Презентация - Первые русские книги


Первые русские книгиПервые русские книгиПервые русские книгиПервые русские книгиПервые русские книгиПервые русские книгиПервые русские книгиПервые русские книгиПервые русские книгиПервые русские книгиПервые русские книгиПервые русские книгиПервые русские книгиПервые русские книгиПервые русские книгиПервые русские книгиПервые русские книгиПервые русские книгиПервые русские книгиПервые русские книгиПервые русские книги

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Первые русские книги

Слайд 2

Основным материалом, на котором писали первые рукописные книги является пергамен. Пергамен (от названия города Пергам в Малой Азии) - особо выделанная телячья кожа. В Древней Руси этот материал называли «харатья» (от греческого «хартион») или «телятина». Слово «пергамен» (перкомент) проникло на Русь уже в XVI веке из польского языка. До второй половины XIV века книги писали исключительно на пергамене. Затем пергамен сменила бумага, сначала привозная. Уже в XV веке пергамен употреблялся для написания лишь самых ценных книг, потому что он был гораздо дороже бумаги, но и долговечнее ее. Русские рукописи XV-XVII веков были написаны почти исключительно на иностранной бумаге французского, немецкого, польского и голландского производства. Первые попытки завести свое бумажное дело на Руси относятся к XVI веку, но бумага получалась низкого качества. Массовое производство русской бумаги началось лишь в XVIII веке. Листы бумаги были разных размеров: один 20х30 см, другой - вдвое больше 40х60 см, он назывался александрийским листом. Лист бумаги поступал в продажу сложенным вдвое. Рукопись, написанная на раскрытых листах, называлась на Руси «в дестный» (в большой) лист, на листах, сложенных вдвое - «в лист», или «в десть». Листы вторично согнутые пополам, давали рукопись «в четверку», если листы перегибали еще раз - «в осьмушку», еще раз - в шестнадцатую долю и т.д. карманные женские молитвенники имеют формат в 1/32 и 1/64 долю листа. В большой, «дестный» лист написаны роскошные рукописи XVI века - 12 томов «Великих Четьих-Миней» митрополита Макария, «Царственная книга». Особенности бумаги дают историкам возможность весьма точно датировать рукописи. На бумаге имеются филиграни (водяные знаки), обозначавшие фабрику-производителя, сорт бумаги и ее стоимость.

Слайд 3

Первые книги на Руси появились после создания Кириллом и Мефодием славянского письма (азбуки). Книга в Древней Руси почиталась как величайшая ценность, собрание всемирной мудрости. Древнерусский книжник в «Повести временных лет» восклицал: «Велика ведь бывает польза от учения книжного!.. Это - реки, наполняющие вселенную, это источники мудрости, в книгах ведь неизмеримая глубина!». Число сохранившихся рукописных книг XI-XVII веков насчитывает десятки тысяч. Но даже эта цифра не может дать приблизительного представления о числе книг, написанных и обращавшихся на Руси в то время. Многие уникальные памятники погибли при нашествиях половцев, татар, в огне междоусобных войн и частых пожаров. Наиболее древние из сохранившихся рукописных книг относятся к первой половине XI - началу XII веков.
КНИГА
Книга - важнейшая форма закрепления и передачи информации в человеческом обществе.

Слайд 4

Сюжеты для изображений выбирались самые разные: звери, птицы, кувшины, гербы. Водяные знаки постоянно менялись, через год-два рисунок терял первоначальные очертания, а новый знак, как правило, имел свои особенности. Материал для письма служили чернила и краски. Чернила были железистые (с коричневым оттенком) и постоянно выцветали. Для заглавных букв употреблялась красная краска - киноварь. Иногда в летописях киноварью выделяли обозначение года. В качестве орудий письма древние писцы использовали гусиные перья, способ приготовления которых не изменился вплоть до XIX века. Для написания заглавных букв применялись кисточки. Рукописные книги были разного формата. Как и сейчас, в древности книги состояли из отдельных тетрадей, которые сшивались вместе. Часто тетради раздавались разным писцам, каждый из которых писал свою часть книги. Рукописи обычно переплетались: корешок тетради прошивали веревками, концы которых прикреплялись к деревянным доскам. Внешняя сторона доски покрывалась в зависимости от возможностей заказчика, тканью, бархатом, кожей.

Слайд 5

Часто переплеты украшались металлическими «угольниками» на углах переплетных досок, они предотвращали переплет от порчи. В особых случаях делался и еще и металлический оклад. Обязательны были застежки, чтобы книга не теряла свою форму. Древнейший сохранившийся переплет - к Мстиславову Евангелию 1135 года. В разное время отличалось и начертание букв. Древнейшее русское письмо XI-XII веков, отличавшееся геометрическим начертанием букв, называется «устав». Буквы устава вписывались в строку, их нижние и верхние концы не должны были выходить за ее пределы, фразы писались почти без разделения на слова.
Постепенно устав терял геометрические очертания, вместо прямых линий появились округлые и кривые - писцы стремились упростить письмо, сделать его более быстрым. Поздний устав переходит в полуустав - сначала в деловых документах, а с XII века - в рукописных книгах. Основные черты полуустава: более мелкое написание букв, появление наклона, лигатур (связанного написания двух стоящих рядом букв).

Слайд 6

На рубеже XIV-XVI веков в деловом письме появляется скоропись - это беглое письмо со слитным написанием многих букв в словах, сокращениями слов. Своим появлением она обязана большому объему работы писцов в государственных учреждениях. В рукописные книги скоропись проникает к концу XVI века. Одна из особенностей древнерусских рукописей - применение вязи, декоративного письма, для которого были характерны сокращение деталей букв, лигатуры, буквенные и межбуквенные украшения. Вязью писали заголовки. Название книги или главы писцы пытались уместить на одной строке, поэтому буквы вязи высокие и узкие. Рукопись также украшали инициалами (красиво написанными заглавными буквами) и заставками в начале книги или перед каждой статьей. Были распространены и рисунки на полях рукописи - «полевые цветы». Самым древним орнаментом в русских рукописях был так называемый старовизантийский, или геометрический. Он состоял из кругов, прямоугольников, треугольников. Иногда в геометрические фигуры вписывались изображения растений - трилистник, цветок, ветка, почки.

Слайд 7

Иван Федорович Москвитин (около 1510 - 5 (15).12.1583 гг.) Основатель книгопечатания в России. В 1550 - х гг. был дьяконом церкви Николы Гостунского в Московском Кремле. В те же годы работал в т.н. анонимной типографии в Москве, где 19 апреля 1563 года - 1 марта 1564 года вместе с Петром Мстиславцем напечатал первую точно датированную русскую книгу - Апостол. В 1565 году Иван Федоров и Петр Мстиславец выпустили два издания Часовника (Часослова) и вскоре покинули Москву.    
Иван Фёдоров

Слайд 8

В 1633-1642 гг. при Печатном дворе существовала самостоятельная типография Василия Фёдорова Бурцова (Протопопова). В ней было напечатано 17 изданий, среди которых первая из сохранившихся до наших дней московская Азбука (или Букварь). С 1620-х гг. Печатный двор стал сложной мануфактурой с глубоким разделением труда, необходимыми специалистами и мастерскими. Центром Печатного двора была «Правильная» палата, в которой сотрудники типографии, называемые «справщиками», а также чтецы и писцы готовили оригиналы для набора и правили набранные тексты для тиражирования. Новые издания сначала раздавались для реализации в московские торговые ряды и развозились сотрудниками Печатного двора по разным городам. В 1632 г. на Печатном дворе появилась своя лавка. На Московском Печатном дворе была создана одна из самых крупных библиотек, в составе которой сохранились сотни древнейших памятников славяно-русской книжной культуры. В 1721 г. Московский Печатный двор был передан Синоду и стал называться Синодальной типографией. При Московском Печатном дворе в 1680-х гг. была создана одна из первых профессиональных российских школ – Типографская школа иеромонаха Тимофея.

Слайд 9

Московский печатный двор – первая государственная типография, просветительный, культурно-политический центр России и славянских стран 2-й пол.XVI-нач.XVIII вв. Создан по инициативе царя Ивана IV Грозного при активном участии митрополита Макария. На Московском Печатном дворе вышла первая книга, имевшая в послесловии подробные сведения о выходе – Апостол (1564 г.), напечатанный Иваном Фёдоровым и Петром Мстиславцем.После отъезда Ивана Фёдорова книгопечатание в Москве возобновили мастера Никифор Тарасиев и Андроник Тимофеев Невежа. Последним в 1587-1602 гг. издано 10 книг, в т.ч. первое московское издание Служебника. Его дело продолжил Иван Андроников Невежин, начавший самостоятельную работу в 1603 г. Одновременно в 1606-1610гг. в Москве работал Анисим Михайлов Радишевский, издавший в 1606 г. первое московское Евангелие. В период смутного времени в 1611 г.
Печатный двор сгорел и печатание книг было перенесено в палаты Кремля. В 1620 г. Печатный двор был восстановлен на прежнем месте (Никольская ул. Китай – города). Все издания на Московском Печатном дворе печатались только по указам царя и патриарха.
Московский печатный двор

Слайд 10

Пробыв там около 10 лет, Мефодий принял монашество в одном из монастырей на горе Олимп в Малой Азии.Константин обучался вместе с будущим византийским императором Михаилом у лучших константинопольских учителей, в том числе у будущего патриарха Фотия. За свой ум и выдающиеся познания он получил прозвание Философа. По окончании учения он принял сан иерея и был назначен хранителем патриаршей библиотеки при храме св. Софии в Константинополе. В 851 г. Константин был включён в византийское посольство в арабские страны. После этого Константин удалился к своему брату Мефодию в монастырь на горе Олимп. В 862 г. по просьбе моравского князя Ростислава и приказанию императора Михаила, Константин начал работу над переводом на славянский язык текстов Священного Писания.В 863 г. с помощью брата Мефодия и учеников Горазда, Климента, Саввы, Наума и Ангеляра он составил славянскую азбуку- кириллицу и перевел на славянский язык «служебные» книги: Евангелие, Апостол, Псалтирь. Кирилл и Мефодий положили начало особому направлению в христианстве-кирилло-мефодиевской традиции, которая совмещает в себе черты различных христианских учений. Братьев нарекли «учителями словенскими». День памяти святых равноапостальских Кирилла и Мефодия: 24 (11) мая. В этот же день во многих славянских странах отмечается Праздник славянской письменности и культуры.

Слайд 11

Кирилл (до принятия им монашества в нач.869 г.-Константин) (ок. 827-14.02.869гг.) и Мефодий (ок. 815-6.04.885гг.) – просветители, создатели славянской азбуки, осуществившие перевод Священных книг на славянский язык, проповедники христианства, создатели независимой от германского епископата славянской церкви, православные святые.
Кирилл и Мефодий
Братья происходили из знатной греческой семьи, жившей в Солуни. Мефодий был старший из семи братьев, Константин – младшим. Имея военное звание, Мефодий был правителем в одной из подчинённых Византийской империи славянских княжеств и изучил славянский язык.

Слайд 12

1.03.1564 года вышел Апостол - первая датированная русская печатная (богослужебная) книга. В послесловии к книге Иван Федоров и Петр Мстиславец сообщали: «Начали печатать впервые эту святую книгу Деяния Апостольские и послания соборные в год 7071 (1563), апреля 19-го. Окончены же были в год 7072 (1564) марта в 1 день при архиепископе Афанасии, митрополите всея Руси». Книгу открывает фронтиспис с ксилографией евангелиста Луки. Перед каждым разделом книги - заставки на черном фоне (всего 48), отпечатанные с 20 досок. В тексте много оригинальных, мастерски гравированных концовок и узорных инициалов - буквиц и украшений. В орнаментике Апостола использованы образцы растительного стиля рукописных книг Троицко-Сергиевского монастыря. Московский Апостол 1564 года - произведение во многом новаторское. Его оформление - шаг вперед по сравнению с анонимными изданиями, подражавшими рукописным книгам. Новаторством стала и технология двухцветной печати, была усовершенствована графика шрифтов. Послесловие носит светский характер и считается первым печатным публицистическим произведением в истории русской литературы. 
Апостол

Слайд 13

Азбука - (от названия двух первых букв славянского алфавита «аз» и «буки») книга для начального обучения грамоте. Древнейшей славянской азбукой считается глаголица. В IX веке Кириллом (Константином Философом) была создана другая азбука - кириллица. Порядок расположения букв и их названия в глаголице и кириллице были одинаковыми. Кроме звукового, буквы имели и цифровое значение. Одними из древнейших сохранившихся до наших дней записей славянской азбуки являются граффити соборов св. Софии в Киеве и Новгороде и берестяные грамоты. Представление о порядке расположения букв славянской азбуки дает «Азбучная молитва», составленная Константином Философом в форме акростиха, но дошедшая до наших дней только в списках XIV века.
Азбука

Слайд 14

Встречаются денежные документы и завещания. Некоторые тексты можно назвать литературными. Одна из находок - грамота с русской азбукой. В азбуке 36 букв, расположенных в обычном порядке. Тысячная грамота содержит изображение святой Варвары и подпись «Мученица Варвара».
Береста использовалась для письма и более позднее время. В XVII-XVIII веках в Сибири и на Камчатке на ней переписывали богослужебные и учебные книги, а также вели служебную переписку. Рукописные книги XVIII века на бересте хранятся в Российской государственной библиотеке.

Слайд 15

Берестяные грамоты - памятники письменности XI-XV века. Буквы продавливались на специально подготовленной березовой коре, называемой «берёсто», острым, хорошо отполированным костяным или металлическим стержнем («писало»). Первые берестяные грамоты были найдены археологической экспедицией под руководством А.В. Арциховского в Новгороде Великом в 1951 году. В 1952 году грамоты обнаружены в Смоленске, в 1958 году - в Пскове, в 1959 году - в Витебске, затем в Рязани, в Старой Руссе и других древних русских городах. Во время новгородской археологической экспедиции 2000 года найдена тысячная грамота.
Берестяные грамоты
По содержанию берестяные грамоты весьма разнообразны. Большинство представляют собой частные письма, в которых затрагиваются бытовые и хозяйственные вопросы.

Слайд 16

Глаголица (старослав. «глагол» - слово) - одна из двух, наряду с кириллицей, славянских азбук. Возможно создана на основе греческого письма. По поводу времени создания и авторства глаголического алфавита существует несколько точек зрения. Сторонники одной считали, что она создана Кириллом (Константином Философом) в IXвеке, другие исследователи временем создания глаголицы называли V-VI века. У юго-западных славян существовала легенда о создании славянского алфавита в V веке христианским проповедником Иеронимом (ум. в 420 г.). Известный в настоящее время глаголический алфавит состоит из 40 букв. 39 букв служили для передачи тех же звуков, что и буквы кириллицы, а буква дервь»,отсутствовавшая в кириллице, предназначалась для передачи мягкого согласного «г» (ангел). Форма букв глаголицы чрезвычайно сложна и замысловата. Она включает в себя черты, петли, овалы и полуовалы.
Глаголица

Слайд 17

«Домострой», «Книга глаголемая Домострой» - памятник русской литературы середины 16 века. Автором «Домостроя» традиционно считается священник Благовещенского собора Московского Кремля Сильвестр. «Домострой» - это свод правил домашнего устройства, которые касались духовной жизни, отношений внутри семьи и ведения домашнего хозяйства. «Домострой» регламентировал поведение человека как в государственной, так и в семейной жизни.  
Домострой

Слайд 18

Кириллица - одна из двух, наряду с глаголицей, древнейших славянских азбук. Создана в IX веке на основе греческого алфавита просветителем Кириллом (Константином Философом). Первоначально кириллица состояла из 38 букв. Позднее учениками Кирилла были добавлены еще 5 букв. Из 43 букв кириллицы 25 заимствованы из византийского устава (так назывался один из видов греческого шрифта), а 18 построены самостоятельно для передачи отсутствующих в греческом языке звуков славянской речи. К древнейшим из сохранившихся памятников, написанных кириллицей, относятся: надпись на горшке, найденная в Гнездовских курганах под Смоленском и датируемая началом X века, новгородское «Реймское Евангелие» (первая половина XI века), берестяные грамоты (XI век), а также обнаруженные в 2000 году в Новгороде археологической экспедицией академика В.Л. Янина библейские тесты на вощенных дощечках.
Кириллица

Слайд 19

Глаголические буквы в полном их составе не имеют сходства ни с одной из известных азбук. Но в кириллистических начертаниях букв для обозначения специфически славянских звуков как согласных, так и гласных прослеживается родство с глаголическими начерками, причем преемственность буквенной графики развивалась в направлении от глаголицы к кириллице. Древнейшая сохранившаяся глаголическая надпись относится к 893 году и сделана в церкви болгарского царя Симеона в Преславе. К X веку относятся «Киевские глаголические листки». Глаголическим шрифтом была выполнена первая печатная славянская книга, католический Миссал, предназначенный для южных славян римско-католического вероисповедания, вышедшая в 1483 году.

Слайд 20

Буквы кириллической азбуки имеют кроме звукового еще и числовое значение. Девять букв служили для обозначения единиц (от 1 до 9), девять - для десятков (от 10 до 90) и девять - для сотен (от 100 до 900).Для указания, что буква обозначает число, использовалась система обозначений: с обеих сторон буква выделялась точками и над ней ставился знак «титло». Цифровое значение в кириллице имели только буквы, заимствованные из греческого алфавита. Исключение составляли числа 6, 90, 900, обозначенные соответственно буквами «Зело», «Червь» и «Цы» (З, Ч, Ц). Первая печатная кириллическая азбука была издана в 1574 году во Львове Иваном Федоровым. В ее основу было положено полууставное письмо.
Алфавитный состав и графика кириллицы неоднократно менялись. Буквы кириллицы имели названия, происхождение которых не вполне ясно: аз, буки, веди, глаголь, добро, живете, зело, земля, иже, и, како, люди... Уставное письмо с XIV века было вытеснено более простым и беглым в написании полууставом. В конце XIV века в бытовой и канцелярской переписке получила распространение скоропись, а в книжных заставках - орнаментальная вязь.

Слайд 21

Выполнили: учащиеся 10 – б класса Бобровской СОШ №2 Никитина Полина, Корнева Эльвира Учитель: Грудинкина В.П. 2004 г.
Урок – презентация по МХК Первые русские книги.