересно, что старые финны часто упоминали о нескольких громовиках. Считали, что Укко должно быть два и живут они по разные стороны неба. В Латвии во время сильной грозы говорили: "Теперь в воздухе два Укко сошлись".

Слайд 6

Укко был главным помощником заговаривающего. От него колдун ждал защиты, когда вступал в переговоры с демоническими силами. Заговаривающий просил обнести его железным забором, чтобы не могли проникнуть злые силы. Просил оружие и снаряжение, в том числе железные рукавицы и железный пояс, которыми обычно пользовался скандинавский Тор. У него же заклинатель просил магической силы. Вот один из примеров ритуального действия, с помощью которого можно увеличить свою силу за счет Укко: взять три полена от одной сухой рябины и разложить костер у сваленного в бурю дерева. Положить в костер поленья рябины одним концом в огонь, с другого конца собрать выступившую влагу в сосуд, защищенный от попадания ветра. Весной, во время первого грома, эту воду выпить у корней поваленного дерева.

Слайд 7

В некоторых текстах Укко назван главной птицей небес "Kokko ilman lintu vanhin, a строки "iski tulta kyntehensa" «kolmella kokon sulalla" "высекает огонь когтями", "тремя nepьями орла" указывают на то, что когда-то Верховное божество имело иную природу. Кроме того, в Приладожской Карелии есть варианты, где руны о рождении огня начинаются с описания огромного орла: Kolme kokkoa minulla, Yks'on kokko rautakopra, toinen kokko vaskikopra, kolmas on hopiakopra, tuo tunsi tulen lumoa. SKVR,YII3, 749а,b (SKVR - Suomen kansan vanhat runot. Helsinki, 1908-1948) Есть у меня три орла, один с железными когтями, другой с когтями из меди, третий с серебряными когтями, он-то и знает огня рождение.
Lenti lintunen Lapista, suuri kokko Koillisesta, taivoa tapasi, vetta viebraeli. SKVR,YII3,631 Летела птица с Лапландии, большой орел с северо-востока, одно крыло небо бороздило, другое воды касалось.

Слайд 8

У многих народов образ орла связан с небом, светом, огнем, верхом. В кетском мифе орел ассоциируется с огнем и инструментом для его добывания. Интересно, что в корякских мифах при зажжении нового огня в священном очаге обращались к Ворону. Е.М.Мелетинский, размышляя о солярности образов Орла и Ворона, делает предположение о вытеснении Орла в функции добывания света/огня Вороном в палеазиатском мифологическом эпосе. Возможно, косвенным подтверждением этой версии (примем во внимание общие корни обских угров и карело-финнов) служит название орла в карело-финской традиции - Кокко, Котка, очень близкое по звучанию с именем Ворона Кутх у ительменов и Куткынняку у коряков.

Слайд 9

У североамериканских индейцев, у народов Сибири существо, высекающее молнию и вызывающее дождь, представлено в образе огромной птицы. Ее полет рождал грохот в небе, после чего в лесу находили поломанные деревья и "громовые когти". Упоминание о когтях Укко сохранилось и в записях финских фольклористов: "Ukonkynsi on musta kivi, joka repii puuth hajalleen,kun ukkonen niihin iskee". "Коготь Укко - это черный камень, который раскалывает деревья на части, когда в них гром бьет". "Sanottih, etta kun ukkonen iskee puun saipaleiksi, niin siihen jaapi "kynnet". «Говорят, когда гром раскалывает дерево на части, там находят его "когти"». "Ukonkynaie on loydetty maasta, Johon ukkonen on iskenyt". "Когти Укко находят в земле, в которую гром посылает свои удары".

Слайд 10

Интерес представляют карело-финские руны, в которых есть сведения о первоначальном порядке творения. В них огонь назван младшей дочерью, а орел - главной по старшинству птицей небес: "Vesi oa vanhin veljeksista, kokko taivan lintusista" "Вода - старший из братьев, орел - из птиц небесных". "Tuli nuorin tyttarista, vesi on vanhin veljeksista". "Огонь - младшая из дочерей, вода - старший из братьев". Таким образом, все ранее сказанное позволяет нам считать орла как возможного прародителя небесного огня.

Слайд 11

Кроме птицы в качестве создателей огня упоминается Верховный бог Укко, хозяин неба, и Илмаринен: Iski tulta Ilmarinen, Высек огонь Илмаринен, valahytti Vainamoinen сверкнул Вяйнямейнен paalla taivosen kaheksan, на восьмом небе, ilmalla yheksannella. на девятом небосклоне. SKVR, I4, 250 Iski tulta ilman Ukko, Высек огонь хозяин (бог)неба, valahitti Vainamoinen сверкнул Вяйнямейнен, kolmella kokon sulalla. тремя перьями орла, vitella- vipustimella, пятью тетевами для лука, seitsemalla sieran teralla. семью точильными камнями. SKVR, 14, 232

Слайд 12

Все они - Илмаринен, Орел, Укко - так или иначе связаны с небом верхом, солнцем, огнем, и, вероятно, в силу способности традиций наслаиваться во временном отношении мы получали такое объемное представление о творце огня и об истории появления его на земле и на небе.