Презентация - Приемы коррекционной работы с обучающимися, с особыми образовательными потребностями


Приемы коррекционной работы с обучающимися, с особыми образовательными потребностямиПриемы коррекционной работы с обучающимися, с особыми образовательными потребностямиПриемы коррекционной работы с обучающимися, с особыми образовательными потребностямиПриемы коррекционной работы с обучающимися, с особыми образовательными потребностямиПриемы коррекционной работы с обучающимися, с особыми образовательными потребностямиПриемы коррекционной работы с обучающимися, с особыми образовательными потребностямиПриемы коррекционной работы с обучающимися, с особыми образовательными потребностямиПриемы коррекционной работы с обучающимися, с особыми образовательными потребностямиПриемы коррекционной работы с обучающимися, с особыми образовательными потребностямиПриемы коррекционной работы с обучающимися, с особыми образовательными потребностямиПриемы коррекционной работы с обучающимися, с особыми образовательными потребностямиПриемы коррекционной работы с обучающимися, с особыми образовательными потребностямиПриемы коррекционной работы с обучающимися, с особыми образовательными потребностямиПриемы коррекционной работы с обучающимися, с особыми образовательными потребностямиПриемы коррекционной работы с обучающимися, с особыми образовательными потребностямиПриемы коррекционной работы с обучающимися, с особыми образовательными потребностямиПриемы коррекционной работы с обучающимися, с особыми образовательными потребностямиПриемы коррекционной работы с обучающимися, с особыми образовательными потребностямиПриемы коррекционной работы с обучающимися, с особыми образовательными потребностямиПриемы коррекционной работы с обучающимися, с особыми образовательными потребностямиПриемы коррекционной работы с обучающимися, с особыми образовательными потребностями
На весь экран

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

«Приемы коррекционной работы с обучающимися, с особыми образовательными потребностями»
Автор : Орлова Снежана Анатольевна, педагог-психолог, ММО «Харцызская средняя школа №1» 04.12.2018год

Слайд 2

В условиях внедрения новых образовательных стандартов Республики, обращается особое внимание на развитие инклюзивной культуры в образовательном сообществе, осмысленность выбора инклюзивного пути развития образовательной организации, основные направления организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Для их реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. Опыт работы показывает, что дети, с особыми возможностями здоровья хоть и радуются приходу нового человека (педагога - психолога), но ситуативно-деловая форма сотрудничества у них не сформирована даже к 7 годам. Они требуют к себе повышенного внимания, ласки, тактильного контакта, но этим и ограничивается их общение со взрослым. У детей с ОВЗ слабо развит познавательный интерес, снижена познавательная активность. Они быстро устают, внимание становится рассеянным, присутствуют явления генерализации внимания; они не могут долго следовать даже одноступенчатой словесной инструкции, не переносят полученные знания на новые задачи.

Слайд 3

В силу своих физических возможностей они не все могут работать руками так, как норма типичные дети, им тяжело сидеть на стуле, выдерживать заданную позу, часто больно или невозможно делать какие-то движения. Такие дети часто не хотят рисовать, лепить, конструировать. Все эти особенности сильно затрудняют коррекционно-развивающую работу педагога-психолога, педагога и специалистов.  Анализ результатов наблюдений, бесед с учителями и родителями приводит к выводу, что «особым» детям в наше время необходимы новые, особенные игры. 

Слайд 4

Цели индивидуальных коррекционных и развивающих занятий с детьми:  - создание условий для ощущения ребенком своей успешности;  - создание условий для выражения ребенком своих желаний, аффектов;  - содействие гармонизации развития личности ребенка, формированию его самостоятельности и уверенности в себе, активности, доброжелательного отношения к людям.  Цель индивидуальных занятий с детьми и их родителями:  - содействие гармонизации внутрисемейных отношений.  - Игровые сеансы в процессе консультации помогают выявлять качества взаимодействия членов семьи, поддержки активной позиции родителей, формированию партнерских отношений между детьми, родителями и педагогом-психологом.  Цели групповой работы:  - развитие эмоционально-личностной сферы;  - формирование у детей коммуникативных навыков;  - развитие навыков саморегуляции и самоконтроля;  - профилактика расстройств личности.  

Слайд 5

Упражнение «Рисуем скотчем» Почему «рисование», а не «аппликации»? В чем же отличительные особенности этого опыта? В том, что при выполнении работы рука повторяет движения, соответствующие линии рисунка. Скотч разматывается постепенно, как бы рисуя линию. «Нарисовать» скотчем большую картину намного быстрее, чем при любом другом виде рисования, да и изображение получается очень яркое, красочное. Это не утомительно, а к тому же при минимальных затратах усилий и времени обеспечен отличный результат! Ребенок выступает в роли дизайнера, художника, скульптора. Цель: познакомить с новым способом нетрадиционного рисования – рисование скотчем, учить отмерять, отрезать, сминать, приклеивать скотч.

Слайд 6

Задачи: 1.коррекционно - обучающая - привить навыки работы со скотчем, которые необходимы детям в каких-то бытовых ситуациях, помочь овладеть умением отмерять, отрезать нужное количество скотча. 2. коррекционно - развивающая - развивать, силу, ловкость и точность мелкой мускулатуры рук, умение ориентироваться на микроплоскости, развивать творческое воображение, наглядно-образное мышление, совершенствовать глазомер, цветовосприятие, эстетический вкус. 3. коррекционно - речевая - обогатить словарь детей существительными, прилагательными и глаголами. 4. коррекционно - воспитательная - воспитывать усидчивость, выдержку и терпение, умение действовать в коллективе. 5.психотерапевтическая - дать возможность выплеснуть отрицательные эмоции . Методы: - наглядные (демонстрация. иллюстрация), - словесные (объяснения, проговаривания действий), - практические (непосредственно действия со скотчем).

Слайд 7

2. Упражнение «Игры с водой» Цель: обеспечение необходимых условий для социальной адаптации детей с ОВЗ Задачи: корректировать и развивать познавательные психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление, воображение); формировать познавательный интерес и развивать познавательную активность; формировать у детей представления о базовых эмоциях, таких как радость, грусть, гнев, страх, удивление; корректировать проблемы эмоциональной сферы в поведении и общении (агрессивность, тревожность, страхи); способствовать снятию тревожных состояний, страхов, преодолению негативизма к воспитательным и коррекционным воздействиям; способствовать развитию и гармонизации детско-родительских отношений; обучать родителей способам применения игр системы; организация на их основе развивающих игр и игрового взаимодействия с детьми; консультировать родителей по вопросам создания развивающей среды в условиях семейного воспитания, формированию оптимального состава игровых средств обучения, правилам их выбора.

Слайд 8

Форма проведения индивидуальная; групповая (совместная деятельность с детьми); групповая (совместная деятельность с детьми и их родителями). Коррекционная работа проводится с детьми: имеющими нарушения в эмоционально-волевой сфере (агрессивными, тревожными, имеющими большое количество страхов); конфликтными детьми, детьми с низким социометрическим статусом, имеющими проблемы в сфере общения; детьми с ОВЗ, которые в силу своего диагноза не могут самостоятельно передвигаться и перед тем, как интегрировать их в группу сверстников, необходима предварительная работа по развитию коммуникативных навыков и преодолению проблем эмоциональной сферы в поведении и общении. Эти дети эмоционально лабильны, часто раздражительны, проявляют негативизм к воспитательным воздействиям, агрессивны, беспокойны.

Слайд 9

Цели индивидуальных коррекционных и развивающих занятий с детьми: создание условий для ощущения ребенком своей успешности; создание условий для выражения ребенком своих желаний, аффектов; содействие гармонизации развития личности ребенка, формированию его самостоятельности и уверенности в себе, активности, доброжелательного отношения к людям. Цель индивидуальных занятий с детьми и их родителями: содействие гармонизации внутрисемейных отношений. Игровые сеансы в процессе консультации помогают выявлять качества взаимодействия членов семьи, поддержки активной позиции родителей, формированию партнерских отношений между детьми, родителями и педагогом-психологом. Цели групповой работы: развитие эмоционально-личностной сферы; формирование у детей коммуникативных навыков; развитие навыков саморегуляции и самоконтроля; профилактика расстройств личности.

Слайд 10

Технология проведения игр Игры с водой, песком или пластилином включаются в занятие как его основная часть. В зависимости от темы занятия, подбираются материалы. Так, например, если проводится игра для развития познавательных психических процессов, то выбираются геометрические фигуры различных цветов и форм. Психолог с помощью воды «наклеивает» фигуры на доску и задание готово. Дети, следуя словесной инструкции, выполняют задание, поочередно подходя к доске (мочат фигуру в воде, стряхивают над тазиком и «наклеивают» на доску). Затем, в зависимости от цели занятия, педагог-психолог совместно с детьми сочиняет сказку по полученной картине; проводит игру «Найди ошибки» (дети ищут и исправляют ошибки, «отклеивая» неправильно прикрепленные фигуры и «наклеивая» нужные).

Слайд 11

Примеры игр и заданий «Найди свое место (по цвету, размеру» «Продолжи ряд» «Корректурная проба» «Сложи также» «Собери из частей» «Эмоции» «Коллаж» Таким образом, игры с водой направлены на развитие и социализацию детей, коррекцию и развитие познавательной и эмоциональной сфер воспитанников, повышение психологической культуры родителей, укрепление детско-родительских отношений.

Слайд 12

3. Упражнения с пластилином Пластилинография – относительно новая, нетрадиционная техника рисования, которая привлекает к себе внимание и детей и взрослых. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется осуществление замысла. Основными целями и задачами обучения детей данной технике являются: - формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке; - освоение новых приемов работы с пластилином и создание с их помощью сюжетных картин; - обучение умению ориентироваться на листе бумаги; - развитие мелкой моторики; - ознакомление с окружающим миром; - развитие эмоций и фантазии - развитие пространственного мышления и творческих способностей; - воспитание у детей художественного вкуса; - развитие моторики пальцев рук детей.

Слайд 13

Работа с пластилином, сам процесс лепки помогают ребенку снять мышечное напряжение и расслабиться, развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, будит фантазию, побуждает детей к самостоятельности выразить эмоции, свое видение окружающего мира и свое отношение к нему, сформировать эстетический вкус, развить гибкость, координацию, мелкую моторику пальцев (что в свою очередь способствует речевому развитию). Ребенок постепенно и незаметно для самого себя овладевает искусством планирования и учится всегда доводить работу до конца. Рисование скотчем, игры с водой, пластилинография – это универсальные приемы для коррекционно-развивающей работы с детьми, мелкой моторики пальцев, развитие эмоционально-личностной сферы, формирование у детей коммуникативных навыков, развитие навыков саморегуляции и самоконтроля.

Слайд 14

«В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить.» Сократ

Слайд 15

Фотографии с занятий

Слайд 16

Фотографии с занятий

Слайд 17

Фотографии с занятий

Слайд 18

Фотографии с занятий

Слайд 19

Фотографии с занятий

Слайд 20

В завершение нашей с вами работы, хотелось поделиться с вами притчей. Как-то, один человек увидел на улице ребенка, который был голоден и дрожал от холода. Прохожий в гневе обратился к Богу: - Чем провинился перед Тобой этот ребенок? Почему Ты допускаешь такую несправедливость? Почему ничего не предпринимаешь?!”. И вдруг человек услышал: “Кое-что я предпринял - послал ему навстречу тебя”. Предлагаю каждому из вас подумать, почему каждый из Ваших учеников с ОВЗ был послан, пришел именно к вам в школу. И сделать так чтоб это было не зря.

Слайд 21

Рефлексия Продолжите фразу, выберите понравившуюся, ответьте на вопрос. Наше мероприятие подошло к концу, и я хочу сказать… Мне больше всего удалось… А особенно удалось… Что я получил от этого мероприятия… За что ты можешь себя похвалить? За что ты можешь похвалить коллег? Что думал? Что чувствовал? Что приобрел? Что меня удивило? Как строил отношения? Считаете ли вы, что мы не напрасно эти минуты вместе? Для меня было открытием то, что… Что, на ваш, взгляд удалось? Что, на ваш, взгляд  не удалось? Почему? Что учесть на будущее? Зачем нам было нужно данное мероприятие? Отследите состояние своей души. Сегодня я научился… Мне было интересно.. Мне было трудно…