Презентация - Нетрадиционные уроки как форма повышения познавательного интереса школьников к предмету


Нетрадиционные уроки как форма повышения познавательного интереса школьников к предметуНетрадиционные уроки как форма повышения познавательного интереса школьников к предметуНетрадиционные уроки как форма повышения познавательного интереса школьников к предметуНетрадиционные уроки как форма повышения познавательного интереса школьников к предметуНетрадиционные уроки как форма повышения познавательного интереса школьников к предметуНетрадиционные уроки как форма повышения познавательного интереса школьников к предметуНетрадиционные уроки как форма повышения познавательного интереса школьников к предметуНетрадиционные уроки как форма повышения познавательного интереса школьников к предметуНетрадиционные уроки как форма повышения познавательного интереса школьников к предметуНетрадиционные уроки как форма повышения познавательного интереса школьников к предметуНетрадиционные уроки как форма повышения познавательного интереса школьников к предметуНетрадиционные уроки как форма повышения познавательного интереса школьников к предметуНетрадиционные уроки как форма повышения познавательного интереса школьников к предметуНетрадиционные уроки как форма повышения познавательного интереса школьников к предметуНетрадиционные уроки как форма повышения познавательного интереса школьников к предметуНетрадиционные уроки как форма повышения познавательного интереса школьников к предметуНетрадиционные уроки как форма повышения познавательного интереса школьников к предметуНетрадиционные уроки как форма повышения познавательного интереса школьников к предметуНетрадиционные уроки как форма повышения познавательного интереса школьников к предметуНетрадиционные уроки как форма повышения познавательного интереса школьников к предметуНетрадиционные уроки как форма повышения познавательного интереса школьников к предметуНетрадиционные уроки как форма повышения познавательного интереса школьников к предметуНетрадиционные уроки как форма повышения познавательного интереса школьников к предметуНетрадиционные уроки как форма повышения познавательного интереса школьников к предметуНетрадиционные уроки как форма повышения познавательного интереса школьников к предметуНетрадиционные уроки как форма повышения познавательного интереса школьников к предметуНетрадиционные уроки как форма повышения познавательного интереса школьников к предметуНетрадиционные уроки как форма повышения познавательного интереса школьников к предмету
На весь экран

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Нетрадиционные уроки как форма повышения познавательного интереса школьников к предмету
МОУ СОШ №2 имени Н.А. Тимофеева г.Бронницы
Подготовила учитель начальных классов Моргунова Наталья Анатольевна

Слайд 2

«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться» В. А.Сухомлинский

Слайд 3

Нетрадиционный урок характеризуется нестандартным подходом:
► к отбору содержания учебного материала; ► к сочетанию методов обучения; ► к внешнему оформлению

Слайд 4

В новом тысячелетии мы вступили в эпоху, которую называют «информационной эпохой». При обмене информацией очень большую помощь оказывают компьютеры. Уже само применение компьютерной техники на уроках позволяет сделать каждый урок нетрадиционным, ярким, насыщенным.

Слайд 5

Творческие принципы нетрадиционных уроков.
• В организации урока нужно отказаться от шаблона, а в проведении от рутины и формализма. • Максимально вовлечь учащихся класса в активную деятельность на уроке. • Основой эмоционального тона на уроке должна быть не развлекательность, а занимательность и увлеченность.

Слайд 6

Творческие принципы нетрадиционных уроков.
• Использовать оценку не только как результирующий инструмент, но и как формирующий.
• Поддерживать множественность мнений, альтернативность.
• Развивать отношения взаимопонимания с учениками.
• Уважительно относится не только к детскому знанию, но и к незнанию.

Слайд 7

Основания Цели Формы
Изменённые способы организации Развитие осмысленного отношения к знаниям защита знаний, защита идей, урок вдвоём, урок-встреча.
Опора на фантазию Становление творческих способностей при работе с содержанием учебного материала урок-сказка, урок творчества: уроки изобретательства, урок - творческий отчёт, комплексно-творческий отчёт, урок-выставка, урок-«удивительное рядом», урок фантастического проекта, урок-рассказ об учёных: урок-бенефис, урок-сюрприз, урок-подарок от Хоттабыча.
Имитация каких – либо занятий или видов работ Расширение кругозора экскурсия, заочная экскурсия, прогулка, гостиная, путешествие в прошлое (будущее), путешествие по стране, поездка на поезде, защита проектов.
Состязательно-игровая основа Стимулирование познавательного интереса урок-игра, урок КВН, «Что? Где? Когда?», урок-эстафета, конкурс, соревнование, урок-журнал, урок-викторина.
Трансформация стандартных способов организации Развитие нестандартных умений учебной работы парный опрос, экспресс-опрос, урок защиты читательского формуляра
Оригинальная организация учебного материала Становление способностей к учебному общению, сопереживанию уроки взаимного обучения, уроки, которые ведут ученики, урок-решение, урок-портрет, урок памяти, урок открытых мыслей, урок - «Мой поэт», урок - дидактическая игра; урок-интервью, уроки с использованием активных методов обучения: мозговая атака, мозговой штурм и т.д.
Аналогия с организованными событиями Приобщение к активным формам внешкольной жизни урок-аукцион, урок посвящение, урок - футбольный матч, урок-кроссворд, урок-памятка.
Классификация уроков на нетрадиционной основе

Слайд 8

1. Урок - «погружения» 19. Бинарные уроки
2. Уроки - деловые игры 20. Уроки – обобщения
3. Уроки – пресс-конференции 21. Уроки – фантазии
4. Уроки – соревнования 22. Уроки – игры
5. Уроки типа КВН 23. Уроки – «суды»
6. Театрализованные уроки 24. Уроки поиска истины
7. Уроки – консультации 25. Уроки –лекции «Парадоксы»
8. Компьютерные уроки 26. Уроки – концерты
9. Уроки с групповыми формами работы 27. Уроки – диалоги
10. Уроки взаимообучения учащихся 28. Уроки «Следствие ведут знатоки»
11. Уроки – творчества 29. Уроки – ролевые игры
12. Уроки – аукционы 30. Уроки – конференции
13. Уроки, которые ведут учащиеся 31. Уроки – семинары
14. Уроки – зачёты 32. Интегральные уроки
15. Уроки – сомнения 33. Уроки – «круговая тренировка»
16. Уроки – творческие отчёты 34.Межпредметные уроки
17. Уроки – формулы 35. Уроки – экскурсии
18. Уроки – конкурсы 36. Уроки – игры «Поле чудес»
Типы нестандартных уроков

Слайд 9

Для нестандартных уроков характерны:
• коллективные способы работы; • интерес к учебному материалу; • значительная творческая составляющая; • активизация познавательной деятельности; • партнерский стиль взаимоотношений; • изменение роли учителя, подходы к оцениванию и т.д.

Слайд 10

Периоды подготовки и проведения нетрадиционных уроков
Подготовительный
Собственно урок
Анализ
Первый этап: - постановка задач; - создание проблемной ситуации.
Второй этап: формирование знаний в «нестандартных» ситуациях
Третий этап: закрепление умений и навыков

Слайд 11

Умственная атака
За короткий срок отмечаются все возможные варианты, мысли и предложения, связанные с какой-либо проблемой.

Слайд 12

Умственная атака
«Чем дерево отличается от куста?»
ДЕРЕВО
КУСТ
Высокое Большое Толстое На него можно забраться Нет плодов Яблоня, груша, дуб, ива. Деревья составляют сад Дерево живёт долго Из него делают мебель и строят дома Его сажают Корни идут вглубь Растёт в одиночестве Один ствол
Низкий Маленький Тоненький Колючий Есть плоды Ежевика, шиповник, облепиха. Жизнь куста коротка Используют в ограждении Растёт сам Корни бывают на поверхности Растёт кучей Много стволов

Слайд 13

Нетрадиционные уроки литературного чтения
урок-игра урок творчества урок-сказка урок-портрет урок-утренник

Слайд 14

СКАЗКИ

Слайд 15

Урок – соревнование
Виды: поединок, бой, эстафета, викторина и др.
Цель: воспитание индивидуальной, коллективной ответственности за результат работы. Формирование у учащихся умений соотносить свои интересы с интересами коллектива, подчинять свои эмоции решению конкретной задачи, использовать все свои возможности, ориентироваться в нестандартных ситуациях.

Слайд 16

Деловая игра -
на основе игрового замысла моделируются жизненные ситуации.
Этапы урока:
-знакомство с профессией постановка главной задачи бригадам, выяснение их роли в производстве -создание игровой проблемной ситуации -овладение необходимым теоретическим материалом -решение производственной задачи -проверка результатов -анализ итогов работы, оценка результатов

Слайд 17

Урок – деловая игра на примере урока математики.
Знакомство с терминами:
банк - крупное кредитное учреждение кредит - финансовая операция, состоящая в получении денег в долг на определенных условиях прибыль - сумма, на которую доход превышает затраты эксперт - специалист, дающий заключение при рассмотрении какого-нибудь вопроса. Когда банк отказывает в кредите? - Когда лицо, запрашивающий кредит, неплатежеспособное. Когда банк выдает кредит? - Когда лицо, запрашивающий кредит, платежеспособное.

Слайд 18

Урок – деловая игра на примере урока математики.
Постановка главной задачи.
В банк подали заявки о получении кредита три фирмы. Вы – группа независимых экспертов. Вам нужно собрать информацию, проверить, проанализировать деятельность трёх фирм и вынести решение о выдаче кредитов. Фирма, набравшая наибольшее количество баллов, получит кредит.

Слайд 19

Урок – деловая игра на примере урока математики.
Игровые проблемные ситуации.
1. Подсчитать суммарную прибыль за три года и проанализировать доходности фирм. 2. Фирмам выделили участки под строительство. За это время они успели построить забор вокруг участка. Первая фирма выбрала участок прямоугольной формы со сторонами 70м и 50м. Вторая фирма выбрала участок квадратной формы со стороной 50м. Третья фирма выбрала участок треугольной формы со сторонами 80м, 40м, 70м. Какая фирма сэкономила на заборе? 3. Проверить годовой отчёт бухгалтера каждой фирмы и т.д.

Слайд 20

Урок – деловая игра на примере урока математики.
Анализ итогов работы, оценка результатов.
По результатам сводной ведомости, уважаемые эксперты, какой фирме мы можем выдать кредит?

Слайд 21

Урок "Пресс - конференция"
Цель - повторение материала по теме или какому-либо вопросу.
Урок состоит из четырех частей: 1)ответы "сотрудников" пресс-центра на вопросы "журналистов"; 2)подготовка и оформление редакционных заданий - каждый "журналист" на основе полученных ответов на свой вопрос пишет заметку в журнал; 3)отчет о проделанной работе; 4)подведение итогов и выпуск экспресс - газеты.

Слайд 22

Урок - дебаты
Дебаты — это противостояние, сталкивание позиций двух сторон в подходе к какой-то теме, проблеме.
Условия игры
В игре принимают участие две команды (одна утверждает тезис, а другая его отрицает). Команды в зависимости от формата дебатов состоят из двух или трех игроков (спикеров). Суть игры заключается в том, чтобы убедить нейтральную третью сторону, судей, в том, что ваши аргументы лучше (убедительнее), чем аргументы вашего оппонента.

Слайд 23

Упражнения, которые можно использовать во время подготовки к дебатам
1. Подобрать как можно больше глаголов или прилагательных к определенному существительному. 2.      Придумать обыкновенную ситуацию. И как можно больше подобрать причин ее происхождения. 3.      Игра «Хорошо – плохо». По очереди произносят объяснения причин, почему это хорошо или плохо. 4.      Задавать вопрос, на который предполагается однозначный ответ. Однако на него надо ответить так: «Да, но все равно …» (и придумать какую-либо причину). 5.      Один читает минутную речь на любую тему, второй задает ему по этой речи вопросы, а отвечает на них - третий. 6.      Написать сиквейн на любую тему. 7.      Группы по 2-3 человека, по кругу сказать человеку, что вам в нем нравится. А он в ответ должен сказать: «Спасибо, а еще я….» (и сказать что-нибудь хорошее про себя.

Слайд 24

Урок – дебаты на примере урока окружающего мира.
Проблема исследования: влияние промышленности на окружающую среду.
Гипотеза: промышленность оказывает негативное воздействие на окружающую среду с одной стороны, с другой - современная промышленность делает всё возможное, чтобы негативного воздействия не происходило.
Команды: «промышленники» и «экологи»

Слайд 25

Принципы дебатов
внимательно слушать собеседника с уважением относиться к его неправильным, а иногда и критическим мыслям быть терпеливым и вежливым в отношении к другим

Слайд 26

Советы учителю, готовящему урок в нетрадиционной форме
Ничего не демонстрируйте на уроке специально (например, ТСО ради ТСО) Не жалейте мотивационных моментов как на подготовительном этапе, так и во время проведения урока. Не допускайте никаких излишеств. Урок должен быть цельным, гармоничным, ведь гармония - высшая цель в нашем творении. Поощряйте учащихся соответственно их вкладу в урок. Постарайтесь сохранять на протяжении всего урока взаимопонимание, общий язык с классом, взаимное доверие и уважение.

Слайд 27

Советы учителю, готовящему урок в нетрадиционной форме
Залог успеха вашего нетрадиционного урока - заблаговременная, тщательная, чётко спланированная подготовка, глубокое продумывание и осмысливание форм и методов его проведения. Оценивайте не только итоги обучения, воспитания и развития, но и картину общения - эмоциональный тонус урока: не только в общении учителя и учащихся, но и в общении учащихся друг с другом, а также отдельных рабочих групп.

Слайд 28

Желаю удачи!