Презентация - Омонимия частей речи

Омонимия частей речиОмонимия частей речиОмонимия частей речиОмонимия частей речиОмонимия частей речиОмонимия частей речиОмонимия частей речиОмонимия частей речиОмонимия частей речиОмонимия частей речиОмонимия частей речиОмонимия частей речиОмонимия частей речиОмонимия частей речиОмонимия частей речиОмонимия частей речиОмонимия частей речиОмонимия частей речиОмонимия частей речиОмонимия частей речиОмонимия частей речиОмонимия частей речиОмонимия частей речи







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Омонимия частей речи
Переходные явления в частях речи

Слайд 2

Цели урока:
1.Показать учащимся на конкретных примерах процессы взаимодействия частей речи. 2.Познакомить с переходными явлениями в области частей речи. 3.Воспитывать чувство языка, внимание к происходящим в языке процессам.

Слайд 3

Словарная работа
Омонимы – слова, имеющие одинаковое звучание, написание, но разное значение. Омонимия –звуковое совпадение слов, которые в своих значениях не имеют ничего общего.

Слайд 4

Прилагательное существительное
В холодильнике лежало мороженое мясо. Я люблю фруктовое мороженое.

Слайд 5

Числительное прилагательное
Зайдите в первый подъезд. Он первый ( = лучший) ученик в классе.

Слайд 6

Причастие прилагательное
Блестящий на солнце камень привлек наше внимание. Все слушали блестящий ответ студента.

Слайд 7

Деепричастие наречие
Стоя у доски, ученик отвечал на вопросы. Он отвечал стоя.

Слайд 8

Существительное наречие
Я доволен сегодняшним днем. Мы встретимся днем.

Слайд 9

Наречие предлог
Сколько цветов вокруг! Вокруг дома был сад.

Слайд 10

Деепричастие предлог
Благодаря хозяев за ужин, мы начали собираться домой. Стало светло благодаря выпавшему снегу.

Слайд 11

Местоимение союз
Что он сказал? Он сказал, что позвонит.

Слайд 12

Числительное частица
Отрежьте один метр ткани. Один (= только) ты можешь мне помочь.

Слайд 13

Существительное с предлогом производный предлог
В течении реки много поворотов. Он усердно занимался в течение пяти дней.

Слайд 14

Слова-двойники иногда появляются в языке на основе случайных совпадений
Пила (глаг.) из стакана ручная пила (сущ.). Мой (мест.) дом мой ( глаг.) посуду

Слайд 15

Тренировочные упражнения
Задание 1: объясните, чем отличаются выделенные слова каждой пары. Раненый солдат – раненый Операционная комната – операционная Столовая комната – столовая Успокоительное лекарство – успокоительное Контрольная работа – контрольная Сосисочная закусочная – сосисочная Составьте и запишите предложения с выделенными словами. Установите, какими членами предложения эти слова являются.

Слайд 16

Задание 2: учитывая лексическое значение и морфологические признаки выделенных слов, разберите их по составу.
Дали пять книг – дальние дали Простой текст – вынужденный простой Три ластика – три ластиком Разбил стекло – молоко стекло на пол

Слайд 17

Задание 3: определить , какой части речи является слово ОДИН.
Один в поле не воин . Одно другому не мешает. У вас семья? – Нет, я один . Диалекты слились в один язык. В один прекрасный день. Один из присутствующих . Он живет один. Одним нам не справиться. В группе одни мальчики. От него одни неприятности.

Слайд 18

Проверим!
Один в поле не воин . Одно другому не мешает. (СУЩ) У вас семья? – Нет, я один (одинокий) . Диалекты слились в один язык (единый, целостный). (Прил.) В один прекрасный день. Один из присутствующих (какой-то, некий) . (Мест.) Он живет один. Одним нам не справиться ( в одиночку, самостоятельно). (Нар.) В группе одни(только) мальчики. От него одни ( только)неприятности.(Частица)

Слайд 19

Задание 4: определить , какой частью речи и каким членом предложения является слово ПРОШЕДШИЙ
Прошедшее оставило в его душе глубокий след. Она любила вспоминать прошедшее. Прошедший вечер запомнился ему посещением спектакля. Прошедший мимо меня человек был чем-то озабочен.

Слайд 20

Проверим!
Прошедшее (сущ.) оставило в его душе глубокий след. Она любила вспоминать прошедшее (сущ.). Прошедший (прил.) вечер запомнился ему посещением спектакля. Прошедший(прич.) мимо меня человек был чем-то озабочен.

Слайд 21

Задание 5: определите, как отличить слова-двойники : наречия и прилагательные.
Сестра, выглядеть моложе Подпрыгнул, брат выше Составьте и запишите предложения так, чтобы выделенные слова были разными частями речи.

Слайд 22

Сделаем выводы
Чему вы сегодня на уроке научились?

Слайд 23

Вы молодцы!