Презентация - Исследовательская работа «Особый ребенок и образование в России»

Исследовательская работа «Особый ребенок и образование в России»Исследовательская работа «Особый ребенок и образование в России»Исследовательская работа «Особый ребенок и образование в России»Исследовательская работа «Особый ребенок и образование в России»Исследовательская работа «Особый ребенок и образование в России»Исследовательская работа «Особый ребенок и образование в России»Исследовательская работа «Особый ребенок и образование в России»Исследовательская работа «Особый ребенок и образование в России»Исследовательская работа «Особый ребенок и образование в России»Исследовательская работа «Особый ребенок и образование в России»Исследовательская работа «Особый ребенок и образование в России»Исследовательская работа «Особый ребенок и образование в России»Исследовательская работа «Особый ребенок и образование в России»Исследовательская работа «Особый ребенок и образование в России»Исследовательская работа «Особый ребенок и образование в России»Исследовательская работа «Особый ребенок и образование в России»Исследовательская работа «Особый ребенок и образование в России»Исследовательская работа «Особый ребенок и образование в России»Исследовательская работа «Особый ребенок и образование в России»Исследовательская работа «Особый ребенок и образование в России»Исследовательская работа «Особый ребенок и образование в России»Исследовательская работа «Особый ребенок и образование в России»Исследовательская работа «Особый ребенок и образование в России»Исследовательская работа «Особый ребенок и образование в России»Исследовательская работа «Особый ребенок и образование в России»Исследовательская работа «Особый ребенок и образование в России»Исследовательская работа «Особый ребенок и образование в России»Исследовательская работа «Особый ребенок и образование в России»Исследовательская работа «Особый ребенок и образование в России»Исследовательская работа «Особый ребенок и образование в России»Исследовательская работа «Особый ребенок и образование в России»Исследовательская работа «Особый ребенок и образование в России»Исследовательская работа «Особый ребенок и образование в России»Исследовательская работа «Особый ребенок и образование в России»Исследовательская работа «Особый ребенок и образование в России»Исследовательская работа «Особый ребенок и образование в России»Исследовательская работа «Особый ребенок и образование в России»Исследовательская работа «Особый ребенок и образование в России»Исследовательская работа «Особый ребенок и образование в России»Исследовательская работа «Особый ребенок и образование в России»Исследовательская работа «Особый ребенок и образование в России»Исследовательская работа «Особый ребенок и образование в России»Исследовательская работа «Особый ребенок и образование в России»Исследовательская работа «Особый ребенок и образование в России»Исследовательская работа «Особый ребенок и образование в России»







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Исследовательская работа т « Особый ребенок и образование в России »
Выполнил Богерт Дмитрий Ученик 7 «З» класса Научный руководитель Левченко Ольга Федоровна, учитель физической культуры
МБОУ Лицей г. Уварово им. А.И. Данилова

Слайд 2

Подпись
ПРИМЕЧАНИЕ Чтобы изменить изображение на этом слайде, выберите и удалите его. Затем нажмите значок "Вставка рисунка" в заполнителе, чтобы вставить нужное изображение.

Слайд 3

Актуальность исследования
заключена в том, что дети с особенностями развития должны иметь равные возможности с другими детьми в получении образования. В настоящее время существует потребность во внедрении такой формы обучения, которая создаст детям с ограниченными возможностями оптимальные условия обучения.
3

Слайд 4

Цель
Проанализировать как в нашей стране, в Тамбовской области и нашем городе Уварово реализуется право детей- инвалидов на образование.
Проблема исследования
Принятие индивидуальности каждого ребёнка и создание ему таких условий обучения, которые необходимы для удовлетворения его особых потребностей.
4

Слайд 5

Задачи исследования:
Сбор информации об истории вопроса. Показать важность решения данной проблемы в современных условиях развития общества. Узнать, как реализуются их права на образование. Узнать, что такое инклюзивное образование и как оно организуется в нашей стране. Узнать, какие условия для обучения этих детей созданы в нашей области и в нашем городе. Провести анкету среди учащихся и взрослых.
5

Слайд 6

Объект исследования Доступность права на образование у детей с «ограниченными возможностями» Предмет исследования Правовая и социальная государственная политика направленная на поддержку детей с ограниченными возможностями в современном российском обществе.
6

Слайд 7

Методы исследования:
Методы теоретического исследования: анализ научно-методической литературы; изучение нормативно-правовых документов и истории вопроса в нашей стране по данной проблеме. Методы эмпирического исследования: анкетирование, психодиагностические методы (тестирование, опрос).
7

Слайд 8

Образование в дореволюционной России
В русском писаном праве первоначально появляются лишь нормы о защите детей и женщин, оставшихся без опеки в результате смерти кормильца. Указ Князя Владимира, утвердивший Устав о православной церкви, по которому призрение инвалидов вменено церкви. В Соборном Уложении 1649 года также встречаются нормы, предоставлявшие гарантии судебной защиты и защиты имущественного глухих и немых детей умершего. В 1704 году Петром был издан указ, запрещавший умерщвлять детей с врожденными дефектами и требовавший объявлять о них священникам соответствующих приходов. Екатериной II в 1775 году издан Указ об учреждении Приказа общественного призрения. Согласно «Учреждению для управления губерний» Приказ общественного призрения должен был осуществлять попечение и надзор за «домами для с ума сшедших». В начале XIX века по инициативе императора Александра I в России открывается первая школа для слепых (1807 г.) и первое учебно-воспитательное учреждение для глухонемых (1806 г.).
8

Слайд 9

Образование в советской России.
Но с приходом к власти Советов, ситуация меняется коренным образом. В июне 1918 года декретом Совнаркома все учебные заведения из частных рук и церкви передаются в Народный комиссариат просвещения. До начала 30-х годов по отношению к детям-инвалидам применялся термин «дефективные дети». С 1926 года начинается развиваться систем специальных школ применительно к видам отклонений обучающихся (тугоухие, глухонемые, слепые, слабовидящие, умственно отсталые). в 90-х годах XX века укрепился термин «ребёнок с ограниченными возможностями».
9

Слайд 10

Исследования Л.С.Выготского
Изучая специфику развития нормальных и аномальных детей, он пришёл к выводу, что всякий телесный недостаток вызывает в поведении ребёнка как бы социальный вывих, который закладывается уже с семье, а в дальнейшем начинает усугубляться. И если преодоление первичного дефекта требует медицинского воздействия, который чаще всего бывает малоэффективным, то вторичный – требует психолого-педагогическому вмешательству и он поддается коррекции. Следовательно, если создать ребёнку душевное здоровье и благополучие, то ребёнок с ограниченными возможностями не будет чувствовать себя «другим, не таким как все».
10

Слайд 11

Исследования словацкого психолога Л.Пожар
Ребёнок « с ограниченными возможностями» будет себя чувствовать гармонично, если его душевное здоровье проявиться в трёх областях: 1) В отношении к себе. Душевно здоровый человек доволен собой. У него адекватные представления как о своих собственных возможностях и способностях, так и о своих ограничениях. Он полностью осознает, что жизнь приносит не только успехи, но и разочарования, неудачи и принимает их как само собой разумеющееся. 2) В отношении к другим людям. Душевно здоровый человек чувствует себя в присутствии людей комфортно, испытывает к ним доверие. Душевно здоровый человек не проявляет агрессию в общении с другими людьми и способен постоять за себя. 3) В отношении к жизни. Душевно здоровый человек способен выполнять требования, которые предъявляет ему жизнь, способен приспособиться к окружающим. Он планирует свою жизнь, причем ставит перед собой реальные цели.
11

Слайд 12

Конвенция о правах ребенка – это международный документ. Он был принят ООН 20 ноября 1989 г. С ним согласились 20 государств мира, в том числе и Россия. Конвенция ООН «О правах инвалидов» была принята Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 г., вступила в действие 3 мая 2008 г. Российская Федерация подписала эту Конвенцию 24 сентября 2008 г. В Конвенции недвусмысленно заявляется, что не медицинские проблемы, связанные с состоянием здоровья человека, являются причиной инвалидности, а то состояние развития общества, которое своими барьерами препятствует реализации прав и свобод людей с нарушениями здоровья.
12

Слайд 13

Динамика численности инвалидов в России
13

Слайд 14

Динамика численности детей-инвалидов в России
14

Слайд 15

Динамика численности детей-инвалидов в Тамбовской области
15

Слайд 16

16

Слайд 17

Динамика численности детей-инвалидов и детей с ОВЗ в г. Уварово
17

Слайд 18

Образование инвалидов
Для инвалидов образование играет сегодня более важную роль, чем для «здоровых» людей, так как это один из наиболее действенных социальных ресурсов, направленных на уменьшение общественной изоляции и экономической зависимости. Обладая данным ресурсом и реализуя его на практике, лица с инвалидностью способны повысить не только свой материальный уровень, но и свои мотивации, направленные на повышение личностного статуса и на полноценное включение в жизнь общества.
18

Слайд 19

Ратификация Российской Федерацией Конвенции ООН о правах инвалидов повлияла на образовательную политику в отношении граждан с инвалидностью. В Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» впервые в отечественной практике обучающиеся c ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) получили право на инклюзивное обучение, специальные условия и адаптированные образовательные программы. Изменения в образовательной политике привели к исключению из законодательства каких-либо упоминаний о специальном (коррекционном) образовании и коррекционной педагогике. Не позднее 1 января 2016 г. специальные (коррекционные) учреждения для обучающихся, воспитанников с ОВЗ должны переименоваться в общеобразовательные организации . Из законодательства исчезло также разделение специальных школ на виды.
19

Слайд 20

«Образование для всех»
Фундаментальный принцип «образование для всех» состоит в том, что каждый человек должен иметь возможность учиться. Основополагающий принцип инклюзивного образования – все люди должны иметь возможность учиться вместе, независимо от каких-либо трудностей, имеющихся на этом пути, или различий в способности к обучению, которые они могут иметь. Адресатами инклюзивного образования являются люди с потребностями в особом обучении, и инвалиды – лишь одни из них.
20

Слайд 21

21

Слайд 22

22

Слайд 23

23

Слайд 24

24

Слайд 25

25

Слайд 26

Образовательные учреждения для детей с ограниченными возможностями в Тамбовской области (2010-2012гг)
54 дошкольных образовательных учреждения комбинированного вида; 3 дошкольных образовательных учреждения компенсирующего вида; 11 специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Кроме того, в 2012 - 2013 учебном году в образовательных учреждениях Тамбовской области открыто 128 классов интегрированного обучения. В 6 муниципальных общеобразовательных учреждениях открыто 24 специальных (коррекционных) класса. 676 детей-инвалидов обучалось в общеобразовательных классах. На дому обучалось 530 человек. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, детей инвалидов и лиц из их числа велось в 24 из 33 учреждений начального и среднего профессионального образования области и в 5 высших учебных заведениях области.
26

Слайд 27

27

Слайд 28

28

Слайд 29

Создание условий для эффективной деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений Тамбовской области (2012 г.)
В целях создания оптимальных условий для самореализации творческого потенциала воспитанников в образовательных учреждениях Тамбовской области было создано более 100 кружков и спортивных секций. Кроме того, воспитанники с ограниченными возможностями здоровья посещали 27 кружков и секций на базе учреждений дополнительного образования. Общий охват дополнительным образованием составлял 985 воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (82,7%). В летний оздоровительный период в июне -июле 2012 года на базе 5 учреждений функционировали лагеря труда и отдыха, в которых отдохнуло 254 воспитанника. В загородных оздоровительных лагерях, санаториях отдохнули 473 воспитанника с ограниченными возможностями здоровья (всего 62%).
29

Слайд 30

Сеть государственных учреждений и специализированных центров в Тамбовской области
Центр инновационной кадровой, технической и технологической политики в сфере подготовки кадров из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на базе ТОГАОУ СПО "Техникум отраслевых технологий"; Центр социальной адаптации и трудовой подготовки "Шаг к успеху" на базе Инжавинского филиала ТОГБОУ СПО "Аграрно-промышленный техникум"; ТОГКУ СО - детский дом-интернат для детей с серьезными нарушениями в интеллектуальном развитии "Мишутка"; ГКУЗ "Тамбовский областной специализированный дом ребенка"; ТОГКСУ СО "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Росинка"; отделения реабилитации несовершеннолетних с ограниченными умственными и физическими возможностями в областных государственных учреждениях социального обслуживания населения "Центр социальной помощи семье и детям "Дом милосердия", "Центр социальной помощи семье и детям "Жемчужина леса", "Центр социальной помощи семье и детям "Семейный родник"; отделения по работе с населением, семьями, имеющими детей, реабилитации и интеграции лиц с ограниченными возможностями и маломобильных групп населения, функционирующие в областных нестационарных учреждениях социального обслуживания населения (25 отделений); сформированы группы для детей с нарушениями умственного развития на базе ТОГБОУ СПО "Многопрофильный колледж".
30

Слайд 31

3 детей в городе по заключению ОПМПК не способны к обучению и не обучаются в образовательных учреждениях города
31

Слайд 32

Диагностика особенностей отношения и восприятия образа инвалидов (6-7кл)
32

Слайд 33

33

Слайд 34

Целевая программа Тамбовской области "Доступная среда на 2011-2015 годы
В сфере образования: функционирует 61 компенсирующая и 50 комбинированных групп дошкольного образования; в 20 образовательных организациях области (20,8% от общего количества образовательных организаций) проведена работа по обеспечению интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов; введены обучающие модули "Создание условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в неспециализированных образовательных организациях", "Технология разработки программы коррекционной работы"; на базе Тамбовского областного государственного автономного образовательного учреждения "Центр психолого-медико-социального сопровождения "Возрождение" с целью оказания консультативной помощи родителям создан консультативный пункт;
34

Слайд 35

В сфере образования:
Двум специальным (коррекционным) интернатным организациям (ТОГБОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат N 2", ТОГБОУ "Моршанская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат") приобретено специальное оборудование для детей с нарушением слуха и зрения; произведена реконструкция крыльца и входа в здание ТОГБОУ "Моршанская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат«; в ТОГБОУ "Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения" установлены пристенные поручни в коридорах, гигиенических комнатах, световые маячки, приобретены мобильный лестничный подъемник и специальные тренажеры для занятий лечебной физкультурой с детьми с ДЦП: велосипед Рифтон, Тренажер Гросса, тренажер по методике Дикуля ; Четыре организации профессионального образования (17 % от общего количества учреждений профессионального образования) оборудованы пандусами, лестничные марши оборудованы перилами и поручнями; созданы учебно-производственные участки ("Ателье по пошиву одежды", "Мастерская по изготовлению изделий народных промыслов", "Парикмахерский салон"), оснащенные специальными рабочими местами;
35

Слайд 36

Целевая программа «Дети Тамбовщины»
осуществляется закупка оборудования для оснащения кабинета для родителей, воспитывающих детей-инвалидов, по обучению их навыкам по уходу, воспитанию и развитию детей-инвалидов; для организации работы по обеспечению социального сопровождения семей с детьми-инвалидами приобретен автотранспорт.
36

Слайд 37

«Доступная среда» в г. Уварово
В городе Уварово в лицее (корпус 3) по Целевой программе Тамбовской области «Доступная среда» было создано обеспечение инвалидам доступа наравне с другими гражданами. Здание школы оборудовано пандусами и на 1-ом этаже поставлено реабилитационное оборудование "спутниковая навигация", позволяющее ребенку-инвалиду по зрению самостоятельно ориентироваться в помещении. Тьюторы центра «Досуг» сопровождают детей на уроки, занимаются с ними, проводят коррекционные занятия, помогают социально адаптироваться. В детском саду «Теремок» учитель-логопед работает по программе «Коррекционно-педагогическая работа с детьми, имеющими нарушения речи».
37

Слайд 38

Образование инвалидов является важнейшим элементом комплексной реабилитации, обеспечивая самостоятельность и экономическую независимость граждан с ограниченными возможностями. Обеспечение равных возможностей в получении образования для инвалидов является важной составной частью реализации принципов независимой жизни инвалидов.
38

Слайд 39

В России нет запрета на обучение инвалидов в общеобразовательных школах и учреждениях. Законодательно закреплены разнообразные формы получения образования инвалидами. Но отсутствуют требования и механизмы реализации права на образование инвалидов в общей школе. Специальные школы являются по сути сегрегационными и не отвечают требованиям инклюзии. Таким образом, действующая сегодня система образования инвалидов в РФ не соответствует требованиям инклюзии и, в частности, принципам Конвенции ООН о правах инвалидов.
39

Слайд 40

Это значит, что для ускорения внедрения инклюзии необходимо создавать условия для полноценного обучения детей-инвалидов в обычных школах, включая: подготовку специалистов; создание апробированных методик, обеспечивающих совместное обучение детей; создание надлежащих материально-технических условий. Очевидно также, что нельзя в процессе внедрения инклюзивных форм образования «гнаться» за количеством, а необходимо качественно отрабатывать различные модели совместного обучения детей и распространять наиболее эффективные в общеобразовательных школах с учетом региональных особенностей.
40

Слайд 41

Для введения инклюзии также недостаточно наличия только самих школ и дошкольных учреждений, пусть даже полностью оборудованных, доступных и с обученным персоналом. Необходимо подготовить позитивное общественное мнение всех родителей о совместном обучении детей. Наряду с этими условиями, должна быть приспособлена к потребностям инвалидов городская среда (включая транспорт). Важным является также адекватная поддержка семей с детьми-инвалидами.
41

Слайд 42

Выводы по Тамбовской области
Несмотря на предпринимаемые меры, в Тамбовской области остается нерешенной важнейшая социальная задача – создание равных возможностей для детей-инвалидов во всех сферах жизни общества - образовании, здравоохранении, социальной сфере. В области существуют важные ресурсы дополнительного образования и реабилитации инвалидов. Однако воспользоваться данными ресурсами может ограниченное число людей с инвалидностью в силу нормативных, архитектурно-пространственных, территориальных, финансовых барьеров. Развитие спорта среди инвалидов имеет ряд проблем: не все учреждения физической культуры и спорта доступны для инвалидов и других МГН; спортивные сооружения требуют оснащения специализированным оборудованием и инвентарем для занятий с инвалидами, имеющими различные степени ограничения; В сфере образования остаются нерешенными следующие вопросы: не все здания образовательных организаций адаптированы для беспрепятственного доступа детей-инвалидов с учетом их особых потребностей, что ограничивает возможности детей-инвалидов для получения образовательных услуг; значительное количество образовательных организаций недостаточно оснащено специальным, в том числе учебным, реабилитационным и компьютерным оборудованием.
42

Слайд 43

Выводы по г. Уварово
Несмотря на то, что в городе ведется работа по созданию нормальных условий для получения образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ существует много проблем: в образовательных организациях города не оборудованы входные группы, лестницы, пандусные съезды, пути движения внутри зданий; отсутствуют зоны оказания образовательных услуг, санитарно-гигиенические помещения не приведены в соответствие с требованиями доступности и безопасности для детей-инвалидов; отсутствуют специальные тренажеры для занятий лечебной физкультурой с детьми.
43

Слайд 44

Список используемой литературы
Право на образование ребенка с ограниченными возможностями в российской федерации и за рубежом: монография / Е.Ю. Шинкарева. Архангельск. – стр.16-31. [1] Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения: Сборник статей. / Выготский Л.С. - М.: Государственное учебно-педагогическое издательство, 1995. - 135 с. [2] Психологические основы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности / Л. И. Акатов; М-во труда и социал. развития Рос. Федерации и др. — М.: Просвещение, 2002. — 448с. — (Президентская программа «Дети России»). — ISBN 5-09-011665-2. Стр.17 [3] Конвенции и соглашения. http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon [4] См. там же. Конвенция ООН «О правах инвалидов» http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml [5] Министерство труда и социальной защиты населения РФ http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/migration/12 [6] Федеральная служба государственной статистики http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities/# [7] Об утверждении комплексной программы Тамбовской области "Право быть равным" на 2013-2015 годы (с изменениями на 20 мая 2014 года) от 10 июня 2013 года N 604. http://docs.cntd.ru/document/467400456 [8] Кулагина Елена Викторовна. Образование детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья: социально-экономический аспект/ АНО «Совет по вопросам управления и развития»; ИСЭПН РАН. – М.: ООО «Деловые и юридические услуги “ЛексПраксис”», 2014. Стр.18 [9] Образование в Российской Федерации : 2014 : статистический сборник. – Москва: О-23 Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2014. – 464 с. ISBN 978-5-7598-1247-0 [10] Об утверждении государственной программы Тамбовской области "Доступная среда" на 2011-2015 годы (с изменениями на 13 ноября 2014 года) http://docs.cntd.ru/document/467400823 [11] Полную информацию и отчет о реализации мероприятий по программе «Доступная среда» вы сможете посмотреть на сайте: Управление социального развития общества Тамбовской области http://uprsoc.tmbreg.ru/invalid2.htm 12. Россия: на пути к равным возможностям. Москва 2009 Опубликовано для Организации Объединенных Наций издательством «Весь Мир». © Офис Постоянного координатора ООН в РФ
44

Слайд 45

Не будьте безразличны к инвалидам, К тем людям, покалеченным судьбой. Вам боли их порой не сразу видно, Достаточно услышать их порой. Поступок человека славит, Что блеском отражается в глазах. И пусть здоровья обществу прибавит Та помощь, заключенная в делах!
Спасибо за внимание!
45