Презентация - Русская литература XX века

Русская литература XX векаРусская литература XX векаРусская литература XX векаРусская литература XX векаРусская литература XX векаРусская литература XX векаРусская литература XX векаРусская литература XX векаРусская литература XX векаРусская литература XX векаРусская литература XX векаРусская литература XX векаРусская литература XX векаРусская литература XX векаРусская литература XX векаРусская литература XX векаРусская литература XX векаРусская литература XX векаРусская литература XX векаРусская литература XX векаРусская литература XX векаРусская литература XX векаРусская литература XX векаРусская литература XX векаРусская литература XX векаРусская литература XX векаРусская литература XX века







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Русская литература xx века: богатство и разнообразие жанров и направлений
Цели: уяснить понятие о связи исторического и литературного процессов начала ХХ века; выяснить, в чем своеобразие реализма в русской литературе начала века; узнать о разнообразии литературных направлений, стилей, школ, групп.

Слайд 2

Александр Александрович Блок (1880 -1921)
Двадцатый век... Ещё бездомней, Ещё страшнее жизни мгла (Ещё чернее и огромней Тень Люциферова крыла). Пожары дымные заката (Пророчества о нашем дне), Кометы грозной и хвостатой Ужасный призрак в вышине, Безжалостный конец Мессины (Стихийных сил не превозмочь), И неустанный рёв машины, Кующей гибель день и ночь, Сознанье страшное обмана Всех прежних малых дум и вер, И первый взлёт аэроплана В пустыню неизвестных сфер... И отвращение от жизни, И к ней безумная любовь, И страсть и ненависть к отчизне... И чёрная, земная кровь Сулит нам, раздувая вены, Все разрушая рубежи, Неслыханные перемены, Невиданные мятежи.

Слайд 3

Анна Андреевна Ахматова (1889 -1966)
И всегда в темноте морозной,     Предвоенной, блудной и грозной,         Жил какой-то будущий гул, Но тогда он был слышен глуше,     Он почти не тревожил души         И в сугробах невских тонул. Словно в зеркале страшной ночи     И беснуется и не хочет         Узнавать себя человек, А по набережной легендарной     Приближался не календарный -         Настоящий Двадцатый Век.

Слайд 4

Человек и эпоха – основная проблема искусства, так как понимание законов развития человеческой личности невозможно без знания той исторической обстановки, в которой этот человек существует.

Слайд 5

I. Социально – экономическое и политическое развитие России
Начало XX века – это время правления Николая II, вступившего на престол в 1894 году. Россия в это время была страной со средним уровнем капитализма. Отмена крепостного права в 1861 году, реформы 60-70-х гг. не прошли бесследно: капиталистическая промышленность росла высокими темпами (первое место в мире), возникли новые отрасли (нефтеперерабатывающая, химическая, машиностроение) и новые промышленные районы (в первую очередь Донбасс-Криворожский). Железные дороги связали Центр с окраинами и стимулировали развитие страны. Возникли крупные банки, связанные с промышленностью. Финансовая система после проведенной в 1897 году министром финансов С. Ю. Витте реформы (введение золотого обеспечения рубля и свободный размен бумажных денег на золото) была одной из самых устойчивых в мире. Россия вышла в пятерку самых развитых промышленных стран.

Слайд 6

Но высокие количественные показатели (темпы роста, объемы производства) сочетались с довольно низкими качественными. Низкой была производительность труда. Развитие экономики было крайне неравномерным по отраслям и районам страны. Историки называют сельское хозяйство ахиллесовой пятой тогдашней России. Экономическая модернизация начала оказывать некоторое влияние на социальную структуру страны. Дворянство (1% населения) оставалось политически господствующим сословием, но его экономическое положение постепенно ухудшалось. Оскудение дворянских усадеб, с сочувствием описанное И. А . Буниным и А. П. Чеховым, было примечательным явлением эпохи.

Слайд 7

Крестьянство (80% населения) страдало от малоземелья.

Слайд 8

Работники кожевенного завода. Начало XX века.
Положение рабочего класса (менее 10% населения) было тяжелым, длинный рабочий день, плохие бытовые условия, низкая зарплата, бесправие – таковы причины, вызывавшие недовольство рабочих.

Слайд 9

Особыми социальными группами являлись чиновничество, духовенство, интеллигенция

Слайд 10

К началу XX века модернизация практически не затронула политическую сферу. Россия оставалась самодержавной (абсолютной) монархией.

Слайд 11

II. Культура в России начала XX века
Вступая в XX век, Россия менялась. Реальностью стали свобода слова, печати, собраний, деятельности политических партий. Потрясением и предупреждением обществу и власти явилась революция 1905-1907 гг. Нет ничего удивительного в том, что начало века принесло России необыкновенный расцвет культуры – героической и трагической одновременно. Заметные изменения происходили в системе образования. Всерьез обсуждалась задача ликвидации безграмотности, введение всеобщего начального образования. Важную просветительскую роль играли периодическая печать и книгоиздательское дело.

Слайд 12

Открытия ученых играли мировое значение. Лауреатами Нобелевской премии стали И. Павлов и И. Мечников

Слайд 13

Читающая публика увлечена романтическими рассказами М. Горького и потрясена его пьесой «На дне»

Слайд 14

И. Куприн «Поединок», «Гранатовый браслет»

Слайд 15

Л. Андреев «Жизнь человека», «Царь – Голод»

Слайд 16

Печалится об участи дворянских усадеб И. Бунин

Слайд 17

Модернизм (от фр. Modern –новый, современный) – различные течения в современном буржуазном искусстве, противопоставляющие себя реализму и особенно социалистическому реализму. Модернисты отвергают основной принцип реалистического искусства – отражение объективной действительности, приравнивая его к натуралистическому копированию жизни.
1. Символизм . В основе изображения жизни лежала система символов, в которые вкладывался особый мистический смысл: они имели своей целью убедить читателя в существовании потустороннего мира, сверхъестественных сил, якобы управляющих жизнью и т.д.

Слайд 18

2. Акмеизм. В отличие от символизма, отказывался от мистицизма и стремился к конкретному изображению вещного и природного мира, простых человеческих чувств и т.д. Однако крайний индивидуализм акмеизма вел к тому, что поэтический мир его представителей был очень беден и ограничен, далек от реальной жизни. 3. Футуризм. Отрицая великое наследие классической литературы и искусства, футуристы выступали против общепризнанных форм поэзии и живописи, против нормального синтаксиса, создавая свой «заумный» язык, нелепые шумовые словосочетания, лишенные всякого смысла.

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22

Илья Ефимович Репин

Слайд 23

Василий Иванович Суриков

Слайд 24

Н. Римский-Корсаков. Опера «Сказка о царе Салтане»

Слайд 25

Новыми художественными открытиями являются для России музыка молодого С. Рахманинова и экспериментальные опусы А. Скрябина

Слайд 26

Переживает расцвет и русский реалистический театр. Всемирную славу получает система К. Станиславского, создавшего вместе с В. Немировичем – Данченко Художественный театр.

Слайд 27

Контрольные вопросы по теме:
1) Начало 20-го века- это время правления на престоле… 2) Дать краткую характеристику социально-экономического и политического развития России в начале 20 века. 3) Причины недовольства рабочего класса. 4) Господствующие классы. 5) Первое знаковое событие в начале 20 века, повлиявшее на культуру России. 6) Изменения в системе образования. 7) Ученые – лауреаты Нобелевской премии. 8) Модернизм – различные течения в современном буржуазном искусстве. Назовите эти литературные течения и их представителей. 9) Новые литературные жанры рубежа 20-21 вв.