Презентация - Словосочетание

СловосочетаниеСловосочетаниеСловосочетаниеСловосочетаниеСловосочетаниеСловосочетаниеСловосочетаниеСловосочетаниеСловосочетаниеСловосочетаниеСловосочетаниеСловосочетаниеСловосочетаниеСловосочетаниеСловосочетаниеСловосочетаниеСловосочетаниеСловосочетаниеСловосочетаниеСловосочетаниеСловосочетаниеСловосочетаниеСловосочетаниеСловосочетаниеСловосочетаниеСловосочетаниеСловосочетаниеСловосочетаниеСловосочетаниеСловосочетаниеСловосочетаниеСловосочетаниеСловосочетаниеСловосочетаниеСловосочетаниеСловосочетаниеСловосочетаниеСловосочетаниеСловосочетание







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Словосочетание: строение и грамматическое значение словосочетания; основные виды словосочетаний
Л.Г.Волкова, к.филол.н., доцент НГПУ Ольга Шмелева Светлана Юденкова

Слайд 2

Введение
В ЕГЭ-2015 по русскому языку ещё больший вес приобрели грамотность и способность работать с текстами. Сегодня мы с вами будем разбирать трудные вопросы синтаксиса (задания 20-24 ЕГЭ).

Слайд 3

Введение
Как известно, синтаксис – это раздел грамматики, в котором изучается строение и значение синтаксических единиц. Основными единицами синтаксиса являются словосочетание, предложение и текст.

Слайд 4

Введение
Цель занятия - систематизировать знания по теме «Словосочетание», отработать умения определять способы подчинительной связи в словосочетании.

Слайд 5

Итак, что такое словосочетание?

Слайд 6

Правильный ответ:
Словосочетание – это соединение двух или более самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.

Слайд 7

Практикум «Проверяем себя»
Задание № 1. Распределите предложенные соединения слов в два столбика: в 1 столбик – словосочетания, во 2 столбик – слова, не являющиеся словосочетаниями. Свой ответ аргументируйте.

Слайд 8

Практикум «Проверяем себя»
Два друга; мой друг; благодаря родителям; поблагодарив родителей; кто-то из родителей; первый класс; витать в облаках; облачное небо; весьма интересно; более интересно; в течение дня; дождь и снег; снег с дождем; идет дождь; после дождичка в четверг; то снег, то дождь; люблю играть; буду играть; очень глубокое озеро; самое глубокое; глубина озера; около озера; его одежда; одеться по-летнему; пусть поет; песня жаворонка.

Слайд 9

Правильный ответ:
Два друга, мой друг, поблагодарив родителей, кто-то из родителей, первый класс, облачное небо, весьма интересно, снег с дождем, люблю играть, очень глубокое озеро, глубина озера, его одежда, одеться по-летнему, песня жаворонка.
Благодаря родителям, витать в облаках, более интересно, в течение дня, дождь и снег, идет дождь, после дождичка в четверг, то снег, то дождь, буду играть, самое глубокое, около озера, пусть поет.

Слайд 10

Какие соединения слов не являются словосочетанием?
Грамматическая основа предложения, например: Идет занятие. Однородные члены предложения, например: лекции или семинары. Аналитические (составные) формы слов, например: буду заниматься, более интересный, самый умный. Сочетание служебного слова (предлога, союза, частицы) со знаменательным словом, например: около дома, тоже пришёл, словно во сне. Фразеологизмы, например: водить за нос, медвежья услуга.

Слайд 11

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Классификация словосочетаний

Слайд 12

1. По морфологическим свойствам главного слова:
Именные (главное слово выражено существительным, прилагательным, местоимением, числительным), например: капли дождя, майский день, наш двор, три товарища; Глагольные (главное слово выражено глаголом, деепричастием, причастием), например: говорить правду, читая книгу; беседующий с другом; Наречные (главное слово выражено наречием), например: по-прежнему интересно, налево от дома.

Слайд 13

2. По грамматическому значению (т.е. по характеру смысловых отношений):
Определительные (предмет и его признак), например: весеннее настроение, берег моря; Объектные (действие и предмет/объект, на который оно переходит), например: встретить друга, чтение книги. Обстоятельственные (действие и его признак или на признак признака), например: хорошо выспаться, очень интересно.

Слайд 14

3. По структуре:
Простые (состоят из двух знаменательных слов), например: заниматься спортом, наш дом, буду петь песню; Сложные (состоят из трёх и более знаменательных слов), например: выполнение домашнего задания, читать очень интересную книгу.

Слайд 15

4. По степени спаянности компонентов:
Синтаксически свободные (свободное объединение двух самостоятельных слов, каждое из которых обладает полноценным лексическим значением; каждый из компонентов словосочетания является отдельным членом предложения), например: задачник по математике, работать в школе.

Слайд 16

4. По степени спаянности компонентов:
Синтаксически несвободные/цельные (соединение слов, в котором главное слово является информативно недостаточным; в предложении такие словосочетания являются одним членом предложения), например: две недели подряд, несколько студентов, мало времени.

Слайд 17

Словосочетания также различаются по способу связи его компонентов. Как вы помните, традиционно выделяют 3 способа подчинительной связи в словосочетании. Назовите, пожалуйста, данные способы.

Слайд 18

Правильный ответ:
согласование управление примыкание. Далее рассмотрим особенности каждого способа связи.

Слайд 19

Согласование
Согласование – это способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах (т.е. в том же роде, числе и падеже или только в числе и падеже), что и главное слово, например: глубокая река, первый этаж, мои дети, выполненное задание. При изменении главного слова, изменяется и зависимое слово. Средства выражения связи – окончания, например: глубокое море, глубоким морем, глубокие моря.

Слайд 20

Управление
Управление – это способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном слове в том или ином падеже, например: стоять у доски, выше гор, два капитана, вижу тебя, берег моря. При изменении формы главного слова форма зависимого слова не изменяется. Средство выражения связи – окончание зависимого слова и предлог (или только окончание), например: напишу на доске, написали на доске, написав на доске; решает задачу, решили бы задачу, решивший задачу.

Слайд 21

Примыкание
Примыкание – это способ подчинительной связи, при котором главное связано с зависимым по смыслу, а также интонацией и порядком слов. При таком способе связи в роли зависимого слова всегда выступает неизменяемое слово, например: быстро прочитал, уехал учиться, очень красиво, шел разговаривая.

Слайд 22

Обратите внимание! 
Кроме наречий, инфинитива и деепричастий примыкать могут и несклоняемые притяжательные местоимения, которые не изменяются (его, ее, их), например: его дом, ее книга, их вещи.

Слайд 23

Алгоритм определения способа подчинительной связи в словосочетании
Определите главное слово, задав вопрос от одного слова к другому. Определите, какой частью речи является зависимое слово. Обратите внимание на вопрос, который вы задаете к зависимому слову. По выявленным признакам определите способ связи.

Слайд 24

ЗАКРЕПЛЕНИЕ Задание № 1. Из данного предложения выпишите все возможные словосочетания, укажите способ подчинительной связи:
Вариант 1 Августовский полдень вызванивал за окнами светлую и тихую музыку жизни (В.Шукшин).
Вариант 2 На ее ресницах медленно таял белый-белый снег (К.Паустовский).

Слайд 25

Вариант 1
Вариант 2
Правильный ответ: Августовский полдень – согласование; вызванивал за окнами – управление; вызванивал музыку – управление; светлую музыку- согласование; тихую музыку - согласование; музыку жизни – управление.
Правильный ответ: Ее ресницах – примыкание; таял на ресницах – управление; медленно таял – примыкание; белый-белый снег – согласование.

Слайд 26

Задание № 2. Распределите слова по способу связи в 3 столбика: 1 – согласование, 2 – управление, 3 – примыкание.

Слайд 27

Буду учить стихи; пиши быстрее; летящий в небо; летящий шар; ухаживать за ребенком; сердце матери; материнское сердце; увидел его; его портфель; кофе по-турецки; крепкий кофе; советовал учиться; рисовали красками; мать с дочерью; младший брат; ее брат; весьма полезно; рассказывая о чем-то; трое котят; меняемся не глядя; наша школа; каждый школьник; сделал в течение дня; в течении реки; одиннадцатый класс; довольный успехом; самый лучший день; яйцо всмятку; посмотрев вдаль; сайт города; новосибирские улицы; уехать в Новосибирск.

Слайд 28

Правильный ответ:
Летящий шар; материнское сердце; крепкий кофе; младший брат; наша школа; каждый школьник; одиннадцатый класс; самый лучший день; новосибирские улицы.
Пиши быстрее; его портфель; кофе по-турецки; советовал учиться; ее брат; весьма полезно; меняемся не глядя; яйцо всмятку; посмотрев вдаль.
Буду учить стихи; летящий в небо; ухаживать за ребенком; сердце матери; увидел его; рисовали красками; мать с дочерью; рассказывая о чем-то; трое котят; сделал в течение дня; в течении реки; довольный успехом; сайт города; уехать в Новосибирск.

Слайд 29

Задание №3.
Вариант 1 Замените словосочетание ОЗИРАЛАСЬ ГРАЦИОЗНО, построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. Вариант 2 Замените словосочетание БАБУШКИНЫ ПИРОЖКИ, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Слайд 30

Алгоритм выполнения:
Найдите в данном словосочетании главное (то, от которого можно задать вопрос к зависимому) и зависимое слово (то, к которому задаётся вопрос от главного). Например, ОЗИРАЛАСЬ (как?) ГРАЦИОЗНО. Главное слово оставляем без изменения (т.е. не меняем его грамматическую форму; в каком виде оно употребляется в задании, в таком виде и оставляем). Теперь в центре внимания - зависимое слово. Определяем, какой частью речи оно выражено. При примыкании оно чаще всего выражается наречием, при согласовании - прилагательным, при управлении - существительным. 

Слайд 31

Алгоритм выполнения:
Читаем в задании, какой тип связи мы должны получить. Если необходимо преобразовать примыкание в управление, значит, наречие заменяем синонимичным существительным, можно использовать предлог (например, ОЗИРАЛАСЬ ГРАЦИОЗНО - ОЗИРАЛАСЬ С ГРАЦИОЗНОСТЬЮ). Если нужно преобразовать согласование в управление, то прилагательное заменяем синонимичным существительным (например, БАБУШКИНЫ ПИРОЖКИ- ПИРОЖКИ БАБУШКИ). Обратите также внимание на место зависимого слова в словосочетании: оно может измениться. Это наглядно демонстрирует второй пример: при согласовании зависимое слово находится перед главным (БАБУШКИНЫ ПИРОЖКИ), а при управлении – после главного (ПИРОЖКИ БАБУШКИ).

Слайд 32

После окончания нашего занятия предлагаем вам выполнить следующие задания. Правильные ответы будут опубликованы в чате.

Слайд 33

Задание №1: замените словосочетания (способ связи - согласования) синонимичными словосочетаниями (способ связи - управления).

Слайд 34

с предлогом: бессонная ночь – алгебраическая задача – клетчатый шарф – без предлога: солнечная энергия – лесной запах – учительский стол -  зависимое слово представляет собой цельное словосочетание: двухэтажное здание – шестилетний ребёнок – белоствольная берёза - 

Слайд 35

Задание №2: замените словосочетания (способ связи - управление) синонимичными словосочетаниями (способ связи - примыкание).

Слайд 36

говорил с тревогой – глядел со смущением – отзывался с гордостью – сделал с аккуратностью – плакал без звука -  поступил без жалости -

Слайд 37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, мы надеемся, что теперь вы знаете о словосочетании все и даже немного больше. Советуем вам перед экзаменом проверить свои знания, ответив на контрольные вопросы. В случае затруднений, посмотрите еще раз нашу презентацию.

Слайд 38

Контрольные вопросы:
1. Что такое словосочетание? Какие соединения слов не являются словосочетанием? 2. Какова структура словосочетания? 3. Какие типы (виды) словосочетаний вы знаете? 4. Назовите способы подчинительной связи слов в словосочетании. Укажите особенности каждого способа, а также средства выражения связи главного слова и зависимого.

Слайд 39

Желаем вам сдать ЕГЭ по русскому языку на все 100!