Презентация - Мои театральные декорации


Мои театральные декорацииМои театральные декорацииМои театральные декорацииМои театральные декорацииМои театральные декорацииМои театральные декорацииМои театральные декорацииМои театральные декорацииМои театральные декорацииМои театральные декорацииМои театральные декорацииМои театральные декорацииМои театральные декорацииМои театральные декорацииМои театральные декорацииМои театральные декорацииМои театральные декорацииМои театральные декорацииМои театральные декорации

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Открытый урок на тему: «Мои театральные декорации»

Слайд 2

Вид занятий: Тематическое рисование, декоративное рисование. Тема урока: «Мои театральные декорации» Цель урока: Приобщение учеников к миру театра, расширение кругозора. Задачи урока: Обучающие: совершенствование навыков тематического и декоративное рисования. Развивающие: овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов. Воспитательные: аккуратность; последовательность действий. Оборудование: для учащихся: бумага, карандаш, ластик, гуашевые краски, кисти, баночка для воды. для учителя: презентация, видеозапись с отрывком из оперы или балета, средство для демонстрации видеоматериала. Наглядность: презентация и видеоматериал. Методы: наглядный, педагогического рисования, педагогической поддержки.
План-конспект урока

Слайд 3

Речь учителя: Здравствуйте дети! Сегодня мы с вами познакомимся с удивительным миром театра, попробуем себя в роли художников-декораторов. И узнаем о том, что такое декорации, для чего они нужны и как изготовляются. Каждый и вас создаст свой неповторимый театральной образ, нарисовав эскиз декораций к балету, опере или сказке, которую вы выберите сами.

Слайд 4

История появления театральных декораций
 Первый театр появился в Древней Греции.  Актеры играли в слепленных из глины масках, которые закрывали почти всю голову. Такая выразительная маска была необходима актеру, чтобы зрители могли разглядеть его лицо с самых дальних скамей. Кроме того, маска служила одновременно и рупором (усиливавшим его голос). И женские и мужские роли в греческом театре исполняли мужчины. Использование при представлениях разного рода масок и соответствующих поводу костюмов началось еще с давних времен. Позже, для театра стали применяться декорации, основной задачей которых было максимально имитировать то место, где в ходе пьесы развиваются основные события. Таким образом, данный ход был направлен на то, чтобы усилить впечатление от всего происходящего на сцене. Этот феномен берет свое начало еще со времен начала и развития театра в Древней Греции. Со временем театральные декорации, как и в принципе, театр в целом, пережили много периодов трансформаций. К примеру, в античные времена, все абсолютно декорации, где происходили действия представлений, были показаны зрителю с самого начала. Период Возрождения оставил свой отпечаток на технике использования декорации для сцены. На тот момент огромную популярность приобретало использование декораций в виде холста, на котором были изображены или же площадь, или же улица. На фоне этого холста и проходило все действие пьесы. С увеличением спроса на театральные представления, стало необходимостью вносить разного рода усовершенствования, применяемая декорация, которая была единственным фоном в течение всего спектакля, быстро потеряла свою популярность. Зрители хотели большего и поэтому декорации стали сменять гораздо чаще. В этот же период, но только в Великобритании появляется новый вид театральных площадок, они более известны как «шекспировские». Основным их отличием была приверженность все тому же стилю, периода античности, а так же деление сцены на несколько отделов.
Ход урока: 1. Рассказ учащимся об истории, видах и способах изготовлении декораций.

Слайд 5

Театральная декорация состоит из множества частей. Это и обрамляющие элементы, и занавес, и объекты, находящиеся на сцене, а также кулисы, фон и т.д. Театральные декорации создаются несколькими способами, в частности с помощью изображений и объёмных деталей. В русском реализме живописные элементы являются преобладающими. Очень важно, чтобы плоскостные элементы и объёмные объекты вместе создавали целостную и живую картину места действия. Помимо основных, традиционных способов изображения среды, появляются новые и современные. Среди них – проекции, ширмы, драпировки и многое другое. Впрочем, современные способы оформления сцены не вытеснили живопись, которая так или иначе присутствует практически в любых декорациях. Разнообразие форм создания реальности лишь позволяет специалистам выбрать наиболее подходящие согласно содержанию и стилю спектакля.

Слайд 6

Выделяют два вида декораций для театральных постановок: жесткие и мягкие. Жесткие декорации также делятся на огромное количество разновидностей. В первую очередь, они бывают объёмными, полуобъёмными и плоскими. Также выделяют обыгрываемые декорации, с которыми актёры взаимодействуют во время спектакля (предметы мебели, лестницы, деревья и т.д.), и не обыгрываемые, которые лишь служат фоном. Театральные декорации этого типа изготавливают в основном из древесины хвойных пород. Этот материал отличается достаточно низкой ценой, а также широкими возможностями в плане обработки для создания тех или иных предметов (окраска, оклейка и т.д.). Также при необходимости используются металлические конструкции. Например, широко применяются стальные и дюралюминиевые трубы. Они позволяют создавать контуры сложных рисунков (как плоскостные, так и объёмные), лестницы и декорационные станки. В этом случае использование металла является практически единственной возможностью создания декорации. Помимо прочего, металлические объекты отличаются меньшим весом.
Основные виды театральных декораций

Слайд 7

МЯГКИЕ ДЕКОРАЦИИ. К мягким декорациям относятся бескаркасные декорационные элементы, изготовленные из мягких, эластичных материалов -- тканей натурального и синтетического волокна, тюлей, сеток, синтетических пленок и т. д. Приемы пошивки и обработки мягких декораций зависят от их назначения, характера использования и требуемого внешнего вида. Техника исполнения и выбор материала для кулис и падуг, несущих изобразительную функцию, зависят от конкретного задания художника. Это может быть некрашеный холст, мешковина, марля, собранная в густую складку, живописные или покрытые аппликацией полотна, жесткие рамы, обтянутые тканями, различного рода сетки и переплетения шнуров и т.д. и т.п. Антрактовый занавес относится к категории одежды сцены. Для изготовления занавесов чаще всего применяются тяжелые ткани шелковой группы -- бархат и плюш. При применении легких прозрачных тканей необходима плотная подкладка из суровой бязи, окрашенной в цвет основного материала.

Слайд 8

Транспарантные задники -- задники с полупрозрачными частями, подсвечиваемые с обратной стороны, комбинируются из тканей различной плотности. Основное полотно сшивается из плотной непрозрачной ткани, в которой, согласно эскизу, делаются вырезы различной величины и формы. Нашивные аппликации могут быть плоскими и рельефными. Методом аппликации добиваются не только эффекта пространственной глубины и объема деталей, но и большей игры отдельных элементов, достигаемой применением разнофактурных тканей. Рельефные детали выполняются из поролона, оклеенного пропитанной огнезащитным составом тканью. Орнаменты исполняются нашивкой шнуров, веревок и пр. Половиками в театре называют холсты, настилаемые на планшет сцены, для того, чтобы замаскировать доски настила, придать полу сцены определенный цвет или фактуру. Для изготовления половиков применяются главным образом беленые ткани большой прочности и плотной структуры плетения: двунитка, тик, палатка, техническое сукно и др. Для различных имитаций используется холст, ворсовые баечные ткани, тонкие брезенты, полубархат и др.
Части декораций.

Слайд 9

Последовательность изготовления декораций.
Работа над декорацией начинается с составления эскиза. Вначале готовятся общие эскизы основных сцен, где художник-сценограф определяет внешний облик спектакля. Затем прорабатывается последовательность отдельных картин. Наконец, на основании общего эскиза художник строит объемный макет оформления сцены, а также разрабатывает эскизы отдельных частей оформления — задника, объемной части, кулисных декораций. На макете отрабатывается расстановка отдельных элементов и их будущие размеры и объемные соотношения. На их основе в декорационном цехе изготовляют реальные декорации. Вначале строятся объемные конструкции и задник. Как правило, художник устраивает несколько просмотров, части декораций монтируются на сцене, чтобы проверить объемные соотношения и выбор размеров. В результате предварительных монтировок вносятся изменения. Иногда приходится укрупнять рисунок задника или вводить на нем определенные цветовые детали. Когда завершается процесс создания основных объемных деталей, начинается оформление сцены. По эскизам художника-декоратора изготавливаются ковры, гардины, люстры, предметы мебели. На данном этапе сценограф работает с художником по костюмам. Во время предварительных монтировок проверяется соотношение цветового решения всех элементов оформления, на заключительном этапе подготовки в работе начинает участвовать и художник по свету.

Слайд 10

2. Демонстрация наглядного материала. Схемы, эскизы и фотографии декораций к различным спектаклям, балетам и операм.
К.А. Коровин «Эскиз декорации к опере «Виндзорские  кумушки» 1888
К.А. Коровин «Замок Гудала. Эскиз декорации к опере А.Г.Рубинштейна «Демон» 1902

Слайд 11

2. Демонстрация наглядного материала. Схемы, эскизы и фотографии декораций к различным спектаклям, балетам и операм.
К.А. Коровин «Храм Танит. 1909. Эскиз декорации к балету А.Ф.Арендса Саламбо»
К.А. Коровин «Трапезная палата в доме Ивана Хованского. 1910»  балет Ц.Пуни «Конек-Горбунок»

Слайд 12

2. Демонстрация наглядного материала. Схемы, эскизы и фотографии декораций к различным спектаклям, балетам и операм.
К.А. Коровин Эскиз декорации. Морской пейзаж. (Рихард Вагнер, «Летучий голландец»). 1908
Александр Васильев. Декорациик постановке «Снегурочка», Римский-Корсаков Н. 1978

Слайд 13

2. Демонстрация наглядного материала. Схемы, эскизы и фотографии декораций к различным спектаклям, балетам и операм.
Александр Бенуа Эскиз декорации к «Петрушке» - сцена III, комната мавра.
Александр Бенуа Эскиз декорации для «Петрушки» - Сцена II, комната Петрушки.

Слайд 14

2. Демонстрация наглядного материала. Схемы, эскизы и фотографии декораций к различным спектаклям, балетам и операм.
Эскиз декорации к спектаклю Хрустальный башмачок. Тимонен (Полякова) Эйла Андреевна
Билибин И.Я. Эскиз к опере «Руслан и людмила» Замок Наины

Слайд 15

2. Демонстрация наглядного материала. Схемы, эскизы и фотографии декораций к различным спектаклям, балетам и операм.
Бенуа А.Н. Эскиз декорации к произведению "Идиот", Достоевского Ф.М.
Бенуа А.Н. Эскиз декорации к поэме Равеля "Вальс"

Слайд 16

2. Демонстрация наглядного материала. Схемы, эскизы и фотографии декораций к различным спектаклям, балетам и операм.
Баргулов Евгений Тимофеевич Эскиз единой установки декораций. 1962 г.

Слайд 17

2. Демонстрация наглядного материала. Схемы, эскизы и фотографии декораций к различным спектаклям, балетам и операм.
Пензенский областной драматический театр
Спектакль «Спящая красавица» в Кремлевском Дворце

Слайд 18

3. Просмотр отрывка из балета «Щелкунчик». Обсуждение впечатлений от увиденного.
4. Композиционные поиски.
5. Карандашный рисунок.
6. Работа в материале.
7. Подведение итого. Просмотр

Слайд 19

Используемые ресурсы:
http://triada-theatrer.ru/istoriya-poyavleniya-teatralnyx-dekoracij.html http://mrvov.ru/teatralnyie-dekoratsii-vidyi-i-osobennosti-sozdaniya/ © Студия текстильной печати Мистер Вов https://studwood.ru/575283/kulturologiya/vidy_dekoratsiy_tehnika_sozdaniya http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/198-teatralnaya-jivopis.html https://artchive.ru/news/3038~Predstavlen_elektronnyj_arkhiv_Bolshogo_teatra_Korovin_Vasnetsov_i_drugie http://www.artmuseum.ru/museumexpo/9f11e4ec-cf0b-448f-bcb0-8f0943e02939?page=1237 http://www.ruscircus.ru/spyawaya_krasavica_723 http://www.xurma.ru/kak-sozdaetsya-teatralnaya-dekoraciya/ http://www.art-catalog.ru
Презентация подготовлена преподавателем Налбандян М.Р. для проведения урока по изобразительному искусству в 5 классе.