Презентация - Источники права (обществознание)


Источники права (обществознание)Источники права (обществознание)Источники права (обществознание)Источники права (обществознание)Источники права (обществознание)Источники права (обществознание)Источники права (обществознание)Источники права (обществознание)
В полном размере

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Источники права
Учитель обществознания: Верхотурова М.В.

Слайд 2

Тема урока: Источники права
Цель: Создать у учеников чёткое представление о источникax и функциях правовых норм. Тип урока: комбинированный(проверка + изучение нового материала)

Слайд 3

Повторение
- Какие характеристики права  изучали на прошлом уроке? - Отобразить в виде схем на доске основные элементы системы права. – Что такое право? Перечислить признаки права. – В чем отличие права и морали? – Дайте определение отрасли права. Какие отрасли права вы знаете?

Слайд 4

Правовая норма – Норма права установленные или санкционированные государством правила поведения, общеобязательные в пределах сферы своего действия, обеспеченные его принудительной силой иотражённые в источнике права.  «Форма права» и «источник прав» – разные понятия. Источник права – это обстоятельства, вызывающие появление права, его действие (корень, из которого растет дерево, называемое правом). Источником права являются объективная реальность, то есть развивающиеся общественные отношения (способ производства, существующие формы собственности, хозяйственные, политические, культурные, социальные связи), воля народа (в основе референдумных норм), воля государства (в основе централизованных норм), воля граждан (в основе корпоративных и договорных норм).

Слайд 5

Четыре формы права: 1)Обычай 2)Юридический прецендент 3)Нормативный акт 4)Естественное право
Обычай – это правило поведения, которое сложилось в течение жизни нескольких поколений и стало обязательным в силу многократного повторения, в силу привычки. Но не всякий обычай является нормой права. Только если государство согласится с обычаем и станет его защищать, он становится правовым обычаем, источником права (после развода ребенок остается с матерью). Государство признает не всякий обычай, а только тот, который выражает какую-то общественную закономерность, а следовательно, для него полезен. В ходе истории правовые обычаи постепенно вытесняются другими юридическими источниками.

Слайд 6

Юридический прецедент (судебный или административный) – это решение по конкретному делу, ставшее образцом для рассмотрения аналогичных дел в будущем. Прецедент появляется тогда, когда дело требует юридического решения, а необходимой нормы в законодательном акте нет. В этом случае или судья или суд принимает решение по делу. При принятии решений они должны руководствоваться принципами права, своим мировоззрением, правосознанием, господствующими в обществе моральными ценностями. Нормативный акт – это официальный документ правотворческого органа, в котором содержатся правовые нормы. Виды нормативных актов: 1) Законы. Закон – это нормативный акт, принятый в особом законном порядке органами законодательной власти, регулирующий важнейшие общественные отношения и обладающий высшей юридической силой. Законы: а) могут приниматься только одним органом – парламентом, которому принадлежит законодательная власть в стране; б) принимаются в особом порядке, который называется законодательной процедурой; в) регулируют наиболее важные отношения в обществе. Законы делятся на три группы: 1) основные законы (конституции), регулирующие основополагающие вопросы жизни государства; 2) конституционные законы, регулирующие вопросы общественной жизни, отнесенные к предмету конституции; 3) текущие (обычные) законы, принимаемые для регулирования всех остальных важных вопросов жизни общества. 2) Подзаконные акты.

Слайд 7

Закрепление изученного.
Запишите нормативные акты, определяющие систему образования в России по принципу иерархии. Используя текст Конституции России, придумайте примеры, когда закон субъекта Р.Ф. будет иметь большую силу, чем текущий закон Р.Ф. Ответить на вопросы для самопроверки, с. 294.  Домашнее задание: §26, вопросы и задания к документу стр. 294

Слайд 8

Спасибо за внимание!