Презентация - Средства выразительности в тексте

Средства выразительности в текстеСредства выразительности в текстеСредства выразительности в текстеСредства выразительности в текстеСредства выразительности в текстеСредства выразительности в текстеСредства выразительности в текстеСредства выразительности в текстеСредства выразительности в текстеСредства выразительности в текстеСредства выразительности в текстеСредства выразительности в текстеСредства выразительности в текстеСредства выразительности в текстеСредства выразительности в текстеСредства выразительности в текстеСредства выразительности в текстеСредства выразительности в текстеСредства выразительности в текстеСредства выразительности в текстеСредства выразительности в текстеСредства выразительности в текстеСредства выразительности в текстеСредства выразительности в текстеСредства выразительности в текстеСредства выразительности в текстеСредства выразительности в тексте







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Средства выразительности в тексте

Слайд 2

Все средства выразительности можно разделить на:
1. Синтаксические средства (фигуры речи). Например, антитеза, синтаксический параллелизм, парцелляция и др. 2. Лексические средства. Например, неологизмы, метафора, звукопись и др.

Слайд 3

Синтаксические средства (фигуры речи)
Антитеза — это оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия, положения, образы. Для создания антитезы обычно используются антонимы — общеязыковые и контекстуальные. Антитеза используется для усиления выразительности речи, подчеркивания контрастных образов, контрастных оценок. Антитеза свойственна прежде всего художественным и публицистическим текстам.

Слайд 4

Примеры:
Ты богат, я очень беден, Ты — прозаик, я — поэт (А. С. Пушкин); Вчера еще в глаза глядел, А ныне — все косится в сторону, Вчера еще до птиц сидел, — Все жаворонки нынче — вороны! Я глупая, а ты умен, Живой, а я остолбенелая. О вопль женщин всех времен: «Мой милый, что тебе я сделала?» (М. И. Цветаева)

Слайд 5

Градация (в пер. с лат. — постепенное повышение, усиление) – прием, состоящий в последовательном расположении слов, выражений, тропов (эпитетов, метафор, сравнений) в порядке усиления (возрастания) или ослабления (убывания) признака.

Слайд 6

Виды градации:
 Возрастающая градация обычно используется для усиления образности, эмоциональной выразительности и воздействующей силы текста: Я звал тебя, но ты не оглянулась, Я слезы лил, но ты не снизошла (А. А. Блок);       Светились, горели, сияли огромные голубые глаза. (В. А. Солоухин)

Слайд 7

 Нисходящая градация используется реже и служит обычно для усиления смыслового содержания текста и создания образности: Принес он смертную смолу Да ветвь с увядшими листами. (А. С. Пушкин) Градация как средство выразительности используется в художественном, публицистическом и разговорном стилях речи.

Слайд 8

Оксюморон (в пер. с греч. — остроумно-глупое) — это стилистическая фигура, в которой соединяются обычно несовместимые понятия, как правило, противоречащие друг другу (горькая радость, звонкая тишина и т. п.); при этом получается новый смысл, а речь приобретает особую выразительность. Оксюморон как средство усиления выразительности текста допустим только в публицистическом и художественном стилях.   

Слайд 9

Примеры:
  С того часу начались для Ильи сладостные мученья, светло опаляющие душу (И. С. Шмелев);       Есть тоска веселая в алостях зари (С. А. Есенин);       Но красоты их безобразной       Я скоро таинство постиг. (М. Ю. Лермонтов)

Слайд 10

Парцелляция (в пер. с франц. — частица) — стилистический прием, заключающийся в расчленении единой синтаксической структуры предложения на несколько интонационно-смысловых единиц — фраз. На месте расчленения предложения могут использоваться точка, восклицательный и вопросительный знаки, многоточие.

Слайд 11

Примеры:
 Утром, ярким, как лубок. Страшным. Долгим. Ратным. Был разбит стрелковый полк. Наш. В бою неравном (Р. Рождественский);     Почему никто не возмущается? Образование и здравоохранение! Важнейшие сферы жизни общества! Не упомянуты в этом документе вообще (Из газет);       Нужно, чтобы государство помнило главное: его граждане — не физические лица. А люди. (Из газет)

Слайд 12

Парцелляция способна усиливать выразительность текста, выделяя какие-либо детали общей картины, подчеркивать значимость тех или иных частей высказывания, наиболее важных с точки зрения автора, передавать отношение автора к сообщаемому. Парцелляция характерна для художественных, публицистических и разговорных текстов. Она недопустима в текстах научного и официально-делового стилей.

Слайд 13

 Параллелизм (синтаксический параллелизм) (в пер. с греч. — идущий рядом) — тождественное или сходное построение смежных частей текста: рядом стоящих предложений, стихотворных строк, строф, которые, соотносясь, создают единый образ

Слайд 14

Синтаксический параллелизм как средство языковой выразительности характерен для художественного и публицистического стилей речи. В научном и официально-деловом стилях названная стилистическая фигура используется как одно из средств логического выделения. Следует учитывать, что, помимо синтаксического параллелизма, существует композиционный параллелизм. Он основан на сходстве сюжетных линий и смысловой параллельности частей текста. Например, описание какого-либо изменения в природе может предварять описание изменения внутреннего состояния персонажа.

Слайд 15

Примеры:
 Гляжу на будущность с боязнью,  Гляжу на прошлое с тоской... (М. Ю. Лермонтов);        Я был вам звенящей струной,       Я был вам цветущей весной,       Но вы не хотели цветов,       И вы не расслышали слов? (К. Д. Бальмонт)

Слайд 16

Повтор используется для усиления высказывания, придания речи динамичности, определенного ритма. Белый-белый; просил-просил о помощи; чуть-чуть. Лексический повтор — повторение одного и того же слова или словосочетания с небольшим вариациями. Например:  За теми деревнями леса, леса, леса. Зимы ждала, ждала природа.

Слайд 17

 Анафора (в пер. с греч. — восхождение, подъем), или единоначатие, — это повторение слова или группы слов в начале строк, строф или предложений: Лениво дышит полдень мглистый, Лениво катится река. И в тверди пламенной и чистой Лениво тают облака (Ф. И. Тютчев)       Она подумала: неужели эта красота еще и сейчас является людям, неужели за это время, которое она прожила на свете, красота совсем нисколько не увяла и не померкла? (В. Г. Распутин)

Слайд 18

 Эпифора (в пер. с греч. — добавка, конечное предложение периода) — это повторение слов или группы слов в конце строк, строф или предложений:       Досталась им буханка светлого хлеба — радость! Сегодня фильм хороший в клубе — радость! Двухтомник Паустовского в книжный магазин привезли — радость! (А. И. Солженицын)

Слайд 19

Различные виды повторов как средство усиления выразительности текста широко используются в художественном, публицистическом и разговорном стилях речи. В целях привлечения внимания к какому-либо явлению или понятию повтор может использоваться также в научно-деловом и официально-деловом стилях.

Слайд 20

 Риторический вопрос — это фигура, в которой в форме вопроса содержится утверждение. Риторический вопрос не требует ответа, он используется, чтобы усилить эмоциональность, выразительность речи, привлечь внимание читателя к тому или иному явлению: Зачем он руку дал клеветникам ничтожным, Зачем поверил он словам и ласкам ложным, Он, с юных лет постигнувший людей?.. (M. Ю. Лермонтов);       Нет ничего опаснее полузнаний. Это в равной мере относится к науке, к технике, к культуре. Как можно судить о творчестве Льва Николаевича Толстого, посмотрев фильм, но не прочитав «Войны и мира»? (Из газет)

Слайд 21

Риторическое восклицание — это фигура, в которой в форме восклицания содержится утверждение. Риторические восклицания усиливают в сообщении выражение тех или иных чувств; они обычно отличаются не только особой эмоциональностью, но и торжественностью и приподнятостью: То было в утро наших лет — О счастие! о слезы! О лес! о жизнь! о солнца свет! О свежий дух березы. (А. К. Толстой); Увы! пред властию чужой Склонилась гордая страна. (М. Ю. Лермонтов)

Слайд 22

 Риторическое обращение — это стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому-нибудь или чему-нибудь для усиления выразительности речи. Оно служит не столько для называния адресата речи, сколько для выражения отношения к тому, о чем говорится в тексте. Риторические обращения могут создавать торжественность и патетичность речи, выражать радость, сожаление и другие оттенки настроения и эмоционального состояния: Друзья мои! Прекрасен наш союз. Он, как душа, неудержим и вечен (А. С. Пушкин); О, глубокая ночь! О, холодная осень! Немая! (К. Д. Бальмонт)

Слайд 23

Риторические вопросы, риторические восклицания и риторические обращения как средства языковой выразительности широко используются в публицистических и художественных текстах. Названные фигуры возможны также в текстах научного и разговорного стилей, но недопустимы в текстах официально-делового стиля.

Слайд 24

 Многосоюзие (полисиндетон) — избыточный с грамматической точки зрения повтор союзов, ощущаемый как лишний и употребляемый как выразительное средство:       Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога! И как чудесна она сама, эта дорога (Н. В. Гоголь) Псевдокультура ни словом, ни жестом может и не отличаться от культуры, но делом, но последствием, но своею ошибочностью — отличается. (С. П. Залыгин)

Слайд 25

Многосоюзие может использоваться как средство повышения смысловой значимости перечисляемых элементов, придания речи торжественной тональности и эмоциональной приподнятости.

Слайд 26

 Бессоюзие (асиндетон) — намеренное опущение союзов между однородными членами предложения или частями сложносочиненного предложения: Мелькают мимо будки, бабы, Мальчишки, лавки, фонари, Дворцы, сады, монастыри... (А. С. Пушкин) День вечереет, небо опустело, Гул молотилки слышен на гумне... Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне (И. А. Бунин)

Слайд 27

Бессоюзие как стилистический прием используется с целью усиления изобразительности речи, а также с целью усиления смысловой противопоставленности компонентов высказывания и повышения экспрессивности текста.       Первая из названных функций характерна для бессоюзия в художественном стиле речи, вторая — для бессоюзия в публицистическом стиле. Бессоюзие и многосоюзие как выразительные средства используются в художественном, публицистическом и разговорном стилях речи.