Презентация - Актуальные проблемы современной дидактики

Актуальные проблемы современной дидактикиАктуальные проблемы современной дидактикиАктуальные проблемы современной дидактикиАктуальные проблемы современной дидактикиАктуальные проблемы современной дидактикиАктуальные проблемы современной дидактикиАктуальные проблемы современной дидактикиАктуальные проблемы современной дидактикиАктуальные проблемы современной дидактикиАктуальные проблемы современной дидактикиАктуальные проблемы современной дидактикиАктуальные проблемы современной дидактикиАктуальные проблемы современной дидактикиАктуальные проблемы современной дидактикиАктуальные проблемы современной дидактикиАктуальные проблемы современной дидактики







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Актуальные проблемы современной дидактики.

Слайд 2

Из закона Об образовании в Российской Федерации
Образование – это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Слайд 3

Основные цели образования социальные личностные педагогические

отражают ожидания государства, общества, различных социальных групп.
отражают потребности и интересы личности, их ожидания в процессе образования.
отражают планируемый результат образования в конкретном учебном учреждении и на конкретном этапе обучения

Слайд 4

Требования к конструированию целей обучения
Цели обучения Требования к конструированию Требования к конструированию Требования к конструированию Требования к конструированию
Цели обучения Отражение в конкретном содержании Мотивированность Этапность предъявления Возможность проверить
Для организации реального воспитательного процесса в реальном (сегодня существующем) образовательном учреждении необходимы педагогические цели, отвечающие, пожалуй, только на один вопрос: что изменится в школьнике, который прошел определенный путь обучения – урок, четверть, учебный год…

Слайд 5

раскрывает педагогические законы, зависимости, закономерности процесса познания человеком окружающей действительности, при- общения его к жизни в обществе (социализации)
Д И Д А К Т И К А
отвечает на вопросы:
«Зачем учить и учиться?»
«Чему учить и учиться»?
«Как учить и учиться?»
Объект процесс обучения и учения
Субъект участники процесса обучения.

Слайд 6

Слайд 7

Каковы важнейшие характеристики дидактики как теории обучения?
Во-первых, она касается специфической деятельности людей по передаче старшим поколением и освоению подрастающим поколением общественной культуры, социального опыта.
Во-вторых, дидактика обеспечивает целенаправленное взаимодействие обучающих и обучающихся для получения результатов образования, развития, воспитания.
В-третьих, дидактика рассматривает все проблемы образования в комплексе: отбор целей и содержания, структурирование методов, приемов, форм организации, требования к конструированию средств и др.
В-четвертых, дидактика раскрывает связь теории и практики: возможности успешного научного понимания учащимися общей картины, образа существующей действительности и способности при- обретенные знания применять в учебных и жизненных ситуациях.

Слайд 8

Вывод: дидактика – это процесс целенаправленного обучения и учения, раскрывающий общие принципы, закономерности, условия, предпосылки успешного взаимодействия субъектов образовательного процесса. Дидактика раскрывает законы деятельности педагога (обучения) и обучающихся (учения), их ролевые характеристики и средства взаимодействия.

Слайд 9

Основные функции дидактики
Целевая функция – определение целей образования в соответствии с возрастом, этапом обучения и спецификой образовательного учреждения. Информационная функция – обоснование содержательной стороны процесса обучения с учетом поставленных целей. Системообразующая функция – обеспечение взаимосвязи и корреляционных зависимостей всех компонентов дидактической системы. Координирующая функция – обеспечение преемственности и перспективности процесса обучения внутри каждого его этапа и между разными ступенями обучения. Прогнозирующая функция – корректировка всех компонентов дидактической системы с учетом требований общества, достижений науки, оценки новаторства, анализа реального состояния практики обучения.

Слайд 10

П Р И Н Ц И П Ы Д И Д А К Т И К И
Принцип личностно-ориентированного обучения Сохранность и поддержка индивидуальности ребенка. Реализация постулата «ученик имеет право на ошибку». Более того, ошибка становится не только (и не столько!) поводом для формулирования оценки выполненного задания, но средством развертывания учебного диалога, анализа причин возникновения трудности и определения путей ее преодоления. Предоставление каждому обучающемуся возможности работать в собственном темпе, предоставление права выбора деятельности, партнера, средств обучения. Создание условий для реализации творческих возможностей обучающегося (всякая практическая или теоретическая деятельность человека, в результате которой возникают новые (с точки зрения ее субъекта) объекты. Это могут быть материальные продукты (сочинения, рисунки, музыкальные произведения и пр.) и идеи (способы решения задач, новое знание).

Слайд 11

П Р И Н Ц И П Ы Д И Д А К Т И К И
Принцип деятельностного подхода
Принцип мотивации деятельности учащихся
Для каждого возрастного периода свойственна ведущая деятельность, которая является, во-первых, потребностной, во-вторых, оказывающей особое влияние на психическое развитие человека, в-третьих, стимулирующей развитие следующей ведущей деятельности.
Мотивы стремления к знаниям, удовлетворения своих познавательных интересов, определения границ своего знания и незнания придают учебной деятельности школьников личностный смысл.

Слайд 12

Компетентностный подход в обучении
Компетенция (от лат. сompeto – добиваюсь, подхожу, соответствую) как «круг вопросов, в которых хорошо осведомлен субъект».
Дидактические составляющие понятия «компетенция»
Готовность к решению проблем и выдвижению гипотез
Самоконтроль и элементы рефлексии
Владение разными учебными ролями
Умения и навыки
Опыт работы в нестандартных ситуациях
Мотив и установка к деятельности
Готовность к взаимодействию
Готовность к построению алгоритма
Система знаний

Слайд 13

Изменения дидактической системы в свете ФГОС
Обеспечение: – права на полноценное образование; – единства образовательного пространства; – преемственности основных образовательных программ; – критериально-оценочного компонента системы образования, повышения объективности контролирующей и оценочной деятельности образовательного учреждения. 2. Приоритет целей развития личности означает особое внимание к личностному, социальному, познавательному и коммуникативному развитию школьника. Реализация целей обеспечивается деятельностным подходом к построению дидактической системы, что означает отход от знаниевой парадигмы образования.
Основные функции стандарта

Слайд 14

Изменения дидактической системы в свете ФГОС
3. Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ конструируются из трех типов результатов: – предметные результаты как присвоение научного, исторического и социального опыта (знания, умения, способы действий и др.) в рамках изучаемой предметной области; – метапредметные результаты – освоение обобщенных способов деятельности, «применимых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях» ; – личностные результаты «как система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам». 4. Планируемые результаты выражаются в следующих единицах: – универсальные учебные действия (личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные); – ИКТ-компетенции (ИКТ-компетентность); – основы учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Слайд 15

Выполнение ФГОС возможно при построении преемственной и перспективной модели, в основе которой лежит не только «стыковка» содержания обучения между начальной и основной, основной и старшей школой, но определение динамики развития всех указанных единиц стандарта.

Слайд 16

Источник: Н.Ф. Виноградова Современный взгляд на дидактику общеобразовательной школы в условиях введения новых ФГОС. Москва. Педагогический университет «Первое сентября». 2013
Презентацию составила Ващенко Татьяна Александровна. Спасибо за внимание!