Презентация - Масленица

МасленицаМасленицаМасленицаМасленицаМасленицаМасленицаМасленицаМасленицаМасленицаМасленицаМасленицаМасленицаМасленицаМасленицаМасленицаМасленицаМасленицаМасленицаМасленицаМасленицаМасленицаМасленицаМасленицаМасленицаМасленицаМасленицаМасленицаМасленицаМасленицаМасленица







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Масленица
Дыгодюк Н.В. учитель музыкально-теоретических дисциплин

Слайд 2

Незаметно летит время, вот и Масленица подошла. — Это восьмая неделя, если отсчитывать от Пасхи назад, к Новому году. Практически Масленица приходится на вторую половину февраля — первую половину марта. Масленичная неделя называлась “сырной”, так как в преддверии поста уже запрещалось есть мясо, но разрешалось — сыр (творог), молоко, сметану, масло, яйца.

Слайд 3

Масленица праздновалась повсюду — и в деревне, и в городе. На масленичной неделе каждый день имел свое название: понедельник — “встреча”, вторник — “заигрыш”, среда — “лакомка”, четверг — “широкая Масленица” или “разгульная”, пятница — “посиделки”, суббота — “золовкины посиделки”, воскресенье — “проводы”.

Слайд 4

В народе Масленицей называлось и некое человекоподобное существо, которое, в отличие от Коляды, имело реальное воплощение. Из соломы изготавливали куклу или две (Масленица и Масленик) и наряжали в женское и мужское платье.

Слайд 5

Масленицу усаживали на сани и возили по всей деревне, а затем устанавливали на самом высоком месте. Это происходило в понедельник, в первый день Масленичной недели.

Слайд 6

Слайд 7

А в четверг, как только рассветет, чучело одевали в вывороченный шерстью наверх тулуп, на голову треух, и ставили в сани, в которые запрягали лошадь с украшенной гривой и хвостом. Вокруг усаживались ряженые — и мужчины, и женщины — и с песнями объезжали и свою деревню, и соседние. Гармонь была обязательной участницей этих поездок, равно как и балалайка, и рожки, и свистульки. Ряженых с радостью встречали как предвестников весны, угощали хорошо: блинами, пирогами, вином.

Слайд 8

Важным моментом праздника были встречи и проводы Масленицы. Ко встрече Масленицы готовились, ее, как поется в песнях, встречали — “уливая горки маслом”, “посыпая сыром”, но тут же и ругали ее за то, что она пришла только на одну неделю, называя ее “гологузкой” и “кривошейкой” и награждали неприличными эпитетами, что в прошлом имело ритуальный характер. Смех не переставал звенеть над гуляющими.

Слайд 9

В это время как бы встречаются зима и весна. Зиму провожали, а весну встречали, весну, которая неуклонно приближалась, вместе с восходящим к зениту солнцем. К Масленице ребятишки приготовляли ледяные горы, поливая водой выбранный спуск к реке или специально сделанную из снега горку. Предвкушение веселого катанья помогало без устали скатывать большие снежные шары и укладывать их “горкой”, при этом ребята говорили:

Слайд 10

Приезжай к нам в гости, масленица, на широкий двор — на горах покататься, в блинах поваляться, сердцам потешаться!

Слайд 11

А на самой масленичной неделе с понедельника, катаясь с горки на санках или просто на “пятой точке”, перекрикивая друг друга: “Масленица приехала!” Масленица приехала!” “Здравствуй, широкая масленица!” — выкрикивали они в четверг, когда начиналась широкая масленица.

Слайд 12

Слайд 13

В Калужской губернии особенно своеобразно проводилась эта встреча Масленицы. Хозяйка-мать с утра пекла блины, один блин давала сыну и посылала его встречать Масленицу. Мальчонка садился верхом на ухват или кочергу, скакал на нем по огороду и кричал: Прощай, зима сопливая! Приходи лето красное! Соху, борону — я пахать пойду!

Слайд 14

На Масленице пели особые песни: о том, как Масленицу люди дожидались, как ее встречали, как провожали. Какое раздолье было в масленичные гулянья детям! Они прыгали вокруг чучела Масленицы, сновали среди взрослых, катались с горки, при этом речитативом, нараспев произносили заклички, обращаясь к Масленице, как существу живому или, во всяком случае, слышащему: - Масленица обманула, обвела, нагуляться не дала!

Слайд 15

Слайд 16

Веселье было всеобщим. Звенели колокольчики-бубенцы (“шергунцы”): катаюсь на тройках и просто в упряжке на санях. Гривы, хвосты лошадей, дуги, сбруя — все было украшено бумажными цветами и лентами. Катались с гор на санях, качались на качелях.

Слайд 17

Катание с гор занимало одно из центральных мест масленичных гуляний. Каталась молодежь, молодожены, дети. Женщины постарше стояли на горе и пели масличные песни. “На горку” приходили и девушки-невесты в своих лучших нарядах, так как именно здесь происходил “смотр” — выбор невест. Поэтому в Масленичных песнях, в особенности тех, что пелись “на горке” проходит тема любви, свадьбы, величания молодоженов.

Слайд 18

Любимым развлечением парней на масленичной неделе были кулачные бои,

Слайд 19

а в некоторых районах “Взятие снежного городка”, как отзвук представлений о борьбе зимы с наступающей весной.

Слайд 20

Есть предположение, что обычай встречать Масленицу с весельем и настоящим обжорством сохранился с тех пор, когда Новый год для земледельца приходился на март.

Слайд 21

Слайд 22

К этой неделе приурочивались ярмарки. В городах на площадях разворачивались балаганы с различными представлениями. Гнусавым голосом приглашал Горбатый Петрушка посмотреть кукольный спектакль, вертелась карусель, били в барабаны зазывалы — народ веселился.

Слайд 23

Блины продавались и на ярмарке, и на базарах, и просто на улицах. И в деревне и в городе — в обед стол ломился от блинов — с маслом, сыром, яйцами и т.п., а в городе — так еще с разной икрой, дорогой рыбой, вареньем, медом. Люди ходили в гости друг к другу “на блины”. Блины — обязательная ритуальная еда на Масленице — известны как поминальная еда. Первый масленичный блин предназначался умершим предкам, его оставляли на окне или уносили на могилу. Поминальные мотивы в масленичной обрядности нашли свое отражение и в минорной мелодике масленичных песен, и в близости их напевов к похоронным причитаниям.

Слайд 24

Готовясь к воскресенью, ребята, молодежь постепенно стаскивали на открытие место (чаще на середину покрытой льдом реки) из каждого дома старые грабли, бороны без зубьев — всякий деревянный лом, ветошь для костра. Сюда и привозили в воскресенье чучело Масленицы, и гулянье перемещалось на реку или в поле. Но песни пелись уже не приветственные, а прощальные; прощались с Масленицей. Хор «Прощай, Масленица» из оперы «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова.

Слайд 25

В представлениях наших предков ярко пылающий костер должен был установить контакт с восходящим солнцем и придать ему силу. Этой же цели должны были служить и старые колеса, без железных ободов, которые покрывались дегтем, смолой, надевались на палку, поджигались и скатывались с горки, разметая во все стороны искры. Зрелище было очень ярким.

Слайд 26

Слайд 27

Смех, песни, шутки длились в воскресенье, которое называлось “Прощеное”, до 12 часов ночи. В этот день было принято всем просить прощения: детям у родителей, родителям друг у друга, даже крестьянам у помещика. Это не мешало общему веселью.

Слайд 28

Особое магическое значение имел смех при растерзании или сожжении куклы-Масленицы, останки которой или пепел разбрасывались по полям. Весна воскресает в травах и злаках, зола обеспечивает урожай.

Слайд 29

Слайд 30

Использованные материалы
http://www.slavya.ru/trad/maslenica.htm http://traditio-ru.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0 www.ololo.fm