Презентация - Женские образы в русской литературе

Женские образы в русской литературеЖенские образы в русской литературеЖенские образы в русской литературеЖенские образы в русской литературеЖенские образы в русской литературеЖенские образы в русской литературеЖенские образы в русской литературеЖенские образы в русской литературеЖенские образы в русской литературеЖенские образы в русской литературеЖенские образы в русской литературеЖенские образы в русской литературеЖенские образы в русской литературеЖенские образы в русской литературеЖенские образы в русской литературеЖенские образы в русской литературеЖенские образы в русской литературеЖенские образы в русской литературеЖенские образы в русской литературеЖенские образы в русской литературеЖенские образы в русской литературеЖенские образы в русской литературеЖенские образы в русской литературеЖенские образы в русской литературеЖенские образы в русской литературеЖенские образы в русской литературеЖенские образы в русской литературеЖенские образы в русской литературе







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Мы для тебя влечём ярем железный, Тебе, мы служим, тверди гор дробя, И молимся – от века – на тебя! В. Брюсов
Работа ученицы 10 класса ГОУ СОШ № 1380 Чудаковой Веры Учитель – Акопова Н.Г.

Слайд 2

Женские образы в русской литературе
Дальше

Слайд 3

Содержание 1 Введение Типичные представительницы «века минувшего» Женские образы в «энциклопедии русской жизни» «Любовь дикарки немногим лучше любви знатной барышни...» Главные и второстепенные роли женщин в романах И. С. Тургенева «Отцы и дети» и И. А. Гончарова «Обломов» Носительницы народных идеалов и женщины высшего света Образы, созданные В. Я. Брюсовым и А. Ахматовой Образ Маргариты в романе «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова Заключение 10 Литература
Дальше
Назад

Слайд 4

Ты – женщина, и этим ты права. От века убрана короной звёздной. Ты – в наших безднах образ божества! В.Я.Брюсов Введение Женщина…это начало начал. Её красота, обаяние, богатый духовный мир во все времена вдохновляли поэтическую музу. Прекрасные женские образы, созданные поэтами и писателями, до сих пор волнуют сердца читателей. Это и божественная красавица А.С.Пушкина, и обаятельные образы Л.Н.Толстого, и героини И.С.Тургенева, М.А.Булгакова. Поэты и писатели XX века, следуя традициям своих предшественников, тоже создают удивительные женские образы, достойные преклонения. Поэтические гении В.Я.Брюсова, А.А.Ахматовой создают незабываемую галерею сильных и нежных, ласковых и надменных, ранимых и дерзких героинь. Все они глубоко индивидуальны, каждая из них наделена только ей присущими чертами характера, но объединяет их одно – высокая духовность и нравственная чистота, они не способны на подлость и коварство, на низменные человеческие страсти. Но в то же время: женщины... кто и когда мог их понять! Ими восхищались, их ненавидели, их любили, их презирали. Но не понимали! Никто не мог понять логики их поступков. Думаете, словосочетание "женская логика" появилось просто так? Нет. Еще раз нет. Об этом странном явлении спорят ученые мужи на протяжении многих лет. Только если неординарный вывод гения всегда есть продукт ценный, порой даже бесценный, то аналогичный вывод женщины приводит к ужасающим последствиям. По-моему, аргументов не требуется. Ученые люди - это не только любители точных наук. Среди них были и писатели, и поэты, и просто талантливые люди. Это, безусловно, Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Достоевский.
Дальше
Назад
На главную

Слайд 5

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» явилась выдающимся явлением в русской литературе 20-х годов XIX века. Значение этого произведения сражу оценили современники, хотя после написания комедия была запрещена к печати цензорами, усмотревшими в грибоедовских стихах критику московского дворянства. Грибоедов представил в комедии картину нравов своего времени, то есть 10-20-х годов XIX века, поэтому Москву этого периода принято называть «грибоедовской». Большую роль в изображении картины нравов эпохи играют женские образы. Они , так же как и мужские , влияют на развитие и развязку общественного конфликта комедии. Центральным является образ Софьи , дочери Павла Афанасьевича Фамусова , московского барина, управляющего в казённом месте. Её образ трудно определить однозначно. Пушкин в своей критической статье заметил: «Софья начертана неясно». Французские книжки , на которые сетует Фамусов («Ей сна нет от французских книг») , фортепиано , стихи , французский язык и танцы – вот то , что считалось необходимым в воспитании барышни того времени . С одной стороны , семнадцатилетняя девушка житейски мудра (ведь она дочь своего отца) ,
рассудительна , с другой стороны , слепа в своей любви к Молчалину. Ведь она любит не его , а тот идеал , который она почерпнула из сентиментальных французских романов. Но этот идеал на самом деле оказывается далёк от совершенства . Она искренна в своём стремлении покровительствовать «безродному» Молчалину , в дальнейшем же надеясь сделать из него «мужа-мальчика , мужа-слугу» . Ведь Софья – девушка своего класса и времени . А в обществе царит всевластье женщин , поэтому «муж-мальчик , муж-слуга из жениных пажей» - это осознанная или неосознанная мечта Софьи . Именно Софья повинна в том , что Чацкий был объявлен сумасшедшим. Это она заклеймила его , сказав: «Вот нехотя с ума свела». Конечно , героине с её житейской мудростью ближе Молчалин , который принимает «вид любовника в угодность дочери такого человека» , а с Чацким ей бы пришлось выпить вою чашу страдания , вынести свой «мильон терзаний» . Она в данном случае руководствуется здравым смыслом с точки зрения фамусовского общества , поступает так , как велит закон данного общества. На примере образа Софьи автор показывает , как среда может губительно воздействовать на людей даже с хорошими задатками , подчинить их своим правилам жизни и законам .
Типичные представительницы
Софья Фамусова
«века минувшего»
Дальше
Назад
На главную

Слайд 6

Типичные представительницы «века минувшего» Образы женщин в комедии представлены также второстепенными и эпизодическими персонажами . Это и остроумная горничная в доме Фамусова Лиза , являющаяся резонером в комедии и исполняющая роль субретки , дающая меткие характеристики персонажам. Она искренне любит свою хозяйку и помогает устраивать встречи с Молчалиным . Но последний влюблён в Лизаньку ; та же , узнав об этом , всё же продолжает помогать своей госпоже , а сама говорит про себя : «А я…одна лишь я любви до смерти трушу» . Она страшится «барской любви» , её не прельщают всевозможные зеркальца, помады и тому подобные «интересны» , которые предлагает ей Молчалин . Девушка влюблена в буфетчика Петрушу и хранит ему верность . Это и Наталья Дмитриевна Горич – московская модница , держащая своего мужа под каблуком: он ездит с ней на балы, веселится и развлекается, прячется в жилеты от непонятно откуда взявшихся «головных болей» и «рюматизма», обращающаяся с ним, как с ребёнком. И княгиня Тугоуховская, ярая противница просвещения, с негодованием рассказывающая о Педагогическом институте в Петербурге, где профессора «упражняются в расколах и безверье»; и шесть её дочерей, которых никак не могут выдать замуж, думающие только о модных «складочках» и «фасонах». Сюда же относятся также графиня-бабушка и графиня-внучка Хрюмины, вынужденные ездить по балам и гостям в поисках жениха для престарелой внучки. Внучка-сплетница, старая дева, вечно всем недовольная: «Зла, в девках целый век, уж бог её не простит». Особый вес имеет в этом обществе старуха Анфиса Ниловна Хлестова, свояченица Фамусова, ярая крепостница, осуждающая обучение в «пансионах, школах, лицеях». Это отпечаток екатерининского века с «арапкой-девкой и собачкой», которых она ставит на один уровень. Хлестова вершит общественный суд, потому что являет собой старшую часть общества вместе с сестрой Прасковьей. Все спрашивают её совета, делают всё с оглядкой на неё и пытаются подслужиться, дабы получить хорошую должность или повышение по службе. Грибоедов показал в своём произведении не только сценические персонажи фамусовского общества, но внесценические, которые также воплощают в себе черты «века минувшего». Это Арина Васильевна, Лукерья Алексеевна, Татьяна Юрьевна, Пульхерия Андреевна, Прасковья Фёдоровна. Мы узнаём и о «наезднице» княгине Власовой, упавшей с лошади и ищущей теперь мужа «для поддержки». Немалый вес в фамусовском обществе имеет Татьяна Юрьевна, которой «чиновные и должностные – все ей друзья и все родные» и, которая «балы даёт нельзя богаче». Именно к ней советует Молчалин съездить Чацкому для покровительства и получения чина. Упоминается Фамусовым и покойная мать Чацкого, по словам которого, она «с ума сходила восемь раз». Всю фамусовскую Москву держит в страхе княгиня Марья Алексеевна, имя которой произносит почтенный барин в страхе: «Что станет говорить Марья Алексеевна». Дополняет женское общество и такой внесценический персонаж, как мадам Розье, которой Фамусов доверил воспитание своей дочери. «Вторая мать» Софьи была умна, «нрав тихий, редких правил», но допустила, по мнению Фамусова, единственную ошибку – За лишних в год пятьсот рублей Сманить себя другими допустила. Все эти героини, казалось бы, не столь уж и нужные, играют большую роль в изображении картины московского общества, они расширяют и дополняют её. Таким образом, в комедии «Горе от ума» представлена целая галерея женских образов, типичных представительниц «века минувшего». Все они являются порождением московской жизни первой четверти XIX столетия и воплощением наиболее типичных её черт, при этом каждый из образов, будь то сценический или внесценический персонаж, обладает своей индивидуальностью. Именно женщины дополняют картину жизни патриархального русского общества, не приемлющего никаких перемен и так яро отстаивающего свои жизненные принципы, которые позволяют им жить безбедно за счёт самодержавно-крепостной системы. Поэтому общество так напугано распространением новых, прогрессивных идей передовой дворянской молодёжи, усматривая в них опасность перемен в своей жизни.
Дальше
Назад
На главную

Слайд 7

Анфиса Ниловна Хлестова
Княгиня Тугоуховская
Типичные представительницы «века минувшего»
Дальше
Назад
На главную

Слайд 8

Женские образы в «энциклопедии русской жизни» «Евгений Онегин» является центральным произведением А.С. Пушкина, его основным «литературным подвигом». Именно с этим романом связано утверждение реализма в творчестве великого поэта. Картину жизни русского общества периода, предшествовавшего восстанию декабристов, поэт изобразил в своём романе с подлинно энциклопедической насыщенностью. Недаром В. Белинский назвал роман «энциклопедией русской жизни». Важное место в системе образов романа занимают женские образы. Главной героиней романа является Татьяна Ларина. В ней автор развил русский женский характер, созданный Жуковским в балладе «Светлана». О связи этих двух характеров говорит разговор Онегина с Ленским: Скажи: которая Татьяна? Да та, которая грустна И молчалива, как Светлана. О Светлане автор упоминает и в эпиграфе к пятой главе романа: «О, не знай сих страшных снов, ты, моя Светлана». Сны девушек очень близки по содержанию. Близость к народу, русскому миропониманию, а также искренность, бесхитростность, непосредственность роднят Татьяну со Светланой. Высоко оценил образ Татьяны критик В.Г. Белинский: «Велик подвиг Пушкина, что он первый в своём романе поэтически воспроизвёл русское общество того времени и в лице Онегина и Ленского показал его главную, то есть мужскую, сторону; но едва ли не выше подвиг нашего поэта в том, что он первый поэтически воспроизвёл, в лице Татьяны, русскую женщину». Критик подчёркивает цельность натуры героини, её исключительность в обществе. В то же время Белинский обращает внимание на то, что образ Татьяны являет собой «тип русской женщины». Сам автор романа так выражает отношение к своей героине: «Я так люблю Татьяну милую мою», «Татьяны милой идеал», «Татьяна, милая Татьяна». Пушкин всё время подчёркивает отсутствие в ней черт, которыми постоянно одаривают своих героинь авторы классических и сентиментальных произведений: красота, поэтическое имя. Автор прямо говорит: Ни красотой сестры своей, Ни свежестью её румяной Не привлекала б она очей. Это же подчёркивается в последней главе романа, где Татьяна – знатная петербургская дама, «равнодушная княгиня, непреступная богиня роскошной, царственной Невы». И при этом Пушкин замечает: Никто б не мог её прекрасной Назвать… Рисуя в своём романе образ простой русской девушки, не очень красивой, с простонародным именем, поэт и в характеристике её душевного склада, и в изображении её поведения нисколько не приукрашивает и не идеализирует её. Татьяна растёт в семье одинокой девочкой, не любящей играть с подругами, большей частью она погружена в себя, в свои переживания: Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой. О людях, о жизни она привыкла судить по прочитанным ею романам:
Дальше
Назад
На главную

Слайд 9

Женские образы в «энциклопедии русской жизни» Ей рано нравились романы; Они ей заменяли всё. В них она искала соответствий своим переживаниям и поэтому: Она влюблялась в обманы И Ричардсона, и Руссо. Татьяна, таким образом, создала в своём воображении образ возлюбленного, не похожего на других, таинственного. Именно таким и явился в её глазах Онегин. Татьяна близка к русской природе: Она любила на балконе Предупреждать зари восход, Когда на бледном небосклоне Звёзд исчезает хоровод. Отношение к природе помогает глубже раскрыть характер героини. От природы она одарена: Воображением мятежным, Умом и волею живой, И своенравной головой, И сердцем пламенным и нежным. Этим она выделяется среди помещичьей среды и светского общества. Татьяна мечтала о человеке, который бы внёс в её жизнь смысл и высокое содержание, но любовь принесла Татьяне лишь разочарование и страдание. Будучи «законодательницей зал» в Петербурге, она сохранила свою непосредственность и искренность. Так, она заявляет Онегину: Сейчас отдать я рада, Всю эту ветошь маскарада, Весь этот блеск, и шум, и чад За полку книг, за дикий сад, За наше бедное жилище. Душевные качества Татьяны раскрываются ещё глубже в сцене последнего свидания с Онегиным: верность долгу одерживает верх над её чувством: Я вышла замуж. Вы должны, Я вас прошу меня оставить; Я знаю: в вашем сердце есть И гордость, и прямая честь. Я вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана; Я буду век ему верна. .
Дальше
Назад
На главную

Слайд 10

Женские образы в «энциклопедии русской жизни» В. Белинский высоко оценил вклад Пушкина в русую литературу, который создал образ подлинно русской женщины: «Натура Татьяны немногосложна, но глубока и сильна,… Татьяна создана как будто вся из одного цельного куска, без всяких приделок и примесей». Её жизнь гармонична, наполнена смыслом. Типичными являются и образы Ольги и матери Татьяны Лариной. Отношение автора к ним двойственное. С одной стороны, семья Лариных, где главную роль играла мать, хлебосольна, проста, гостеприимна, радушна. С другой - мать - Ларина - крепостница, «открывшая тайну, как супругом самодержавно управлять». Ольга же быстро забывает убитого Ленского, выйдя замуж за проезжего улана. Мать Татьяны прошла типичный путь девушки своего времени: от светской девушки до жены деревенского помещика. Её выдали замуж, «не спросив её совета». Она «рвалась, и плакала сначала», потом «хозяйством занялась», привыкла и «довольна стала»: Привычка усладила горе. Она вела жизнь типичной русской барыни: …брила лбы, Ходила в баню по субботам, Служанок била осердясь – Всё это мужа не спросясь. Но вместе с тем она – хранительница «привычек милой старины», столь дорогих автору: У них на масленице жирной Водились русские блины; Два раза в год они говели. Ольга Ларина является копией своей матери, и, как скажет позже Белинский, она «из грациозной девочки сделается недюжинною барыней, повторив собою свою маменьку, с небольшими изменениями, которых требовало время». С известной долей иронии начертан образ Ольги. Пушкин рисует портрет красавицы глазами влюблённого Ленского, боготворившего её: Всегда скромна, всегда послушна, Всегда как утро весела, Как жизнь поэта простодушна, Как поцелуй любви мила; Глаза, как небо, голубые, Улыбка, локоны льняные, Движенья, голос, лёгкий стан, Всё в Ольге… Но одновременно с этим автор подчёркивает типичность её образа и так выражает к нему отношение:
Елизавета Воронцова послужила прототипом Татьяны Ларины
Дальше
Назад
На главную

Слайд 11

Женские образы в «энциклопедии русской жизни» …но любой роман Возьмите и найдёте, верно, Её портрет: он очень мил; Я прежде сам его любил, Но надоел он мне безмерно. Ленский – романтик, далёкий о реальности, живущий в мире своих фантазий мечтаний, не мог видеть реальную Ольгу. Всё её простодушие и весёлость были лишь маской, за которой скрывалась пустота её внутреннего мира. Она не знала ни верности, ни преданности, ни самопожертвования ради любви. Ольга не меньше Онегина была виновата в смерти Ленского: В романе присутствуют и образы других представительниц прекрасного пола: дочек провинциальных помещиков, которых «прочили за полурусского соседа». Сатирически изображена и московская «ярмарка невест». Особо следует отметить и образ няни Филипьевны, которая сыграла большую роль в формировании душевного мира Татьяны. Именно она вложила в свою воспитанницу русскую душу, приблизила её к русской природе, русскому быту, познакомила её с «преданиями простонародной старины». Она была единственно духовно близким Татьяне человеком. Именно её вспоминает героиня в светской жизни: Да за смиренное кладбище, Где нынче крест и тень ветвей Над бедной нянею моей. Женские образы играют большую роль в романе. Они помогают глубже раскрыть образы Онегина и Ленского, автора, который также является полноправным героем романа. Кроме того, женские образы имеют вполне самостоятельное значение. Они дополняют «картину русского общества, взятого в один из интереснейших моментов его развития».
Ольга Ларина и Ленский
Дальше
Назад
На главную

Слайд 12

«Любовь дикарки немногим лучше любви знатной барышни...» Роман «Герой нашего времени», написанный Лермонтовым в 1839-1840 годах, представляет собой первое реалистическое прозаическое социально-психологическое и философское произведение в русской литературе. Основной задачей Лермонтова было нарисовать портрет человека той эпохи, то есть героя своего времени, образ которого составлен из пороков всего современного автору поколения. Новаторством Лермонтова стало изображение центральной фигуры романа – Печорина – изнутри. Всё многообразие художественных средств направлено на более глубокое раскрытие образа Печорина. Эту же цель Лермонтов преследовал, создавая женские образы. Они играют большую роль в романе: позволяют более глубоко раскрыть характер Печорина, его внутренний мир, а также его отношение к любви. Все женские персонажи – представительницы разных миров: Бэла – одна из «детей природы», в мир которых попадает Печорин в повести «Бэла»; ундина представляет в романе романтический мир беззаконной вольности, к которой стремится Печорин; княжна Мери и Вера социально родственны главному герою.
Первой перед читателями предстаёт кавказская девушка Бэла, от которой веет душевной чистотой, добротой и искренностью. Но её характер не лишён и таких национальных черт, как гордость, чувство собственного достоинства, неразвитость и способность к страсти. Обидевшись на Печорина за уход на охоту, гордо подняв голову, она говорила: «Я не раба – я княжеская дочь!..» Лермонтов не даёт подробного описания внешности черкешенки, но обращает внимание на её глаза, которые, «как у горной серны, так и заглядывали…в душу». Она так страстно и горячо любит Печорина, что его любовь к ней кажется неглубокой и несерьёзной. Образ Бэлы нужен был Лермонтову для того, чтобы показать, что и такой чистой и нежной любви Печорину мало для ответного и искреннего чувства. Ему всё надоедает, и он делает вывод: «Любовь дикарки немногим лучше любви знатной барышни; невежество и простодушие одной так же надоедают, как и кокетство другой».
Бела
Дальше
Назад
На главную

Слайд 13

«Любовь дикарки немногим лучше любви знатной барышни...» Следующая героиня – ундина – помогает автору показать стремление Печорина познать тот романтический, загадочный мир, к которому она принадлежит. Это мир беззаконно вольной жизни, и это притягивает Печорина, как и всё новое и непознанное в жизни. Героиня новеллы «Тамань» является типично романтическим образом: белые длинные волосы, гибкий тонкий стан и глаза, обладающие какой-то магнетической властью. Она постоянно находится в движении, порывиста, как ветер. В «Тамани» Лермонтов использовал такой художественный приём, романтическая ирония: Печорин бросается в лодку за ундиной, но, только отплыв 50 сажен от берега, вспоминает о том, что плавать не умеет. Это подтверждает его увлечённость таинственностью ундины и миром «честных контрабандистов». Но и в этом романтическом мире Печорин оказывается лишним и не находит себе пристанища. Но и в мире, к которому принадлежит герой по рождению, он также чувствует себя одиноким и бесполезным. Так, в повести «Княжна Мери» представлены женские образы, которые помогают раскрыть причины такого состояния героя. Княжна Мери умна, начитанна, благородна и нравственно чиста. Она романтик по натуре, причём наивный, так как она ещё молода и неопытна. Печорин хорошо разбирается в людях, и особенно в женщинах, он сразу понял сущность Мери: ей интересно и нравится то, что таинственно, загадочно и непостижимо, ей хочется, чтобы мужчины забавляли её. Так было с Грушницким, который с начала заинтересовал её своими пышными фразами, а потом надоел. Всё внимание переключилось на Печорина, появившегося как романтический герой, так не похожий на других. Печорин, сам не зная почему, старается увлечь молодую девушку, и она, по своей наивности и неопытности, влюбляется в него. Княжна Мери нужна была Лермонтову, чтобы показать страсть Печорина властвовать над людьми, возбуждать чувство любви, принося другим только страдания. Мы видим, что «молодая, едва распустившаяся дуга» Мери не способна пробудить в главном герое настоящие и искренние чувства. И любовь наивной Мери ему также не нужна. Другая героиня повести «Княжна Мери» - Вера - играет большую роль в раскрытии характера Печорина. Она – единственный женский образ, который сопоставляется с главным героем, а не противопоставляется. Её образ начертан неясно: Лермонтов не описывает её жизнь подробно, не раскрывает подробно и её характер. Но при этом указывает на то, что Вера – единственный человек, полностью понявший сущность Печорина, любящая его со всеми достоинствами и недостатками. Эту проницательность и верность чувству не мог не оценить и сам Печорин: « Она единственная женщина в мире, которую я не в силах был бы обмануть», - и только она одна вызывает настоящие и искренние чувства, хотя и мимолётные. Чувства Веры настолько сильны, что она прощает все страдания, принесённые ей Печориным, продолжая любить его, зная, что они никогда не будут вместе. В образе Веры мы видим покорность, жертвенность, у неё нет ярко выраженного чувства собственного достоинства, она снова признаётся в любви Печорину после того, как он уже один раз её оставил. Всё это нужно было автору, чтобы ещё более показать эгоизм героя, его отношение к окружающим, боязнь потерять свободу – главное, по его мнению, в жизни. Итак, все женские персонажи романа играют важную роль: с их помощью Лермонтов показывает, что Печорин одинок в любой среде, он не может найти успокоения даже в таком глубоко интимном чувстве, как любовь. Любовь женщины, к какому бы кругу она ни принадлежала, лишь на мгновение может увлечь его, но полностью отдаться этому чувству он не может, и в этом – его трагедия.
Дальше
Назад
На главную

Слайд 14

«Любовь дикарки немногим лучше любви знатной барышни...»
Вера
Княжна Мери
Дальше
Назад
На главную

Слайд 15

Главные и второсте­пенные роли женщин в романах И. С. Тургенева «Отцы и дети» и И.А. Гончарова «Обломов» Романы Тургенева и Гончарова, помимо своей художественной красоты, замечательны тем, что заставляют задуматься читателя над теми аспектами жизни, о которых ранее он и не размышлял. Невозможно отрицать, что сквозь проблематику романов, внешние обстоятельства, непосредственность чувств просвечивают проблемы личности. Это ощутимо настолько, что главные действующие лица в нашем воображении начинают действовать самостоятельно. Мы пытаемся сравнивать их, искать жизненные аналогии, сопереживать им. Образы героинь в обеих книгах можно разделить на главные и второстепенные, причем роли второго плана отдаются авторами женщинам обычным, традиционным, их образы противопоставляются главным героиням книг, тем самым подчеркивается необычность женщин первого плана.
В романе Тургенева образом «нежной традиционности», «женской обычности» можно назвать Фенечку. Ласковая и тихая, она ведет хозяйство, нянчится с ребенком, ее не волнует проблема бытия, вопросы мировой значимости. С детства она видела свое счастье в семье и доме, муже и ребенке. Ее покой и опять же счастье находятся около нее, рядом с ее семейным очагом Она по-своему красива, способна заинтересовать любого из окружающих ее мужчин, но ненадолго. Вспомним эпизод в беседке с Базаровым. Разве не интересна была ему Фенечка? Но он ни на минуту не сомневался, что это не тот человек, с которым он способен связать свою жизнь. Аналогом Фенечки в романе Гончарова является, без сомнения, Агафья Матвеевна Пшеницына. Она тоже живет в своем мире, ограниченном стенами ее дома. Она царствует в этом мире кастрюль и сковород, диванов, клеток с канарейками. Но нельзя отрицать, что и Фенечка, и Агафья Матвеевна достаточно поэтичны. Их любовь, не управляемая никакой внешней идеей, почти безмолвная, как будто присыпанная сдобной мукой покоя и лени ума, может быть и жертвенна. Вспомним момент жизни Обломова, когда он был почти разорен, когда ему почти не на что было жить, тогда, именно тогда, его спасала любовь верной Агафьи Матвеевны, которая заложила свое столовое серебро, чтобы прокормить обожаемого Обломова, чтобы ему было по-прежнему уютно и спокойно. Любовь преобразила ее. Из простой, заурядной женщин она превратилась в женщину, готовую пожертвовать всем ради любимого человека. В частности, можно вспомнить страницы четвертой части романа «Обломов», эпизод грусти Пшеницыной по умершему Илье Ильичу. Вот как описывает переживания Агафьи Матвеевны Гончаров: «После смерти Обломова Агафья Матвеевна проторила тропинку к могиле мужа и выплакала все глаза, почти ничего не ела, не пила, питалась только чаем и часто по ночам не смыкала глаз и истомилась совсем». Она только сильнее замыкалась в себе. Разве примитивная, неразвитая духовно натура была бы способна на такие сильные чувства? Даже Ольга Ильинская, несбывшаяся любовь Обломова, не переживает смерть некогда близкого ей человека так же искренно, как Пшеницына. Возможно, в этом и заключается разгадка мезальянса Обломова и Пшеницыной.
Фенечка
Дальше
Назад
На главную

Слайд 16

Главные и второсте­пенные роли женщин в романах И. С. Тургенева «Отцы и дети» и И.А. Гончарова «Обломов» Необходимо заметить, что одна из героинь второго плана романа Тургенева, Кукшина, не похожа на вышеописанных женщин. Это персонаж, на котором лежит тень эмансипации, философские идеи слышатся в ее речах. Но это лишь тени и призраки, Кукшина принадлежит к высшему свету, но она пуста и, в конечном счете, глупа. Она вряд ли понимает то, что читает, вынося из глубоких философских книг только названия и имена. Имя Кукшиной - поверхностность и пустота. Нет в Кукшиной и малой толики того душевного тепла, которое мы видели в Фенечке и Пшеницыной. Переходя к образам Ольги Ильинской и Анны Сергеевны Одинцовой, хочется сказать, что они новы и необычны. С течением времени, с наступле­нием эмансипации их тема становится все актуальнее. Одинцова и Ольга похожи, пожалуй, лишь тем, что стоят на голову выше остальных по своему мировоззрению, мироощущению, переживаниям и развитию,
Для русской литературы Ольга - новый образ в самом глубоком понимании этого слова. Она полюбила, чтобы перевоспитать, полюбила «из идейных соображений». С одной стороны, это удивляет и возмущает, хочется спросить: «Как же можно рационализировать чувства?». В Ольгиных переживаниях сквозит рационализм, влюбленность ее носит экспериментальный характер. Неважно, что задание было получено от Штольца, важно то, что план любви устраивает героиню, щекочет ей нервы, учащает ее пульс. С наибольшей силой расчетливость Ольги проступает в комическом эпизоде «лазания на гору», когда Обломов приходит на свидание и не находит ее на месте. Некоторое время он топчется у подножия горы и лишь, потом обнаруживает возлюбленную на вершине. Так Ольга заставила подняться на гору Обломова, который двигался очень мало. В безобидном, на первый взгляд, розыгрыше оказывается гораздо больше новизны, чем в курении папирос, посещении курса физиологии. С другой стороны, Ольга - самый интересный персонаж в романе «Обломов». Она стремится к своему чему-то, чего и не знает сама. Но Ольга бросила Обломова, когда перестала в него верить; она оставит и Штольца, если то, что он говорит и думает, вдруг станет ей чуждым. А это случится, если Штольц будет продолжать давать ей советы - принять свои переживания как новую стихию жизни и склонить голову.
Ольга Ильинская и Обломов
Дальше
Назад
На главную

Слайд 17

Главные и второсте­пенные роли женщин в романах И. С. Тургенева «Отцы и дети» и И.А. Гончарова «Обломов» Если Ольга сама не знает, к чему стремится, не может понять себя, то Одинцова, в конце концов, разобралась в своих чувствах и мыслях; она поняла, что важнее всего для нее размеренная спокойная жизнь. Но Анна Сергеевна не ограничивает себя стенами дома, она ведет расчетливую, вернее сказать, размеренно-спокойную жизнь. Пожалуй, расчетливость, рационализм — и есть та самая точка соприкосновения Ольги и Анны Сергеевны, которая чувствуется по прочтении романов. Одинцова все же противоположна Ольге, в том смысле, что она ничего не ищет и ни к чему не стремится, ее ничего не томит. При всей незаурядности своей натуры, она боится сердечных тревог и жизненных осложнений. «Нет, - решила она, наконец, после признания Базарова, - Бог знает, куда бы это повело, этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете». Именно это и привело к разрыву между Базаровым и Одинцовой.
Одинцова и Базаров
Нужно сказать еще о Катеньке, сестре Одинцовой . Для нее важно спокойствие, но иное чем для Анны, Катенька ищет семейного спокойствия, обычного размеренного счастья. Их женитьба с Аркадием служит очень интересным примером совпадения характеров. Вспомним такие строки: «Аркадию было хорошо с Катей... Катя обожала природу, и Аркадий ее любил, хоть и не смел признаться в этом...». Катенька, будучи не такой необычной, как ее сестра, все же сумела обрести то, к чему шла всю жизнь. Существует еще один персонаж - Сонечка, подруга Ольги. Она появляется редко, но все же очень красноречиво эти появления подчеркивают контраст между Ольгой и Сонечкой, пустой и ветреной кокеткой. В заключение можно сказать, что Тургенев и Гончаров воспользовались похожими приемами: противопоставлением главной героини второстепенным. Образ Агафьи Матвеевны является антиподом Ольги, образ Анны - многих второстепенных женских персонажей романа "Отцы и дети". Между тем, можно провести и аналогии: Агафья Пшеницына и Фенечка, Сонечка и Кукшина и так далее. Вообще все эти образы написаны живописно и ярко, и каждый образ по-своему важен. Ольга и Анна почти завораживают, заставляют задуматься о жизненных целях. "Обломов" И. А. Гончарова и "Отцы и дети" И. С. Тургенева представляют собой два мира личностей, изображенных с яркой художественной полнотой и верностью.
Дальше
Назад
На главную

Слайд 18

Носительницы народных идеалов и женщины высшего света В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» показана жизнь русского общества начала XIX века периода войны 1812 года ,в котором Толстой пытается осмыслить роль женщины в жизни общества, в семье. С этой целью он выводит в своём романе большое количество женских образов, которые можно условно разделить на две большие группы: в первую входят женщины – носительницы народных идеалов, такие как Наташа Ростова, Марья Болконская и другие, а ко второй группе относятся женщины высшего света, такие как Элен Курагина, Анна Павловна Шерер, Жюли Курагина и другие. Одним из наиболее ярких женских образов в романе является образ Наташи Ростовой. В ней автор воплотил, по его мнению, идеал женщины-матери. Он не хотел изображать её умной, расчётливой, приспособленной к жизни и при этом совершенно бездушной, какой он сделал другую героиню романа - Элен Курагину. Простота и одухотворённость делают Наташу более привлекательной, чем Элен с её умом и хорошими светскими манерами. Многие эпизоды романа рассказывают о том, как Наташа вдохновляет людей, делает их лучше, добрее, помогает обрести любовь в жизни, найти правильные решения. Например, когда Николай Ростов, проиграв крупную сумму денег в карты Долохову, возвращается домой раздражённый, не ощущающий радости жизни, он слышит пение Наташи и вдруг понимает, что «всё это: и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь – всё вздор, а вот она – настоящее…» Но Наташа не только помогает людям в трудных жизненных ситуациях, она ещё просто приносит им радость и счастье, даёт возможность восхищаться собой, причём делает это бескорыстно. Именно так произошло в эпизоде пляски после охоты, когда «она встала, улыбнулась торжественно, гордо и весело, первый страх, который охватил, было, Николая и всех присутствующих, страх, что она не то сделает, прошёл, и они уже любовались ею».
Наташа Ростова (Л.Савельева)
Наташа Ростова (О.Хепберн)
Дальше
Назад
На главную

Слайд 19

Носительницы народных идеалов и женщины высшего света Так же, как к народу, близка Наташа и к пониманию удивительной красоты природы. При описании ночи в Отрадном автор сопоставляет чувства двух сестёр, ближайших подруг, Сони и Наташи. Наташа, душа которой полна светлых поэтических чувств, просит Соню подойти к окну, вглядеться в необыкновенную красоту звёздного неба, вдохнуть запахи, которыми полна тихая ночь. Она восклицает: «Ведь этакой прелестной ночи никогда не бывало!» Но Соня не может понять восторженного возбуждения Наташи. В ней нет такого внутреннего огня, который воспел Толстой в Наташе. Соня добра, мила, честна, приветлива, она не совершает ни одного дурного поступка и несёт через годы свою любовь к Николаю. Она слишком хороша и правильна, она никогда не делает ошибок, из которых она бы могла извлечь жизненный опыт и получить стимул для дальнейшего развития. Наташа же совершает ошибки и черпает из них необходимый жизненный опыт. Она встречает князя Андрея, их чувства можно назвать внезапным единением мыслей, они поняли друг друга внезапно, почувствовали что-то объединяющее их.
Но тем не менее Наташа вдруг влюбляется в Анатоля Курагина, даже хочет убежать с ним. Объяснением этому может служить то, что Наташа – самый обычный человек, со своими слабостями. Её сердцу присущи простота, открытость, доверчивость, она просто следует за своими чувствами, не умея подчинять их разуму. Но настоящая любовь проснулась в Наташе намного позже. Она поняла, что тот, кем она восхищалась, кто был ей дорог, жил в её сердце всё это время. То было радостное и новое чувство, поглотившее Наташу целиком, вернувшее её к жизни. Немаловажную роль сыграл в этом Пьер Безухов. Его «детская душа» была близка Наташе, и он был единственным, кто вносил радость и свет в дом Ростовых, когда ей было плохо, когда она мучилась угрызениями совести, страдала, ненавидела себя за всё случившееся. Она не видела в глазах Пьера упрёка или негодования. Он боготворил её, и она была благодарна ему за то, что он есть на свете. Несмотря на ошибки молодости, несмотря на смерть любимого человека, жизнь Наташи была удивительной. Она смогла испытать любовь и ненависть, создать великолепную семью, найдя в ней столь желанный душевный покой. Бывшая модница, героиня не интересуется более своей внешностью, поскольку теперь это для неё не имеет значения. Она максимально приблизилась к ответу на вопрос о смысле человеческого бытия. Фальшивое светское общество чуждо Наташе; после замужества она практически перестаёт быть в свете. Создав образ Наташи Ростовой, Толстой дал понять, что она последует за Пьером Безуховым в Сибирь и повторит судьбу жён декабристов. В её образе воплотилась идея о том, что красоты и счастья нет там, где нет добра, простоты и правды. Именно от неё исходит энергия обновления, освобождения от всего фальшивого, ложного, привычного. Эта героиня явилась толстовским идеалом жизни без мук и исканий холодного разума.
Дальше
Назад
На главную

Слайд 20

Носительницы народных идеалов и женщины высшего света
В чём-то похожа на Наташу, но в чём-то и противопоставлена ей княжна Марья Болконская. Главный принцип, которому подчинена вся её жизнь, - самопожертвование. Это самопожертвование, покорность судьбе сочетаются в ней с жаждой простого человеческого счастья. Покорность всем прихотям своего властного отца, запрет на обсуждение его действий и их мотивов – так понимает свой долг дочери княжна Марья. Но она может проявить твёрдость характера, если это необходимо, что обнаруживается, когда оскорблено её чувство патриотизма. Она не только уезжает из родового имения, несмотря на предложение мадемуазель Бурьен, но и запрещает пускать к себе свою компаньонку, когда узнает о её связях с неприятельским командованием. Но ради спасения другого человека она может пожертвовать своей гордостью; это видно, когда она просит прощения у мадемуазель Бурьен, прощения за себя и за слугу, на которого обрушился гнев её отца. И тем не менее, возводя свою жертвенность в принцип, отворачиваясь от «живой жизни», княжна Марья подавляет в себе нечто важное. И всё же, именно жертвенная любовь привела её к семейному счастью: при встрече с Николаем в Воронеже «в первый раз вся эта чистая, духовная, внутренняя работа, которою она жила до сих пор, выступила наружу». В полной мере проявила себя княжна Марья как личность, когда обстоятельства побудили её к житейской самостоятельности, что произошло после смерти отца, главное – когда она стала женой и матерью. О гармоничности, богатстве внутреннего мира Марьи Ростовой говорят и её дневники, посвящённые детям, и её облагораживающее влияние на мужа.
Княжна Марья
Старый князь муштрует княжну Марью
Дальше
Назад
На главную

Слайд 21

Носительницы народных идеалов и женщины высшего света
Этим двум, во многом похожим, женщинам противопоставлены дамы высшего света, такие как Элен Курагина, Анна Павловна Шерер, Жюли Курагина. Эти женщины во многом похожи между собой. В начале романа автор говорит, что Элен, «когда рассказ производил впечатление, оглядывалась на Анну Павловну и тотчас же принимала то самое выражение, которое было на лице фрейлины». Характернейшая примета Анны Павловны – статичность слов, жестов, даже мыслей: «Сдержанная улыбка, игравшая постоянно на лице Анны Павловны, хотя и не шла к её отжившим чертам, выражала, как у избалованных детей, постоянное сознание своего милого недостатка, от которого она не хочет, не может, не находит нужным избавляться». За этой характеристикой скрывается авторская ирония и неприязнь к персонажу. Жюли – такая же светская дама, «самая богатая невеста России», получившая состояние после гибели братьев. Как и Элен, носящая маску благопристойности, Жюли носит маску меланхолии: «Жюли казалась, разочарована во всём, говорила всякому, что она не верит ни в дружбу, ни в любовь, ни в какие радости жизни и ожидает успокоения только «там». Даже Борис, озабоченный поисками богатой невесты, чувствует искусственность, ненатуральность её поведения. Итак, женщины, близкие к естественной жизни, народным идеалам, такие как Наташа Ростова и княжна Марья Болконская, обретают семейное счастье, пройдя определённый путь духовно-нравственных исканий. А женщины, далёкие от нравственных идеалов, не могут испытать настоящего счастья из-за своего эгоизма и приверженности пустым идеалам светского общества.
Дальше
Назад
На главную

Слайд 22

Образы, созданные В.Я.Брюсовым и А.Ахматовой
Божественный и дивный женский образ создаёт В.Я.Брюсов в стихотворении «Женщине». Его героиня страстная, неистовая красавица. Её любовь жжёт огнём, но огонь – это божья благодать, видимо, поэтому лирический герой готов ради неё на муки и страдания: Ты – женщина, ты – ведьмовский напиток! Он жжёт огнём, едва в уста проник; Но пьющий пламя подавляет крик И славословит бешено средь пыток. Автору близок не только образ его современницы, его притягивает лик классической красавицы Клеопатры. Он создаёт образ царицы Египта, который способен вызывать страстные чувства, так как Клеопатра – олицетворение красоты, любви, она – женщина мечта, о которой грезит сильная половина человечества:
Вновь, как царей, я предаю томленью Тебя, прельщенного неверной тенью, Я снова женщина – в мечтах твоих. В. Я. Брюсов
Удивительный женский образ создан А.Ахматовой. Её героиня – это, прежде всего, мать, жена, возлюбленная. В ней покоряет феномен неслыханной силы духа и человеческого достоинства. Любя, страдая от неразделённой любви, никогда не унижается, она полна женской гордости и чести: Сердце к сердцу не приковано, Если хочешь – уходи. Много счастья уготовано Тем, кто волен на пути. Пленительная, хрупкая героиня лирики А.Ахматовой обладает т вёрдостью характера, незаурядной, почти мужской волей: Десять лет замираний криков, Все мои бессонные ночи Я вложила в тихое слово И сказала его напрасно. Отошёл ты и снова На душе и пусто и ясно.
А. Ахматова
Дальше
Назад
На главную
Клеопатра

Слайд 23

Образы, созданные В.Я.Брюсовым и А.Ахматовой
Ахматовская героиня не афиширует, не экзальтирует свои чувства, они глубоко внутри, никому она не позволяет ворошить их. Честная, гордая, глубоко и сильно чувствующая – таков образ женщины воспетой А.Ахматовой. Поэтесса А.А.Ахматова и сама стала вдохновенной Музой для многих поэтов. Её образ, живой и чувственный, открывается мне, когда читаю стихотворения М.И.Цветаевой из цикла «Ахматовой». Марина Цветаева воспела её при жизни, глубоко потрясённая и её поэтическим даром и трагической судьбой. Её образ, светлый и дерзновенный, с особой силой выписан в стихотворении «О муза плача, прекраснейшая из муз!»: И мы шарахаемся, и глухое: ох! – Стотысячное – тебе присягает, - Анна Ахматова! – это имя – огромный вздох, И в глубь он падает, которая безымянна. М.Цветаеву поражал её бесспорный талант, и, видимо, душевной потребностью было высказать это, поэтому Ахматову-поэтессу вижу я, читая следующие строки: Что тебе, чей голос – о глубь! О мгла! – Мне дыханье сузил, Я впервые именем назвала Царскосельской Музы. Цветаева создаёт образ своей современницы, и он недосягаем, свят и чист. Она поднимает Анну на высоту Олимпа, любуясь ею, боготворя её: Ты солнце в выси мне застишь, Все звёзды в твоей горсти! Ах, если бы двери – настежь – Как ветер к тебе войти! Цветаева, преклоняясь перед талантом Анны Ахматовой, раскрывает обаяние глубокой и сильной натуры, в каждой её строке передо мной Анна Андреевна Ахматова: Я тебя пою, что у нас – одна, Как луна на небе! Что, на сердце вороном налетев, В облака вонзилась, Горбоносую, чей смертелен гнев И смертельна – милость.
А. Ахматова
Дальше
Назад
На главную

Слайд 24

Образы, созданные В.Я.Брюсовым и А.Ахматовой Я убеждёна, что женские образы, созданные в литературе XX века поэтическим талантом В.Я.Брюсова, А.А.Ахматовой, М.И.Цветаевой навсегда останутся идеалом чистоты, непрочности, женской гордости, неувядающей красоты. Он станет, я думаю, примером для моих современников, и, может быть, кто-нибудь последует за вдохновенной Музой и создаст пленительный образ женщины XXI века, ведь не зря В.Я.Брюсов утверждал: Мы для тебя влечём ярем железный, Тебе, мы служим, тверди гор дробя, И молимся – от века – на тебя! М.Цветаеву поражал её бесспорный талант, и, видимо, душевной потребностью было высказать это, поэтому Ахматову-поэтессу вижу я, читая следующие строки: Что тебе, чей голос – о глубь! О мгла! – Мне дыханье сузил, Я впервые именем назвала Царскосельской Музы. Цветаева создаёт образ своей современницы, и он недосягаем, свят и чист. Она поднимает Анну на высоту Олимпа, любуясь ею, боготворя её: Ты солнце в выси мне застишь, Все звёзды в твоей горсти! Ах, если бы двери – настежь – Как ветер к тебе войти! Цветаева, преклоняясь перед талантом Анны Ахматовой, раскрывает обаяние глубокой и сильной натуры, в каждой её строке передо мной Анна Андреевна Ахматова: Я тебя пою, что у нас – одна, Как луна на небе! Что, на сердце вороном налетев, В облака вонзилась, Горбоносую, чей смертелен гнев И смертельна – милость. Я убеждёна, что женские образы, созданные в литературе XX века поэтическим талантом В.Я.Брюсова, А.А.Ахматовой, М.И.Цветаевой навсегда останутся идеалом чистоты, непрочности, женской гордости, неувядающей красоты. Он станет, я думаю, примером для моих современников, и, может быть, кто-нибудь последует за вдохновенной Музой и создаст пленительный образ женщины XXI века, ведь не зря В.Я.Брюсов утверждал: Мы для тебя влечём ярем железный, Тебе, мы служим, тверди гор дробя, И молимся – от века – на тебя!
Дальше
Назад
На главную

Слайд 25

Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» - Это роман о любви, побеждающей несправедливость мира, разлуку, страх, о любви, которая дарит покой и спасает. Лишь после рассказа о Москве и москвичах, о пришествии на землю князя тьмы, о разуверившемся во всём Мастере автор представляет нам главную героиню романа - Маргариту. Рассказ о Маргарите, чья любовь тронула даже великого Воланда, начинается словами о любви. «За мной читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык! За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!» Маргарита так не похожа на представленных в романе москвичей, суетящихся, забывших о чем-либо, кроме повседневной жизни. Встречаем мы главную героиню в один из самых тяжёлых моментов её жизни: она страдает от разлуки с Мастером, готова на что угодно ради встречи с ним, её душа переполнена болью, которой она не может поделиться ни с кем. Она знает, что это страдание ей дано за ту двойную жизнь, которую она вела. Она принимает обрушившиеся на неё несчастье как заслуженную кару, но не может перестать надеяться и любить. Маргарита не искала обеспеченной спокойной жизни. Она ждала великой любви. «Что же нужно было этой женщине, в глазах которой всегда горел какой-то не понятный огонёк…?! Очевидно, она говорила правду, ей нужен был он, Мастер, а вовсе не готический особняк, и не отдельный сад, и не деньги». Она сама призналась, что покончила бы с жизнью, если бы ей не встретился Мастер. Но после встречи с ним Маргарита не ушла от мужа, держа отношения с любимым человеком в тайне от всех. Теперь, потеряв Мастера, Маргарита знала, что пришла расплата. Ложь - вот за что чаще всего наказывал Воланд москвичей. Маргарита это поняла сама, для этого ей не нужно было встречаться с князем тьмы. Маргарита была честна сама с собой, а именно это качество Воланд ценил в людях. «Вот так приходится платить за ложь, - говорила она, - и больше я не хочу лгать». Верность Маргариты своему возлюбленному, готовность на самопожертвование ради любви вызывают уважение самого повелителя тьмы. Жизнь этой женщины вся сосредоточилась на Мастере. Ради него она была готова на все. Она разделила его судьбу и готова была на любые страдания. Маргарита – истинное воплощение женственности, мудрости и душевной внутренней силы. Она не думала о том, какие жертвы ей надо будет принести ради спасения любимого. Жизнь без него потеряла всякий смысл, поэтому любые жертвы казались Маргарите оправданными. Все трезвые рассуждения, все доводы рассудка Маргарита оправдывала своим доверием тому, что видела. Она, слушая только себя и свое сердце, поняла, что Воланд не может причинить ей зла, что он носитель справедливости. Марго верила, что по законам справедливости ее возлюбленный должен быть спасен. Воланд пришел на землю, чтобы воздать каждому по его заслугам. Москвичи не поняли этого, стараясь заглушить голос совести и не замечать, что встретились лицом к лицу с самим дьяволом. Совершенно иной оказалась Маргарита. «После всех волшебств и чудес сегодняшнего вечера, она уже догадалась, к кому именно в гости её везут, но это не пугало её. Надежда на то, что там ей удастся добиться возвращения своего счастья, сделала её бесстрашной». Маргарита Николаевна оказалась сильнее Мастера. Она не отказалась от мысли о гениальности романа, написанного её возлюбленным, свято веря, что справедливость восторжествует. Маргарита не сочла Воланда безумцем и аферистом. Её сознание легко приняло тот факт, что перед ней князь тьмы. Она готова была просить кого угодно о спасении любимого, ведь силы, которые помогают влюблённым, не могут быть силами зла.
Образ Маргариты в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»
Дальше
Назад
На главную

Слайд 26

Образ Маргариты в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»
Сам Воланд был добр с Маргаритой. Он проявил великодушие и уважение к ее чувствам. Маргарита Николаевна достаточно наказала себя сама за прошлый обман. Она выстрадала свое право быть рядом с любимым. За эту самоотверженность она была награждена чудом: Мастер оказался с ней. Это был уже другой мастер. Он стал пуглив и безразличен, слаб и разочарован в жизни. Но и от такого Мастера не отреклась Маргарита. Она верила, что сможет возродить в нем веру в жизнь, была полна решимости, помочь любимому человеку. У Маргариты хватило сил убедить любимого человека не отрекаться от жизни. Ее вера в него помогла спасти Мастера при помощи Воланда. Мастеру повезло, потому что рядом с ним оказалась женщина, которая верила в него и его творчество. Марго просила своего возлюбленного принять помощь князя тьмы, но тот не слушал ее, считая все происходящее бредом больного происхождения. Прежний Мастер никогда так бы не поступил. Перед Маргаритой был абсолютно сломленный человек, несчастный и одинокий, совершенно не похожий на того, кого она любила когда-то. Любовь Маргариты оказалась истинной. Мастер нужен был ей даже таким. Она ни минуты не сомневалась, что возродит его к жизни.
Маргарита при встречи с Мастером после разлуки впервые за долгое время даёт волю чувствам, которые она вынуждена была скрывать от чужих глаз. «Маргарита сразу узнала его, простонала, всплеснула руками и побежала к нему. Она целовала его в лоб, в губы, прижималась к колючей щеке, и долго сдерживаемые слёзы теперь ручьями бежали по её лицу». Прежняя жизнь была возвращена Мастеру и Маргарите, они оказались вновь в своём подвале, Воланд возвратил сожжённый экземпляр рукописи Мастера. Маргариту не беспокоило будущее. Её вера в жизнь достойна восхищения. Эту женщину можно по – настоящему назвать бесстрашной, потому что никакие трудности не испугали её, когда речь шла о защите любви и любимого человека. Маргарита оказалась мудрее многих, кто столкнулся с Воландом в Москве. Она не пыталась объяснить происходящее с точки зрения разума и здравого смысла. Страдания Маргариты были так велики, что размыли привычные мерки земного мышления. Она легко приняла факт общения с сатаной, но и с ним Марго была полна чувства собственного достоинства. Она хотела спасти своего Мастера, но унижаться не стала даже перед всемогущим дьяволом. Именно за это и наградил ее Воланд, признавшись, что испытывал ее. Марго выполнила поставленное условие: была хозяйкой бала, встречая гостей; особое впечатление на нее производит детоубийца Фрида, которой она обещает помочь.
Напоминать об обещанном она сочла не достойным и уже решила про себя, что покончит с собой, как только покинет покои князя тьмы. Воланд понял, о чем думает его гостья, и объявил, что испытание на гордость Марго выполнила полностью. За это и были исполнены желания Маргариты: простил Фриду и вернул Мастера. Мудрость Маргариты Николаевны достойна восхищения. Она оказалась единственным человеком в Москве, спокойно перенесшим встречу с сатаной. В этом ей помогла сила любви. «…Душа Маргариты находилась в полном порядке. Мысли ее не были в разброде, ее совершенно не потрясало то, что она провела ночь сверхъестественно. Словом, знакомство с Воландом не принесло ей никакого психического ущерба». Она выдержала испытание неведомым, для нее мир не был пуст, в нем было место силам, неподвластным и неизвестным людям. Эта духовная мудрость помогла героине восстановить в мире справедливость, а Мастеру – закончить роман, подарив свободу его главному герою.
Дальше
Назад
На главную
Мастер и Маргарита

Слайд 27

Заключение Русская литература всегда отличалась глубиной своего идейного содержания и гуманным отношением к человеку. В женских образах русские писатели стремились выявить лучшие черты, свойственные нашему народу. Ни в одной литературе мира мы не встретим таких прекрасных и чистых женщин, отличающихся верным и любящим сердцем, а также своей неповторимой душевной красотой. Начиная с XII века, через всю нашу литературу проходит образ русской женщины-героини, с большим сердцем, готовым к великим испытаниям. На хрупкие плечи женщины возложена важнейшая миссия – развитие человеческой духовности, ведь именно мать закладывает основу будущей сознательной жизни человека, формирует направление всех его стремлений и способностей, поэтому женщина, призванная давать жизнь, закладывает зерна культуры и нравственности, которые человек проносит через всю свою жизнь.
Дальше
Назад
На главную

Слайд 28

Литература А. С. Пушкин. Сочинения в трёх томах, т.2, «Евгений Онегин»; издательство «Художественная литература», М.,1986. И. Тургенев. Библиотека всемирной литературы. Серия вторая. Литература XIX века, «Отцы и дети»»; издательство «Художественная литература», М.,1971.
Назад
На главную
М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»; издательство «Детская литература», М., 1967 Л. Н. Толстой. «Война и мир»; «Просвещение», М., 1981. И. А. Гончаров. Собрание сочинений в восьми томах, т.4, «Обломов»»; Государственное издательство художественной литературы, М., 1953. В. Г. Белинский. Полное собрание сочинений, т.10; М., 1956. Н. Долинина. «Прочитаем Онегина вместе»; М., 1968. А. Белый. «Трагедия творчества. Достоевский и Толстой. О Толстом»; М.,1990. Н. В. Смоляков «Русская литература XIX- XX век», М., 2000.