Презентация - Кризис трех лет – период «упрямого детства»


Кризис трех лет – период «упрямого детства»Кризис трех лет – период «упрямого детства»Кризис трех лет – период «упрямого детства»Кризис трех лет – период «упрямого детства»Кризис трех лет – период «упрямого детства»Кризис трех лет – период «упрямого детства»Кризис трех лет – период «упрямого детства»Кризис трех лет – период «упрямого детства»Кризис трех лет – период «упрямого детства»Кризис трех лет – период «упрямого детства»Кризис трех лет – период «упрямого детства»Кризис трех лет – период «упрямого детства»Кризис трех лет – период «упрямого детства»Кризис трех лет – период «упрямого детства»Кризис трех лет – период «упрямого детства»
На весь экран

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Кризис трех лет – период «упрямого детства».

Слайд 2

Кризис – переломный момент в жизни человека, движущая сила развития, этап смены ведущей деятельности ребенка. Это обязательный и закономерный этап развития личности в онтогенезе, обнаруживающий себя в появлении личностных новообразований, формирование характера. Виды кризисов: кризис новорожденности, кризис одного года, трех лет, семи лет, кризис подросткового возраста, кризис среднего возраста. Названия кризисов (кроме, наверное, новорожденности) очень условны, и время их возникновения зависит от конкретного ребенка и условий его жизни.

Слайд 3

Основные критерии кризисов: «Острый» период. Границы, отделяющие начало и конец кризиса от смежных с ним возрастов, в высшей степени не отчетливы. Период кризиса возникает незаметно, характерным является то, что он имеет в середине своего рода пиковую точку, резкое обострение. Трудновоспитуемость. Значительная часть детей в период кризиса трудно поддается воспитанию. У ребенка снижается работоспособность, ослабляется интерес к бывшим любимым занятиям. Характерны конфликты с окружающими, внутренняя жизнь часто связана с болезненными переживаниями.

Слайд 4

Впечатление регресса. Негативные внешние характеристики поведения в период кризиса создают впечатление того, что ребенок, развиваясь, не столько приобретает для себя, сколько теряет из приобретенного прежде. Общие признаки характерны абсолютно для всех кризисов: будь то годовалый малыш или трудный подросток. Однако каждый кризис служит своей цели развития личности, а значит, имеет свои проявления - и положительные, и отрицательные.

Слайд 5

Главное содержание каждого возрастного кризиса - это формирование новообразований - возникновение нового типа отношений ребенка со взрослыми, смена одного вида деятельности другим. при рождении малыша - происходит приспособление к новой для него среде, формирование ответных реакций. кризис одного года - становление ходьбы и речи, возникновение первых актов протеста на «неугодные» действия взрослых. кризис трех лет - возникновение нового чувства «Я». «Я сам», появление «личного действия».

Слайд 6

Кризис 3 – х лет – это кризис социальных отношений, кризис выделения своего «Я». – Д. Эльконин Кризис 3 – х лет - важный этап в психологическом развитии, знаменующий переход на новую ступеньку – дошкольное детство, который охватывает все сферы психологического бытия – общение, деятельность, практические навыки. Это возраст, когда, по мнению Э. Эриксона, начинает формироваться воля, и связанные с ней качества - независимость, самостоятельность.

Слайд 7

Отделение себя от других людей, осознание собст­венных возможностей через чувство овладения телом, ощущение себя источником воли приводят к появлению нового типа отношения ребенка к взрослому. Он начинает сравнивать себя со взрослыми и хочет пользоваться теми же правами, что и взрослые: выполнять такие же действия, быть таким же независимым и самостоятельным.

Слайд 8

Эльза Келер «О личности трехлетнего ребенка»
Симптомы кризиса: Негативизм – отрицательная реакция, связанная с отношением одного человека к другому человеку. Ребенок отказывается вообще подчиняться определенным требованиям взрослых. Упрямство - реакция на свое собственное решение. Ребенок настаивает на своем требовании, на своем решении. Происходит выделение личности и выдвигается требование, чтобы с этой личностью считались. Обесценивание взрослых.

Слайд 9

Строптивость – протест против порядков, которые существуют дома. Своеволие – стремление к эмансипации от взрослого. Ребенок хочет сам что-то делать. Это самостоятельность намерения, замысла. Протест – бунт – проявляется в частых ссорах с родителями, «состояние войны». Стремление к деспотизму – проявление деспотической власти по отношению ко всему окружающему и изыскивание для этого множества способов.

Слайд 10

Результат кризиса трех лет - гордость за достижения. Это совершенно новый комплекс поведения, в основе которого лежат сложившееся у детей на протяжении раннего детства отношение к действительности, к взрослому как к образцу. А также отношение к себе, опосредованное собственными достижениями. Суть нового поведенческого комплекса состоит в следующем: во-первых, ребенок начинает стремиться к достижению результата своей деятельности - настойчиво, целенаправленно, невзирая на встречающиеся сложности и неудачи.

Слайд 11

Во-вторых, появляется желание продемонстрировать свои успехи взрослому, без одобрения которого эти успехи в значительной мере теряют свою ценность. В-третьих, в этом возрасте появляется обостренное чувство собственного достоинства - повышенная обидчивость, эмоциональные вспышки по пустякам, чувствительность в отношении признания достижений родителями, бабушками и другими значимыми и важными в жизни малыша людьми.

Слайд 12

«Тяжело в ученье, легко в бою». Спокойствие, только спокойствие. Основные проявления кризиса, тревожащие родителей, обычно состоят в так называемых «аффективных вспышках» - истериках, слезах, капризах. Рекомендации к поведению в таких ситуациях : ничего не предпринимать и не решать до тех пор, пока малыш полностью не успокоится. Начинающуюся истерику останавливать простым переключением внимания. Метод проб и ошибок. Три года – это развитие самостоятельности, первое понимание того, «что я из себя представляю и значу в этом мире».

Слайд 13

Адекватная самооценка, уверенность все эти качества закладываются именно здесь и сейчас - путем проб, достижений и ошибок. Необходимо дать возможность малышу делать ошибки. Было установлено, что если родители ограничивают проявления независимости ребенка, наказывают или высмеивают его попытки самостоятельности, то развитие маленького человечка нарушается: и вместо воли, независимости формируется обостренное чувство стыда и неуверенности. Свобода выбора. Право на собственное решение - один из основных признаков того, насколько человек чувствует себя свободными в той или иной ситуации. Необходимо дать право выбора.

Слайд 14

Что наша жизнь? Игра! Возросшая самостоятельность. Ребёнок хочет все делать сам, совершенно не соизмеряя собственные желания и возможности. Научиться соотносить «могу» и «хочу» - это задача его развития на ближайшее время. Преодолеть кризис, сделать его менее болезненным можно с помощью игры. Эрик Эриксон сравнил игру с «безопасным островом», где малыш может «развивать и апробировать свою независимость, самостоятельность». Игра с ее особыми правилами и нормами, отражающими социальные связи, позволяет малышу в «тепличных условиях» опробовать свои силы, приобрести необходимые навыки и увидеть границы своих возможностей.

Слайд 15

Ведущий вид деятельности - это игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование). Игра – особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования. Игровые действия – действия со значениями, носят изобразительный характер. У ребенка к 3 годам появляется потребность в сверстниках (сюжетно – ролевые Игры, шалости).