Презентация - Возвратные глаголы

Возвратные глаголыВозвратные глаголыВозвратные глаголыВозвратные глаголыВозвратные глаголыВозвратные глаголыВозвратные глаголыВозвратные глаголыВозвратные глаголыВозвратные глаголыВозвратные глаголыВозвратные глаголыВозвратные глаголыВозвратные глаголыВозвратные глаголыВозвратные глаголыВозвратные глаголыВозвратные глаголыВозвратные глаголыВозвратные глаголы









Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Возвратные глаголы
Урок 1.

Слайд 2

Проверка дом. задания «Пра- вильно – неправильно».
Все глаголы рус. языка делятся на переходные и непереходные. Переходные глаголы требуют прямо- го дополнения. Прямое дополнение- это дополнение в творит. падеже без предлога. Прямое дополнение – это дополне- ние в вин.падеже без предлога.

Слайд 3

«Правильно – неправильно»
При отрицании вин. падеж заменя- ется родительным. Непереходные глаголы не могут иметь при себе прямого дополнения. Непереходные глаголы могут иметь при себе прямое дополнение. Переходность – непереходность- постоянный мофолог. признак глаг.

Слайд 4

Самопроверка.
П П Н П П П Н П

Слайд 5

Формулируем тему и цель урока.
Прочитайте выражения и скажите,что они обозначают: читать про себя выходить из себя

Слайд 6

Постановка проблемы.
Давайте же мыться, плескаться, купаться, ны- рять, кувыркаться… (К. Чуковский)

Слайд 7

Решение проблемы.
Прочти отрывок из стихотворения. Найти глаголы, определи переход- ность. Докажи, что глаголы с суффиксом - ся (-сь) являются непереходны- ми.

Слайд 8

Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною. Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою. (Плещеев А.Н.)

Слайд 9

Работа с информационным текстом.
В старославянском языке было возвратное местоимение ся. .Оно не имело формы Им.падежа и не изменялось по числам. Со временем форма В.п. возвратного местоимения превратилась в возвратный суффикс- ся,который входит в состав глаголов

Слайд 10


Непереходные глаголы, образо- ванные с помощью суффикса-ся -(сь) от переходных глаголов, на- зываются ВОЗВРАТНЫМИ: Брать- браться, готовить- готови- ться.

Слайд 11

Есть и непроизводные возвратные глаголы: смеяться, улыбаться. Нередко в образовании возвратных глаголов участвуют наряду с суф- фиксами и приставки:лечь- разле- чься, читать – начитаться.

Слайд 12

Составьте таблицу.
ЗНАЮ + УЗНАЛ V НЕПОНЯТ НО ?

Слайд 13

Составляем кластер.

Слайд 14

Рефлексия.Развитие умений.
Образовать от невозвратных глаго- лов возвратные. Образец: мирить- мириться. рассердить – обнимать – извинить- удивлять -

Слайд 15

От невозвр. – возвратные.
глядеть – приглядеться дружить – звонить – спать – бегать -

Слайд 16

Выписать и распределить в два столбика: 1)возвр. 2) невозвр.
1.Каштанка оглянулась и увидела, что по улице прямо на неё шёл полк солдат.2.Она испугалась, громко за- лаяла и бросилась к коту. 3. «Что это такое?»- послышался громкий серди- тый голос.4.Гусь не обиделся, что со- бака поедает его корм.

Слайд 17

Взаимопроверка.
Возвратные оглянулась испугалась бросилась послышался не обиделся
Невозвратные увидела шёл залаяла поедает

Слайд 18

Исправь неправильно построен- ные предложения и запиши их.
1.Николай Семёнович уговаривается братом быть спокойнее и рассудительнее. 2.Первоклассники обычно сопровож- даются родителями в школу. 3.Тротуары в нашем городе моются и поливаются особыми машинами.

Слайд 19

Пишем синквейн.
Кто? Что? Тема. Определение темы(2 прилагат.) Что делает? (3 глагола) Что автор думает(фраза из 4 слов). Кто? Что? Новое звучание темы.

Слайд 20

Домашнее задание.
Определение с. 114; Самодиктант: записать 5- 6 пословиц с возвратным глаголом, обозначить признак возвратности.