Презентация - Анализ поэмы «Пугачов»

Анализ поэмы «Пугачов»Анализ поэмы «Пугачов»Анализ поэмы «Пугачов»Анализ поэмы «Пугачов»Анализ поэмы «Пугачов»Анализ поэмы «Пугачов»Анализ поэмы «Пугачов»Анализ поэмы «Пугачов»Анализ поэмы «Пугачов»Анализ поэмы «Пугачов»Анализ поэмы «Пугачов»Анализ поэмы «Пугачов»Анализ поэмы «Пугачов»Анализ поэмы «Пугачов»Анализ поэмы «Пугачов»Анализ поэмы «Пугачов»Анализ поэмы «Пугачов»Анализ поэмы «Пугачов»Анализ поэмы «Пугачов»Анализ поэмы «Пугачов»







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Проблема «русского бунта» и драма мятежной души в драматической поэме С. Есенина «Пугачов». Созвучность проблематики поэмы революционной эпохе.

Слайд 2

В 1921 г. Русский поэт С. Есенин создаёт трагедию “Пугачёв”, в которой обращается к событиям народного восстания 1773–1775 гг. Почти 150 лет отделяют поэта от того времени.

Слайд 3

Почему же Есенина привлёк именно Пугачёв?
Возможно, что в данном случае немалую роль сыграло влияние А.С. Пушкина. В 1921 г. Есенин заезжал в Самару и Оренбург – места восстания. В своё время Пушкин объехал эти места. Пути двух поэтов пересеклись не во времени, но в пространстве. Безусловно, огромную роль сыграла и сама личность Пугачёва.

Слайд 4

“ Я очень, очень много прочёл для своей трагедии и нахожу, что много Пушкин изобразил просто неверно. Прежде всего, сам Пугачёв. Ведь он был почти гениальным человеком”. Выходит, трагедия своего рода ответ Есенина Пушкину.

Слайд 5

Уничтожение крестьянского мира в гражданскую войну, крестьянские восстания - все это нашло свое косвенное отражение в драматической поэме «Пугачев». В ней Есенин менее всего задавался целью написать историю восстания и рассказать о причинах его поражения.

Слайд 6

Пугачёв один, против всех и без всех, осознавший свою свободу принимать решения, вести за собой и платить собой.

Слайд 7

В “Капитанской дочке” Пушкин вынес приговор: “Не приведи Бог видеть русский бунт – бессмысленный и беспощадный”. Поэт отверг кровавый путь преобразований.
Есенин тоже поднимает вопрос о бунте, но именно как вопрос: Сумасшедшая, бешеная, кровавая муть! Что ты? Смерть? Иль исцеление калекам?
Как видим, стихия разрушительна уже по определению. Есенинский Пугачёв видит высокую цель этого разрушения – он идёт на смерть, чтобы осчастливить народ.

Слайд 8

Пушкин назвал бунт бессмысленным и беспощадным. Беспощадный – жестокий, безжалостный. Бессмысленный, потому что лишённый разумного начала. В трагедии С.Есенина бунт имеет цель. Емельян предан своими казаками и казнён. Он принёс себя жертву. Многие пролили кровь, но цель так и не была достигнута. Казаки предали своего вождя.

Слайд 9

Нет, нет, нет! Я совсем не хочу умереть! Эти птицы напрасно над нами вьются. Я хочу снова отроком, отряхая с осинника медь, Подставлять ладони, как белые скользкие блюдца. Как же смерть? Разве мысль эта в сердце поместится, Когда в Пензенской губернии у меня есть свой дом? Жалко солнышко мне, жалко месяц, Жалко тополь над низким окном. Только для живых ведь благословенны Рощи, потоки, степи и зеленя. Слушай, плевать мне на всю вселенную, Если завтра здесь не будет меня! Я хочу жить, жить, жить, Жить до страха и боли! Хоть карманником, хоть золоторотцем, Лишь бы видеть, как мыши от радости прыгают в поле, Лишь бы слышать, как лягушки от восторга поют в колодце. Яблоневым цветом брызжется душа моя белая, В синее пламя ветер глаза раздул. Ради бога, научите меня, Научите меня, и я что угодно сделаю, Сделаю что угодно, чтоб звенеть в человечьем саду!
Монолог Бурнова

Слайд 10

“Роковая зацепка за жизнь” - вот та причина, которая толкнула казаков предать своего вождя.
Фотография из Спектакля театра на Таганке

Слайд 11

Есенинский Пугачёв - это амбивалентная личность, в которой «дикарь и оборванец» значительно доминирует над крестьянином. То, что крестьянское начало окончательно не утрачено героем, свидетельствует его монолог:
Слушай, отче! Расскажи мне нежно, Как живёт здесь мудрый наш мужик? Так же ль он в полях своих прилежно Цедит молоко соломенное ржи? Так же ль здесь, сломав зари застенок, Гонится овёс на водопой рысцой, И на грядках, от капусты пенных, Челноки ныряют огурцов? Так же ль мирен труд домохозяек, Слышен прялки ровный разговор?
Такое видение крестьянской жизни недоступно духовным дикарям и оборванцам.

Слайд 12

Уже в первой главе поэмы Есенин изображает Пугачёва как личность, находящуюся в субъектно-объектных отношениях со временем и окружающими людьми.

Слайд 13

Ситуация в народе такова, что нужен только тот, кто первый бросит камень. Таким человеком становится Емельян Пугачёв.

Слайд 14

Пугачева «раздирают» внутренние противоречия. Доверчивость сочетается с жесткостью.
Казак, замолчи! Я заткну твою глотку ножом иль выстрелом…
Смело ж к Каспию! Смело за мной! Эй вы, сотники, слушать команду!

Слайд 15

Пугачевщина стала для поэта стихией, перед лицом которой открывались глубинные противоречия человеческой натуры. Нерв самой трагедии, ее суть — в постоянном, напряженном, непрекращающемся конфликте внутри человеческой души, в постоянных мучениях личности, не отделившей себя от природы до конца, еще представляющей собой физически и духовно одно целое с окружающим миром.

Слайд 16

Образность речи является особенностью восприятия Есениным своего героя и событий в целом. Мне нравится степей твоих медь И пропахшая солью почва. Луна, как жёлтый медведь, В мокрой траве ворочается.

Слайд 17

Есенинский Пугачёв в конце произведения - это человек, красиво жалеющий о своей ушедшей мощи, юности, жизни.

Слайд 18

Созвучность проблематики произведений революционной эпохи
Произведения революционной эпохи (А.А.Блок «Двенадцать», М.А.Шолохов «Донские рассказы», В.В. Маяковский «Облако в штанах»).
С.Есенин «Пугачёв»
Смерть, кровопролитие, братоубийтсво, разделение семей, противоречие взглядов, разные мнения о государстве, законах, правах, свободе.

Слайд 19

В поэме наметился процесс изживания иллюзий политического бунтарства, идеалов романтической, антигосударственной, обезбоженной личности. Пугачев - эгоцентрическая личность, вызывающая у автора несомненную симпатию. И нет никаких оснований, как это делают многие исследователи, говорить о понимании и приятии Есениным бунта 1773-1775 годов. Так же как и революцию 1917 года.

Слайд 20

Работу выполнила ученица 11 А класса МОУ СОШ №6 г. Амурска Павленко Екатерина Учитель Плохотнюк Инга Владимировна 2012