Презентация - Скульптура

СкульптураСкульптураСкульптураСкульптураСкульптураСкульптураСкульптураСкульптураСкульптураСкульптураСкульптураСкульптураСкульптураСкульптураСкульптураСкульптураСкульптураСкульптура







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Скульптура. Статья 1-я
История искусства

Слайд 2

Цели и специфика
«Создание телесных трехмерных объемов» — это лаконичное, но очень емкое определение цели скульптуры дал классик отечественного искусствоведения Б.Р. Виппер. В нем обозначены не только цель (создание), но специфика и способы восприятия данного вида искусства.
Пластика (греч. plastika) как способ создания формы путем «формосложения» (наращивания объема на каркасе) происходит от глагола plasso – леплю. Скульптура (лат. sculptura) как способ создания формы путем «формовычитания» (удаление лишней массы камня с целью выявления формы) происходит от глагола sculpo – вырезаю, высекаю, царапаю.
Алкамен (?). Гермес Пропилей (привратный). V в. до н. э.
Л. Альма-Тадема Скульпторы в Древнем Риме. 1877
Многочисленные древнегреческие названия и имена ваятелей также связаны с деятельностью: гермоглифы – высекатели герм, «делатели статуй» (andriantopoiia от греч. andrias – куколка); Дедал (Δαίδαλος от глагола δαιδαλεΐν – делать искусно), Гефест как божественный скульптор, которому приписывались все древние изображения богов.

Слайд 3

Сакральные камни
Первым творцом на ниве скульптуры как вторичного творения выступил не человек, а сама мать-земля, Богиня-мать, ее вздымающаяся скалами и горами плоть, ее каменно-земное чрево. До сих пор в фольклоре всех народов мира сохранились названия сакральных скал и утесов, очертаниями напоминающих животных или людей, с которыми связаны мифы о формировании земного ландшафта.
Священное плато Улуру. Австралия
Хребет Актау. Узбекистан
Ухо ветра. Долина монументов. Аризона, США
Вбитые камни. Стара Планина, Болгария

Слайд 4

Скала «Перья». Красноярск, Россия
Мань-Пупы Нер (Малая гора идолов). Республика Коми, Россия
Аю-Даг (Медведь-гора). Крым, Россия
Ленские столбы. Республика Саха (Якутия), Россия

Слайд 5

Сакральные камни разнообразны: оплодотворяющие (фаллические) камни; женщина-камень или беременная женщина (от бесплодия); дырявые камни, через которые проносят новорожденных детей; омфал (центр мира, или пуп земли); камни-следовики с отверстиями, наподобие отпечатков ступней человека; грибовидные фаллические камни, связанные с культом плодородия.
Омфал. Дельфы, Греция
Плесовский камень-гриб. Ивановская обл., Россия
Камень-следовик в Верхне-Волжском ареале. Россия
Антропоморфная статуэтка вулканического происхождения на позднеашельской стоянке Берехат-Рам (Голанские высоты)

Слайд 6

Природа создала примеры абстрактных, то есть заведомо «божественных» в своей стереометрической правильности форм. Это скалы цилиндрической формы, ставшие образцом для рукотворных менгиров; пирамидальные навершия гор, определившие формы индуистских храмов, многотонные шары, соотносимые с шаровидной скульптурой ольмеков.
Долина монументов. Штат Юта. США
Горный массив Демерджи-яйла. Крым
Парк Джошуа-Три, Калифорния, США
Голова ольмеков

Слайд 7

Тип экзистенциального проживания природно-скульптурных объектов сохранился и культивировался в традиционных восточных культурах Китая и Японии.
Р. Смитсон. Спиральный причал. 1970 Большое Соленое озеро, Штат Юта. США
Камень несчастья у входа в Летний императорский дворец Ихэюань. Пекин, Китай
Хризантемовый камень. Комплекс буддийских пещерных храмов Лунмэнь. Провинция Хэнань. Китай
В ХХ в. модель воспроизведения стихийных природных сил была востребована мастерами ленд-арта.
Сад камней в г. Като, департамент Хёго, Япония

Слайд 8

Пробуждение
На следующем этапе, по времени совпадающим с палеолитом, человек осмелился на соавторство с природой в тех случаях, когда требовалось внести отсутствующие детали в природный объект, чтобы усилить сходство с почитаемым божественным зверем для ритуальных целей.
Макет медведя. Прописовка. Пещера Монтеспан, Франция
Бизоны. Пещера Тюк д'Одубер, Франция
Линия на разделение скульптурных материалов, в которых творят вечное и преходящее, сохранилась в мифах (боги сотворили человека из глины), в ритуалах дарения и одевания статуй.
Статуя Самантабхадра в зале Гуаньинь. 1780. Храм Драгоценной жемчужины, парк Бадачу, Пекин, Китай
Скульптура Мадонны. XIV в. Базилика в Канделарии. Тенерифе, Канарские о-ва, Испания

Слайд 9

Европейская классическая традиция отрицала возможность использования в скульптуре временных материалов. Интерес к ним возродился только в конце XIX в., чтобы потом образовать целый подвид в искусстве постмодернизма – ассамбляж, в котором используются мусор и отработанные вещи.
Арман. Вечная камера хранения (слева) и Время для всех (справа). Лионский вокзал, Париж
Э. Дега. Маленькая четырнадцатилетняя танцовщица 1881
Р. Раушенберг. Одалиска. 1955–1958

Слайд 10

Вертикаль монументальной формы менгира становилась, подобно природным вертикалям, организующим центром окружающего пространства. На некоторых из менгиров появились схематичные антропоморфные изображения – лица, детали фигуры, атрибуты вооружения, символические знаки.
Радстонский менгир. Йоркшир, Великобритания
Менгир из Сен-Сернен-сюр-Ранс. VI–IV тыс. до н. э. Франция
Збручский каменный идол. X в. Прорисовка
Обелиск в Карнаке. XX в. до н. э. Египет
Колонна Марка Аврелия. 193. Рим

Слайд 11

В эпоху неолита/бронзового века происходит освоение абстрактной геометрической малой формы. Вырабатываются канонические знаки движения, запечатленные на уровне все той же абстрактной, лишенной объема и массы структуры тела человека или животного.
С этого времени вертикализм как символ жизненности становится отличительной чертой понятия «статуя» (греч. statos – стоящий, лат. statua – статуя, колонна от глагола stare – стоять).
Арфист. Мраморная фигурка. Киклады. 2800–2700 гг. до н. э.
Лучник. Бронзовая фигурка. Сардиния. XV–VI вв. до н. э.
Мыслитель и женщина из Чернаводы. Терракотовая фигурка. IV тыс. до н. э.

Слайд 12

Монолитная неподвижность
В эпоху Древнего мира человек дерзнул уподобить работу скульптора работе самой Природы. Усилиями родовых коллективов были созданы огромные по размерам трехмерные объекты, сопоставимые с природными феноменами – горами и скалами.
Большой Змеиный курган. Вид сверху. Прорисовка. Плато кратера Серпент-Маунд. Штат Огайо, США
Примером мегапроектов архитектурной скульптуры в Древнем Египте стали уподобленные горам Великие пирамиды Гизы, высеченный из цельной скалы Сфинкс, колоссы Рамсеса II у храма в Абу-Симбеле.
Колоссы Рамсеса II у храма в Абу-Симбеле. XIII в. до н. э. Египет

Слайд 13

Храм Кайласанатха в Эллоре. VIII–X вв. Индия
Статуя Будды Майтрейи в Лэшане. VIII в. Китай
Буддийская ступа в Санчи. III–II вв. до н. э. Индия
Скальный комплекс Лунмэнь. V–IX вв. Провинция Хэнань. Китай

Слайд 14

В Средние века в скульптуре романского стиля и готики божественная сверхсила стала организующим императивом, выстраивающим микрокосм скульптуры соборов по божественным образцам при полной пассивности изображаемых объектов и подавлении индивидуальной активности скульптора. Отличие состояло в том, что массив собора далеко ушел от монолитности скалы, а физическая пассивность изображаемых людей была знаком слияния с мистическими Разумом и Волей.
Скульптура в итерьере Шартрского собора. XII–XIII вв.
Скульптура собора в Страсбурге. Ок. 1275
Горгулья собора Нотр Дам де Пари XII–XIV вв.
Адам и Ева. Капитель из монастырской церкви Сен Пьер в Клюни. XII в.

Слайд 15

Освобождение скульптуры
Эпоха древнегреческой классики ознаменовала начало формирования европейской скульптурной концепции Нового времени (эллинизм, искусство Древнего Рима, Ренессанс, барокко, классицизм, реализм, импрессионизм). В ней предельной активностью обладают как творец-скульптор, так и изображаемый объект, при постоянном снижении активности природно-материального компонента.
Курос. VII–VI вв. до н. э.
Мирон. Дискобол. V в. до н. э.
Поликлет. Дорифор. V в. до. н. э.
Скопас. Менада. IV в. до н. э.
Микеланджело. Давид. XVI в.

Слайд 16

«Давид» и «Моисей» Микеланджело явили зрителю процесс созидания воли. Противоречивое движение фигур «Утра» и «Дня» в капелле Медичи воплотило борьбу воли с подсознательными импульсами. Задержанное и подавленное движение его «Рабов» показало внутреннюю борьбу с собственной духовной слабостью.
Микеланджело. Моисей. XVI в.
Микеланджело. Раб. XVI в.
Микеланджело. День, Утро. XVI в.

Слайд 17

Мастера барокко перенесли движение в область экстатических состояний. О. Роден как мастер, стоящий на границе импрессионизма и символизма, воссоздал в скульптуре движение подсознательных импульсов человеческой психики. Импрессионисты овладели движением внешних пространственных стихий воды, пламени и воздуха.
Дж.Л. Бернини. Экстаз Святой Терезы. 1645–1652
О. Роден. Поцелуй. 1889
А. Голубкина Ваза «Туман». Ок. 1904
Мастера барокко пошли по пути отмены тектонических структур камня, лишения его веса и массы, и в конечном счете его дематериализации (облака в «Экстазе св. Терезы»).

Слайд 18

Презентация подготовлена Е. Князевой по материалу Е. Медковой Журнал «Искусство» № 4/2015
А. Голубкина Волна (Пловец). Фрагмент. 1901