Презентация - Самоконтроль, самооценка и рефлексия в обучении

Самоконтроль, самооценка и рефлексия в обученииСамоконтроль, самооценка и рефлексия в обученииСамоконтроль, самооценка и рефлексия в обученииСамоконтроль, самооценка и рефлексия в обученииСамоконтроль, самооценка и рефлексия в обученииСамоконтроль, самооценка и рефлексия в обученииСамоконтроль, самооценка и рефлексия в обученииСамоконтроль, самооценка и рефлексия в обученииСамоконтроль, самооценка и рефлексия в обученииСамоконтроль, самооценка и рефлексия в обученииСамоконтроль, самооценка и рефлексия в обученииСамоконтроль, самооценка и рефлексия в обученииСамоконтроль, самооценка и рефлексия в обученииСамоконтроль, самооценка и рефлексия в обученииСамоконтроль, самооценка и рефлексия в обученииСамоконтроль, самооценка и рефлексия в обученииСамоконтроль, самооценка и рефлексия в обученииСамоконтроль, самооценка и рефлексия в обученииСамоконтроль, самооценка и рефлексия в обученииСамоконтроль, самооценка и рефлексия в обученииСамоконтроль, самооценка и рефлексия в обученииСамоконтроль, самооценка и рефлексия в обученииСамоконтроль, самооценка и рефлексия в обученииСамоконтроль, самооценка и рефлексия в обученииСамоконтроль, самооценка и рефлексия в обученииСамоконтроль, самооценка и рефлексия в обученииСамоконтроль, самооценка и рефлексия в обученииСамоконтроль, самооценка и рефлексия в обученииСамоконтроль, самооценка и рефлексия в обученииСамоконтроль, самооценка и рефлексия в обученииСамоконтроль, самооценка и рефлексия в обучении







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Самоконтроль, самооценка и рефлексия в обучении
Евстафьева С.А., старший научный сотрудник отдела развития образования Центра развития социальной сферы ИРОСТ

Слайд 2

Самоконтроль
один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся. Его назначение заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок, а также  позволяет проследить за ходом своих действий и оценить их результаты,  планировать действия, прогнозировать результаты, перестраивать план действий в зависимости от изменения условий, что в конечном итоге может оказать значительное воздействие на совершенствование знаний школьников.

Слайд 3

Первый этапе формирования контрольно-оценочной самостоятельности
научить детей сопоставлять свои действия с заданным образцом. На этом этапе ученики учатся обнаруживать совпадение, сходство, различие. Учащиеся договариваются о выборе образца для сопоставления. Центральное место в деятельности учащихся на этом этапе обучения отводится пооперационному контролю.

Слайд 4

Второй этап определения правильности и полноты выполнения учащимися операций, входящих в состав его действий
действие контроля характеризует всю учебную деятельность как управляемый самим ребенком произвольный процесс.

Слайд 5

Третий этап фиксации  контроля и оценки по заданным критериям
Ученики сами  предлагают форму фиксации контроля и оценки действий. Этап дает основу будущей рефлексивной оценки - знания о собственном знании и незнании, о собственных возможностях и ограничениях.

Слайд 6

Поиск возможных причин возникновения ошибок и путей их ликвидации.
Ученики на этом этапе работают над освоением разных типов заданий, направленных на освоение способа контроля за выполненными действиями.     Школьники учатся видеть свою работу как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания.     

Слайд 7

Послеоперационный контроль
Учащиеся наглядно видят свой рост продвижения. Формализация оценки может фиксироваться в виде графиков, диаграмм. По результатам оценивания к концу года  каждый ученик получает график продвижения в изучении курса по темам и проверочным, контрольным работам. Содержательная информация, характеристика о каждом ребенке находится в индивидуальном  "учебном портфолио".

Слайд 8

Показатели сформированности самоконтроля и самооценки
умение перед началом работы спланировать ее; умение изменить состав действий в соответствии с изменившимися условиями деятельности; умение осознанно чередовать развернутые и сокращенные формулы контроля; умение переходить от работы с натуральным объемом к работе с его знаково- символическим изображением. умение самостоятельно составлять системы проверочных заданий, давать оценку своей работы в целом.

Слайд 9

Самооценка
подразумевает под собой известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам.

Слайд 10

Основными средствами самооценки являются:
самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, сравнение. На этой основе личность сама оценивает себя, свои возможности, качества, место среди других людей, достигнутые результаты в различных сферах жизни деятельности, взаимоотношения с людьми. Самооценка зависит и от развитости у человека рефлексии, критичности, требовательности к себе и окружающим.

Слайд 11

«Структура самооценки представлена двумя компонентами:
Когнитивным - отражает знания ребенка о себе Эмоциональным – его отношение к себе. В процессе оценивания себя эти компоненты функционируют в неразрывном единстве: ни тот, ни другой не может быть представлен в чистом виде.

Слайд 12

Ученик оценивает себя двумя путями:
1) путем сопоставления уровня своих притязаний с объективными результатами своей деятельности 2) путем сравнения себя с другими людьми. Чем выше уровень притязаний, тем труднее их удовлетворить.

Слайд 13

1 метод
Удачи и неудачи в какой – либо деятельности существенно влияют на оценку индивидом своих способностей в этом виде деятельности: неудачи, как правило, снижают притязания, а успех повышает их.

Слайд 14

Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех это результат подобной ситуации. Ощущение успеха рождается у человека, сумевшего преодолеть свой страх, застенчивость, робость, растерянность, затруднение

Слайд 15

Ситуация успеха необходима для развития ребенка. Как же ее создать?
прием снятие страха перед предстоящей деятельностью (как непременное условие освобождения ребенка от психологического зажима. Этого можно достичь, переключив внимание ребенка с себя на содержание деятельности) прием «скрытой помощи» (когда в слова, обращенные к ребенку, учитель включает незаметные, но основополагающие подсказки) прием усиления мотива деятельности прием персональной исключительности.

Слайд 16

Формула технологии создания успеха:
У тебя это обязательно получится… Это очень важно… Именно ты и мог бы выполнить это дело… И это вовсе не сложно… Даже если не получится, ничего не страшно…Я уверен, что ты не забудешь про… Вот эта деталь получилась прекрасно!

Слайд 17

2 метод - сравнения
оценивая себя, ученик вольно или невольно сравнивает себя с другими, учитывая не только свои собственные достижения, но и всю социальную ситуацию в целом.

Слайд 18

Различают текущую и личностную самооценки
Текущая самооценка – это оценка человеком своих действий и поступков. Такая самооценка является основой для саморегуляции человеком своей деятельности, своего поведения. Произведя самоконтроль своих действий, поступков, а затем, установив их приемлемость и желаемость, степень успешности, человек совершает в соответствии с самооценкой коррекцию этих действий и поступков, т.е. осуществляет саморегуляцию своей деятельности и поведения. Личностная самооценка – это отношение человека к своим способностям, возможностям, личным качествам, а так же к внешнему облику. Личностная самооценка помогает определить уровень удовлетворенности самим собой исходя из количественной оценки этого уровня».

Слайд 19

В течение обучения в начальной школе у детей происходит формирование самооценки
- адекватная устойчивая; - завышенная устойчивая; - неустойчивая в сторону неадекватного завышения или занижения.

Слайд 20

Дети, имеющие адекватную самооценку
Активны, бодры, находчивы, общительны, обладают чувством юмора. Они обычно с интересом и самостоятельно ищут ошибки в своих работах, выбирают задачи, соответствующие своим возможностям. Правильно решив нелегкую задачу, выбирают такую же или более трудную. Их прогнозы на свое будущее становятся все более обоснованными и категоричными.

Слайд 21

Дети с высокой адекватной самооценкой
Отличаются активностью, стремлением к достижению успеха в каждом виде деятельности. Их характеризует максимальная самостоятельность. Они уверены в том, что собственными усилиями смогут добиться успеха. Это, как правило, оптимисты. Причем их оптимизм и уверенность в себе основываются на правильной самооценке своих возможностей и способностей. Дети с адекватной самооценкой, как правило, встречаются в семьях, в которых родители уважительно относятся к личности ребенка, к его интересам, и при этом внимание к личности сочетается с требовательностью к соблюдениям норм поведения.

Слайд 22

Неадекватная заниженная самооценка младших школьников
ярко проявляется в их поведении и чертах личности. И если таким детям предложить проверить свою работу, найти в ней ошибки, они, перечитав работу молча, ничего не меняя, или отказываются проверять себя, мотивируя это тем, что все равно никаких ошибок больше не найдут. Поощряемые и подбадриваемые учителями, они постепенно включаются в работу и нередко сами находят ошибки. Эти дети выбирают только легкие задачи – как в жизни, так и в экстремальной ситуации. Они как бы берут свой маленький успех, боятся его потерять и в силу этого в чем-то боятся самой деятельности. Деятельность других переоценивают. Неуверенность в себе у этих детей особенно ярко проявляется в их планах на будущее.

Слайд 23

Дети с заниженной самооценкой
отличаются характерной особенностью является их склонность уходить в себя, выискивать в себе слабости, сосредотачивать на них свое внимание. Нормальному развитию детей с заниженной самооценкой мешает их повышенная самокритичность, неуверенность в себе. Дети с заниженной самооценкой чаще всего встречаются в распавшихся семьях, где родители мало интересуются жизнью своих детей, пренебрегают их интересами, их мнением, и в результате дети чувствуют себя незащищенными, неуверенными и одинокими.

Слайд 24

Дети с завышенной самооценкой
переоценивают свои возможности, личностные качества, результаты своей деятельности. Они выбирают себе задачи, которые им явно не по силам. После неуспеха продолжают настаивать на своем или тут же переключаются на самую легкую задачу, движимые мотивом престижности. Они не обязательно расхваливают себя, но зато охотно бракуют все, что делают другие, критичны к другим. Высокомерие, снобизм, бестактность, чрезмерная самоуверенность – эти черты личности формируются у детей с завышенной самооценкой. Дети с завышенной самооценкой, скорее всего, воспитываются в семьях, где ребенок «центр жизни», где его достоинства и недостатки оцениваются одинокого положительно, где ребенка уверяют в его исключительности.

Слайд 25

Школьная оценка непосредственно влияет и на становление самооценки. Дети, ориентируясь на оценку учителя, сами считают себя и своих сверстников «отличниками», «двоечниками» и «троечниками», хорошими и средними учениками, наделяя представителей каждой группы набором соответствующих качеств.

Слайд 26

Уровень самооценки можно выявить с помощью тестов
Рисуночный тест Помогает оценить социальное благополучие ребенка, уровень его самооценки. Низкая самооценка - маленькая фигурка, расположена не посередине листа, а с краю, плохо прорисованы детали, либо использование темных цветов, штриховки. Об адекватной самооценке говорит хорошо прорисованная фигура, расположенная в центре листа, хорошо прорисованное лицо и части одежды, достаточно длинные руки и ноги. Завышенная самооценка - слишком большая фигура, сильно украшенная, все остальные фигуры на рисунке кажутся невзрачными и незаметными.

Слайд 27

Тест «ЛЕСЕНКА»

Способ выполнения задания Тип самооценки
Не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку; аргументируя свой выбор, ссылается на мнение взрослого: «Я хороший. хороший и больше никакой, это мама так сказала». Неадекватно завышенная самооценка
После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку, объясняя свои действия, называет какие-то свои недостатки и промахи, но объясняет их внешними, независящими от него, причинами, считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной Завышенная самооценка
Обдумав задание, ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже Адекватная самооценка
Ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого Заниженная самооценка

Слайд 28

Уровень самооценки может изменяться, особенно в младшем школьном возрасте. Каждое наше обращение к ребенку, каждая оценка его деятельности, реакция на успехи и неудачи - все это оказывает влияние на отношение ученика к себе. То есть, мы можем помочь ребенку сформировать адекватную самооценку.

Слайд 29

Рекомендации учителю по работе с детьми с низким уровнем самооценки
Не предъявлять к ребенку завышенных требований; Не использовать слова, унижающие достоинство человека, т.е. оценивать результат деятельности, а не личность; Вовлекать учащихся в коллективную работу; При организации внеклассных мероприятий назначать учащихся на ответственные должности; Предлагать в учебной деятельности задания творческого характера.

Слайд 30

Рекомендации учителю по работе с детьми с высоким уровнем самооценки
При организации внеклассных мероприятий включать учащихся в групповую работу; Учить слушать других; Воспитывать чувство сопереживания; Оценивая работы, показывать как положительные, так и отрицательные моменты; Аргументировать оценки.

Слайд 31

Только реальные и достаточно полные знания о себе дадут ребёнку настоящую опору в жизни, помогут ему повысить свой статус, реализовать свои возможности, состояться как личности.