Презентация - Морфемика и словообразование русского языка


Морфемика и словообразование русского языкаМорфемика и словообразование русского языкаМорфемика и словообразование русского языкаМорфемика и словообразование русского языкаМорфемика и словообразование русского языкаМорфемика и словообразование русского языкаМорфемика и словообразование русского языкаМорфемика и словообразование русского языкаМорфемика и словообразование русского языкаМорфемика и словообразование русского языкаМорфемика и словообразование русского языкаМорфемика и словообразование русского языкаМорфемика и словообразование русского языкаМорфемика и словообразование русского языкаМорфемика и словообразование русского языкаМорфемика и словообразование русского языкаМорфемика и словообразование русского языкаМорфемика и словообразование русского языка
На весь экран

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Составила: преподаватель русского языка и литературы , первой квалификационной категории - Чайка Анна Алексеевна. ГПБОАУ СПО «Благовещенский политехнический колледж».
Тема: Морфемика и словообразование русского языка.

Слайд 2

Эпиграф к уроку:
Для грамотности мало того, чтобы человек знал грамматические правила (а их множество), но необходимо, чтобы он привык мгновенно выполнять их. К.Д. Ушинский.

Слайд 3

Работа с эпиграфом, актуализация знаний . Ответить на вопросы:
Какой смысл вкладывает в эти слова автор строк? Что изучает раздел науки о языке «Словообразование»? С каким разделом языка тесно соприкасается эта тема? Каким образом связано словообразование с орфографией?

Слайд 4

Записать определения:
Морфемика – это раздел науки о языке, в котором изучается состав, строение слова. Морфемы – это значимые части слова: приставка, корень, суффикс, окончание. Каждая морфема имеет определенное значение.

Слайд 5

Словообразовательные аффиксы:
Приставка – значимая часть слова, которая образует новые слова; стоит перед корнем. Корень – общая часть родственных слов, в которых заключено их основное значение. Суффикс – значимая часть слова, которая образует новые слова; стоит после корня. Окончание – изменяемая часть слова, которая образует новые слова; стоит после корня.

Слайд 6

Словообразование – присоединение к непроизводным и производным основам различных словообразовательных аффиксов. Способы образования слов (конспект) из учебника (Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средне ий школы / В.Ф.Греков, С.Е. Крючкова, Л.А. Чешко.) &17 – Способы словообразования. Непроизводная основа – слова, которые имеют первичный характер, т.е. не образованы от каких – либо других слов(гора, береза, лес и т.п.). Производная основа – к непроизводной основе могут присоединяться словообразовательные аффиксы (горный, березовый, пролесок и т.п.)

Слайд 7

Выполнить задания:
1.Разберите по составу слова: Живописный, осветительный, чего-нибудь, поддерживая, пробираться. 2. Найдите общий корень в словах: пехота – опешить, упругий – пружина, простуда – стыд, наизусть – устный, сад – рассадник, лук – излучина, мрачный – обморок, след – последствия, крыло – крыша, судно – посуда.

Слайд 8

3. Сделайте разбор слов по составу, укажите способ их словообразования. Заземление, переговариваться, небезопасно, вычитание, рыбачка, черноморский, подоконник, учительство, состариться, подснежник. 4. Выделите словообразовательные суффиксы в словах: Беглец, владелец, вузовец, доброволец, жилец, кружковец, скиталец, стрелец, торговец.

Слайд 9

Назовите четвертое «лишнее» слово (выбор объяснить):
Гонщик, сварщик, барабанщик, ящик. Чтец, жилец, певец, спец. Улететь, убежать, уложить, уплыть.

Слайд 10

Найдите в тексте слова, образованные: а) приставочным способом; б) суффиксальным.
Наш язык – «великий и могучий». Его лингвистический инвентарь и запас выразительных средств колоссальны и продолжают расти. В нем нет регионализмов, как в китайском или немецком. Он более открыт для адаптации иноязычных понятий, чем, например, английский. Разговорный язык не требует никакой защиты – ни юридической, ни моральной. Однако моральной, лингвистической, а иногда и юридической защиты требует наша речь.

Слайд 11

Выполнить упражнения из
Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы / В.Ф.Греков, С.Е. Крючкова, Л.А. Чешко Упражнение 72 стр.53; Упражнение 74 стр.53-54

Слайд 12

Выделите морфемы в словах и назовите их значения:
Преподаватель, даритель, дирижёр, тостер, художница, москвичка, братишка, интернетчик, принтер, братство, десантура, зверьё, терроризм, мистицизм. Перевыборы, раскрасавица, разгрузка, антифашистский, вице-консул, ультразвук, сверхчеловек, супермодный.

Слайд 13

Составьте текст к одной из картинок (тип речи - описание), используя слова с эмоционально-экспрессивной оценкой:

Слайд 14

Комментарии к картинкам:
Картинка слева – квартира во времена правления Н.С. Хрущева («хрущевская оттепель»). Картинка справа -Рококо́ (фр. rococo, от фр. rocaille — декоративная раковина, ракушка, рокайль), реже рококо — стиль в искусстве (в основном, в дизайне интерьеров), возникший во Франции в первой половине XVIII века (во время регентства Филиппа Орлеанского) как развитие стиля барокко. Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, эротическим ситуациям, личному комфорту. Наивысшее развитие в архитектуре стиль получил в Баварии.

Слайд 15

Придумайте слова, морфемный состав которых соответствовал бы схемам:
1. Приставка, корень, суффикс, суффикс, окончание, суффикс. 2. Приставка, корень, суффикс, окончание. 3. Приставка, приставка, корень. 4. Корень, корень, окончание. 5. Корень, суффикс. 6. Корень.

Слайд 16

Теоретическая разминка
Что изучает словообразование? Назовите все значимые части слова? Что называется основой слова? Как выделить основу слова? Охарактеризуйте окончание как значимую часть слова? Что выражает окончание: А) у имен сущ., числит., личн. местоим.? Б) у имен прил., прич., местоим.? В) у глаголов в наст., буд. вр.? Г) у глаголов в прош. вр.?

Слайд 17

ЭТАЛОН
1. Строение слов и способы их образования (1) 2. Приставка; корень; суффикс; окончание (4) 3. Основа слова – это часть слова без окончания и формообразующих суффиксов (1) 4. Чтобы выделить основу слова, необходимо отбросить окончание и формообразующий суффикс (1) 5. Окончание – это изменяемая часть слова, которая образует формы слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении (1) 6. а) значение падежа и числа (1); б) значение падежа, числа и рода (1); в) значение рода и числа (1); г) значение рода и числа (1).

Слайд 18

Результат
11, 12 баллов – «5» 9, 10 баллов – «4» 8 баллов – «3» 7 баллов – «2»