Презентация - Урок исследовательской деятельности

Урок исследовательской деятельностиУрок исследовательской деятельностиУрок исследовательской деятельностиУрок исследовательской деятельностиУрок исследовательской деятельностиУрок исследовательской деятельностиУрок исследовательской деятельностиУрок исследовательской деятельностиУрок исследовательской деятельностиУрок исследовательской деятельностиУрок исследовательской деятельностиУрок исследовательской деятельностиУрок исследовательской деятельностиУрок исследовательской деятельностиУрок исследовательской деятельностиУрок исследовательской деятельности







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Урок исследовательской деятельности
Мастер-класс доцента кафедры начального образования РО ИПК и ППРО к.п.н. СУХАРЕВСКОЙ Елены Юрьевны

Слайд 2

АЛЕКСАНДР ИЛЬИЧ САВЕНКОВ, д.п.н., д.пс.н., профессор
Исследовательское поведение в современном мире рассматривается не как узкоспециали-зированная деятельность, а как неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме в любой сфере деятельности. И даже шире – как стиль жизни современного человека. Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, его обучение умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования.

Слайд 3

Ø                  Исследование – процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности. В отличие от проектирования исследование всегда творчество, и, как отмечает А.И.Савенков, «в идеале оно представляет собой вариант бескорыстного поиска истины…При этом само новое знание, добытое в итоге исследования, может быть как полезным, так и малополезным, с точки зрения общества, и даже вредно и опасно». Исследователь зачастую не знает, что он получит в конечном результате.

Слайд 4

Тема: Животные
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Представление о группах животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие (или насекомые, рыбы, птицы, звери); разнообразие животных. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Правила поведения с домашними животными. Сохранение редких животных. Красная книга.

Слайд 5

Планируемые результаты представляют собой систему обобщённых личностно ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию, что обеспечивает определение и выявление всех составляющих планируемых результатов, подлежащих формированию и оценке. личностные: включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности. метапредметные, включающие освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями. предметные, включающие освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применение, а также систему основополагающих злементов научного знания, лежащих в основе современной картины мира.

Слайд 6

ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
Б. – устанавливать связи между неживой природой и живыми организмами; взаимосвязи в живой природе: между растениями и животными, между разными группами животных; – осуществлять классификацию объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам (при указании и без указания количества групп); - описывать на основе предложенного плана изученные объ екты и явления живой и неживой природы; – П - различать животных разных групп (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие).

Слайд 7

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ
У учащегося будут сформированы: Б. - интерес к предметно исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях; - оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; П - интерес к познанию окружающего мира; – ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи; – самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности

Слайд 8

Развивающие задачи
Регулятивные Познавательные Коммуникативные
Базовый уровень Базовый уровень Базовый уровень
– принимать и сохранять учебную задачу; – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; – принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения; – самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне; – осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя - строить сообщения в устной форме; - находить в тексте ответ на заданный вопрос; – ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; – анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; – смысловому восприятию познавательного текста; – анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности); – осуществлять синтез как составление целого из частей; – проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп; – устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; – обобщать (выделять класс объектов как по заданному признаку). – выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; – воспринимать другое мнение и позицию; – формулировать собственное мнение и позицию; – умению договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя); – строить понятные для партнера высказывания; – задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения

Слайд 9

Развивающие задачи
Регулятивные Познавательные Коммуникативные
Повышенный уровень Повышенный уровень Повышенный уровень
в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; – выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей; осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире строить монологическое высказывание; – ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; – учитывать другое мнение и позицию; умению договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре); – контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»; – адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач; – навыкам взаимоконтроля.

Слайд 10

Ход урока. 1. Организационный момент. - Решить загадку «Что здесь лишнее?» -   Как вы думаете, о чём сегодня на уроке мы будем говорить? - Чтобы вы хотели узнать о …………?

Слайд 11

2. Определение проблем исследования. На данном этапе проходит подготовка к исследовательской деятельности. Класс выдвигает проблемы, а учитель вывешивает или записывает их на доске.
Многоаспектный объект изучения
Одноаспектный объект изучения
Например, 1. Как называется? 2.    Основные особенности: вид; класс; отряд. 3. Чем питается? 4.      Какую роль играет в жизни растений, животных человека?
(не менее 10 проблем)

Слайд 12

3.   Выбор темы.
На данном этапе класс делится на группы.
Многоаспектный объект изучения
с темой своего исследования – выбирается своя карточка (рисунок). Оставшиеся карточки с рисунками, записи проблем убираются с доски.
Одноаспектный объект изучения
с видом изучаемого объекта
Каждая группа определяется

Слайд 13

    4. Составление плана исследования. Повторяются все методы исследования
2. Составляется план действий В ходе коллективного обсуждения выстраивается план проведения исследования в классе - путём выбора доступных методов учащимся.

Слайд 14

5. Сбор материала. .

Слайд 15

6. Обобщение полученных знаний. Теперь собранные сведения надо проанализировать и обобщить. Учащиеся в группе раскладывают листочки и выделяют вначале главные, затем второстепенные сведения. Выстраивается рассказ -применяется метод работы с деформированным текстом.

Слайд 16


Сообщение докладов. Как только информация обобщена, делается сообщение одним из представителей группы. После выступления исследователей – завершения доклада, надо обязательно устроить его обсуждение, дать слушателям возможность задать вопросы. Естественно, что процесс обсуждения нуждается в умелом руководстве педагога. 8. Итог урока.