Презентация - Технология развития критического мышления

Технология развития критического мышленияТехнология развития критического мышленияТехнология развития критического мышленияТехнология развития критического мышленияТехнология развития критического мышленияТехнология развития критического мышленияТехнология развития критического мышленияТехнология развития критического мышленияТехнология развития критического мышленияТехнология развития критического мышленияТехнология развития критического мышленияТехнология развития критического мышленияТехнология развития критического мышленияТехнология развития критического мышленияТехнология развития критического мышленияТехнология развития критического мышленияТехнология развития критического мышленияТехнология развития критического мышленияТехнология развития критического мышления







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Технология развития критического мышления

Слайд 2

Словарь Критика - изучение или обсуждение чего-либо с целью поиска недостатков. С. И. Ожегов
Педагогическая терминология Критическое мышление - это умение занять свою позицию по обсуждаемому вопросу и умение обосновать ее, способность выслушать собеседника, тщательно обдумать аргументы и проанализировать их логику

Слайд 3

«Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а вскрывая причины и следствия этих фактов. Критическое мышление предполагает вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах, означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами. Критическое мышление предусматривает внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление. Критическое мышление не есть отдельный навык или умение, а сочетание многих умений» Авторы технологии

Слайд 4

Параметры критического мышления:
Критическое мышление есть мышление самостоятельное Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления Критическое мышление начинается с постановки вопросов и выяснения проблем, которые нужно решить Критическое мышление стремится к убедительной аргументации Критическое мышление есть мышление социальное

Слайд 5

Принципиальными моментами для технологии «РКМЧП» являются:
- активность субъектов в образовательном процессе; - организация групповой работы в классе; - развитие навыков общения; - идея ценности личности; - подход к образовательной технологии как средству и инструменту самообразования человека; - соотнесение содержания учебного процесса с конкретными жизненными задачами, выявлением и решением проблем, с которыми дети сталкиваются в реальной жизни

Слайд 6

Технология критического мышления предполагает: Перенос акцента с объяснения нового материала, как основного способа передачи знаний, на подходы, отдающие приоритеты самостоятельному «добыванию» знаний учащимися Активное использование предшествующего опыта и знаний учащихся Поощрение высказываний собственной точки зрения, собственной позиции, обмена мнениями как между учащимися, так и между учителем и учениками Создание условий для аргументации сделанных выводов, суждений, позиций Стимулирование попыток учащихся к расширению, проверке и применению в учебной деятельности и жизни нового опыта, новых знаний Облегчение социализации учащихся

Слайд 7

Основы методики критического мышления включают три стадии, которые должны присутствовать на уроке в процессе познания: вызов (побуждение), осмысление (реализация), рефлексия (размышление)

Слайд 8

Любое творчество начинается с постановки проблемы. П. В. Симонов
Стадия вызова
Актуализация имеющихся у учащихся знаний и представлений



Пробуждение (вызов) интереса к изучаемой теме, к получению новой информации;
Активизация интеллектуальной деятельности

Постановка учеником собственных целей обучения

Слайд 9

Для того, чтобы изобретать, надо быть в двух лицах. Один образует сочетание, другой выбирает то, что соответствует его желаниям. Поль Валери
Стадия осмысления
Учитель
Ученик
Поддержание интереса к учебной деятельности и интеллектуальной активности  Передача знаний, умений, навыков
Осмысленное понимание и усвоение нового материала
Достигается необходимое восприятие учебного знания
Происходит осознание своей деятельности
Получение новой информации
 Корректировка учеником поставленных целей обучения

Слайд 10

Человек с развитым интеллектом – это человек сомневающийся, деликатный в высказывании и утверждении своей позиции, ответственный за принятое решение Е. С. Корольков
Стадия рефлексии
Максимально полная осознанность изученной информации  Соотнесение своих знаний со знаниями других учащихся, с теми представлениями, которые имелись раньше
Выявление ошибок, совершенных в процессе усвоения
Закрепление нового материла, отработка умений, формирование навыков и компетенций
Постановка учеником новых целей обучения

Слайд 11

Функции трех стадий технологии развития критического мышления
Стадия Функции
Вызов Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к новой теме). Информационная (вызов на «поверхность» имеющихся знаний по теме. Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).
Осмысление содержания Информационная (получение новой информации по теме). Систематизационная (классификация полученной информации). Мотивационная (сохранения интереса к изучаемой теме).
Рефлексия Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации). Информационная (приобретение нового знания). Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля). Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса).

Слайд 12

Приемы РКМЧП:
Дерево предсказаний Таблицы Чтение с остановками Дневники и бортовые журналы «Лови ошибку» Зигзаг «Мудрые совы» Игра «Как вы думаете» Создание «личностного» текста Художественные формы письменной рефлексии Решение творческих задач Стратегия «Fishbone», ИДЕАЛ "Пирамидная история"
Вводный вопрос Толстые и тонкие вопросы Корзина идей Пересказ наперебой РАФТ Чтение со стопом Уголки Образ текста Свободное письмо Авторское кресло «Ключевые слова» «Верные и неверные утверждения» или «верите ли вы»

Слайд 13

Каждый педагогический прием – это нить, которая, переплетаясь, складывается в нечто целое, в систему. Анатолий Гин
Кластер:
Приемы РКМЧП:

Слайд 14

Приемы РКМЧП:
Инсерт:
«V» - информация мне известна «+» - узнал что-то новое «--» - противоречит тому, что знаю не согласен «?» - хочу узнать подробнее

Слайд 15

Приемы РКМЧП:
Таблица «З-Х-У»: Таблица «Н-С-О»:
Знаю Хочу узнать Узнал
Наблюдаю Спрашиваю Отвечаю

Слайд 16

Приемы РКМЧП:
Двойной дневник:
Что привлекло мое внимание в тексте? Мои комментарии

Слайд 17

Приемы РКМЧП:
Синквейн: 1 строка-1 существительное (тема) 2 строка-2 прилагательных (раскрывающие тему) 3 строка- 3 глагола (описывающие действия по теме) 4 строка- предложение (отношение к теме) 5 строка- 1 слово-резюме (синоним темы)

Слайд 18

Технология критического мышления предполагает: Изменение роли учителя Признание ценности личности каждого учащегося, его права на раскрытие собственного творческого потенциала, собственных учебных приоритетов. Организация учебной деятельности, позволяющая каждому учащемуся раскрыть свои способности. Использование мониторинга с целью коррекции знаний учеников. Коррекция собственных педагогических подходов, приемов и методов обучения. Открытость учителя для новых идей. Творческий поиск. Понимание того, что ученик находится в центре внимания, в центре педагогической деятельности и педагогических усилий.

Слайд 19

Образовательные результаты:
умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; пользоваться различными способами интегрирования информации; задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу; решать проблемы; вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); брать на себя ответственность; участвовать в совместном принятии решения; выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми; умение сотрудничать и работать в группе и др.