Презентация - Музыкальные стили - Народная музыка

Музыкальные стили - Народная музыкаМузыкальные стили - Народная музыкаМузыкальные стили - Народная музыкаМузыкальные стили - Народная музыкаМузыкальные стили - Народная музыкаМузыкальные стили - Народная музыкаМузыкальные стили - Народная музыкаМузыкальные стили - Народная музыкаМузыкальные стили - Народная музыкаМузыкальные стили - Народная музыкаМузыкальные стили - Народная музыкаМузыкальные стили - Народная музыкаМузыкальные стили - Народная музыкаМузыкальные стили - Народная музыка







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Мультимедийное пособие по теме: «Музыкальные стили»
автор: Худякова Елена Анатольевна учитель музыки МОУ СОШ № 4 имени В. Бурова г. Бежецк 2012 год

Слайд 2

ФОЛЬКЛОР

Слайд 3

НАРОДНАЯ МУЗЫКА
Народная музыка (или фольклорная, англ. folk -- народ; -- учение. ) Вместе эти слова – folklore переводятся как "народная мудрость" — музыкально-поэтическое творчество народа. Она — неотъемлемая часть фольклора и вместе с тем включается в исторический процесс формирования и развития культовой и светской, профессиональной и массовой музыкальной культуры. Народная музыка была определена как продукт музыкальной традиции, формируемой в процессе устной передачи тремя факторами — непрерывностью (преемственностью), вариантностью (изменчивостью) и избирательностью (отбором среды). Различают устную и письменную музыкальные традиции. Народная музыка существует на определённой территории и в конкретное историческое время, то есть ограничена пространством и временем, что создаёт систему музыкально-фольклорных диалектов в каждой народной музыкальной культуре.

Слайд 4

Музыкальный фольклор -это народные песни и танцы, былины и инструментальные наигрыши. В отличие от профессиональной музыки, фольклор не знает авторства. Произведение живет в устной традиции, передается от одного исполнителя к другому, подчас видоизменяется. Фольклор - это не только народная мудрость. Это еще и проявление души народа, отражение всей жизни народа, его истории, его быта.

Слайд 5

Среди основных жанров народной музыки можно выделить: календарные обрядовые песни, свадебные, эпические, танцевальные и лирические песни. Народная музыка была больше песенной, чем инструментальной , исполнялась акапелла(пение голосом без музыкального сопровождения). Народные инструменты в фольклоре используются обычно в быту пастухов или для некоторых видов танцев и песен. Наиболее распространены: струнные инструменты (балалайка, гудок, гусли), духовые инструменты (дудка, жалейка, рожок). В летописях упоминаются: военные трубы, охотничьи рога, бубны.

Слайд 6

ЛИРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ
Лирика – это передача собственных переживаний автора. В лирической песне сливаются воедино слово и музыка. Слово несёт информацию, а музыка создаёт тон, влияет на наше настроение. Лирическая песня была тесно связана с обрядами – древнейшими видами народной культуры. Большинство лирических песен – любовной или семейной тематики. Они раскрывают социально-бытовую жизнь народа. В лирических песнях мы часто встречаем, что разговаривают птицы, животные, что часто наделяются эпитетами, относящимися к человеку, растения, природные явления и так далее.

Слайд 7

Представления человека о природе, наделение предметов и явлений окружающей действительности человеческими качествами придавали песне магическую функцию. Обряды, сопровождающиеся песнями, по древним религиозным представлениям, являлись заклинаниями, которые помогали улучшить урожайность, принести удачу на охоте, сохранить семью и так далее. Лирический герой народной песни — это всегда простой человек, человек труда: крестьянин, крестьянка, солдат, ямщик, бурлак, повстанец — «удалой разбойник». Именно их глазами, их умом и сердцем воспринимается в песне жизнь, именно они дают различным явлениям семейной или общественной жизни ту или иную идейно-эмоциональную оценку. Их мысли и чувства составляют главное содержание народной лирики.

Слайд 8

ОБРЯДОВЫЕ ПЕСНИ
Обрядовые песни можно разделить на календарные и семейно – бытовые. Возникновение обрядовых русских песен относится к древней эпохе наших предков – славян. Славяне поклонялись силам природы. Племена старались в своих религиозных церемониях символически выражать то, что совершалось на небе или на земле. Подражая действиям своих богов, они думали, что творят им угодное и верили, что таким образом задабривают богов. Например, в честь благодатного возврата весенних гроз, прогоняющих демонов зимы и несущих земле плодородие, славяне устраивали танцы с шумными криками, быстрыми плясками, песнопениями. Из этого видно, что песня составляла существенную часть праздничных обрядов наших предков, совершаемых при солнечных поворотах, при встрече весны, завивании венков и т д…

Слайд 9

Слайд 10

ХОРОВОДНЫЕ ПЕСНИ
Хорово́д (от др.-греч. χορός «групповой танец с песней» и общ. слав. вод —«водить». Древний народный круговой массовый обрядовый танец, содержащий в себе элементы драматического действа. Хороводом называются также молодёжные игры на открытом воздухе, сопровождаемые исполнением танца-хоровода.    «Хождение под песню» исполняется одновременно мужчинами и женщинами всех возрастов (начиная с детей и заканчивая стариками) в традиционных костюмах несколько раз в день, в полном виде — вечером, завершая собой празднество. Во время танца выполняются семь символических фигур. Их последовательность такова: «столбы», «вожжа», «плетень», «круг», «сторона на сторону», «на четыре стороны», «плясовая». Каждая из фигур исполняется под определённую песню и в определённом ритме: от плавного и неспешного у начальных фигур до стремительного — у завершающих.

Слайд 11

КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ
Колыбельная песня — один из древнейших жанров фольклора. Обычно это мелодия или песня, напеваемая людьми для успокаивания и засыпания, в ней очень важен ритм. В основном колыбельную поёт мать своему ребенку, но зачастую исполнителем и слушателем могут быть влюблённые. Отличительным признаком колыбельной песни является её цель — достичь засыпания человека. Неизменно, у всех народов колыбельная не требует каких-либо инструментов для её исполнения, достаточно только голоса.   В данном жанре сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее.

Слайд 12

Слайд 13

ЗНАЧЕНИЕ СТИЛЯ
  Народная песня, и весь музыкальный фольклор, - это основа профессионального композиторского творчества. "Создает музыку народ, а мы, композиторы , ее только аранжируем", - сказал когда-то Михаил Иванович Глинка. Во многих произведениях русских композиторов мы слышим напевы народных песен, ритмы танцев. Вся без исключения русская музыка проникнута почерпнутыми из родного фольклора интонациями, которые и создают отличие одной национальной музыкальной культуры от другой.    

Слайд 14

Информационные ресурсы:
http://ru.wikipedia.org/wiki/
Литература: Веселовский А. Н., О происхождении и развитии песен, Собр. соч., т. 1, СПБ, 1913;
Нестьев И., Народная песня как основа музыкального искусства, М., 1961;
Музыкальная энциклопедия. М., 1973 – 1982
http://encyclopaedia.biga.ru/enc/culture/NARODNAYA_MUZIKA.html