Презентация - Развитие коммуникативных умений у старших дошкольников (на материале слов речевого этикета)


Развитие коммуникативных умений у старших дошкольников (на материале слов речевого этикета)Развитие коммуникативных умений у старших дошкольников (на материале слов речевого этикета)Развитие коммуникативных умений у старших дошкольников (на материале слов речевого этикета)Развитие коммуникативных умений у старших дошкольников (на материале слов речевого этикета)Развитие коммуникативных умений у старших дошкольников (на материале слов речевого этикета)Развитие коммуникативных умений у старших дошкольников (на материале слов речевого этикета)Развитие коммуникативных умений у старших дошкольников (на материале слов речевого этикета)Развитие коммуникативных умений у старших дошкольников (на материале слов речевого этикета)Развитие коммуникативных умений у старших дошкольников (на материале слов речевого этикета)Развитие коммуникативных умений у старших дошкольников (на материале слов речевого этикета)Развитие коммуникативных умений у старших дошкольников (на материале слов речевого этикета)Развитие коммуникативных умений у старших дошкольников (на материале слов речевого этикета)
На весь экран

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Развитие у старших дошкольников коммуникативных умений (на материале слов речевого этикета)
Работу выполнила студентка 3 курса ВШПиПО Рыбкина Юлия Николаевна
Архангельск 2017

Слайд 2

Объект исследования – процесс развития у старших дошкольников коммуникативных умений. Предмет исследования – развитие коммуникативных умений посредством использования слов речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста. Цель исследования: отобрать виды заданий, способствующих развитию коммуникативных умений у старших дошкольников. Задачи: 1 .Выявить психологические особенности старших дошкольников; 2. .Рассмотреть понятия «коммуникативное умение» и «речевой этикет»; 3. Выяснить методы и приемы развития коммуникативных умений, речевого этикета; 4. Обосновать виды заданий, способствующих развитию у старших дошкольников коммуникативных умений (на материале слов речевого этикета). Гипотеза – развитию коммуникативных умений у старших дошкольников будут способствовать такие виды заданий, как: 1.Создания речевых ситуаций; 2.Обсуждение произведений детской литературы; 3.Использование игр как мотива речевой деятельности; 4. Проведение этические бесед.

Слайд 3

Коммуникативные умения
Коммуникация — это процесс взаимного обмена информацией между партнерами по общению. Включает в себя: передачу и прием знаний, идей, мнений, чувств. Основные коммуникативные умения(по М.М. Алексеева и М.И. Яшина): активность в общении; умение слушать и понимать речь; умение строить общение с учетом ситуации; умение легко входить в контакт с детьми и педагогом; ясно и последовательно выражать свои мысли; умение пользоваться формами речевого этикета.

Слайд 4

Этикет - совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям. Речевой этикет (Формановская Н.И.) - правила речевого поведения, определяемые взаимоотношениями говорящих, принятые данным национальным коллективом носителей языка, а также малыми социальными группами, в зависимости от возраста, социальной принадлежности, обстановки общения В речевой этикет включают:
•обращение и привлечение внимания; •приветствие; •знакомство; •прощание; •извинение; •благодарность; •пожелание; •соболезнование; •поздравление; •сочувствие; •приглашение; •просьба; •совет; •одобрение; •комплимент.

Слайд 5

Проблема коммуникативных умений у старших дошкольников (на материале слов речевого этикета)
Факторы, влияющие на возникновения коммуникативных проблем: Неблагополучные отношения в семье. Тип нервной системы, который проявляется в темпераменте ребенка. Психофизиологические нарушения, соматические и наследственные заболевания. Появление новых технологий
Последствия: -эгоизм; -упрямство; -неуравновешенность; - агрессивность, жестокость, -неуверенность в себе (застенчивость); - страхи; - вранье; - отсутствие друзей; - не складываются отношения с братом (сестрой); - не ходит гулять, т.к. на него не обращают внимания.

Слайд 6

ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ
Анализ исходного уровня сформированности коммуникативных умений старших дошкольников Цель: выявить уровень развития коммуникативных умений старших дошкольников. Задачи: Подобрать диагностический инструментарий для выявления уровня сформированности коммуникативных умений и речевого этикета старших дошкольников; Подобрать задания с детьми, способствующие формированию коммуникативных умений; Провести диагностическое исследование уровня сформированности коммуникативных умений и речевого этикета детей старшего дошкольного возраста и проанализировать полученные результаты.

Слайд 7

Комплекс методик «Выявление уровня коммуникативных способностей» Н.Е.Вераксы
Методика1 Цели: определение уровня развития коммуникативных способностей (понимание ребенком задач, предъявляемых взрослым в различных ситуациях взаимодействия). Методика2 Цели: выявление уровня развития коммуникативных способностей (понимание ребенком состояния сверстника). Методика 3 Цели: выявление уровня развития коммуникативных способностей (представление о способах выражения своего отношения ко взрослому). Методика 4 Цель: выявление уровня развития коммуникативных способностей (представление ребенка о способах выражения своего отношения к сверстнику).

Слайд 8

Результаты на констатирующем этапе
Высоким уровнем коммуникативных умений обладают дети, которые : -четко распознают различные ситуации взаимодействия; - различают эмоциональное состояние сверстников и ориентирующиеся на него в процессе общения. - имеют устойчивые представления об общепринятых нормах поведения в ситуации взаимодействия Средним уровнем коммуникативных умений обладают дети, которые : -распознают не все ситуации взаимодействия. Поведение таких детей не всегда соответствует правилам ситуации; - не всегда различают эмоциональное состояние сверстников; -имеют недостаточно четкие представления о социально приемлемых действиях в ситуациях коммуникации с другими людьми. Низким уровнем коммуникативных умений обладают дети, которые: -почти не распознают ситуации взаимодействия. Такие дети, как правило, испытывают серьезные затруднения при взаимодействии и общении с другими людьми; -затрудняются в различении эмоционального состояния сверстников; - не имеют четких представлений об общепринятых нормах и способах выражения отношения ко взрослому, о социально приемлемых действиях в ситуациях коммуникации.
Ребенок №1 №2 №5 №8 №9 Ребенок №3 №4 №6 №10 Ребенок №7

Слайд 9

Диагностика уровня речевого этикета
Цель: выявление уровня речевого этикета, умение употреблять слова речевого этикета в определенных ситуациях.
Детям задавались вопросы: 1.Что ты говоришь утром своим родителям, когда просыпаешься? (Доброе утро) 2.Что нужно сказать, когда ты приходишь утром в группу? (Здравствуйте …) 3.Что ты скажешь своему другу, если хочешь взять у него игрушку, с которой он играет? ( Можешь дать мне, пожалуйста,…) И т.д.
Высокий уровень: ребенок хорошо разбирается в речевом этикете, правильно произносит слова для конкретных ситуаций. Средний уровень: ребенок использует лишь некоторые слова речевого этикета, про остальные забывает, не знает, не понимает значения слов; Низкий уровень: Ребенок плохо знает речевой этикет, не пользуется словами речевого этикета
Ребенок №3 №6 Ребенок №1 №2 №4 №5 №7 №8 №9 №10

Слайд 10

Формирующий этап
Время проведения: апрель – май 2017 Цель формирующего эксперимента: формирование коммуникативных умений и развитие речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста. Задания/занятия: 1. НОД «Знакомство» Цель: формирование коммуникативных навыков у детей, представлений об эмоциональных состояниях с ориентацией на их эмоциональную отзывчивость. 2. НОД «Уроки вежливости». Цель: формировать навыки вежливого общения старших дошкольников. 3. Игра-инсценировка «Учимся вежливости» В.В.Гербова Цель: рассказать детям о некоторых важных правилах поведения в коллективе, о необходимости соблюдать их; активизировать в речи детей соответствующие слова и обороты. 4. Игра «Расскажи о друге» Цель: формирование коммуникативных навыков, умение слушать друг друга. 5. Чтение книг: Магай Н. «Как Даша стала вежливой», Доманская Л «Книга хороших манер для воспитанных детей», Филякова Е. «Не надо обижаться», Шорыгина Т. А.«Вежливые сказки. Этикет для малышей»

Слайд 11

Анализ результатов экспериментальной работы
Цель: выявить уровень развития коммуникативных умений и уровень развития речевого этикета старших дошкольников после проведения формирующего эксперимента. Задачи: 1. Провести повторное исследование уровня развития коммуникативных умений и развития речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста. 2. Сравнить результаты уровня развития коммуникативных умений и уровня развития речевого этикета на констатирующем и контрольном этапе.

Слайд 12

Сравнительная таблица результатов эксперимента
Полученные результаты свидетельствуют об эффективности использования занятий с детьми в развитии коммуникативных умений старших дошкольников, а также в развитии речевого этикета.