Презентация - Возвратные глаголы

Возвратные глаголы

Возвратные глаголы

Возвратные глаголы

Возвратные глаголы

Возвратные глаголы

Возвратные глаголы

Возвратные глаголы

Возвратные глаголы

Возвратные глаголы

Возвратные глаголы

Возвратные глаголы

Возвратные глаголы

Возвратные глаголы

Возвратные глаголы

Возвратные глаголы

Возвратные глаголы

Возвратные глаголы

Возвратные глаголы

Возвратные глаголы

Возвратные глаголы







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Возвратные глаголы
Урок 1.

Слайд 2

Проверка дом. задания «Пра- вильно – неправильно».
Все глаголы рус. языка делятся на переходные и непереходные. Переходные глаголы требуют прямо- го дополнения. Прямое дополнение- это дополнение в творит. падеже без предлога. Прямое дополнение – это дополне- ние в вин.падеже без предлога.

Слайд 3

«Правильно – неправильно»
При отрицании вин. падеж заменя- ется родительным. Непереходные глаголы не могут иметь при себе прямого дополнения. Непереходные глаголы могут иметь при себе прямое дополнение. Переходность – непереходность- постоянный мофолог. признак глаг.

Слайд 4

Самопроверка.
П П Н П П П Н П

Слайд 5

Формулируем тему и цель урока.
Прочитайте выражения и скажите,что они обозначают: читать про себя выходить из себя

Слайд 6

Постановка проблемы.
Давайте же мыться, плескаться, купаться, ны- рять, кувыркаться… (К. Чуковский)

Слайд 7

Решение проблемы.
Прочти отрывок из стихотворения. Найти глаголы, определи переход- ность. Докажи, что глаголы с суффиксом - ся (-сь) являются непереходны- ми.

Слайд 8

Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною. Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою. (Плещеев А.Н.)

Слайд 9

Работа с информационным текстом.
В старославянском языке было возвратное местоимение ся. .Оно не имело формы Им.падежа и не изменялось по числам. Со временем форма В.п. возвратного местоимения превратилась в возвратный суффикс- ся,который входит в состав глаголов

Слайд 10


Непереходные глаголы, образо- ванные с помощью суффикса-ся -(сь) от переходных глаголов, на- зываются ВОЗВРАТНЫМИ: Брать- браться, готовить- готови- ться.

Слайд 11

Есть и непроизводные возвратные глаголы: смеяться, улыбаться. Нередко в образовании возвратных глаголов участвуют наряду с суф- фиксами и приставки:лечь- разле- чься, читать – начитаться.

Слайд 12

Составьте таблицу.
ЗНАЮ + УЗНАЛ V НЕПОНЯТ НО ?

Слайд 13

Составляем кластер.

Слайд 14

Рефлексия.Развитие умений.
Образовать от невозвратных глаго- лов возвратные. Образец: мирить- мириться. рассердить – обнимать – извинить- удивлять -

Слайд 15

От невозвр. – возвратные.
глядеть – приглядеться дружить – звонить – спать – бегать -

Слайд 16

Выписать и распределить в два столбика: 1)возвр. 2) невозвр.
1.Каштанка оглянулась и увидела, что по улице прямо на неё шёл полк солдат.2.Она испугалась, громко за- лаяла и бросилась к коту. 3. «Что это такое?»- послышался громкий серди- тый голос.4.Гусь не обиделся, что со- бака поедает его корм.

Слайд 17

Взаимопроверка.
Возвратные оглянулась испугалась бросилась послышался не обиделся
Невозвратные увидела шёл залаяла поедает

Слайд 18

Исправь неправильно построен- ные предложения и запиши их.
1.Николай Семёнович уговаривается братом быть спокойнее и рассудительнее. 2.Первоклассники обычно сопровож- даются родителями в школу. 3.Тротуары в нашем городе моются и поливаются особыми машинами.

Слайд 19

Пишем синквейн.
Кто? Что? Тема. Определение темы(2 прилагат.) Что делает? (3 глагола) Что автор думает(фраза из 4 слов). Кто? Что? Новое звучание темы.

Слайд 20

Домашнее задание.
Определение с. 114; Самодиктант: записать 5- 6 пословиц с возвратным глаголом, обозначить признак возвратности.