Презентация - Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории

Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной историиКонцепция нового учебно-методического комплекса по отечественной историиКонцепция нового учебно-методического комплекса по отечественной историиКонцепция нового учебно-методического комплекса по отечественной историиКонцепция нового учебно-методического комплекса по отечественной историиКонцепция нового учебно-методического комплекса по отечественной историиКонцепция нового учебно-методического комплекса по отечественной историиКонцепция нового учебно-методического комплекса по отечественной историиКонцепция нового учебно-методического комплекса по отечественной историиКонцепция нового учебно-методического комплекса по отечественной историиКонцепция нового учебно-методического комплекса по отечественной историиКонцепция нового учебно-методического комплекса по отечественной историиКонцепция нового учебно-методического комплекса по отечественной историиКонцепция нового учебно-методического комплекса по отечественной историиКонцепция нового учебно-методического комплекса по отечественной историиКонцепция нового учебно-методического комплекса по отечественной историиКонцепция нового учебно-методического комплекса по отечественной историиКонцепция нового учебно-методического комплекса по отечественной историиКонцепция нового учебно-методического комплекса по отечественной историиКонцепция нового учебно-методического комплекса по отечественной историиКонцепция нового учебно-методического комплекса по отечественной историиКонцепция нового учебно-методического комплекса по отечественной историиКонцепция нового учебно-методического комплекса по отечественной историиКонцепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

КОНЦЕПЦИЯ НОВОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ

Слайд 2

В феврале 2013 г. на заседании Совета по межнациональным отношениям Президент Российской Федерации В. В. Путин выдвинул задачу обновления исторического образования в стране. Была сформирована рабочая группа по подготовке Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. Летом 2013 г. Концепция, важной частью которой стал Историко-культурный стандарт, была разработана и представлена на обсуждение. Затем она была доработана с учетом пожеланий, высказанных представителями научного и педагогического сообщества, общественных организаций.

Слайд 3

Рабочая группа по подготовке концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории
председатель Государственной Думы, председатель Российского исторического общества С. Е. Нарышкин — руководитель рабочей группы
министр образования и науки Российской Федерации Д. В. Ливанов — заместитель руководителя
министр культуры Российской Федерации В. Р. Мединский — заместитель руководителя
Руководители
директор Института всеобщей истории Российской академии наук А. О. Чубарьян — научный руководитель

Слайд 4

КОНЦЕПЦИЯ
Историко -культурный стандарт
Пояснительная записка

Слайд 5

Это общественный договор, предлагающий взвешенные точки зрения на дискуссионные вопросы отечественной и всеобщей истории. Данный подход предусматривает сохранение плюрализма оценок и суждений в рамках исторических исследований, а также методических подходов к преподаванию отечественной истории на различных этапах обучения и воспитания учащихся.
Концепция УМК по отечественной истории
Цель разработки концепции — формирование общественно согласованной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, по разработке целостной картины российской истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны, формирование современного образа России.

Слайд 6

— представление преемственности периодов истории России, непрерывности процессов становления и развития российского государства, а также его основных символов и ценностей; — рассмотрение истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса; понимание особенностей её развития, места и роли в мировой истории, в современном мире; — определение требований к содержанию обучения и воспитания, организация образовательного процесса и внеурочной деятельности на всех уровнях образования; — определение базовых ориентиров для формирования содержания школьного образования, особенно цикла социально-гуманитарного дисциплин, содержания внешкольной и внеурочной деятельности.
Основные задачи Концепции

Слайд 7

— ценности гражданского общества (верховенство права, социальная солидарность, безопасность, свобода и ответственность); — преемственность этапов российской истории; — воспитательный потенциал исторического образования, его исключительная роль в формировании российской гражданской идентичности и патриотизма; — общественное согласие и уважение как условие взаимодействия государств и народов в новейшей истории; — познавательное значение российской истории; — формирование требований к каждой ступени непрерывного исторического образования на протяжении всей жизни.  
Базовые принципы Концепции

Слайд 8

— Конституция Российской Федерации (важнейшие положения: Россия – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью); — Послания Президента Федеральному Собранию, Поручения Президента Правительству и другим органам (совершенствование системы образования и воспитания); — федеральные законы «Об образовании в Российской Федерации», «О языках народов Российской Федерации»; — Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации; — Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.; — Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.; — Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2012-2015 гг.; — Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования.
Законодательные основы концепции

Слайд 9

— принцип научности, определяющий соответствие учебных единиц основным результатам научных исследований; — многофакторный подход к освещению истории всех сторон жизни российского государства и общества; — исторический подход как основа формирования содержания курса и межпредметных связей, прежде всего, с учебными предметами социально-гуманитарного цикла; — антропологический подход, формирующий личностное эмоционально окрашенное восприятие прошлого; — историко-культурологический подход, формирующий способности к межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию.
Методологические основы Концепции

Слайд 10

Основные положения История России в системе курсов истории: образовательный и воспитательный потенциал Многоуровневое представление истории Многоаспектный (многофакторный) характер истории Человек в истории Историко-культурологический подход: пространство диалога Общие рекомендации к подготовке новых учебно-методических комплексов по отечественной истории Учебно-методический комплекс по истории России: информационное пространство и познавательная модель Ступени изучения отечественной истории в общеобразовательной школе
Содержание пояснительной записки

Слайд 11

Состав нового УМК по отечественной истории
учебник
хрестоматия или сборник документов
исторический атлас
рабочая тетрадь и сборник заданий
книга для чтения

Слайд 12

Современный учебник истории, составляющий ядро учебно-методического комплекта, должен быть: а) универсальным (многокомпонентным) носителем исторической информации; б) средством развития познавательной деятельности, ресурсом личностного становления учащихся.
• содержать целостный взгляд на исторический процесс; • быть комплексным по составу и представлению исторического материала (авторский текст; источники; элементы историографии, изобразительные материалы; справочный аппарат ). Акцент должен быть сделан на презентацию не готовых авторских суждений, а определенного набора фактов и аргументов, на основе которых ученики могут делать самостоятельные выводы; • быть написан образным литературным языком; • стимулировать познавательный и исторический диалог (обеспечивается характером авторского текста, системой вопросов и заданий); • быть открытым для взаимодействия с другими учебными и информационными ресурсами (музеи и библиотеки, электронные пособия, Интернет, периодическая печать и др.); • быть партнерским по отношению к учащимся (в том числе учитывать их возрастные особенности).

Слайд 13

6 класс Раздел I. От Древней Руси к Российскому государству 7 класс Раздел II. Россия в XVI—XVII вв.: от великого княжества к царству 8 класс Раздел III. Россия в конце XVII—XVIII вв.: от царства к империи 9 класс Раздел IV. Российская империя в XIX—начале XX в. 10 класс Раздел V. Россия в годы «великих потрясений». 1914-1921 гг. Раздел VI. Советский Союз в 1920-1930-е гг. Раздел VII. Великая Отечественная война. 1941-1945 гг. Раздел VIII. Апогей и кризис советской системы. 1945-1991 гг. Раздел IX. Российская Федерация в 1992-2012 гг. (Распределение по классам дано по предварительному варианту стандарта) Примерный перечень «трудных вопросов истории России»
ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ СТАНДАРТ

Слайд 14

11 класс   11 класс  
Системный курс истории, сравнительно-исторический по своему характеру Системный курс истории, сравнительно-исторический по своему характеру
Основные усилия должны быть направлены на подготовку к итоговой аттестации и вступительным испытаниям в вузы. При этом учащиеся (в соответствии с требованиями ФГОС) должны: сформировать знания о месте и роли исторической науки в системе научных дисциплин; иметь представления об историографии; овладеть системными историческими знаниями; понимать место и роль России в мировой истории; овладеть приемами работы с историческими источниками; уметь самостоятельно анализировать документы; сформировать умение сопоставлять и оценивать различные исторические версии. Основные усилия должны быть направлены на подготовку к итоговой аттестации и вступительным испытаниям в вузы. При этом учащиеся (в соответствии с требованиями ФГОС) должны: сформировать знания о месте и роли исторической науки в системе научных дисциплин; иметь представления об историографии; овладеть системными историческими знаниями; понимать место и роль России в мировой истории; овладеть приемами работы с историческими источниками; уметь самостоятельно анализировать документы; сформировать умение сопоставлять и оценивать различные исторические версии.

Слайд 15

Содержание разделов историко-культурного стандарта

Слайд 16

Общая характеристика периода, отраженного в разделе
РАЗДЕЛ I. ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ В ходе расселения славян по Восточноевропейской равнине в VI – VIII вв., являвшего собой завершающий этап т.н. Великого переселения народов – грандиозного миграционного движения, охватившего в I тыс. н.э. Евразийский континент, сложилась восточная ветвь славянства. В Восточной Европе сформировалось более десятка крупных славянских догосударственных общностей, в каждой из которых были собственные князья. В течение IX – X столетий все восточные славяне, а также ряд финноязычных и балтских народов, обитавших на Восточноевропейской равнине, были объединены под единой княжеской властью, под главенством одной династии (Рюриковичей). Сложилось государство, получившее название Русь или «Русская земля», со столицей в Киеве (Киевская Русь). В конце X в. на Руси было принято христианство в его восточном, православном варианте, что предопределило путь культурного развития страны и оказало огромное влияние на картину мира и систему представлений человека того времени. Формирование государства и принятие христианства являлись составными частями процессов политогенеза и христианизации, охвативших в конце I тыс. н. э. большую часть Евразийского континента.

Слайд 17

Россия в XVI веке Княжение Василия III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы: Укрепление великокняжеской власти. Внешняя политика Московского княжества в первой трети XVI в. Органы государственной власти. Приказная система. Боярская дума, ее роль в управлении государством. Местничество. Местное управление. (…) Смута в России Династический кризис. Земский собор 1598 г. и избрание на царство Бориса Годунова. Голод 1601-1603 гг. и обострение социально-экономического кризиса. Смутное время начала XVII в. Самозванцы и самозванство. (…) Россия в XVII веке Россия при первых Романовых. Царствование Михаила Федоровича. Восстановление экономического потенциала страны. Продолжение закрепощения крестьян. Земские соборы. Царь Алексей Михайлович. Укрепление самодержавия. Ослабление роли Боярской думы. Развитие приказного строя. (…) Культурное пространство Эпоха Великих географических открытий и русские географические открытия. Плавание Семена Дежнева. Выход к Тихому океану. Походы Ерофея Хабарова и Василия Пояркова и исследование бассейна реки Амур. Освоение Поволжья и Сибири. Ясачное налогообложение. Переселение русских на новые земли. Миссионерство и христианизация. Межэтнические отношения. Формирование многонациональной элиты. (…)
Основные хронологические этапы, факты, явления

Слайд 18

Модернизация. Реформы. Меркантилизм. Гвардия. Империя. Сенат. Коллегии. Синод. Крепостная мануфактура.
Понятия и термины
Рекрутские наборы. Прокурор. Фискал. Ассамблея. Табель о рангах. Дворцовый переворот. Верховный тайный совет. «Кондиции». «Бироновщина».
«Просвещенный абсолютизм». Секуляризация. Уложенная комиссия. Гильдия. Барокко. Рококо. Классицизм. Сентиментализм. Магистрат.

Слайд 19

Государственные и военные деятели: Александр I, Александр II, Александр III, А.А. Аракчеев, П.И. Багратион, М.Б. Барклай-де-Толли, А.Х. Бенкендорф, Н.Х. Бунге, П.А. Валуев, С.Ю. Витте, А.П. Ермолов, В.А. Корнилов, М.И. Кутузов, М.Т. Лорис-Меликов, С.О. Макаров, П.С Нахимов, Николай I, Николай II, И.Ф. Паскевич, В.К. Плеве, К.П. Победоносцев, Н.Н. Раевский, М.М. Сперанский, П.А. Столыпин, С.С. Уваров и др. Общественные деятели: И.С. Аксаков, К.С. Аксаков, М.А. Бакунин, Г.А. Гапон, И. Гаспринский, А.И. Герцен, А.И. Гучков, Н.Я. Данилевский, А.И. Желябов, В.И. Засулич, К.Д. Кавелин, И.В. Киреевский, П.Л. Лавров, В.И. Ленин, К.Н. Леонтьев, П.Н. Милюков, Н.М. Муравьев, П.И. Пестель, Г.В. Плеханов, В.М. Пуришкевич, М.В. Родзянко, П.Б. Струве, П.Н. Ткачев, А.С. Хомяков, П.Я. Чаадаев, В.М. Чернов, Б.Н. Чичерин, В.В. Шульгин и др. Деятели культуры: И.К. Айвазовский, Амвросий Оптинский, А.А. Ахматова, В.Г. Белинский, А. Белый, А.Н. Бенуа, Н.А. Бердяев, А.А. Блок, Е.А. Боратынский, К.П. Брюллов, С.Н. Булгаков, В.М. Васнецов, М.А. Врубель, М.И. Глинка, Н.В. Гоголь, И.А. Гончаров, Н.С. Гумилев, Г.Р. Державин, Ф.М. Достоевский, С.П. Дягилев, М.Н. Ермолова, В.А. Жуковский, В.В. Кандинский и др. Деятели науки: А.М. Бутлеров, Т.Н. Грановский, Н.Д. Зелинский, Н.Н. Зинин, Н.М. Карамзин, Л.П. Карсавин, В.О. Ключевский, С.В. Ковалевская и др. Промышленники и меценаты: А.А. Бахрушин, С.И. Мамонтов, династия Морозовых, П.П. и В.П. Рябушинские, П.М. и С.М. Третьяковы, С.И. Щукин и др. Путешественники: Ф.Ф. Беллинсгаузен, И.Ф. Крузенштерн, М.П. Лазарев, Ю.Ф. Лисянский, Г.И. Невельской, Н.М. Пржевальский и др.
Персоналии

Слайд 20

28 июля 1914 – 11 ноября 1918 гг. – Первая мировая война 1 августа 1914 г. – объявление Германией войны России 1915 г. – образование Прогрессивного блока май 1916 г. – «Брусиловский прорыв» февраль – ноябрь 1917 г. – Великая российская революция февраль – март 1917 г. – Февральский переворот и падение монархии 27 февраля 1917 г. – формирование Временного Комитета Государственной думы 2 марта 1917 г. – отречение Николая II 1 сентября 1917 г. – провозглашение России республикой 25-26 октября 1917 г. (7 - 8 ноября по новому стилю) – свержение Временного правительства, взятие власти большевиками 26 октября 1917 г. - создание Совета народных комиссаров (советского правительства) ноябрь 1917 – 1921 гг. – период Гражданской войны 5-6 января 1918 г. – Учредительное собрание январь 1918 г. – создание регулярной Красной Армии (РККА) 3 марта 1918 г. – подписание советским правительством Брестского мира с Германией и выход России из Первой мировой войны Май 1918 г. – восстание чехословацкого корпуса, начало широкомасштабной Гражданской войны в России июль 1918 г. – принятие первой советской Конституции России 5 сентября 1918 г. – объявление большевиками «красного террора» 1920 – 1921 гг. – занятие Красной Армией Азербайджана, Армении, Хивы и Бухары, Грузии 1920 г. – заключение Советской Россией мирных договоров с Литвой, Латвией и Эстонией Апрель – октябрь 1920 г. – боевые действия в ходе советско-польской войны Ноябрь 1920 г. – разгром армии П.Н. Врангеля в Крыму 1921 г. – Рижский мир с Польшей лето 1920 – лето 1921 гг. – Тамбовское антибольшевистское восстание
События/даты

Слайд 21

Перечень «трудных вопросов истории России» составлен на основе предложений учителей истории, на практике сталкивающихся с недостатком материалов и достоверной информации о некоторых сложных (с точки зрения преподавания истории в школе) исторических вопросах. Представляется целесообразным подготовить серию тематических модулей, методических пособий и книг для учителя, а также дополнительных справочных материалов, соотносящих наиболее распространенные точки зрения на эти события. Тем самым будет сформировано единое научно-образовательное пространство и закреплена роль учебника истории как навигатора.
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ «ТРУДНЫХ ВОПРОСОВ ИСТОРИИ РОССИИ»

Слайд 22

1. Образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе. 2. Существование древнерусской народности и восприятие наследия Древней Руси как общего фундамента истории России, Украины и Беларуси. 3. Исторический выбор Александра Невского. 4. Роль Ивана IV Грозного в российской истории: реформы и их цена. 5. Попытки ограничения власти главы государства в период Смуты и в эпоху дворцовых переворотов, возможные причины неудач этих попыток. 6. Присоединение Украины к России (причины и последствия). 7. Фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы. 8. Причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований. 9. Причины, последствия и оценка падения монархии в России, революции 1917 г., прихода к власти большевиков и их победы в Гражданской войне. 10. Причины свертывания нэпа, оценка результатов индустриализации, коллективизации и преобразований в сфере культуры. 11. Характер национальной политики большевиков и ее оценка; советская федерация как форма решения национального вопроса с правом свободного выхода союзных республик из состава СССР. 12. Причины, последствия и оценка установления однопартийной диктатуры и единовластия И.В. Сталина; причины репрессий. 13. Оценка внешней политики СССР накануне и в годы Второй мировой войны. 14. Причины и цена победы СССР в Великой Отечественной войне. 15. Оценка деятельности СССР в условиях «холодной войны». 16. Причины, последствия и оценка реформ Н.С. Хрущева. 17. Оценка периода правления Л.И. Брежнева и роли диссидентского движения в истории страны. 18. Причины, последствия и оценка «перестройки» и распада СССР. 19. Оценка причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990-х гг. («шоковая терапия», методы приватизации); причины и последствия побед Б.Н. Ельцина в политических схватках 1990-х гг. 20. Причины, последствия и оценка стабилизации экономики и политической системы России в 2000-е гг.

Слайд 23

Журнал «Вестник образования», № 13, июль, 2014
Сайт Российского исторического общества www.rushistory.org
Источники для ознакомится с текстом Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории

Слайд 24

Ведущий методист по истории и обществознанию: Клоков Валерий Анатольевич Методисты по истории и обществознанию: Колупалин Павел Андреевич Быков Павел Николаевич Тел: (495)789-30-40 добавочные: 4258, 4423, 4426 e-mail: VKlokov@prosv.ru , PKolupalin@prosv.ru , PBykov@prosv.ru Internet: www.prosv.ru