Презентация - Метапредметность

МетапредметностьМетапредметностьМетапредметностьМетапредметностьМетапредметностьМетапредметностьМетапредметностьМетапредметностьМетапредметностьМетапредметностьМетапредметностьМетапредметностьМетапредметностьМетапредметностьМетапредметностьМетапредметностьМетапредметностьМетапредметностьМетапредметностьМетапредметностьМетапредметностьМетапредметностьМетапредметностьМетапредметностьМетапредметностьМетапредметность







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

метапредметность
Районный семинар учителей истории и обществознания Рамонского района 25 марта 2014г.
ВАЖНО НЕ КОЛИЧЕСТВО ЗНАНИЙ, А КАЧЕСТВО ИХ. МОЖНО ЗНАТЬ ОЧЕНЬ МНОГОЕ, НЕ ЗНАЯ САМОГО НУЖНОГО! Л.Н.Толстой

Слайд 2


В Федеральном государственном образовательном стандарте появился новый термин – метапредметный , который включает:

Слайд 3

Главные особенности метапредметов Это интегрированное занятие. Содержание составляют деятельностные единицы, носящие универсальный характер:  понятия, модели, схемы, задачи, проблемы и т.д. Деятельность  учащихся организуется не с целью передачи им знаний, а с целью передачи способов работы со знанием. Ориентация на развитие у школьников базовых способностей.

Слайд 4

История  метапредметного подхода   «Мета» – означает «стоящее «за», «через», «над»             Первым и наиболее известным метапредметом является «Метафизика» Аристотеля. В переводе с древне-греческого метафизика означает «то, что после физики». Это название ввёл не сам Аристотель, а Андроник Родосский, который собрал труды учёного. Занимательно, что первоначально слово «Метафизика» использовалось им для обозначения тех философских книг мыслителя с рассуждениями о первопричинах бытия, которые буквально располагались после Аристотелевой «Физики». С тех пор смысл термина сильно изменился и под метафизикой стали понимать учение о началах всего сущего.           Метафизика в её различных толкованиях выступала предметом изучения как зарубежных философов - Фомы Аквинского, Канта, Хайдеггера, так и отечественных учёных - Вл. Соловьёва, П.Флоренского, С.Булгакова, Д.Андреева и др. Например, Вл. Соловьёв разработал метафизику всеединства, согласно которой смысл человека состоит в постижении первоистоков единства важнейших ценностей – истины, добра и красоты.

Слайд 5

Взгляды ученых на метапредметность    Возможности формирования метадеятельности заложены в ряде методик, подходов и технологий: • развивающее обучение Эльконина-Давыдова; • мыследеятельностная педагогика; • коммуникативная дидактика; • эвристическое обучение; • логико-смыслового моделирования; • школа М.Щетинина • технология развития критического мышления и др.
 Юрий Вячеславович Громыко — российский психолог, педагог, методолог. Директор НИИ Инновационных стратегий развития общего образования (НИИ ИСРОО) Департамента образования города Москвы. В науке и педагогической практике все больше сторонников находит именно его мыследеятельностная педагогика, которая является продолжением теории развивающего обучения Василия Васильевича Давыдова. Она направлена на формирование столь важного сейчас теоретического мышления и универсальных способов деятельности.

Слайд 6

Учебные метапредметы Совокупность фундаментальных образовательных объектов составляет инвариантное (базовое) метапредметное содержание. Метапредмет представляет собой предметно оформленную связку образовательных объектов и связанных с ними проблем. Метапредмет – это не особый, деятельностный «срез» предмета, но именно основосоздающая часть предмета.  Содержание метапредмета качественно отличается от содержания обычного учебного курса тем, что смысловое поле объектов познания в нём выходит за рамки традиционных учебных дисциплин и располагается как бы на метауровне. Результат познания этих объектов не сообщается ученику в качестве готового материала для усвоения, а добывается каждым учащимся по-своему в ходе организованной эвристической деятельности. 

Слайд 7

Традиционный подход Метапредметный подход
1. Знакомство с важнейшими определениями учебного предмета. 1. Промысливание (а не запоминание) важнейших понятий учебного предмета.
2. Осознание понятий и работа с ним в рамках учебного предмета. 2. Переоткрывание процесса возникновения того или другого знания одного учебного предмета.
  3. Использование способа переоткрывания знания на разном учебном материале.

Слайд 8

теоретическое мышление обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.
навыки переработки информации умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.
критическое мышление умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.
творческое мышление перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми
качества мышления гибкость, антиконформизм, диалектичность, способность к широкому переносу и т.п.
Основные понятия  метапредметности          Метадеятельность - как универсальный способ жизнедеятельности каждого человека определяется уровнем владения им метазнаниями и метаспособами, т.е. уровнем развития личности.          Метазнания - знания о знании, о том, как оно устроено и структурировано; знания о получении знаний, т.е. приёмы и методы познания (когнитивные умения) и о возможностях работы с ним. Метаспособы - методы, с помощью которых человек открывает новые способы решения задач, строит нестереотипные планы и программы, позволяющие отыскать содержательные способы решения задач. Метаумения - присвоенные метаспособы, общеучебные, междисциплинарные (надпредметные) познавательные умения и навыки. К ним относятся:  

Слайд 9

Согласно введённому в отношении метапредметности  принципу человекосообразности образования  именно человек является основным субъектом своего образования. И смысл образования состоит в выявлении и реализации внутреннего потенциала человека по отношению к себе и внешнему миру. Связь внутреннего и внешнего в человеке, его микро- и макрокосма, обеспечивается через деятельность, относящуюся к фундаментальными узловыми основаниям мира и человека. В этих основаниях и заключена метапредметная суть образования. Образование понимается нами буквально – как образовывание человека – созидание, создание им образовательных продуктов, как внутренних, так и внешних. Отсюда цель образования – не освоение учебной деятельности, а именно генерация, продуцирование образовательного результата, имеющего ценность не только для ученика, но и для окружающего его социума, мира, человечества  В этом принципиальное отличие данного ориентира от того, которое заявляется, например, в развивающем обучении. Там цель – развитие ученика, его теоретического мышления, освоение им учебной деятельности. Здесь – самореализация человека необходима ради его продуктивных результатов, сначала образовательных, потом и не только.

Слайд 10

Каким должно быть метапредметное содержание образовательных стандартов? Каковы основные элементы метапредметного содержания образовательных стандартов с позиций человекосообразного обучения? Метапредметное содержание образовательных стандартов должно включать в себя: 1) реальные объекты изучаемой действительности, в том числе фундаментальные образовательные объекты; 2) общекультурные знания об изучаемой действительности, в том числе фундаментальные проблемы; 3) общеучебные (метапредметные) умения, навыки, обобщённые способы деятельности; 4) ключевые (метапредметные) образовательные компетенции. Каждый из указанных элементов метапредметного содержания будет иметь в образовательных стандартах двойное присутствие:  во-первых, отдельное концентрированное выражение для каждой возрастной ступени в форме, соответствующей метапредметному содержанию стандартов; во-вторых, конкретное воплощение в каждом учебном предмете (образовательной области) в форме, тождественной его целям и содержанию.

Слайд 11

По мнению Громыко, блок метапредметов надстраивается над преподаванием традиционных учебных предметов. В этом блоке у учащихся формируются метазнания и метаспособы. В качестве метапредметов Громыко Ю.В. были выделены: «Знание», «Знак», «Проблема», «Задача».

Слайд 12

Метапредметы ( по Ю.В. Громыко)
Метапредмет «Знание» формирование способности работать с понятиями
Метапредмет «Проблема» (формирование у школьников собственной позиции относительно данного события
Метапредмет «Задача» решение школьниками разных задач и освоение способов их решения
Метапредмет «Знак» формирование у школьников способности схематизации

Слайд 13

Примеры метапредметных категорий: 1.     Определение и понятие. 2.     Рисунок и схема. 3.     Знание и информация. 4.     Цель и задача. 5.     Роль и позиция. 6.     Модель и способ. 7.     Содержание и форма. 8.     Знание и незнание. 9.     Порядок и хаос. 10.    Изменение и развитие. 11.    Простое и сложное.

Слайд 14

ЛЮБОВЬ. Жили-были три сестры - Вера, Надежда и Любовь. Как-то раз гуляли они по белу свету, а Любовь заблудилась в мягких облаках, да и потерялась. Попросила она помощи у Солнца. «А откуда ты родом?» - спросило Светило. Задумалась Любовь. Как она родилась, когда и где? Ничего не помнит. Помоги Любви. Напиши, где и как рождается любовь. СЕМЬЯ. С первого класса знакома нам пословица "Повторение - мать учения". А какое действие или умение можно назвать отцом учения? Братом? Бабушкой? Кем еще? Опиши свою семью учения.

Слайд 15

Тема « Познание» 10 класс "Я знаю, что ничего не знаю" – эту фразу приписывают древнегреческому мыслителю Сократу. Говорят, что после этой фразы он добавил "А другие не знают и этого". Перечисли как можно больше того, чего именно ты не знаешь. Тема «Семья» 7 класс
С первого класса знакома нам пословица "Повторение - мать учения". А какое действие или умение можно назвать отцом учения? Братом? Бабушкой? Кем еще? Опиши свою семью учения.

Слайд 16

Урок – экспромт Отправная точка – события в Украине Какие определения приходят на ум, когда мы слышим об этих событиях? Смута. Переворот. Бунт. Беспредел. Перестройка. Революция. Давайте разбираться с понятиями. Придумайте слово « революция» с разными прилагательными. Что же общего во всех случаях? ( коренное изменение) Приведите последствия и влияние на общество культурных революций, научно-технических революций. Предлагая учащимся разные источники, показываю, что это понятие у разных мыслителей предстает по-разному, в основе разных конструкций понятия лежат совершенно разные ряды различений: у Ленина - один, у Платона - другой, у Осипа Мандельштама - третий. И хотя мы имеем в первом случае дело с текстом политика, во втором - философа, а в третьем - поэта, анализируя их тексты, мы вычленяем некое универсальное метапредметное правило: понятие создается на основе различений. Историко-политологическое понимание

Слайд 17

Первоначально термин revolution употреблялся в астрологии и алхимии. В научный язык термин вошёл из названия книги Николая Коперника «De revolutionibus orbium coelestium» («О вращениях небесных сфер», 1543). Иногда «революциями» традиционно называют те или иные социально-политические явления, которые, строго говоря, не носят революционного характера — государственный переворот (например, приведшая к замене на английском престоле династии Стюартов династией Оранских; кампанию Мао Цзэдуна по ликвидации своих конкурентов в структурах КПК сверху донизу в («Великая пролетарская культурная революция»). И наоборот — иногда этот термин и не применяют к событиям, растянутым во времени, но в итоге приведшим к революционным изменениям в обществе (напр., реформы, проводившиеся в СССР в 1987–1991 гг., т. н. «Перестройка»). Историко-политологическое понимание

Слайд 18

Революция — коренное преобразование в какой-либо области человеческой деятельности. Революция (от лат. revolutio — поворот, переворот, превращение, обращение) — радикальное, коренное, глубокое, качественное изменение, скачок в развитии общества, природы или познания, сопряжённое с открытым разрывом с предыдущим состоянием. Революцию как качественный скачок в развитии, как более быстрые и существенные изменения, отличают и от эволюции(где развитие происходит более медленно) и от реформы (в ходе которой производится изменение какой-либо части системы без затрагивания существующих основ). Различают революции в природе (геологическая, в развитии общества экономическом — неолитическая революция, промышленная революция, культурная революция, «зелёная революция», демографическая революция, «революция растущих потребностей» политическом — социальная революция, политическая революция), в науке («научная революция» (термин введён в обращение Томасом С. Куном) — физике, биологии, медицине, философии,космологии и технике. Также используется термин «научно-техническая революция». В принципе, революция (как и эволюция) может произойти в любой сфере.

Слайд 19

Революция — радикальное, коренное, «революционное», глубокое качественное изменение, скачок в развитии природы, общества или познания, сопряжённое с открытым разрывом с предыдущим состоянием. Революция — в русском разговорном языке означает Октябрьскую революцию 1917 года (например, во фразе «до революции»), тесно сплетённую с Февральской революцией 1917 года. Революция — в астрономии означает движение небесного тела по орбите вокруг другого тела, «обращение», особенно в значении целого совершённого оборота, то есть возвращения тела в ту же точку орбиты по прохождении полной траектории. В астрологии также существует предсказательная методика «революций» (или «возвращений»), основанная на анализе астрологической карты момента, когда какая-либо планета возвращается в исходное положение; например, в случае с Солнце — метод «солнечных революций», или «солнечных возвращений».

Слайд 20

Слайд 21

Первоначально термин revolution употреблялся в астрологии и алхимии. В научный язык термин вошёл из названия книги Николая Коперника «De revolutionibus orbium coelestium» («О вращениях небесных сфер», 1543). Иногда «революциями» традиционно называют те или иные социально-политические явления, которые, строго говоря, не носят революционного характера — государственный переворот (например, приведшая к замене на английском престоле династии Стюартов династией Оранских; кампанию Мао Цзэдуна по ликвидации своих конкурентов в структурах КПК сверху донизу в 1966—1976 годах («Великая пролетарская культурная революция »). И наоборот — иногда этот термин и не применяют к событиям, растянутым во времени, но в итоге приведшим к революционным изменениям в обществе (напр., реформы, проводившиеся в СССР в 1987–1991 гг., т. н. «Перестройка»).

Слайд 22

Нормативные правовые акты 1.     Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 г. Москва об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования Монографическая литература 2.      Громыко Ю.В. "Метапредмет "Знак".- М., 2001. 3.      Громыко Ю.В. "Метапредмет "Проблема".- М., 1998. 4.   Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения / А.А. Кузнецов.         //Муниципальное образование: инновации и эксперимент.//  - 2008. 5.  Лаврентьева  З.И. Педагогическое  проектирование.  6. Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в цикле социально-экономических дисциплин в общеобразовательной школе. //  Пермь, ПРИПИТ. 2004 г        Описание электронных ресурсов 7.   http://www.eidos.ru/edu/themes/60245/index.htm  8.   http://www.ug.ru/?action=topic&toid=2820  9.   http://www.sibuch.ru/article.php?no=451  10.  http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=824  11.  http://imc.tomsk.ru/metod  12.  http://www.apkpro.ru/content/view/804/  13.  http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/  14.  http://hrm.ru/db/hrm/pedagogicheskoe-proektirovanie/glossary.  

Слайд 23

Периодизация революции (первая русская революция 1905-1907гг).

Слайд 24

Веерная схема

Слайд 25

Логическая схема
структурно-логическая схема (примеры: причины крушения Римской империи, завоевания арабов, создания государства

Слайд 26

С применением метапредметного подхода предполагается развитие у школьников базовых способностей:
Мышление Воображение Целеполагание Понимание Действие