Презентация - Работа с текстом

Работа с текстомРабота с текстомРабота с текстомРабота с текстомРабота с текстомРабота с текстомРабота с текстомРабота с текстомРабота с текстомРабота с текстомРабота с текстомРабота с текстомРабота с текстомРабота с текстомРабота с текстомРабота с текстомРабота с текстомРабота с текстомРабота с текстомРабота с текстомРабота с текстомРабота с текстомРабота с текстомРабота с текстомРабота с текстом







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Работа с текстом
1занятие Твердохлебова Л.В. учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ№1 г. Заводоуковска 2014год

Слайд 2

Даниил хармс 1905 -1942
О Пушкине Трудно сказать что-нибудь о Пушкине тому, кто ничего о нем не знает. Пушкин великий поэт. Наполеон менее велик, чем Пушкин. И Бисмарк по сравнению с Пушкиным ничто. И Александр I и II, и III просто пузыри по сравнению с Пушкиным. Да и все люди по сравнению с Пушкиным пузыри, только по сравнению с Гоголем Пушкин сам пузырь. А потому вместо того, чтобы писать о Пушкине, я лучше напишу вам о Гоголе. Хотя Гоголь так велик, что о нем и писать-то ничего нельзя, поэтому я буду все-таки писать о Пушкине. Но после Гоголя писать о Пушкине как-то обидно. А о Гоголе писать нельзя. Поэтому я уж лучше ни о ком ничего не напишу. 1936

Слайд 3

Екатерина горбовская 1964год
Письмо в Сухуми Октябрь, 1983 Неужели Вы забыли, Как мы ели чахохбили, Как мы пили «Ахашени», Как Вы встали на колени, На груди сложивши руки - Так - крестом, Как отряхивали брюки, Встав потом... Только что теперь об этом Вспоминать и говорить. Я опять приеду летом - Можно будет повторить.

Слайд 4

Умение учиться
Важнейший компонент- умения, позволяющие работать с учебными и научными текстами и другими источниками информации(учебно-информационые), составляют основу познавательной деятельности, уровень их развития –успешность обучения ребёнка.

Слайд 5

требования
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и лишней информации; свободная ориентация и восприятие текстов научного, публицистического и официально-деловых стилей; умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью(подробно, сжато, выборочно) и соблюдая нормы построения текста(соответствие теме, жанру, стилю речи и др.

Слайд 6

актуально
задача обучения не только извлечению информации, но и пониманию прочитанного, включения его в личностный опыт обучающихся

Слайд 7

Исследования, начатые в 60-е г. 20 в. психолингвистами Л.П. Доблаевым, И.А. Зимней, Г.Д.Чистяковой и др. доказали: способность понимать научный текст не формируется спонтанно.

Слайд 8

герменевтика
Понимание текста – интерпретация его смысла –выявление и реконструкция смысла на основе обращения к личности автора( к его личному и культурному контексту), а также смыслообразования, обнаружения личностных смыслов, требующих актуализации личного контекста понимающего субъекта.

Слайд 9

Термин «герменевтика»
 первоначальный смысл : искусство истолкования, учение об интерпретации текстов. В философии Дильтея: наука о понимании как основе гуманитарного знания. У Хайдеггера и Гадамера: основной принцип существования, состоящий в истолковании основных смыслов бытия.

Слайд 10

Психолингвистика
понимание как компонент мышления, речемыслительный процесс, в основе которого лежат мыслительные и речемыслительные действия и операции; расшифровка общего смысла, который стоит за непосредственно воспринимаемым речевым потоком;

Слайд 11

Современный подход
речемыслительный процесс, осуществляемый как восхождение от содержания ( о чём и что именно говорится?) на основе использования соответствующих способов действия к смысловому плану текста и затем – к личностному смыслу;

Слайд 12

Уровни понимания
извлечение информации (о чём говорится и что именно?); интерпретация информации в авторском и культурном контекстах (смысл текста); интерпретация информации в контексте личного жизненного опыта обучающегося (личностный смысл);

Слайд 13

ТИПЫ СМЫСЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ФРАГМЕНТАМИ ТЕКСТА:
объект – характеристика (что это такое? кто это такой?); сравнительные отношения(что сравнивается? по каким признакам? что общее и различное находит автор? какие выводы делает автор?) причинные и аргументативные (что факт? причина? тезис? доказательства? что из этого следует?) разные –противоречивые позиции;

Слайд 14

І.1.Информация о сущностных характеристиках объекта
Найти фрагменты текста, в которых даётся определение понятию или характеристика объекта, найти компоненты определения и формулировать определение понятия на основе прочитанного текста, если в тексте это готовое определение отсутствует. Создать текст, содержащий определение со ссылкой на источник ( передача чужой речи: прямая речь, косвенная речь; способы оформления ссылок и сносок. Дать ответ на вопрос обобщённого характера на основе анализа описания объекта( готовая формулировка в тексте отсутствует).

Слайд 15

І. 2. Информация, позволяющая сравнивать объекты:
найти сравнительные фрагменты в тексте; определить признаки, по которым происходит сравнение; составить сравнительную таблицу, определить количество колонок и строк, их названия; создать текст сравнительного характера ( речевые обороты: сравнительная степень: шире, богаче, более важный; один учёный…считает, а другой…отрицает).

Слайд 16

І .3.Информация об отношениях и связях между объектами (целевых, причинных, результативных)
провести смысловой анализ текста: установить смысловые отношения между частями текста: причинно - следственные, целевые, определительные и др.; НАЙТИ названные СМЫСЛОВЫЕ ОТРЕЗКИ В ТЕКСТЕ, УСТАНОВИТЬ ИХ последовательность; найти лишние в смысловом отношении предложения, фрагменты текста; создать высказывание, отражающее смысловые отношения в исходном тексте. Для этого нужно владеть конструкциями типа: Причины этого явления учёный видит в следующем…

Слайд 17

І.4.Информация о мыслительных операциях, производимых автором:
Определить мыслительные операции, подобрать соответствующие им речемыслительные глаголы: автор думает, сравнивает… Создать вторичный текст.

Слайд 18

ІІ. Интерпретация смысла текста
выделить слова, в которых выражается авторская оценка к тому, что он описывает; определить по отношению к чему (каким предметам речи) выражено оценочное отношение автора статьи; определить характер оценки(положительная или отрицательная);какая именно дана( высоко оценил, признаёт целесообразность, или, наоборот, считает недостаточно оригинальным, проработанным, находит недостатки); как относится автор к тому, о чём/ о ком говорит? сформулировать кратко оценку, данную автором; выбрать из готовых формулировок коммуникативной задачи текста или основную мысль; сформулировать коммуникативную задачу текста; сформулировать ответ на вопрос обобщённого характера(готовая формулировка в тексте отсутствует);

Слайд 19

ІІІ. Присвоение полученного знания:
Уровни «принятия» позиции: неосознанное принятие-непринятие: нравится, не нравится; я думаю так же –я буду думать так же; осознанное принятие – непринятие: обнаружение собственных оснований для принятия –непринятия позиции, приведение аргументов; осознание: что изменилось после знакомства с этой позицией в мировоззрении и почему: раньше я думал, что…, а теперь я думаю, что…

Слайд 20

ВАЖНО:
чтобы результаты понимания на каждом этапе закреплялись ребёнком вербально : умение говорить о чём-либо не возникает вдруг, оно выращивается постепенно: от заученных «коммуникативных фрагментов» до свободного обращения с ними, выбора наиболее уместного варианта.

Слайд 21

Модель высказывания о чужом
Автор – глагол со значением речемыслительного действия –предмет речи. Для аннотации Автор – глагол со значением речемыслительного действия –предмет речи. Для реферата Автор – глагол со значением речемыслительного действия –предмет речи + авторские суждения и оценка

Слайд 22

Задания «смысла для меня»
Создание собственных оценочных высказываний, рефлексивных текстов(аргументация согласия/несогласия с авторской позицией), проведение дискуссий со сменой ролей(защитник позиции/оппонент).

Слайд 23

логика
освоение умений понимать текст – оформлять результаты этого понимания во вторичных текстах(таблицах, планах, пересказах, аннотациях, развёрнутых или кратких выводах, рефератах) – текстах рефлексивного характера, отражающих субъективно –личностный аспект понимания прочитанного (эссе, тексты, отражающие альтернативную позицию по отношению к высказанной автором, диалог с автором, автобиография, страничка из дневника и т. п.)

Слайд 24

Слайд 25

рефлексия