Презентация - Смута

СмутаСмутаСмутаСмутаСмутаСмутаСмутаСмутаСмутаСмутаСмутаСмута







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

10 класс
СМУТНОЕ ВРЕМЯ в РОССИИ

Слайд 2

ПЛАН
1. Сущность и причины Смутного времени. 2. Основные события Смутного времени. 3. Оценка Смуты историками и современниками.

Слайд 3

Историческая проблема:
Какие силы и за что боролись в Смутное время? Кто и почему одержал победу? Какова роль Смутного времени в истории России?

Слайд 4

Что такое Смута; Крестоцеловальная запись; Самозванство; Семибоярщина; Династический кризис; Тушинский вор; Интервенция; Междуцарствие ; Ополчение.
Вспомнить:

Слайд 5

«СМУТА – это несчастная случайность, вызванная послаблением царя Федора, злодеяниями царя Бориса и развратом народа». (Карамзин)
«СМУТА – социальная рознь, пресеченная национально-освободительным движением». (В.О.Ключевский)
«СМУТА – возмущение, мятеж, крамола, общее неповиновение, раздор меж народом и властью». (В.И.Даль)

Слайд 6

Работа с учебником
Прочитать § 17-18 Сделать пометки на полях (метод инсерт): знаю узнал сейчас (новое для меня) ? непонятный материал

Слайд 7

Используя материалы § 17-18, определите главные события каждого периода Смуты.
«В развитии московской Смуты ясно различаются три периода. Первый может быть назван династическим, второй – социальным и третий – национальным. Первый обнимает собою время борьбы за московский престол между различными претендентами вплоть до Василия Шуйского включительно. Второй период характеризуется междоусобной борьбою общественных классов и вмешательством в эту борьбу иноземных правительств, на долю которых и достаётся успех в борьбе. Наконец, третий период Смуты обнимает собою время борьбы московских людей с иноземным господством до создания национального правительства с М.Ф.Романовым во главе». историк Платонов С.Ф.

Слайд 8

Федор Иванович (1584-1598 гг.) 1589 г.-патриаршество (Иов) 1591 г. – «угличское дело» 1597 г. – «урочные лета» Крепости (Смоленск, Воронеж, Курск, Белгород, Самара, Саратов, Царицын, Астрахань, Тюмень, Тобольск, Архангельск) русско-шведская война (+)
Лжедмитрий I (1605-1606 гг.) Григорий Отрепьев обещания боярам, казачеству, народу свадьба с Мариной Мнишек нарушение русских и православных традиций Боярский заговор
Василий Шуйский (1606-1610 гг.) Выкликнут на Земском соборе крестоцеловальная запись (присяга) восстание под предводительством Болотникова Лжедмитрий II (Тушинский вор) договор со Швецией иностранная интервенция (1609 г. – Польша, 1611 г. – Швеция) свержение (1610 г.), пострижение в монахи
«Семибоярщина» (правительство) Мстиславский Поляки заняли Москву Первое ополчение (Рязань, 1611 г. , Заруцкий) Второе ополчение (Нижний Новгород, Минин и Пожарский, 1611-1612 гг.) – освобождение Москвы от интервентов
1613 г. Земский собор Избрание царем Михаила Романова
Окончание Смутного времени
Смутное время
Борис Годунов (1598-1605 гг.) Избран земским собором опала Романовых неурожайные годы (1601-1603) восстания (Хлопко) слухи восстановление Юрьева дня, отмена сыска беглых крестьян

Слайд 9

Значение Смуты
Смута преподала важный урок русскому народу. Призыв Кузьмы Минина – не искать личных выгод, а отдавать всё на общее дело – имел отклик у большинства простых людей, символизируя поворот общества к нравственному гражданскому долгу.
Кто согласен с данным утверждением, приведите аргументы в защиту данной позиции

Слайд 10

«В обществе крепло чувство национального и религиозного единства, слагалось более отчётливое представление о государстве. В 16 веке оно ещё не мыслилось как форма народного общежития, оно казалось вотчиной государевой, а в 17 веке, по представлению московских людей , это уже «земля», т.е. государство». (С.Ф.Платонов)
Кто согласен с данным утверждением, приведите аргументы в защиту данной позиции

Слайд 11

Произошло то, что С.М.Соловьёв назвал «подвигом очищения», когда «народ, не видя никакой внешней помощи, углубился во внутренний духовный мир свой, чтобы оттуда извлечь средства спасения»
Кто согласен с мнением Соловьёва, приведите аргументы в защиту данной позиции

Слайд 12

Задание на дом:
Проанализировать деятельность одного из участников исторических событий, используя текст учебника (§ 17-18) и дополнительные материалы, по плану: 1) дайте оценку роли данного персонажа в Смуте; 2) какую альтернативу исторического развития страны он представлял? 3) почему эта историческая альтернатива оказалась реализованной (или не была реализована)?