Презентация - О России петь - что стремиться в храм (3 класс)


О России петь - что стремиться в храм (3 класс)О России петь - что стремиться в храм (3 класс)О России петь - что стремиться в храм (3 класс)О России петь - что стремиться в храм (3 класс)О России петь - что стремиться в храм (3 класс)О России петь - что стремиться в храм (3 класс)О России петь - что стремиться в храм (3 класс)О России петь - что стремиться в храм (3 класс)О России петь - что стремиться в храм (3 класс)О России петь - что стремиться в храм (3 класс)О России петь - что стремиться в храм (3 класс)О России петь - что стремиться в храм (3 класс)О России петь - что стремиться в храм (3 класс)О России петь - что стремиться в храм (3 класс)О России петь - что стремиться в храм (3 класс)О России петь - что стремиться в храм (3 класс)О России петь - что стремиться в храм (3 класс)О России петь - что стремиться в храм (3 класс)О России петь - что стремиться в храм (3 класс)О России петь - что стремиться в храм (3 класс)О России петь - что стремиться в храм (3 класс)О России петь - что стремиться в храм (3 класс)О России петь - что стремиться в храм (3 класс)О России петь - что стремиться в храм (3 класс)О России петь - что стремиться в храм (3 класс)О России петь - что стремиться в храм (3 класс)О России петь - что стремиться в храм (3 класс)О России петь - что стремиться в храм (3 класс)О России петь - что стремиться в храм (3 класс)О России петь - что стремиться в храм (3 класс)
На весь экран

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Методическая разработка раздела «О России петь - что стремиться в храм»
программы «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной 3 класс Учитель музыки МБОУ СОШ № 105 Фадеева Марина Георгиевна

Слайд 2

Актуальность:
Музыка – нравственно-этический и эстетический курс. Она позволяет каждому ученику воспринимать мир в его единстве и неповторимости. Раздел «О России петь - что стремиться в храм» в концепции духовно-нравственного развития и воспитания ребенка способствует приобщению к культурным истокам своей страны и позволяет открывать для себя общечеловеческие ценности других культур по мере развития учебного и образовательного процесса. Восприятие и освоение учебного материала раздела программы школьниками продолжается в третьем классе по мере накопления музыкально-слуховых впечатлений, начиная со второго, по принципу концентричности и в соответствии с возрастными особенностями детей 9-10 лет

Слайд 3

Основная цель раздела:
Интеграция различных видов искусства помогает глубже развивать эстетические особенности детей, позволит приобщить школьников к тайнам творческого процесса, активизировать познавательную деятельность учащихся

Слайд 4

Задачи уроков раздела:
Познавательные: познакомить с классическими образцами духовной и светской музыки, живописи, архитектуры разных стран.

Слайд 5

Задачи уроков раздела:
Познавательные: расширить представление о религиозных праздниках и традициях их воплощения, опираясь на духовно-нравственные темы и сюжеты: Вербное воскресение, Пасха, Благовещение Пресвятой Богородицы, Вход Господень в Иерусалим. Познавательные: познакомить с жанрами церковной музыки (тропарь, молитва, величание), песнями, балладами на религиозные темы, живописными полотнами, иконами, поэзией, традиционными праздниками народов России и стран Западной Европы.

Слайд 6

Задачи уроков раздела:
Развивающие: научить воспринимать и усваивать знания, используя работу с учебником, творческой тетрадью; ориентироваться в нотной записи; различать жанры вокальной и инструментальной музыки; научить сравнению и анализу. Развивающие: научить внимательно слушать музыкальные произведения и находить соответствия сюжетам, эмоциональному строю и характеру картин, икон, архитектуре и поэтическим строкам. Правильно передавать чувства при пластическом интонировании музыкальных фрагментов и песен. Пользоваться «словарем эмоций» и выражать свои мысли и настроения через рисунок. Развивающие: применять ИКТ на начальном уровне при подборе иллюстраций и рисовании.

Слайд 7

Задачи уроков раздела:
Воспитательные: Формирование трепетных, нежных чувств к матери во время знакомства с иконой Владимирской Божией матери, картиной К.Петрова-Водкина «Петроградская мадонна» Воспитывать толерантное отношение к культуре других стран и народов, уважительно выражать свое мнение после просматривания живописных полотен и прослушивания музыки. Воспитательные: Формирование ценностных ориентиров в отношении православной культуры своей Родины, историческому развитию и принятию христианства на Руси.

Слайд 8

Ожидаемые результаты освоения раздела программы:
Знать: Обращения к Богородице (Дева Мария, Царица Небесная, Мадонна). Иконы: « Богоматерь Владимирская» и «Вход Господень в Иерусалим». Картины В.Васнецова, Рафаэля, Петрова-Водкина, О.Ренуара. Знать: Имена композиторов, воспевших образ Божией Матери. Основные жанры духовной и светской музыки (молитва, величание, баллада, песня). Исторические данные о принятии на Руси Христианства.

Слайд 9

Ожидаемые результаты освоения раздела программы:
Уметь: Размышлять о музыкальном произведении, высказывать суждение. Воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения. Выявлять общее и различное в разных жанрах искусства. Находить соответствия в стилях самостоятельно и с помощью учителя.

Слайд 10

Музыкальный материал уроков раздела:
Прелюдия №1 до мажор. «Хорошо темперированный клавир». И.-С. Бах; Ave, Maria! Ф.Шуберт; Богородице Дево, радуйся С.Рахманинов; Тропарь иконе Божией Матери. Мама. Из вокально-инструментального цикла « Земля». В. Гаврилин, слова В. Шульгиной; Мама Ч.Биксио; Осанна хор из оперы «Иисус Христос-суперзвезда».Л.Уэббер; Вербочки А.Гречанинов; Р.Глиэр; Величание Великому равноапостольному князю Владимиру и Великой равноапостольной княгине Ольге; Баллада о князе Владимире сл. Толстого.

Слайд 11

Оборудование к урокам:

Слайд 12

Портреты композиторов
И.С.Бах
Ф.Шуберт
С.В.Рахманинов
В.Гаврилин
Л.Уэббер

Слайд 13

Учебно-методическое планирование по разделу «О России петь, что стремиться в храм»
№ Урока Тема урока
10 «Радуйся, Мария!». «Богородице Дево, Радуйся».
11 Древнейшая песнь материнства. «Тихая моя, нежная моя, добрая моя, мама!».
12 «Вербное воскресение». «Вербочки».
13 Святые земли Русской.

Слайд 14

Разработка урока «Радуйся, Мария!» «Богородице Дево, радуйся».
Цель урока: познакомить с воплощением образа Девы Марии в произведениях искусства русской и Западноевропейской культуры. Тип урока: изучение нового материала. Вид урока: урок-размышление. Форма урока: урок-диалог. Метод: эмоциональной драматургии. Используемые методы: словесный, наглядно-слуховой, метод обобщения, метод сопоставления, практически-действенный, визуальный, погружения.

Слайд 15

Задачи урока:
Познавательная: познакомить с воплощением образа Девы Марии в произведениях композиторов Ф.Шуберта и С.Рахманинова, в живописных полотнах Рафаэля и В.Васнецова, литературных строках Данте, А.Фета, А.Пушкина. Развивающая: научить обнаруживать сходство и различие в молитвах Ф.Шуберта и С.Рахманинова. Развивающая: продолжить развивать ассоциативно-образное мышление на основе восприятия музыкальных произведений, живописных полотен, литературных строк, храмовой архитектуры. Воспитательная: воспитывать внимательного слушателя и исполнителя, чутко и душевно относящегося к теме урока.

Слайд 16

Ожидаемые результаты урока
Знать: имена композиторов: И.С.Бах, Ф.Шуберт, С.В. Рахманинов; художников: Рафаэль, В.Васнецов. Уметь: рассказать об образе Богородицы в религиозном искусстве, используя эмоциональный словарь. Выразительно интонировать молитвы и читать стихи. Оформить свои эмоции через рисунок.

Слайд 17

Используемые методы
Основные методы: эмоциональной драматургии, пластического интонирования, погружения. Приемы: визуализации (спонтанное рисование, пластическое движение - «музыкальный карандаш»)

Слайд 18

План изучения нового материала
I Этап Введение в тему раздела: «О России петь – что стремиться в храм». II Этап Образ Девы Марии в произведениях искусства Западной Европы. III Этап Образ Богородицы в произведениях искусства русской православной культуры. IVЭтап Сравнительный анализ, рефлексия, домашнее задание

Слайд 19

Музыкальный материал для урока:
Богородице Дево, радуйся, №6 Из «Всенощного бдения». С.Рахманинов. Аве, Мария. Ф. Шуберт. Прелюдия №1 до мажор. И.С.Бах. Зрительный ряд: Рафаэль «Сикстинская мадонна», Васнецов «Богоматерь с младенцем», иллюстрации католических и православных храмов. Оборудование к уроку Презентация «Радуйся, Мария! Богородице Дево, радуйся». Компьютер, ТВ, музыкальный центр, синтезатор, фортепиано.

Слайд 20

I этап урока (организационный)
Введение в тему: «О России петь – что стремиться в храм». Проблема урока ? ? ? Что изображено на развороте учебника? Куда стремятся люди, изображенные на страницах учебника? Что такое храм? Почему звонит колокол, на что этот звук нас настраивает? Есть ли в других странах храмы и кому посвящают в них молитвы и песнопения?

Слайд 21

Музыкальный материал ко II этапу урока:
Прелюдия №1 до мажор. «Хорошо темперированный клавир». И.-С. Бах; Аве, Мария. Ф.Шуберт, слова В.Скотта, пер. Плещеева

Слайд 22

II этап урока (изучение нового материала)
Она идет, хвале внимая, Благим покрытая смиреньем, Как бы небесное виденье Собою на земле являя… Данте Ave, Maria – лампада тиха, В сердце готовы четыре стиха: Чистая дева, скорбящего мать, Душу проникла твоя благодать. Неба царица, не в блеске лучей – в тихом предстань сновидении ей! Ave, Maria – лампада тиха, Я прошептал все четыре стиха. А. Фет
Образ Девы Марии в произведениях искусства Западной Европы.
Католический храм
Прослушивание музыки, на фоне которой читаются стихи. Выявляются средства выразительности картины Рафаэля и молитвы Ф.Шуберта Вокализация, пластическое интонирование Диалог

Слайд 23

Использование на уроке приема «Музыкальный карандаш» при пластическом интонировании во II и III этапе урока.
Бессознательное слышание или автоматическое слышание. Рука должна подчиниться музыке - способ визуализировать свои ощущения.

Слайд 24

III этап урока
Образ Богородицы в произведениях искусства русской православной культуры
Одной картины я желал быть вечный зритель, Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков, Пречистая и наш Божественный Спаситель – Она с величием, Он с разумом в очах – Взирали, кроткие, во славе и в лучах… А.Пушкин
Ключевые понятия: Православный храм, молитва, икона. «Богородице Дево, радуйся» - работа над интонацией.
Православный храм

Слайд 25

Музыкальный материал к III этапу урока:
Богородице Дево, радуйся, №6. Из «Всенощного бдения».
С.В. Рахманинов.

Слайд 26

IV этап урока
Общее и различное. Сравнительный анализ. Рефлексия. Домашнее задание
? ? ? Есть ли сходство в интонациях молитв? Каков характер звучания? Передает ли музыка благозвучие в обращении к Богородице? Воспользуемся «эмоциональным словарем». Выразим свои впечатления в рисунках. Чтение подготовленных стихов.

Слайд 27

Словарь эмоций
Достинство
Благородство
Тишина
Спокойствие
Красота
Мир
Радость
Величие
Простота

Слайд 28

Взаимосвязь уроков музыки с внеурочной деятельностью:
Выражать свои знания и эмоции через рисунок. Организовать выставку рисунков и концертное выступление для родителей на тему: «О России петь – что стремиться в храм».

Слайд 29

Выставка рисунков

Слайд 30

Ave, Maria ! Богородице Дево, радуйся!