Презентация - Искусство Жостова

Искусство ЖостоваИскусство ЖостоваИскусство ЖостоваИскусство ЖостоваИскусство ЖостоваИскусство ЖостоваИскусство ЖостоваИскусство ЖостоваИскусство ЖостоваИскусство ЖостоваИскусство ЖостоваИскусство ЖостоваИскусство ЖостоваИскусство ЖостоваИскусство ЖостоваИскусство ЖостоваИскусство ЖостоваИскусство ЖостоваИскусство ЖостоваИскусство ЖостоваИскусство ЖостоваИскусство ЖостоваИскусство ЖостоваИскусство ЖостоваИскусство ЖостоваИскусство ЖостоваИскусство ЖостоваИскусство ЖостоваИскусство ЖостоваИскусство ЖостоваИскусство ЖостоваИскусство ЖостоваИскусство ЖостоваИскусство ЖостоваИскусство ЖостоваИскусство ЖостоваИскусство ЖостоваИскусство ЖостоваИскусство Жостова







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Искусство Жостова.
5 класс
Изображение

Слайд 2

Цель урока:
- познакомить с жостовской росписью; - выполнить эскиз жостовского подноса.

Слайд 3

Задачи урока:
обучающие: - познакомить с историей возникновения и с особенностями жостовской росписи; развивающие: - совершенствовать навыки кистевой росписи; - развивать композиционные навыки в создании единства формы и декора; воспитательные: - воспитывать эстетический вкус; - прививать усидчивость и трудолюбие.

Слайд 4

История жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в ряде подмосковных сел и деревень - Жостово, Осташкове, Хлебникове, Троицком и других - возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых.   

Слайд 5

В прейскуранте Вишняковых значилось: "Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч.. существует с 1825 г.".

Слайд 6


В 1830 г. производство подносов в Жостово и окрестных селениях увеличилось. Пявились первые металлически подносы, украшенные декоративной цветочной росписью. Железные подносы постепенно вытеснили табакерки и другие "бумажные" поделки из мастерских Троицкой волости.

Слайд 7

Изготавливаются подносы из обычного листового железа. Выкованные изделия грунтуют, шпаклюют, шлифуют и лакируют, что делает их поверхность безукоризненно ровной. Затем расписывают масляными красками и покрывают сверху несколькими слоями прозрачного бесцветного лака.

Слайд 8

Наиболее важной операцией, требующей подлинного творчества, является роспись. Сюжеты росписи - цветочные и растительные орнаменты.

Слайд 9

Изредка - бытовые сценки из народной жизни, пейзажи, сценки народных гуляний, свадеб и чаепитий.

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Пишут жостовские художники масляными красками, мягкими беличьими кисточками. Во время работы художник держит поднос на колене и, когда необходимо, поворачивает его. А рука с кистью опирается на деревянную планочку, лежащую поперёк подноса.

Слайд 18

Самым распространённым видом жостовской росписи становится букет, расположенный в центре подноса и обрамлённый по борту мелким золотистым узором.

Слайд 19

Букет превращается в нарядную группу цветов, свободно положенную на блестящий лаковый фон. Три-четыре крупных цветка окружались россыпью более мелких цветочков и бутонов, связанных между собой гибкими стебельками и лёгкой «травкой», то есть небольшими веточками и листочками.

Слайд 20

Изображение словно рождалось из мерцающей глубины, растворяясь в ней прозрачными тенями и вспыхивая яркими букетами на поверхности. Чуть «утопленные» в фоне цветы казались лёгкими, полуобъёмными. Тактично данные ракурсы и повороты венчиков не прорывали зрительно плоскости предмета.

Слайд 21

Слайд 22

Слайд 23

Этапы росписи
Начинается роспись с «замалёвки». Разбелен-ными красками намечается общий силуэт изображения, расположение основных пятен. Замалёванные подносы сушатся в печах в течение нескольких часов.

Слайд 24

Следующими приёмами, «тенежкой» и «прокладкой», строятся формы цветов и листьев; сначала наносятся прозрачные тени, затем плотными яркими красками «прокладываются» светлые места росписи.

Слайд 25

После этого следует «бликовка», то есть нанесение белильных мазков, уточняющих все объёмы. Наложение бликов выявляет объем и свет, завершает лепку форм.

Слайд 26

Упругие линии «чертёжки» легко обегают по контуру лепестки и листья, выразительно подчёркивая по контрасту их сочную живопись.

Слайд 27

Мелкие веточки, не случайно называемые «привязкой», смягчают переход к фону. Тонкие линии-чёрточки ложатся по краю лепестков и листьев, придавая им большую выразительность.




Слайд 28

Последний этап работы – «уборка». Это роспись золотой краской по борту подноса и его украшение кружева- ми, мелкими цветоч- ками.

Слайд 29

Эти традиционные приёмы каждый мастер использует по-своему. В результате появляются бесконечные варианты сходных мотивов и образов, но никогда не увидеть среди них буквальных копий или повторений. Так что каждый поднос-это уникальная авторская работа.

Слайд 30

Искусство Жостово основано на выработанных поколениями приёмах письма, без которых его артистичное мастерство было бы невозможно.

Слайд 31

Обаяние искусства Жостово в искренности, непосредственности его содержания и выразительных средств.

Слайд 32


бы невозможно. Он

Слайд 33

Слайд 34

Слайд 35

Слайд 36

Слайд 37

Практическая работа
Придумайте и распишите свой поднос на бумаге. В начале работы наметьте крупные и средние формы композиции, затем мелкие. Работайте сразу кистью, стараясь соблюдать всю последовательность росписи мастеров Жостова.

Слайд 38

Слайд 39

Вопросы для закрепления знаний:
1. Где зародился жостовский промысел ? 2. Назовите особенности жостовской росписи. 3. Что характерно для композиции жостовских подносов ? 4. Перечислите этапы жостовской росписи. 5. Почему много лет это искусство живёт и не угасает ?