Презентация - Старинные меры длины


Старинные меры длиныСтаринные меры длиныСтаринные меры длиныСтаринные меры длиныСтаринные меры длиныСтаринные меры длиныСтаринные меры длиныСтаринные меры длиныСтаринные меры длиныСтаринные меры длиныСтаринные меры длиныСтаринные меры длиныСтаринные меры длиныСтаринные меры длиныСтаринные меры длиныСтаринные меры длиныСтаринные меры длиныСтаринные меры длиныСтаринные меры длиныСтаринные меры длиныСтаринные меры длиныСтаринные меры длиныСтаринные меры длиныСтаринные меры длины
На весь экран

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Старинные меры длины
Выполнила: Красникова Олеся, ученица 5 кл. Руководитель: Немовленко В.П. , учитель математики

Слайд 2

Актуальность выбранной темы
Во время просмотра исторических фильмов, в учебниках и литературных произведениях я встречалась со старинными единицами измерения. Мне захотелось оценить эти величины. Поэтому во мне возникла необходимость изучить историю появления и развития старинных мер и их существования до настоящего времени.

Слайд 3

Цель работы:
Исследовать возникновение старинных мер длины и установить их связь с современными. Основополагающий вопрос: нужно ли нам знание старинных русских мер длины?
проекта

Слайд 4

Проблема исследования:
Нельзя представить себе жизнь человека, не производящего измерений: это и портные, и механики, и обыкновенные школьники. На уроках математики мы используем для измерения линейку, с помощью мер длины записываем измерения в тетрадь. А что же существовало до того, как изобрели линейку, сантиметр, метр?

Слайд 5

Познакомиться со старинным единицами измерения длины; Научиться применять знания о старинных мерах на практике; Формировать навыки перевода из старинных единиц измерения в привычные для нас величины; Найти сказки, пословицы , поговорки, в которых встречаются старинные меры длины
Задачи

Слайд 6

Гипотеза:
старинные русские меры длины редко используются в практической жизни современного человека

Слайд 7

Методы исследования:
Работа с толковым словарём, Энциклопедией, поиск информации в сети Интернет, исследования

Слайд 8

Единицы измерения Древней Руси
Перст Вершок Дюйм Пядь Сажень Локоть Аршин

Слайд 9

Перст
Русский перст был равен ширине указательного пальца , что составляет примерно 2 см.

Слайд 10

Вершок
Определялся длиной двух фаланг указательного пальца , а это приблизительно 4 см 5 мм.

Слайд 11

Дюйм
Мерка, первоначально равная длине фаланги большого пальца, что составляет примерно 2 см 5 мм.

Слайд 12

Пядь
Малая пядь – расстояние между концами растянутых большого и указательного пальцев, Примерно 19 см. Великая пядь – расстоянию между концами большого пальца и мизинца , примерно 23 см. Пядь с кувырком – малая пядь и две длины сустава указательного пальца , примерно 27 см.

Слайд 13

Локоть
Расстояние от локтевого сгиба до конца вытянутого среднего пальца или сжатой в кулак кисти руки , что составляло примерно 46 см и 38 см соответственно. Большой локоть , равен длине руки от основания плеча до большого пальца , а это приблизительно 54 см.

Слайд 14

Аршин
Равен длине руки – от основания плеча до кончика вытянутого среднего пальца , Примерно 72 см.

Слайд 15

Сажень
Сажень – расстояние от конца пальцев одной руки до конца пальцев другой при расставленных в стороны руках.

Слайд 16

Верста
Величина версты не раз менялась в зависимости от числа саженей, входивших в неё и величины сажени. Верста могла содержать и 500 ( примерно 1 км) и 750 саженей (1км 600м)

Слайд 17

Исследования
Измеряемый Вершок Малая пядь Великая пядь Локоть Большой локоть Аршин
Мама 7,5 16,5 19,5 41 55 63
Сестра Арина 7 15.5 19 40 50 64
Дядя 9.5 19 21.5 48 61 69
Брат Артём 5 14 18 35 43 57
Я 5.5 14 18 37 45 53
Учитель математики 7 17 20 45 50 65
Паша 8 17 18.5 40 62 75
Илья 6 14 16 37 47 58

Слайд 18

Исследование 2.
Я с сестрой измерила длину комнаты шагами. Расстояние одинаковое, но количество шагов получилось разное. Почему? Дело в том, что у нас разные мерки, разная длина шага. Я сделала вывод: сравнивать длины можно только тогда, когда есть единая мерка.

Слайд 19

Исследование 3.
Моя сестра измеряла длину шторы в современных мерах длины, а я локтем. Результат таков: сестра, которая измеряла при помощи метра, справилась быстрее, и измерения получились точными.

Слайд 20

Пословицы и поговорки

Слайд 21

Эка верста выросла. Говорят о человеке большого роста Два вершка от горшка, а уже указчик. Так говорят о молодом человеке, не имеющем еще достаточного жизненного опыта, но поучающего всех и каждого. Близок локоть, да не укусишь. О каком-нибудь простом, но невыполнимом деле.
«Мерит на свой аршин» - о человеке, который других «по себе судит»; «Семи пядей во лбу» - так говорят об очень умном человеке; о человеке могучего телосложения могут сказать – «Косая сажень в плечах»; о людях небольшого роста – «От горшка два вершка»; «Верста коломенская» - очень высокий человек.

Слайд 22

Выводы
Без измерений современный человек обходиться не может. В древности люди тоже не могли обходиться без измерений Существовали разные меры длины, которые отличались друг от друга. Старинные единицы длины были неточными. Поэтому сейчас используются более точные, общие для всех стран единицы измерения: миллиметр, сантиметр, метр, километр. Возникла необходимость отказаться от установления связей между единицами измерения и размерами человеческого тела Гипотеза «старинные русские меры длины редко используются в практической жизни современного человека» нашла подтверждение.

Слайд 23

Заключение
Из проделанной работы я узнала, что в древней Руси система мер была разнообразной и зависела от самого человека и видов его практической деятельности, поэтому возникла необходимость перехода к метрической системе мер. В древности, одна мера длины могла носить множества имён, и назначений. В ходе работы я познакомилась с мерами длины, которыми пользовались в старину, нашла сказки и пословицы, в которых встречаются меры длины. Каждый человек должен знать и современные меры длины и старинные. Не зная прошлого нельзя понять настоящее.

Слайд 24