Презентация - Былины


БылиныБылиныБылиныБылиныБылиныБылиныБылиныБылиныБылиныБылиныБылиныБылиныБылиныБылиныБылины

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Былины
Учитель русского языка и литературы МБОУ«СОШ № 24» г. Кемерово Барсук В.Г.

Слайд 2

2
11.09.2018
Былина «Вольга и Микула Селянинович». План урока
1.Понятие о былине. Собиратели былин. Особенности исполнения. 2.Комментированное чтение былины «Вольга и Микула Селянинович». 3.Отличие былины от сказки. 4. Анализ былины. Художественные особенности былины.

Слайд 3

3
11.09.2018
Задание на урок
*Какое место занимает былина среди жанров русского фольклора? Назовите ее отличительные черты. *Почему именно в былине воплотился нравственный идеал русского народа?

Слайд 4

4
11.09.2018
Литературные формы Древней Руси
/ Фольклор Письменная литература / эпос лирика драма Эпос: пословицы; приметы; заговоры; загадки; сказки; былины (эпические песни); исторические песни и духовные стихи; русская повесть

Слайд 5

Былины -
Эпические произведения устной поэзии о богатырях и народных героях. Эпос –1) совокупность народных героических песен, сказаний, поэм, объединенных общенациональной принадлежностью. 2)Род литературный (наряду с лирикой и драмой).
Миф → Эпос →Художественная литература Развитие русского эпоса: былина →историческая песня →баллада

Слайд 6

6
11.09.2018
Интерес к былине возник в XVIIIвеке, хотя первые записи былин были сделаны еще в XVII веке. Один из первых собирателей – Кирша Данилов (сборник «Древние российские стихотворения»(1804) .В 30-е годы XIX века произведения УНТ стал собирать П. Киреевский, который обратился к литераторам с призывом собирать фольклор. Откликнулись многие: А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, А.В.Кольцов, В.И.Даль. В 1861-1867 годах изданы четыре тома «Песен, собранных Рыбниковым», куда вошло 165 былин. В 1871 году А. Гильфердинг записал 270 былин от 70 сказителей– так родились три тома «Онежских былин». За ними последовало издание «Русских былин старой и новой записи».

Слайд 7

7
11.09.2018
«Былины»– термин литературный; в народе эти песни носили другое название– старины, старинушки. Былины пелись (сказывались нараспев) сказителями, странниками, которые исполняли былину, часто аккомпанируя себе на гуслях. Собиратели былин: Павел Николаевич Рыбников, Александр Федорович Гильфердинг. Сказители: Трофим Григорьевич Рябинин, Аграфена Матвеевна Крюкова, Ирина Андреевна Федосова, Мария Дмитриевна Кривополенова (вещая старушка).

Слайд 8

8
11.09.2018
Комментарий к былине «Вольга и Микула Селянинович».
Какие слова вызвали затруднение? Обратимся к толковому словарю Ожегова. Гужики (гуж) – петля в хомуте, скрепляющая оглоблю с дугой. Булатный – из булата – старинной, твердой и упругой, с узорчатой поверхностью сталью. Сафьян – тонкая имягкая козья или овечья кожа, специально выделанная и окрашенная в яркий цвет. Соловый – о масти лошадей; желтоватый (в сочетании со светлым хвостом и светлой гривой).

Слайд 9

9
11.09.2018
Сказка Былина
Сходство:1. И сказка, и былина существовали в устной форме. 2.Оба жанра существуют древних времен.
Отличия: 1.Сказка прозаический, художественный рассказ волшебного или бытового характера. 2. Главная черта сказки– вымысел. 3. Сказки создаются в прозаической форме. 4.Сказки «рассказывали». Описание подвигов богатырей (былины называют героическим эпосом). Былине не свойственна точная передача истори-ческих фактов, она запе-чатлевает историческую реальность в обобщенных образах. Былины обладают песенно-стихотворной формой. Былины «сказывали»-- пели или проговаривали в сопровождении гуслей.

Слайд 10

10
11.09.2018
Поэтика былины
Рифмы в былине нет. Она затрудняла бы естественное течение речи певцов. Былины созданы тоническим стихом (его еще называют былинным, народным). В произведениях , созданных тоническим стихом, в стихотворных строках может быть разное количество слогов, но должно быть относительно равное количество ударений. В былинном стихе 1-е ударение, как правило, падает на 3-й слог, а последнее – на 3-й от конца.

Слайд 11

11
11.09.2018
Для былины обычны частые повторы предлогов, слов, словосочетаний, стихов. Для создания образов героев используются художественные приемы: Гипербола – преувеличение (враг всегда преувеличен) Сравнения, метафоры(напр., птицей-соколом) Эпитеты, которые создают особый – былинный, героический – мир(напр., «дружинушка хоробрая», «чисто поле», «ласковый Владимир») Прием ретардации (замедления), чтобы передать все черты героя, детали его одежды. Время и пространство в былине – переплетение фантастического и реального.

Слайд 12

12
11.09.2018
Для былин характерен сюжет – изображение событий в развитии, персонажей в действии. Композиция былин: 1.Запев 2.Зачин 3.Кульминация 4.Развязка 5.Концовка Часто былина начинается с запева, прямо не связанного с содержанием, но настраивающего слушателей на определенный лад. Затем идет зачин – начало рассказа. Чаще всего пир у кн. Владимира, на котором происходит завязка действия, оно стремительно развивается до своего пика – кульминации. Развязка действия наступает мгновенно: враг повержен. Былины, как правило, венчает концовка.

Слайд 13

13
11.09.2018
Героические – о подвигах защитников земли русской, охране ее границ. В минуту опасности богатыри защищают свой народ, спасают от поражения и унижения. Причем богатырь всегда побеждает врага. Циклы былин / Киевский Новгородский
Новеллистические – (от сл. новелла – рассказ о событиях, не имеющих общегосударственного значения, касающихся личной и общественной жизни человека) герои обнаруживают свои выдающиеся качества в конфликте. Они встают на защиту семьи, родителей, рода-племени.

Слайд 14

Кроссворд
1 1 1 1 1 1 1
2 2
3 3 3 3
4 4 4 4
5 5
6 6 6 6
1.То, что было в действительности. 2.Герой русских былин, совершающий воинские подвиги. 3.Слово или выражение, заключающее в себе преувеличение для создания ху- дожественного образа. 4.Напевная речь в вокально-му- зыкальном произведении. 5.В речи сказителей: эпическое сказание, былина. 6.Оборот речи – употребление слов и выражений в переносном смыс- ле на основе аналогии, сходства, срав- нения.

Слайд 15

15
11.09.2018
Творческие задания по выбору:
1.Попробуй сам написать былину. 2.Создай проект памятника былинному герою. 3.Подготовь сообщение об Илье Муромце. 4.Придумай свой небольшой тест, викторину или кроссворд по теме «Былины». 5.Составь компьютерную игру по теме «Былины», например, по былине «Садко» или «Илья Муромец и Соловей-разбойник».