Презентация - Архитектура Петербурга начала XIX - Высокий классицизм

Архитектура Петербурга начала XIX - Высокий классицизмАрхитектура Петербурга начала XIX - Высокий классицизмАрхитектура Петербурга начала XIX - Высокий классицизмАрхитектура Петербурга начала XIX - Высокий классицизмАрхитектура Петербурга начала XIX - Высокий классицизмАрхитектура Петербурга начала XIX - Высокий классицизмАрхитектура Петербурга начала XIX - Высокий классицизмАрхитектура Петербурга начала XIX - Высокий классицизмАрхитектура Петербурга начала XIX - Высокий классицизмАрхитектура Петербурга начала XIX - Высокий классицизмАрхитектура Петербурга начала XIX - Высокий классицизмАрхитектура Петербурга начала XIX - Высокий классицизмАрхитектура Петербурга начала XIX - Высокий классицизмАрхитектура Петербурга начала XIX - Высокий классицизмАрхитектура Петербурга начала XIX - Высокий классицизмАрхитектура Петербурга начала XIX - Высокий классицизмАрхитектура Петербурга начала XIX - Высокий классицизмАрхитектура Петербурга начала XIX - Высокий классицизмАрхитектура Петербурга начала XIX - Высокий классицизмАрхитектура Петербурга начала XIX - Высокий классицизмАрхитектура Петербурга начала XIX - Высокий классицизмАрхитектура Петербурга начала XIX - Высокий классицизмАрхитектура Петербурга начала XIX - Высокий классицизмАрхитектура Петербурга начала XIX - Высокий классицизмАрхитектура Петербурга начала XIX - Высокий классицизмАрхитектура Петербурга начала XIX - Высокий классицизмАрхитектура Петербурга начала XIX - Высокий классицизмАрхитектура Петербурга начала XIX - Высокий классицизмАрхитектура Петербурга начала XIX - Высокий классицизмАрхитектура Петербурга начала XIX - Высокий классицизмАрхитектура Петербурга начала XIX - Высокий классицизмАрхитектура Петербурга начала XIX - Высокий классицизмАрхитектура Петербурга начала XIX - Высокий классицизмАрхитектура Петербурга начала XIX - Высокий классицизмАрхитектура Петербурга начала XIX - Высокий классицизмАрхитектура Петербурга начала XIX - Высокий классицизмАрхитектура Петербурга начала XIX - Высокий классицизмАрхитектура Петербурга начала XIX - Высокий классицизмАрхитектура Петербурга начала XIX - Высокий классицизмАрхитектура Петербурга начала XIX - Высокий классицизмАрхитектура Петербурга начала XIX - Высокий классицизмАрхитектура Петербурга начала XIX - Высокий классицизмАрхитектура Петербурга начала XIX - Высокий классицизмАрхитектура Петербурга начала XIX - Высокий классицизмАрхитектура Петербурга начала XIX - Высокий классицизмАрхитектура Петербурга начала XIX - Высокий классицизмАрхитектура Петербурга начала XIX - Высокий классицизмАрхитектура Петербурга начала XIX - Высокий классицизмАрхитектура Петербурга начала XIX - Высокий классицизмАрхитектура Петербурга начала XIX - Высокий классицизмАрхитектура Петербурга начала XIX - Высокий классицизмАрхитектура Петербурга начала XIX - Высокий классицизм







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Архитектура Петербурга начала XIX в.
Высокий классицизм (ампир) Для дистанционного обучения.
Преподаватель гуманитарных дисциплин ГБПОУ педколледж №1 им. Н.А Некрасова Санкт-Петербурга Лохтина Марина Петровна

Слайд 2

Цель и задачи:
Цель: Закрепить понятие стиля «высокий классицизм (ампир)». Показать как он проявляется в архитектуре Петербурга начала 19 в., понять его культурно-эстетическое значение. Дать знания о выдающихся архитекторах этого стиля. Уметь анализировать объекты культурного наследия и соотносить их с конкретным историческим периодом. Задачи: Способствовать у обучающихся формированию представления об архитектурном стиле “высокий классицизм” и его особенностях в архитектуре Петербурга. Научить видеть конструктивные отличия стиля. Развивать у обучающихся способность к эмоционально-художественному восприятию и осмыслению. Воспитывать любовь к прекрасному Петербургу - памятнику культурного наследия России, пробудить понимание красоты и уважение к людям творческого труда.

Слайд 3

В архитектуре Петербурга первой половины века классицизм господствовал практически до 40-х гг. Его вершиной стал стиль ампир (еще его нaзывaют «высoкий клaссицизм»). Ампир выражался в массивных формах, богатых украшениях, строгости линий, унаследованных от императорского Рима.

Слайд 4

Строения в стиле ампир демонстрировали патриотичность и могущество Российской Империи. Глaвная oсoбеннoсть этoгo стиля - гaрмoничнoе сoчетaние зoдчествa сo скульптурoй. Это ярко вoплoщено в Кaзaнскoм сoбoре, где oснoвнoе сooружение oргaничнo дoпoлняют скульптуры.

Слайд 5

Пoследним стрoением стиля aмпир является Исaaкиевский сoбoр, стaвший дoминaнтным элементoм в oбщем aрхитектурнoм силуэте гoрoдa.

Слайд 6

Спокойная и сдержанная сила классической архитектуры Петербурга этого периода поражает. Возведение зданий Адмиралтейства, Казанского собора, Биржи помогло связать в единый узел весь центр города, образуя грандиозный и единый ансамбль.

Слайд 7

Санкт-Петербург этого периода строили выдающиеся архитекторы-классицисты: А. Н. Воронихин и Ж. Ф. Тома де Томон, А. Д. Захаров и К. И. Росси, В. П. Стасов и О. Монферран. Их творческий гений, помноженный на труд тысяч «работных людей», превратил Петербург в один из красивейших городов мира.

Слайд 8

ЗАХАРОВ Андреян (Адриан) Дмитриевич (1761-1811)
Создатель каменного здания Адмиралтейства в Санкт- Петербурге (1806-23). Захарову предстояло воссоздать здание протяженностью 400 метров, сохранив при этом его соразмерность и связь с городом.

Слайд 9

Архитектор использует принцип соподчинения частей, применяя трехъярусную композицию. Тяжелое и устойчивое основание с аркой –первый ярус, из которого вырастает легкая ионическая колоннада, несущая антаблемент со скульптурами – второй. Над колоннадой возвышается стена с куполом третьего яруса, увенчанного 72 – метровым золоченым шпилем с парусным кораблем на острие.

Слайд 10

А главные ворота просто ошеломляют силой декоративной фантазии и могуществом вдохновения.

Слайд 11

Многочисленные статуи (аллегорические фигуры), рельефы фасадов и интерьеров работы В. И. Демут-Малиновского, Ф. Ф. Щедрина, И. И. Теребенева и С. С. Пименова

Слайд 12

Скульптура Адмиралтейства органически связана с архитектурными формами.

Слайд 13

Архитекторская смелость зодчего, кристальная строгость форм, величавая красота – все это придает зданию необыкновенную выразительность архитектурного образа.

Слайд 14

ВОРОНИХИН Андрей Никифорович (1759-1814)
Автор величественного Казанского собора (1801-1811), положившего начало крупному городскому ансамблю на Невском проспекте. Строительство собора предполагалось осуществить в три года, затянулось же оно более чем на десять лет.

Слайд 15

Казанский собор по требованию Павла1 должен был и размером и внешним видом напоминать собор святого Павла в Риме. Это и обусловило наличие колоннады, отдаленно напоминающей колоннаду римского собора.
Храм имеет в плане форму вытянутого с запада на восток «латинского креста» и увенчан куполом.

Слайд 16

Колоннады собора не изолированы, а раскрывают пространство площади, дают главному проспекту города расшириться, разлиться. Органично вписываются в ансамбль площади и собора памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли, созданные скульптором Б. И. Орловским. Особенно возросло значение собора после Отечественной войны 1812 года.

Слайд 17

Торжественная архитектура здания оказалась созвучной пафосу победы над врагом. Из Казанского собора после торжественного молебна отправился в действующую армию М. И. Кутузов, который здесь же и похоронен. Около его гробницы висят ключи от неприятельских городов, взятых под командованием полководца.

Слайд 18

К работе над скульптурным убранством собора были привлечены мастера, обладавшие большим опытом - ректор Академии художеств Ф. Г. Гордеев, И. П. Мартос, И. П. Прокофьев, и, наряду с ними, талантливые скульпторы, только что окончившие Академию: вернувшийся после заграничной командировки В. И. Демут-Малиновский и двадцатилетний ученик М. И. Козловского - С. С. Пименов.
Князь Владимир

Слайд 19

Скульптура ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ в нише центрального фасада
Скульптура Андрея Первозванного в нише центрального фасада
Северные врата собора были отлиты из бронзы по образцу знаменитых «райских дверей» XV века во флорентийском баптистерии

Слайд 20

Жан Франсуа Тома де Томон (1760-1813)
Создатель здания Биржи и ансамбля стрелки Васильевского острова. В первые годы XIX века началось создание ансамбля Стрелки Васильевского острова (при участии А. Д. Захарова), завершенное в 1830-х годах.

Слайд 21

Ансамбль Биржи уже издали производит сильное впечатление. На значительных расстояниях хорошо воспринимается весь объем спокойного, окруженного колоннадой здания, как бы противостоящий течению реки, прекрасные силуэты Ростральных колонн и лента набережной.

Слайд 22

Тома де Томон. Здание Биржи
Еще больше размаха и величия, a вместе с тем и больше простоты мы видим в петербургской бирже, лучшем из созданий Томона

Слайд 23

Перед зданием Биржи в 1810 году по проекту того же архитектора были установлены две вертикали Ростральных колонн. Здание Биржи напоминает нам античный храм, а ростральные колонны, воспроизводят формы античных триумфальных сооружений.
Тома де Томон. Ростральные колонны

Слайд 24

Они напоминают о существовавшем в Древнем Риме обычае: в честь морских побед возводить триумфальные колонны, украшенные носами захваченных вражеских кораблей. Рострум (в переводе с латинского означает «клюв») – носовая часть корабля. У подножия каждой из Ростральных колонн изваяния аллегорических фигур четырех российских рек: Невы и Волхова, Волги и Днепра.

Слайд 25

Ростральные колонны появились на стрелке Васильевского острова в 1810 году. Одна из них была маяком для судов на малой Неве, другая - указывала путь в Большую Неву. Маяки зажигались ночью и в туман, и служили до 1885 года. Ростральные колонны являются памятником военно-морской славы России.

Слайд 26

Благодаря удачно найденному масштабу, биржевой ансамбль превосходно согласуется с ансамблем Петропавловской крепости и застройкой Дворцовой набережной. Он явился тем недостающим звеном, которого так не хватало для завершения столь привычного теперь облика городского центра.
Бонштедт Л. Вид стрелки Васильевского острова. 1847 г

Слайд 27

Карл Иванович Росси (1775-1849)
(Карло ди Джованни Росси). Архитектор, внёсший новый вклад в историю русского классицизма. Он стал последователем того направления классицизма, который часто называют "русским ампиром". Его крупнейшие работы: Михайловский Дворец в Санкт-Петербурге (ныне Русский музей) со всей площадью искусств, ансамбль Дворцовой площади со зданием Главного штаба и аркой и многие другие.

Слайд 28

Благодаря К. И. Росси, законченный облик приобрели Дворцовая и Сенатская площади, были созданы ансамбли Михайловской (ныне площадь Искусств) и Александрийской (ныне площадь Островского) площадей и примыкающих к ним улиц.

Слайд 29

В 1819-1825 гг. Карл Росси трудился над созданием дворца для великого князя Михаила Павловича. Сейчас это здание Русского музея. Зодчим был спланирован не только дворец, но площадь перед ним и две новые улицы (Инженерная и Михайловская). Тем самым Росси создает новый городской архитектурный ансамбль.
Михайловский дворец

Слайд 30

17 апреля 1819 года архитектор приступил к созданию двух величественных корпусов здания Главного штаба и арки между ними. Градостроительные замыслы Росси здесь проявились в изменении направления Большой Морской улицы, которую зодчий вывел под аркой точно по оси въездных ворот в Зимний дворец.
Карл Росси. Арка Генерального штаба

Слайд 31

Здания Главного штаба, Сената и Синода стали примером синтеза архитектуры и искусства. Они получили свое название от государственных органов управления Российской империи: Сената и Святейшего Правительтсвующего Синода. На фасадах зданий располагаются четыре лоджии с колоннадой и ступенчатым аттиком. Центральная арка также украшена выступающими парами колонн. Закругленный угол Сената, обращенный к Неве, также украшен лоджией с восемью колоннами.

Слайд 32

Александринский театр. Театр обращен главным фасадом к площади глубокой многоколонной лоджией. Боковые фасады подчеркнуты восьми колонными портиками, сквозные галереи которых позволяют обогнуть здание .

Слайд 33

Самая симметричная в мире улица. Состоит из 2 параллельно расположенных зданий. Их длина - 220 метров, высота - 22 метра. Ширина улицы - 22 метра. В 1835 году Николай I принял решение перевести сюда балетное училище. В 1890-х годах училище окончили Анна Павлова, Михаил Фокин, Агрипина Ваганова. В октябре 1923 года улица получила новое имя - улица Зодчего Росси. С 1957 года балетное училище стало именоваться Академией русского балета имени А. Я. Вагановой.
Улица зодчего Росси

Слайд 34

Могила К. Росси. Некрополь XVIII века (бывшее Лазаревское кладбище) в Александро-Невской лавре.

Слайд 35

Василий Петрович Стасов (1769-1848)
Русский архитектор, после завершения учебы в Италии в 1807 году, вторым среди русских зодчих после Баженова, был удостоен почетного звания профессора Римской академии живописи, скульптуры и архитектуры Св.Луки.

Слайд 36

В 1810 году строит здание Царскосельского лицея.

Слайд 37

Тогда же архитектор работает над перестройкой Конюшенного двора.

Слайд 38

В 1827-1834 годах зодчий реконструировал Нарвские триумфальные ворота, возведенные в память о победах в Отечественной войны 1912

Слайд 39

В 1834-1838 годах создал Московские ворота. Возведенные в честь победоносного окончания русско-турецкой войны (1828—1829 гг.)

Слайд 40

МОНФЕРРАН Огюст (Август Августович) (17861858)
архитектор, декоратор и рисовальщик. Представитель позднего классицизма, его творчество знаменует переход от классицизма к эклектизму. По происхождению француз. С 1816 работал в России.

Слайд 41

Исаакиевский собор и Александровская колонна, созданные архитектором, сыграли значительную роль в формировании ансамблей центра Петербурга.

Слайд 42

Этот памятник дополнил композицию Арки Главного штаба, которая была посвящена победе в Отечественной войне 1812 года. Идею сооружения монумента подал Карл Росси.
Александровская колонна (Александрийский столп)

Слайд 43

Барельефы на пьедестале колонны в аллегорической форме прославляют победу русского оружия и символизируют отвагу российской армии.

Слайд 44

Скульптуру ангела, с лицом Александра I, на цилиндрическом пьедестале создал скульптор Б. Орловский.

Слайд 45

Создан в 1818-1858 годах. Собор построен в стиле классицизма, в котором уже проявляются новые направления (византийский стиль, эклектика). Здание украшает множество монолитных гранитных колонн разных размеров. Стены облицованы светло-серым мрамором. Храм является уникальным архитектурным сооружением и высотной доминантой в центральной части города.
Исаакиевский собор

Слайд 46

Бюст О. Монферрана в Исаакиевском соборе

Слайд 47

НАРУЖНАЯ СКУЛЬПТУРА

Слайд 48

Интерьер храма.

Слайд 49

Задание.
Напишите эссе или составьте презентацию о лучшем, по Вашему мнению, архитекторе или здании Петербурга начала 19 в.

Слайд 50

Источники:
Грабарь И. Э. Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках. Санкт-Петербург. Лениздат, 1994 Всеобщая история искусств –http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000019/st007.shtml Достопримечательности Санкт-Петербурга - http://www.gopiter.ru/ Русский ампир - http://www.rus-empire.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=19&Itemid=40 Русское искусство 19 века Ампир в Петербурге. – сайт 1143 help.ru! http://www.1143help.ru/ Прекрасное рядом - http://wonderfulnature.ru/

Слайд 51

Источники иллюстраций:
Щукин. Портрет А. Захарова: https://artchive.ru/artists_works/filter/letter:%D0%A9?p=1&sort_works=genre Адмиралтейство: http://www.spbmuzei.ru/admiralteystvo2.htm Скульптура Адмиралтейства: http://www.spbmuzei.ru/admiralteystvo.htm Адмиралтейство: http://www.renclassic.ru/Ru/35/1247/ Портрет Воронихина: http://tour.volgawolga.ru/wp-content/uploads/2012/01/usolie_zodchii-voronchihin.jpg Казанский собор: http://xdir.ru/russian-architecture/57-kazanskiy-sobor.html Князь Владимир: http://img.trip-guide.ru/img/7963/50219.jpg Иоанн Креститель: http://sergoz666.users.photofile.ru/photo/sergoz666/115374055/xlarge/127019091.jpg Северные врата Казанского собора: http://img-fotki.yandex.ru/get/4509/beiren-europe.1b/0_60efe_1695bcb7_L Могила Кутузова: http://rusrand.ru/spring/serdtse-kutuzova Портрет Тома де Томона: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/c2/Thomas_Thomson.jpg Стрелка Васильевского острова: http://www.stihi.ru/pics/2014/01/30/3428.jpg Здание Биржи: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/63/%D0%97%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%91%D0%B8%D1%80%D0%B6%D0%B8_%D0%BD%D0%B0_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%BB%D0%BA%D0%B5_%D0%92%D0%9E,_2010-10-17.jpg

Слайд 52

Источники иллюстраций:
Ростральные колонны: http://2fw2w.hellopiter.ru/Rostral_columns_photo.html Архитектор Петербурга Карл Росси: http://www.liveinternet.ru/users/barucaba/post306656005 Михайловский дворец: http://turbina.ru/guide/Sankt-Peterburg-Rossiya-112311/Otzyvy/Tchto-delat-dostoprimetchatelnosti/Arkhitektura-Pamyatniki/3/0/Mikhaylovskiy-dvorets-19361/Otzyv/Dom-tragediya-Karla-Rossi-58667/photo1122819/ Александринский театр: http://luxa.ru/sightsdesc90.html Арка Генерального штаба: http://traditio-ru.org/images/5/59/Hermitage_from_inside.jpg Здание Сената и Синода: http://www.gid-po-peterburgu.ru/images/sights/senat-sinod2.jpg Улица зодчего Росси: http://lifeglobe.net/media/entry/388/0_199c_c5de73d6_XL_1.jpg Архитектор К. Росси и его могила: http://necropol.org/rossi.html Портрет В. Стасова: http://www.mmsk.ru/people/unit/?id=41289 Царскосельский лицей: http://img-fotki.yandex.ru/get/3906/larrma.c/0_30768_77717cbf_XL.jpg Конюшенный двор: http://www.esosedi.ru/fiber/23988/fit/900x600/n_2.png Нарвские ворота: http://www.niagaratour.ru/data/avtopit2/013_big.jpg Московские ворота: http://respect-piter.ru/wp-content/uploads/2015/02/1-1.jpg К. Брюллов. Портрет О. Монферрана: http://hudozhnikam.ru/brullov/9.html Исаакиевский собор:http://www.gparadise.ru/zhemchuzhiny-karelii Южный фронтон Исаакиевского собора: http://palmernw.ru/isaakievskiy/isaakievskiy.html Скульптура Исаакиевского собора: http://www.russhod.ru/wordpress/wp-content/uploads/2013/12/2.jpg Бюст Монферрана: http://www.ilovepetersburg.ru/sites/default//lusana.ru/files/mistika_legendu_mify/monferran_bust.jpg