Презентация - Как устроены храмы

Как устроены храмыКак устроены храмыКак устроены храмыКак устроены храмыКак устроены храмыКак устроены храмыКак устроены храмыКак устроены храмыКак устроены храмыКак устроены храмыКак устроены храмыКак устроены храмыКак устроены храмыКак устроены храмыКак устроены храмы







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Как устроены храмы
История искусства

Слайд 2

Иудейские синагоги, христианские церкви, мусульманские мечети — всё это священные места, предназначенные для обрядов и церемониалов поклонения божественному. Это закрытые пространства встречи мира земного, «посюстороннего» с миром запредельного, сакрального.
Пирамида майя Чичен-итца на полуострове Юкатан. Мексика
Зиккурат в Уре. Месопотамия. Рекнструкция
Индийский храм Кайласантха в Эллоре. IV–IX вв.
В архитектурном облике храмов отражены представления о божественном порядке мироздания, об организованном и разумном мире — космосе. Храм можно прочесть как книгу, увидеть в элементах постройки систему зашифрованных символов.

Слайд 3

Мечеть Кул-Шариф. Архитекторы Ш. Латыпов и др. 1996–2005. Казань
Лютеранская церковь (кирха) святых Петра и Павла. Архитектор П.Паньков. 1845–1849. Ярославль
Церкоаь Покрова на Нерли. XII в. С. Боголюбово, Владимирская обл.
В мечети купол всегда один (он выражает единственность Аллаха), а башен-минаретов может быть до девяти.
Молельные же дома протестантов могут почти не выделяться из череды обычных муниципальных зданий.
Храм Спаса Нерукотворного Образа. Архитектор В. Косяков. 1909–1912. Село Кукобой Первомайского р-на Ярославской обл.
Русские православные церкви можно узнать по куполам с крестами, символизирующим небесное начало Христа, и колокольне-«мачте».

Слайд 4

Для католических строений важны принципы каноничности (церковь должна быть внешне узнаваема в своем облике) и вертикальности (ее архитектура — от колокольни до «рёберных» потолков — призвана воплощать собой тянущуюся к высотам духа общину).
Линкольнский собор. Интерьер. XIII в. Англия
Кёльнский собор. 1248–1437, 1842–1880. Германия
Скульптура на портале Кёльнского собора

Слайд 5

Традиционные синагоги — это здания, внешне похожие на христианские храмы и исламские мечети. Если синагога имеет купол, то он один и на нем обязательно высится символ иудаизма — шестиконечная звезда «Щит Давида».
Томская хоральная синагога. 1902
Старонова синагога в Праге. 1270
В то же время синагога может выглядеть совершенно по-разному, поскольку религиозный закон ничего не говорит о том, какой должна быть архитектурная форма дома молений. Главное, чтобы помещение имело окна и молящиеся могли видеть небо.

Слайд 6

В православную церковь мы входим с запада, алтарь же ориентирован на восток. Католичество в основном использует ту же символику, но есть в нем и знаменитые храмы, обращенные алтарем к западу, как собор Святого Петра в Ватикане.
Собор Святого Петра. 1452–1626. Ватикан

Слайд 7

Порог храма — рубеж двух пространств: обыденного, внешнего и сакрального, внутреннего. Именно поэтому архитектуре фасада и оформлению дверей придается огромное значение.
Портал собора Вознесения Святой Марии. 1015. Хильдесхайм, Германия
Северный портал Базельского собора. Около 1180. Швейцария
Райские врата флорентийского баптистерия. Скульптор Л. Гиберти. 1414–1424

Слайд 8

На фасаде католического храма всегда есть розетка — большое круглое окно над центральным входом, витражные стекла которого уподоблены лепесткам распустившейся розы, символа Девы Марии.
Розетка на фасаде собора святого Патрика. Архитектор Дж.Ренвик-младший. 1858–1879. Нью-Йорк
Нотр Дам де Пари. 1163–1345. Париж
Над вратами православного храма обязательно расположена икона.
Надвратный храмовый образ Богоматери над входом в Казанскую часовню. Казанский Головинский монастырь, Москва
Надвратная икона церкви Рождества Пресвятой Богородицы. XIV в. Снетогорский монастырь. Псков

Слайд 9

Фасады мечетей обычно украшены растительными орнаментами — резными или изразцовыми, а рядом с входом обязательно находятся фонтанчики для ритуального омовения, без которого вход в мечеть запрещен. Купели для омовения — миквы — есть и при входе в синагогу.
Большая мечеть Омеядов. 706–715. Дамаск

Слайд 10

В православной церкви алтарь скрыт от профанного взгляда иконостасом и Царскими вратами. Иконостас — это элемент, по которому легко распознать православный храм.
Иконостас и Царские врата храма в Бородино. 1911
Софийский собор в Киеве. Первая половина XI в. Интерьер.
Иконостас и алтарь отделены от храмового пространства особым возвышением — солеей, с центральной части которой, амвона, читается Евангелие и произносятся проповеди.
Внутреннее пространство храмов подчинено символике.
Центром христианского храма является алтарь — символическое воплощение стола Тайной вечери.

Слайд 11

В католическом храме главный алтарь часто расположен в центре, при этом иногда над алтарем возводится деревянный или металлический навес-балдахин с куполом.
Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. Здание. Интерьер. Орган. Архитектор Ф.О. Богданович-Дворжецкий 1901–1911. Москва
Это алтарное пространство — пресвитерий — так же, как и в православном храме, находится выше храмового. На стене над алтарем либо за ним обязательно висит массивное распятие.
В боковых частях строения размещены конфессионалы — особые закрытые беседки для исповеди. Есть скамьи, икон нет.

Слайд 12

Протестантский храм-кирха – это не столько сакральное пространство, сколько место общей молитвы. В большинстве протестантских храмов сохранена структура традиционных христианских католических храмов и алтарная часть, но главное в нем — кафедра проповедника-пастора, расположенная рядом с алтарем.
Немецкий храм-кирха св. Гертруды. Около 1580. Стокгольм, Швеция
Молитвенные залы синагоги часто похожи на аудитории с сидячими местами, причем фокус внимания сидящего должен быть направлен на кафедру проповедника-раввина — и туда, где в специальной нише или на специальном возвышении хранится Тора.
Интерьер синагоги в г. Они. 1880-е. Грузия

Слайд 13

Мечеть Султана Омара Али Сайфуддина. 1958
Мечеть аль Масджид аль-Харам (араб. «Запретная мечеть»). Известна с 1570 г.
В мечети аль-Харам, где находится главная святыня ислама Кааба, максимальное число минаретов – девять (в обычных мечетях чаще всего два или четыре минарета). Купол увенчан полумесяцем — знаком ислама и могущественной Османской империи.
Мечеть Харам аль-Шариф. Храмовая гора, Иерусалим

Слайд 14

Пол мечетей застелен коврами. Именно по ним, сняв обувь и совершив омовение, ходят верующие и расстилают свои личные молельные коврики для совершения намаза.
Мечеть султана Кабуса. 1995–2001. Маскат, Оман
Мечеть шейха Зайда. 1996–2007. Абу-Даби, ОАЭ
Неотъемлемыми атрибутами интерьера мечети являются ниша, обращенная на Каабу в Мекке, место для хранения Корана и кафедра проповедника-учителя муллы. Поскольку в исламе существует запрет на изображение человека и животных, интерьер оформлен растительным и геометрическим орнаментом — с вплетением в него фраз из Корана и Сунны. Пространство организовано так, что оно не фокусирует внимание молящегося ни на чем конкретном и внешнем, но обращает его к взору внутреннему.

Слайд 15

Презентация подготовлена Е. Князевой по материалу Т. Воронцовой Журнал «Искусство» № 05-06/2015
Санкт-Петербургский буддийский храм «Дацан Гунзэчойнэй»